ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-11730/2011 от 01.02.2012 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул., д.8, Кемерово, 650000; информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05;

www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Кемерово Дело № А27- 11730/2011

06 февраля 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 01 февраля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 06 февраля 2012 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи Дворовенко И.В.

при ведении протокола судебного заседания с использованием аудио записи помощником судьи Локтионовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Государственного стационарного учреждения социального обеспечения «Малиновский психоневрологический интернат» Департамента социальной защиты населения Кемеровской области, п. Малиновка, Кемеровской области

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Кемеровской области, г. Осинники

о признании частично недействительным решения № 12 от 30.06.2011

в заседании приняли участие:

от Межрайонной инспекции: ФИО1 – государственный налоговый инспектор юридического отдела по доверенности от 26.09.2011, удостоверение; ФИО2 - государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок от 09.12.2011, удостоверение;

от ГСУСО « Малиновский психоневрологический интернат»: ФИО3 – представитель по доверенности от 25.10.2011, паспорт; ФИО4 – главный бухгалтер по доверенности от 25.10.2011, паспорт,

у с т а н о в и л:

Государственное стационарное учреждение социального обеспечения « Малиновский психоневрологический интернат» Департамента социальной защиты населения Кемеровской области (далее ГСУ СО « Малиновский психоневрологический интернат» ДСЗН по КО либо Учреждение) оспаривает в судебном порядке решение № 12 от 30.06.2011 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Кемеровской области (далее Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Кемеровской области либо Межрайонная инспекция).

Рассмотрение спора откладывалось в соответствии со статьёй 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Заявление обосновано тем, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для начисления налога на прибыль, так как выводы о совершении налогового правонарушения не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению заявителя, налоговый орган применил не ту норму законодательства при исчислении налога на прибыль.

Межрайонная инспекция заявленные требования не признала, полагая, что сумма налога доначислена в соответствии со статьёй 321.1 НК РФ. Кроме этого, контролирующий орган указал, что в другие последующие) налоговые периоды, налогоплательщик исчислял налог на прибыль, в соответствии с законодательством, а именно, расходы на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, предусмотренные единой бюджетной сметой на 2008 г. (и приобретенные за счёт этих средств) не включались в расходную часть

Изучив материалы дела, дополнительно представленные доказательства, а так же, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

07.07.2011 Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Кемеровской области провела выездную налоговую проверку ГСУ СО « Малиновский психоневрологический интернат» ДСЗН по КО по вопросам правильности исчисления налогов за 2008 год.

По результатам проверки составлен Акт № 12, на основании которого 30.06.2011 принято решение о применении к налогоплательщику налоговой ответственности в виде штрафных санкций в размере 225 157 руб., предусмотренные статьёй 122 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ). Кроме этого, налогоплательщику предложено уплатить налог на прибыль и налог на имущество в размере 1 125 785 руб., и рассчитаны суммы пени за несвоевременную уплату налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и налога на имущество (в общей сумме 135 938,13 руб.).

Данное решение обжаловано в апелляционном порядке. Решением № 551 от 05.08.2011 Управление ФНС России по Кемеровской области ненормативный акт нижестоящего налогового органа оставил без изменения, а жалобу Учреждения без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с данным заявлением.

В силу пункта 1 статьи 246 НК РФ ГСУ СО «Малиновский психоневрологический интернат» ДСЗН по КО является плательщиком налога на прибыль.

Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаётся прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаётся полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 1 статьи 274 НК РФ установлено, что налоговой базой для целей главы 25 признаётся денежная выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьёй 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.

Статьей 321.1 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемой период) закреплены особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (пункт 1 статьи 321.1 Налогового кодекса РФ).

Согласно пункту 2 статьи 321. 1 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки Инспекцией установлено, что деятельность ГСУ СО «МПИ» ДСЗН по КО финансируется за счет целевых бюджетных средств, то есть является бюджетным учреждением.

Деятельность налогоплательщика финансируется за счет средств, выделяемых из бюджета на ведение уставной деятельности бюджетного учреждения на основании сметы доходов и расходов. Расходы на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря предусмотрены единой бюджетной сметой на 2008 г. и произведены налогоплательщиком за счет указанных средств, что подтверждается Отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета на 1 апреля 2008 года.

Так, по смете доходов и расходов на   2008 год ГСУ СО «МПИ» ДСЗН по КО налогоплательщиком получены средства бюджета на ведение уставной деятельности. Согласно Отчету об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств на 1 апреля 2008 г. ГСУ СО «МПИ» ДСЗН КО осуществило, помимо прочего, расходы по приобретению материальных запасов в размере 5 164 359 руб., 15 руб. Сводным расчетом по КЭК 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» по ГСУ СО «МПИ» ДСЗН по КО на 2008 г. предусмотрено, что в данные расходы включаются, в том числе затраты на продукты питания и мягкий инвентарь.

В 1 квартале 2008 года ГСУ СО «МПИ» ДСЗН КО на содержание граждан пожилого возраста и инвалидов по договорам о стационарном обслуживании израсходовало 4 225 831 руб. бюджетных средств, связанных с приобретением продуктов питания и мягкого инвентаря.

Таким образом, спорные расходы осуществлены ГСУ СО «МПИ» ДСЗН по КО за счет целевых бюджетных средств.

Из чего следует, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 321. 1 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) расходы налогоплательщика на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, произведенные им за счет средств целевого финансирования, не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, а полученные налогоплательщиком доходы от коммерческой деятельности до исчисления налога не могут быть перечислены на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению.

Кроме того, пункт 2.5 Приказа Главного финансового управления Кемеровской области от 31.01.2008 № 14 «Об утверждении Положения о порядке зачисления и расходования доходов от платных услуг, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности» устанавливает, что доходы бюджетного учреждения, полученные от оказания платных услуг, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, перечисляются бюджетными учреждениями на счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Кемеровской области.

Следовательно, налогоплательщик в 1 квартале 2008 г. обязан был исчислить налог на прибыль с суммы 4 225 381 руб., а оставшиеся после уплаты налога доходы перечислить на казначейский счет. Только после этого поступившие на казначейский счет денежные средства, согласно названного приказа, в общем порядке, направляются на обеспечение деятельности учреждения в виде бюджетных ассигнований.

Суд отмечет, что в последующие периоды ГСУ СО «Малиновский психоневрологический интернат» ДСЗН по КО, уплачивало налог на прибыль, а затем перечисляло оставшиеся после уплаты налога денежные средства на казначейский счет, как того требует Приказ Главного финансового управления Кемеровской области от 31.01.2008 № 14 «Об утверждении Положения о порядке зачисления и расходования доходов от платных услуг, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности».

Оспаривая решение № 12 от 30.06.2011, заявитель ссылается на применение пункт 3.1 пункт 3.1 Приказа Главного финансового управления Кемеровской области от 31.01.2008 № 14 «Об утверждении Положения о порядке зачисления и расходования доходов от платных услуг, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности».

Согласно данному пункту доходы от платных услуг, оказанных бюджетными учреждениями, в общем порядке в составе бюджетных ассигнований направляются на обеспечение их деятельности, указывает, что последующее получение из бюджета этих сумм на обеспечение деятельности интерната не может признаваться целевым бюджетным финансированием.

Однако, суд соглашается с мнением налогового органа, так как то обстоятельство, что в качестве финансирования налогоплательщик получает средства, ранее перечисленные им в бюджет от оказания платных услуг, не свидетельствует о том, что полученные из бюджета средства не являются целевыми.

Указанные средства предоставляются налогоплательщику из бюджета на основании сметы доходов и расходов для ведения уставной деятельности и расходуются по статьям, предусмотренным сметой.

Кроме того, пункт 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов,   предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

В пункте 2.5 Приказа Главного финансового управления Кемеровской области от 31.01.2008 № 14 «Об утверждении Положения о порядке зачисления и расходования доходов от платных услуг, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности» устанавливает, что доходы бюджетного учреждения, полученные от оказания платных услуг, после уплаты налогов и сборов,  предусмотренных законодательством о налогах и сборах, перечисляются бюджетными учреждениями на счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Кемеровской области.

Приказ Главного финансового управления Кемеровской области от 31.01.2008г. № 14 в соответствии со статьёй 2 Бюджетного кодекса РФ входит в структуру бюджетного законодательства РФ, следовательно, его нормы обязательны для применения.

Данная позиция Межрайонной инспекции полностью согласуется с мнением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отражённой в пункте 4 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса РФ, от 22.12.2005 № 98, и Конституционного Суда РФ, высказанной в п. 3.1. Постановления от 22.06.2009 г. № 10-П по делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса РФ и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ.

Довод заявителя о том, что в 1 квартале 2008 году правомерно учтены в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с оказанием платных услуг, в связи с чем, решение Инспекции следует признать незаконным, оценивается судом критически.

Статьей 321. 1 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) закреплены особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями.

Согласно пункту 2 статьи 321. 1 Налогового кодекса РФ в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что деятельность налогоплательщика финансируется за счет целевых бюджетных средств. Расходы на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря предусмотрены единой бюджетной сметой на 2008 г. и произведены налогоплательщиком за счет указанных средств, что подтверждается Отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета на 1 апреля 2008 г (имеется в материалах дела).

Согласно Отчету об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета на 1 апреля 2008 года ГСУ СО «Малиновкий психоневрологический интернат» ДСЗН по КО осуществило, помимо прочего, расходы по приобретению материальных запасов в размере 5 164 359, 15 руб.

  Сводным расчетом по КЭК 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» по ГСУ СО «Малиновский психоневрологический интернат» ДСЗН по КО на 2008 года предусмотрено, что в данные расходы включаются, в том числе затраты на продукты питания и мягкий инвентарь.

В 1 квартале 2008 года ГСУ СО «Малиновский психоневрологический Интернат» ДСЗН по КО на содержание граждан пожилого возраста и инвалидов по договорам стационарном обслуживании израсходовало 4 225 831 руб. бюджетных средств, связанных с приобретением продуктов питания и мягкого инвентаря.

Таким образом, спорные расходы осуществлены заявителем за счет целевых бюджетных средств.

Следовательно, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 321. 1 Налогового кодекса РФ расходы налогоплательщика на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, произведенные из за счет средств целевого финансирования, не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, а полученные налогоплательщиком доходы от коммерческой деятельности до исчисления налога не могут быть перечислены на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению.

С учётом изложенного, суд не может согласиться с заявленными требованиями, так как налог начислен в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Руководствуясь статьями 167, 170, 180, 181 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Заявление Государственного стационарного учреждения «Малиновский психоневрологический интернат» Департамента социальной защиты населения Кемеровской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья И.В. Дворовенко