АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05
http://www.kemerovo.arbitr.ru
e-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27-12001/2011
01 декабря 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2010 г. Полный текст решения изготовлен 01 декабря 2011 г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи В.Я. Драпезо, при ведении протокола помощником судьи Е.С. Кирилловой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области, г. Кемерово
к обществу с ограниченной ответственностью «СтройТорг», г. Кемерово
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя – ФИО1 – главный консультант главного инспектора по доверенности от 08.06.2011 №01/4-550, ФИО2 – начальник отдела правового обеспечения по доверенности от 22.02.2011 №01/4/114,
от общества – не явились,
слушатель – ФИО3, паспорт,
у с т а н о в и л :
Инспекция государственного строительного надзора Кемеровской области (далее «Инспекция») обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Строй-Торг» (далее «Общество», «ООО «Строй-Торг») к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее «КоАП РФ»).
Определением от 01.11.2011 срок привлечения к административной ответственности в связи с отсутствием у суда сведений о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, был продлен и судебное разбирательство в соответствии с пунктом 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее «АПК РФ») отложено до 00 часов 00 минут 24.11.2011.
В судебном заседании 24.11.2011 представитель Инспекции поддержал заявленные требования, представил дополнительные пояснения и доказательства.
Общество, уведомленное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направило, возражения не представило.
Суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассматривает дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, по имеющимся в деле материалам.
В своем заявлении Инспекция указывает, что Общество на основании договора на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика и технического надзора от 16.03.2011 является лицом, осуществляющим строительный контроль в отношении строительства объекта капитального строительства «Вставка между домами №128 и №130 по пр. Ленина г. Кемерово. Офисный центр» (далее «Объект капитального строительства») со стороны Заказчика.
31.08.2011 на указанном объекте капитального строительства возникла чрезвычайная ситуация техногенного характера, а именно – разрыв узлов крепления консольной балки КН к колоннам К7т, К7н, в результате чего произошло обрушение кирпичной кладки стены объекта в уровне первого этажа.
В ходе проведенной проверки было установлено, что данное обрушение явилось следствием нарушения пункта 2.18 СНиП II-23-81* «Стальные конструкции», обязанность по соблюдению требований которого возложена, в том числе, и на лицо, осуществляющее строительный контроль.
Выявленное нарушение было квалифицировано Инспекцией по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ, о чем 08.09.2001 был составлен протокол об административном правонарушении в отношении Общества.
В качестве меры пресечения выявленного административного правонарушения Инспекцией в соответствии со статьей 27.1 КоАП РФ применена мера обеспечения в виде временного запрета деятельности Общества, а материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 4 статьи 28.8 КоАП РФ переданы в Арбитражный суд Кемеровской области.
Инспекция настаивает на привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, и просит применить санкцию в виде приостановления деятельности Общества на срок до 90 суток.
Рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующее.
ООО «Строй-Торг» в соответствии с договором на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика и технического надзора от 16.03.2011 является лицом, осуществляющим строительный контроль в отношении строительства вышеуказанного объекта капитального строительства.
С 01.09.2011 по 05.09.2011 главным консультантом - главным государственным инспектором Кемеровского отдела инспектирования инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области ФИО1 (далее «Главный государственный инспектор») на основании приказа Инспекции от 01.09.2011 №241/КЕМ-ОС и решения прокуратуры г. Кемерово о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 02.09.2011 проведена проверка соблюдения обязательных требовании градостроительного законодательства Российской Федерации при строительстве объекта капитального строительства «Вставка между домами №128 и №130 по пр. Ленина г. Кемерово. Офисный центр». Основанием для проведения проверки послужило обращение ООО «Рик-Трейд» от 31.08.2011 о возникновении чрезвычайной ситуации техногенного характера на строящемся объекте капитального строительства.
В ходе проведения проверки главным государственным инспектором установлено и отражено в Акте проверки 04/КЕМ-1610-05 от 05 09.2011, что через деталь поз. 13 (уголок 100x7 h=200 мм) произошел разрыв узлов крепления консольной балки КН к колоннам К7т, К7н (отм. 0.000 в осях Б-В 1, шифр проекта 01/11-КМД-1р-10, лист 1-3), в результате чего произошло обрушение кирпичной кладки стены с отм. 0.000 до отм +2.600 (в уровне первого этажа).
Кроме того, нарушены требования пункта 12.18 СНиП II-23-81* «Стальные конструкции», а именно, в узлах с болтовыми соединениями сборочные болты М20 установлены не проектной длины (отсутствует выступающая часть резьбы болта за пределы гайки), что не обеспечивает несущую способность болтовых соединений. В соответствии с требованиями СНиП п. 12.18 СНиП П-23-81* «Стальные конструкции» выступающая за пределы гайки резьба должна иметь не менее витка с полным профилем и быть длиной не более половины диаметра болта.
16.09.2011 Инспекцией в отношении ООО «Строй-Торг» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Кроме того, учитывая характер установленных в ходе проверки нарушений и в целях предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей Инспекцией 16.09.2011 были применены меры по обеспечению производства по делу об административном правонарушении N04/КЕМ-16-10-05, в виде временного запрета деятельности, а именно всех строительно-монтажных работ по строительству объекта «Вставка между домами № 128 и № 130 по пр. Ленина г.Кемерово. Офисный центр» с 14 часов 00 минут 16.09.2011 года до рассмотрения дела.
20.09.2011 в соответствии с требованиями части 4 статьи 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении от 16.09.2011 вместе с протоколом о временном запрете деятельности также от 16.09.2011 с приложением материалов административного производства, возбужденных в отношении Общества, были переданы в Арбитражный суд Кемеровской области.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области строительства, рассмотрев материалы административного производства, возбужденного в отношении ООО «Строй-Торг», суд считает доказанным событие и состав административного правонарушения, вменяемого Обществу, и соблюденным порядок возбуждения административного производства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, заключается в нарушении требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), которое затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Часть 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее «Градостроительный кодекс РФ») устанавливает, что лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Указанное лицо вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Согласно части 4 этой же статьи Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства регулируется Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (далее «Положение о проведении строительного контроля»).
В соответствии с пунктом 3 Положения о проведении строительного контроля строительный контроль проводится, в том числе, лицом, привлеченным Застройщиком по договору для осуществления строительного контроля (далее «Исполнитель»).
Согласно подпунктам «а», «г» и «е» пункта 5 указанного Положения строительный контроль, осуществляемый Исполнителем, включает в себя, в том числе, проведение следующих контрольных мероприятий: проверку полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов; совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; осуществление иных мероприятий в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Пунктами 2.3.5, 2.3.7, 2.3.9 и 2.3.17 договора на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика и технического надзора от 16.03.2011 на Общество возложены следующие обязанности: осуществление контроль за всеми работами, осуществляемые подрядчиком, соответствие их СНиП, ГОСТ, иным техническим регламентам и законодательству; контроль качества применяемых строительных материалов, комплектующих и оборудования в соответствии со СНиП, ГОСТ, иным техническими регламентами и законодательством; контроль своевременного устранения подрядчиком недостатков и дефектов, выявленных при выполнении и приемке работ; незамедлительное извещение Заказчика о случаях выявления некачественно выполненных строительно-монтажных работ, а также требование от подрядчика устранения отмеченных недостатков в порядке и сроки, установленные договором подряда.
Материалами административного производства, а именно: Актом проверки от 05.09.2011 №04/КЕМ-16-10-05, Актом о браке металлоконструкций от 30.08.2011, Актом осмотра от 31.08.2011, подтверждается, что ООО «Строй-Торг» не осуществил должным образом строительный контроль.
Общество является субъектом ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, поскольку в силу договора на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика и технического надзора от 16.03.2011 является лицом, осуществляющим строительный контроль в отношении строительства вышеуказанного объекта капитального строительства.
Вина Общества в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, установлена, так как у него имелась возможность для выполнения возложенных на него обязанностей, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по надлежащему осуществлению строительного контроля.
Таким образом, наличие в действиях Общества всех элементов состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, является основанием для привлечения ООО «Строй-Торг» к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ.
Суд считает соблюденным Инспекцией порядок проведения проверки объекта капитального строительства, порядок возбуждения административного производства и направления материалов в суд.
Так, Акт проверки от 05.09.2011 вместе с сопроводительным письмом от 08.09.2011 №04/КЕМ-4-589 и уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в котором содержалось разъяснение прав и обязанностей лица, привлекаемого к административной ответственности, 09.09.2011 были направлены заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее «ЕГРЮЛ»).
Аналогичным образом подтверждается и направление Инспекцией Обществу протокола об административном правонарушении и протокола о временном запрете деятельности от 16.09.2011, также заказным письмом с уведомлением.
Тот факт, что указанная заказная корреспонденция не была получена Обществом с отметкой «истек срок хранения», не может быть расценен судом в качестве ненадлежащего уведомления Общества, поскольку адрес. По которому была направлена указанная корреспонденция, соответствует адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ от 20.10.2011, представленной инспекцией по запросу суда.
Основания для освобождения Общества от административной ответственности судом не установлены.
В части назначения наказания суд отмечает следующее.
Инспекция настаивает на назначении Обществу наказания в виде приостановления деятельности, мотивируя данное требование тем, что продолжение строительных работ на указанном объекте капитального строительства создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
В соответствии с частью 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, а согласно части 2 указанной статьи административное приостановление деятельности назначается в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Поскольку часть 2 статьи 9.4 КоАП РФ предусматривает возможность применения санкции в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток, суд соглашается с доводами Инспекции о том, что в рассматриваемом случае могла быть применена указанная санкция, однако, в связи с тем, что строительные работы на указанном объекте капитального строительства приостановлены, что исключает, по определению, возможность и необходимость проведения строительного контроля, суд считает, что следует применить санкцию в виде административного штрафа.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Строй-Торг» (<...>, сведения в Единый государственный реестр юридических лиц внесены 11.08.2010, основной государственный регистрационный номер 1104205013131, ИНН <***>) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления решения в силу, информация об оплате штрафа должна быть предоставлена суду.
Штраф подлежит оплате по следующим реквизитам:
Получатель: УФК Кемеровской области (Инспекция государственного строительного надзора Кемеровской области)
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области
Расчетный счет <***>
ИНН <***> КПП 420501001 БИК 043207001
ОКАТО 32401000000
КБК 885 1 16 90040 04 0000 140.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья В.Я. Драпезо