ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-12013/2010 от 28.02.2011 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Красная, д.8, г. Кемерово, 650000,

тел. (3842) 58-43-26, факс. (3842) 58-37-05

www.kemerovo.arbitr.ru

info@kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-12013/2010

«01» марта 2011 года

Резолютивная часть решения суда оглашена «28» февраля 2011 года

В мотивированном виде решение изготовлено «01» марта 2011 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Титаевой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Кемерово

о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером: 42:18:0118084:32 площадью 360200 кв.м., признании незаконными действий Управления Росреестра по Кемеровской области, выразившиеся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка и удельных показателях кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности; обязании Управления Росреестра устранить нарушение прав и законных интересов

заинтересованные лица:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва

Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва

Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, г. Кемерово

третье лицо:

Коллегия администрации Кемеровской области, г. Кемерово

при участии:

от заявителя – ФИО2 (доверенность от 17.12.2008, паспорт)

от Управления Росреестра – ФИО3 (доверенность №270-Д от 30.12.2010, паспорт)

от Росреестра – не явились (извещены)

от ФГУП «ФКЦ «Земля» - не явились (извещены)

от коллегии администрации Кемеровской области – не явились (извещены)

от ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области – не явились (извещены)

у с т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту - заявитель) обратился в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением:

- о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 площадью 360200 кв.м., выполненной ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» по заказу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее-Управление) в размере 274022150 руб. в виде удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 760,75 руб. кв.м.;

-о признании недействительным пункта 7 решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г.Москва (далее-Росреестр), оформленного актом проверки Отчёта об определении кадастровой стоимости №2 от 24.11. 2008г. о соответствии Отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Министерства Экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. №39 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32, площадью 360200 кв.м. в размере 274022150 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 760,75 руб. за кв.м.;

- о признании незаконными действий Управления Росреестра по Кемеровской области, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 площадью 360200 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, Яйский район, в северо-западной части от пгт. Яя, в размере 274022150 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 760,75 руб. за кв.м.;

- обязании «ФГУ Земельно-кадастровая палата» по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 площадью 360200 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, Яйский район, в северо-западной части от пгт. Яя, в размере 274022150 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 760,75 руб. за кв.м.

Требования мотивированы тем, что Управлением Роснедвижимости (правопреемник – Управление Росреестра) не осуществлялся надлежащий контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель, Роснедвижимостью (правопреемник – Росреестр) не проведена надлежащая проверка Отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков, а указанное, привело к внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32.

Определением суда от 19.08.2010 заявление принято к производству назначено предварительное судебное заседание на 15.09.2010.

При отсутствии возражений от представителей сторон, суд в порядке статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ завершил предварительное судебное заседание и перешёл к рассмотрению спора в судебном заседании, в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание отложено на 21.10.2010.

Производство по делу 21.10.2010 приостановлено до размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по надзорному производству №ВАС-7309/10 в полном объеме на сайте Высшего арбитражного Суда Российской Федерации.

Протокольным определением от 23.12.2010 производство по делу возобновлено по статье 146 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Определением суда от 23.12.2010 по ходатайству заявителя привлечено ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области.

В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание было отложено на 26.01.2011, затем на 28.02.2011г.

Представитель заявителя требования поддержал, суду пояснил, что исходя из анализа пунктов 1, 5 статьи 56, статьи 66 Земельного кодекса РФ, пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, пунктов 2.2.1, 2.2.2., 2.2.5 Методических указаний государственная кадастровая оценка земель основывается на статистическом анализе достоверной информации о рыночных ценах земельных участков, в то время как из обстоятельств дела видно, что достаточная и достоверна информация о рыночной стоимости земельных участков не собрана, что свидетельствует о нарушении процедуры оценки, привело к необоснованному завышению кадастровой стоимости.

Представитель Управления просит в удовлетворении требований отказать, суду пояснил, что расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 проведен в рамках государственного контракта № 140 от 29.06.2007 в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39, согласно которым, а также техническому заданию, работы по расчету кадастровой стоимости земельных участков осуществляются с использованием специального программного обеспечения «Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов», оспорил доводы заявителя.

Пояснил, что все требования действующего законодательства в части соблюдения административной процедуры проведения кадастровой оценки исполнены.

Так, состав факторов стоимости земель согласован Протоколом заседания межведомственной комиссии по рассмотрению и согласованию материалов по государственной кадастровой оценке земель, оказывающих влияние на кадастровую стоимость.

В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводился ее статистический анализ, на основании которого устранялась информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости.

Ссылается на пункт 3.2.7 Технических рекомендаций, с учётом которых кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 рассчитана на основе индивидуальной оценки его рыночной стоимости, что подтверждено Отчётом 1/ГКР/140 – 130 об оценке рыночной стоимости земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, в том числе и участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32, выполненным ООО «Группа комплексных решений».

Указал на то, что надлежащая предварительная проверка отчета подтверждается протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.

Обращает внимание суда, что результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 в размере 274022150 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 760,75 руб. за 1 кв.м. утвержден Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» от 27.11.2008 № 520, которое не оспорено.

Росреестрнадлежащим образом уведомлен о судебном заседании, о чем свидетельствуют материалы дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, возражений о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей не заявил.

Коллегия Администрации Кемеровской области, ФГУ «ФКЦ «Земля» и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области надлежащим образом уведомлено о судебном заседании, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие, представили отзывы, просят в удовлетворении требований отказать, мотивируя тем, что заявителем избран не верный способ защиты права.

Согласно статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие не явившихся сторон.

В судебном заседании установлено, и подтверждено материалами дела, что заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32, общей площадью 360200 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, Яйский район, в северо-западной части от пгт. Яя, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 04.10.20006г. №42 АВ 284623.

Земельный участок с кадастровым номером 42:18:0118084:32 является ранее учтённым, поставлен на государственный кадастровый учёт 28.12.2005г. с разрешённым использованием – рекреационное и оздоровительное назначение, оценен по 8 виду разрешённого использования, кадастровая стоимость которого рассчитана ФГУП «ФКЦ Земля», результат кадастровой оценки  утверждён постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.08.2006 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов» в размере 274022150 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости в размере 760,75 руб. за кв.м.).

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 внесены в государственный кадастр недвижимости.

Получив отчет независимого оценщика – ООО «Финансы Бизнес Консалтинг» о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 (составленный оценщиком 27.05.2010), заявитель установил, что кадастровая стоимость участка в размере в размере 274022150 руб. значительно превышает его рыночную стоимость, составляющую согласно отчету 9 390 000 руб., и обратился в суд с настоящим заявлением.

Заслушаны пояснения представителей лиц, участвующих в рассмотрении спора, изучены письменные материалы и обстоятельства дела.

Суд, разрешая спор по настоящему делу, исходил из следующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с положениями статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в период спорных правоотношений, государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» и впоследствии Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее- Правила), согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Согласно пункту 5 Правил, Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 Правил, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 11 Правил, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от 28.06.2007 № 215 -Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:

подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 8.1 и 9.5 Административного регламента предусмотрено, что контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации с периодичностью, установленной формами оперативной отчетности о ходе проведения государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации (далее - формы оперативной отчетности).

Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (далее - предварительная проверка).

Отчеты, составленные по результатам работ, выполненных за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, проверяются на соответствие его состава условиям технического задания, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации на проведение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, выполняемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации».

Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Роснедвижимость производит его проверку на соответствие Методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим указаниям, Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.

Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель, результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью.

После чего, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации (пункт 11.1 Административного регламента).

Суд отмечает, что постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 (в части касающейся интересов заявителя) не оспорено.

Учитывая изложенное, предметом рассмотрения в настоящем деле является реализация полномочий Управления по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 и соответствие данных сведений результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной в установленном порядке постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520.

Полномочия Управления по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка определены нормами действовавших в тот период постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости», Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418, статьи 3 Федерального закона от 24.06.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Из представленных документов следует, что Управление надлежащим образом исполнило функцию по внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.

Доказательств внесения Управлением в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 суду не представлено.

Давая оценку доводу заявителя о недостоверности кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 и доводу Управления о том, что заявителем избран неверный способ защиты, который не приведет к восстановлению нарушенного, по мнению заявителя, права, суд исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Избираемый способ защиты гражданских прав, предусмотренный статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В абзаце 4 пункта 1 информационного письма от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица.

Однако, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).

Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520, вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки, в том числе земельного участка по настоящему делу, может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании постановления Коллегии.

В связи с этим, довод Управления о том, что избранный заявителем способ защиты нарушенного, по мнению заявителя, права не приведет к восстановлению последнего, судом принят в качестве состоятельного.

При таких обстоятельствах, требования заявителя суд оставляет без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение спора судом, оставлены за заявителем.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований Индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Кемерово -отказать.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок.

Судья Е.В. Титаева