АРБИТРАЖНЫЙ СУД
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Дело №А27-12150/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 сентября 2023 г.
г. Кемерово
Решение принято путем подписания судьей резолютивной части решения
6 сентября 2023 г. Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2023 г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Ветошкина А.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740)
к обществу с ограниченной ответственностью охранное предприятие «ОХРАНА СИБИРИ – 2000» (ОГРН 1154205002797)
о взыскании штрафа в размере 1 500 рублей,
у с т а н о в и л:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью охранное предприятие «ОХРАНА СИБИРИ – 2000» о взыскании 1 500 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах.
Определением арбитражного суда от 11.07.2023 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 АПК РФ. Стороны надлежащим образом извещены о начале процесса в порядке упрощенного производства.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 АПК РФ.
На основании части 1 статьи 229 АПК РФ решение принято путем подписания судьей резолютивной части решения 6 сентября 2023 г., которая размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://kad.arbitr.ru.
07.09.2023 от Фонда поступило заявление о составлении мотивированного решения.
Поскольку срок, установленный частью 2 статьи 229 АПК для составления мотивированного решения, соблюден, то заявление подлежит удовлетворению – решение подлежит составлению в полном объеме.
В обоснование требований заявителем указано, что представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ на застрахованных лиц влечет применение финансовых санкций в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования».
Исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ООО ОП «ОХРАНА СИБИРИ – 2000» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
27.07.2018 страхователем по телекоммуникационным каналам связи в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2017 г..
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ территориальным органом Пенсионного фонда проведена сверка сведений, представленных страхователем ООО ОП «ОХРАНА СИБИРИ – 2000» в форме СЗВ-СТАЖ от 27.02.2018 за отчетный период 2017г. и сведений представленных за отчетные периоды 2017 г. по форме СЗВ-М.
В результате сверки выявлено несоответствие в представленных страхователем сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 г. и сведениях представленных по форме СЗВ-М за январь-июнь 2017 г.
28.02.2018 Пенсионным фондом в адрес страхователя по телекоммуникационным каналам связи направлено Уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий с приложением протокола сверки. Уведомление прочитано страхователем 01.03.2018.
При проведении анализа представленной страхователем отчетности в Федеральную налоговую службу и Пенсионный фонд РФ за отчетный период 2017 год Пенсионным фондом выявлены расхождения, а именно: факт отсутствия в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах и информации о стаже, при наличии сумм выплат в конкретном месяце в одном из указанных периодов за 2017 г.
20.07.2020 Пенсионным фондом в адрес страхователя по телекоммуникационным каналам связи направлено Уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий с приложением протокола сверки. Уведомление прочитано страхователем 27.07.2020.
27.07.2020 страхователем по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2017 г. в отношении 1 застрахованного лица, что подтверждается извещением о доставке от 27.07.2020, протоколом проверки отчетности от 27.07.2020.
Таким образом, по мнению Фонда, страхователем нарушен установленный Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ срок для представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 года в отношении 1 застрахованного лица.
03.12.2020 специалистом Управления ПФР составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №052S18200016130. Акт направлен в адрес страхователя заказным письмом. Рассмотрение акта назначено на 13.01.2021. На рассмотрение акта страхователь не явился, письменных возражений не представил.
13.01.2021 Управлением вынесено решение №052S19210000070 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ. Указанным решением страхователю было предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций. Решение о привлечении к ответственности было направлено должнику заказным письмом.
Требование от 09.02.2021 №052S01210001454 должнику было направлено заказным письмом, однако денежные средства до настоящего времени должником в добровольном порядке не перечислены.
09.09.2019 страхователем по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес Пенсионного фонда представлена форма СЗВ-М (исходная) за август 2019 года на 39 застрахованных лиц.
04.02.2020 страхователем по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес территориального органа ПФР представлена форма СЗВ-М (дополняющая) за август 2019 года на 1 застрахованное лицо.
Таким образом, по мнению Фонда, страхователем нарушен установленный Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ срок для представления сведений в отношении 1 (одного) застрахованного лица за отчетный период — август 2019 года.
07.02.2020 специалистом территориального органа ПФР составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №052S18200001376. Рассмотрение акта назначено на 18.03.2020. Акт направлен в адрес страхователя заказным письмом. На рассмотрение акта страхователь не явился, письменных возражений не представил.
18.03.2020 Фондом вынесено решение №052S19200002373 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ. Указанными решениями страхователю было предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций. Решение о привлечении к ответственности было направлено должнику заказным письмом.
Требование от 27.05.2020 №052S01200004883 должнику было направлено заказным письмом, однако денежные средства до настоящего времени должником в добровольном порядке не перечислены.
26.02.2020 страхователем по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес Пенсионного фонда представлена форма СЗВ-М (исходная) за февраль 2020 года на 54 застрахованных лиц.
26.05.2020 страхователем по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес территориального органа ПФР представлена форма СЗВ-М (дополняющая) за февраль 2020 года на 1 застрахованное лицо.
Таким образом, по мнению Фонда, страхователем нарушен установленный Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ срок для представления сведений в отношении 1 (одного) застрахованного лица за отчетный период — февраль 2020 года.
02.07.2020 специалистом территориального органа ПФР составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №052S18200007716. Рассмотрение акта назначено на 10.08.2020. Акт направлен в адрес страхователя заказным письмом. На рассмотрение акта страхователь не явился, письменных возражений не представил.
10.08.2020 Фондом вынесено решение №052S19200008342 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ. Указанными решениями страхователю было предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций. Решение о привлечении к ответственности было направлено должнику заказным письмом.
Требование от 04.09.2020 №052S01200011084 должнику было направлено заказным письмом, однако денежные средства до настоящего времени должником в добровольном порядке не перечислены.
Неисполнение страхователем в добровольном порядке указанных требований послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к следующим выводам.
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (часть 1 статьи 213 АПК РФ).
В соответствии с пунктами 4, 6 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу пункта 1 статьи 8, пункта 1 статьи 11 Закона №27-ФЗ (в редакции действовавшей в оспариваемый период) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона - о сумме заработка, сумме начисленных страховых взносов, которые представляются в налоговый орган) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность; за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Процедура привлечения страхователя к ответственности регламентирована статьей 17 названного Закона. Этой нормой предусмотрены и сроки вручения (направления) акта проверки страхователю, представления возражений на акт, вынесения решения и его вручение (направление) страхователю, направления требования об уплате финансовых санкций и исполнения требования.
Согласно абзацу 17 статьи 17 Закона №27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
К отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом
№27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
При этом как разъяснено в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», проверка соблюдения установленных пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроков осуществляется судом при рассмотрении заявлений о взыскании штрафов независимо от наличия соответствующего заявления ответчика.
В пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом установленных в законодательстве предельных сроков на проведение проверки (3 месяца с момента сдачи спорной отчетности либо, в случае ее отсутствия, истечения срока для ее представления (применительно к пункту 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации); на составление акта проверки (10 дней применительно к пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации); 5 дней на вручение (направление) акта проверки, 6 дней на вручение акта в случае направления акта по почте, 15 дней на представление возражений на акт проверки проверенным лицом, 10 дней на рассмотрение материалов проверки и вынесение решения, 5 дней на вручение (направление) решения по результатам проверки, 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте), 10 дней на вступление в силу решения по результатам проверки, 10 дней на вручение (направление) требования об уплате финансовых санкций, 6 дней на получение требования в случае направления по почте (статья 17 Закона
№27-ФЗ); 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании; на взыскание в судебном порядке финансовых санкций (6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на сумму более 3 000 рублей либо 3 года плюс 6 месяцев, если сумма санкций меньше 3 000 рублей, на обращение в арбитражный суд с заявлением применительно к статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации)), решение территориального органа пенсионного фонда о привлечении к ответственности не может быть принудительно реализовано, иначе как в пределах совокупности указанных сроков.
Правовая позиция о допустимости применения положений статьи 48 НК РФ при взыскании страховых взносов с иных субъектов, не являющихся физическими лицами, также изложена в пункте 14 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 №79), сохраняющем свою актуальность.
Аналогичный порядок расчета совокупного срока изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 №305-ЭС19-2960 по делу №А40-22593/2018.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года,следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки не предусмотрены Федеральным законом №27-ФЗ), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2017 №3п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», то есть сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год ООО «ОХРАНА СИБИРИ-2000» должно было представить в Пенсионный фонд не позднее 01.03.2018.
Из представленных Фондом документов следует, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год представлены страхователем 27.02.2018 со статусом «Документ принят!», но имеется 2 предупреждения.
28.02.2018 в адрес страхователя по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление об устранении ошибок и несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда. Которое получено страхователем 01.03.2018.
При решении вопроса о начале течения срока давности привлечения страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с учетом совокупности положений статей 11 и 15 Федерального закона от 01.04.1996
№27-ФЗ необходимо учитывать, что проверка полноты, достоверности и своевременности представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета проводится в отношении каждого застрахованного лица по каждой форме сведений. По результатам проверки указанных сведений на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц за соответствующий отчетный период учитываются только те сведения, содержащиеся в исходной форме, которые были представлены страхователем на застрахованных лиц и не содержали ошибок.
Исходя из изложенного суд для установления срока давности привлечения к ответственности обращается к дате получения обществом первого уведомления об устранении ошибок – 01.03.2018, именно с этой даты ПФ РФ мог и должен был принять меры для привлечения страхователя к ответственности.
При этом если учитывать срок на составление акта с момента выявления нарушения, то акт должен быть составлен не позднее 26.03.2018.
В соответствии с положениями статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Однако Пенсионный фонд в нарушение действовавшего в спорный период законодательства не принял своевременных соответствующих мер для привлечения страхователя к ответственности.
С учетом наличия у фонда имеющихся сведений, о получении обществом уведомления и не устранении имеющихся ошибок в течение 5 дней, суд приходит к выводу, что не составление акта о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования свидетельствует о нарушении Пенсионным фондом процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций.
Само по себе составление акта с нарушением установленного срока свидетельствует о нарушении Пенсионным фондом процессуальных сроков проверки, повлекшем за собой соответствующее смещение совокупных сроков на взыскание финансовых санкций.
Кроме того, если складывать все процессуальные сроки, начиная с момента, когда правонарушение было обнаружено – 28.02.2018 (день направления уведомления об устранении ошибок и несоответствий), предельный срок для исполнения требования об уплате штрафных санкций должен приходиться на 11.07.2018 (26.03.2018 - срок составления акта, 03.04.2018 - направление акта, 24.04.2018 - срок на разногласия, 11.05.2018 - срок вынесения решения, 21.05.2018 - срок направления решения, 04.06.2018 - предполагаемая дата вступления решения в законную силу, 19.06.2018 - срок вручения требования, 27.06.2018 - срок получения требования, 11.07.2018 - истечение 10 дневного срока на исполнение требования).
Из материалов дела следует, что у Общества размер начисленных штрафных санкций по требованиям Пенсионного фонда не превышал величину 3 000 рублей.
Таким образом, Пенсионный фонд имел право на обращение в суд в срок до 11.01.2022 (3 года 6 месяцев с 11.07.2018).
С настоящим требованием заявитель обратился 06.07.2023, то есть за пределами срока на взыскание финансовой санкции.
Вместе с тем судом установлено, что в результате аудита базы данных персонифицированного учета выявлен факт отсутствия в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах и информации о стаже, при наличии сумм выплат в конкретном месяце в одном из указанных периодов.
На основании данных, выявленных в результате проверки, Фондом страхователю по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий от 20.07.2020, которое страхователем было получено 21.07.2020. Доказательства обратного в материалы дела не представлено.
Форма СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2017 г., содержащая сведения о 1 застрахованном лице, представлена обществом 27.07.2020, то есть в установленный законом срок - в течение пяти рабочих дней после получения уведомления Пенсионного фонда о выявленных ошибках.
При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (статья 17 Федерального закона № 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 №766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Таким образом, общество сразу после получения уведомления об обнаружении ошибок в представленных сведениях, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, откорректировав их путем представления в установленный пятидневный срок в адрес Пенсионного фонда сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-СТАЖ (дополняющая)) за этот отчетный период, что допускает не применять к ответчику финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ.
Из представленных документов судом установлено, что Пенсионному фонду стало известно о совершенном страхователем правонарушении 28.02.2018 (составление первого уведомления о выявленных расхождениях в представленной отчетности), таким образом суд считает, что правонарушение в части представления недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год совершено страхователем 28.02.2018, поскольку с этого момента Пенсионный фонд должен был, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства об обязательном пенсионном страховании, проверить соблюдение страхователем установленного срока для представления сведений.
Суд отмечает, что установленный Пенсионным фондом срок исполнения требования до 10.03.2021 не является основанием для исчисления срока для обращения в суд с указанной даты, поскольку момент начала течения срока для взыскания в судебном порядке финансовой санкции со страхователя подлежит определению с даты получения страхователем первого уведомления – 01.03.2018 и с учетом исчисления совокупности сроков осуществления принудительных мер в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 17 Закона № 27-ФЗ. Трёхгодичный срок, установленный абзацем 19 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, по своей правовой природе является сроком давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, а не сроком взыскания финансовой санкции.
Исходя из изложенного, учитывая совокупность вышеприведенных сроков, суд приходит к выводу о том, что с момента, когда ПФР мог и обязан был установить правонарушение до момента обращения в суд с соответствующим заявлением, предельный срок на взыскание санкций Управлением пропущен. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока истцом не заявлено. В данном случае ПФР не представлено доказательств либо обоснования невозможности проведения проверки за указанный период при наличии своевременно представленных форм отчетности за 2017 год и полученного страхователем уведомления ранее составления акта от 07.02.2020.
Указанные действия ПФР повлекли необоснованное смещение срока судебного взыскания задолженности, в то время как пропуск Пенсионным фондом срока, установленного для совершения процедурного действия (в том числе составление акта о выявлении правонарушения), не влечет продления срока, установленного для совершения последующего действия (принудительного взыскания штрафа), что соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 №71, пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО «ОХРАНА СИБИРИ - 2000» к ответственности за указанный период.
Требования о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) за август 2019 г., февраль 2020 г. не подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 №83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» (далее - Постановление № 83п).
Согласно Постановлению № 83п в разделе 3 «Тип формы» указывается один из предлагаемых кодов: «исходная», «дополняющая», «отменяющая».
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем в силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом статьей 17 Закона №27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (утверждена Приказом Минтруда России от 21.12.2016 №766н, действовала до 27.07.2020) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Между тем, арбитражный суд исходит из того, что положения статьи 15 Закона №27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме.
Таким образом, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Соответственно, первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что страхователь первоначально представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип «исходная» за август 2019 г., февраль 2020 г. года своевременно 09.09.2019 и 26.02.2020 соответственно.
Также из материалов дела следует, что допущенные в отчете по форме СЗВ-М за август 2019 г., февраль 2020 г. ошибки в данном случае были исправлены страхователем 04.02.2020 и 26.05.2020 соответственно путем подачи дополняющей формы СЗВ-М за август 2019 г., февраль 2020 г., то есть страхователь самостоятельно выявил свои ошибки до момента обнаружения соответствующих ошибок Фондом.
Тот факт, что ответчик ошибочно не указал в представленных отчетах по форме СЗВ-М (исходная) за август 2019 г., февраль 2020 г. всех сведений, не опровергает того, что форма была принята контролирующим органом. Заявитель скорректировал её, самостоятельно выявив ошибки до проверки органами Пенсионного фонда.
Доказательства того, что скорректированные страхователем сведения по форме СЗВ-М тип «дополняющая» за август 2019 г., февраль 2020 г. являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
Таким образом, страхователь воспользовался своим правом на дополнение или уточнение переданных сведений, предусмотренным статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ.
Принимая во внимание то, что форма СЗВ-М тип «исходная» за август 2019 г., февраль 2020 г. направлена страхователем своевременно, при этом допущенные ошибки самостоятельно страхователем устранены, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный отчетный период, откорректировав их путем представления в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах (форма «дополняющая») за эти отчетные периоды до момента обнаружения ошибки Пенсионным фондом, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с ООО «ОХРАНА СИБИРИ - 2000» финансовых санкций в сумме 1000 рублей по данным эпизодам не имеется.
Первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные (неполные) сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 15 Закона №27-ФЗ дополнение, то есть внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали, является правом страхователя, а не его обязанностью.
Если допущенные ошибки выявлены и устранены самостоятельно, то есть лицо воспользовалось своим правом на исправление ошибок, установленным статьей 15 указанного закона, следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Конституционный Суд Российской Федерации указал в постановлении от 30.07.2001 №13-П о том, что санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципам соразмерности конституционно защищаемым целям и ценностям, справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Суд также руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 № 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 214, 216, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме. Решение, вступившее в законную силу, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьёй 177 АПК РФ.
Судья А.А. Ветошкин