ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-12214/2010 от 20.12.2010 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Красная, д.8, г. Кемерово, 650000,

тел. (3842) 58-43-26, факс. (3842) 58-37-05

www.kemerovo.arbitr.ru

info@kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  город Кемерово Дело № А27-12214/2010

20 декабря 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена : 20 декабря 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено : 20 декабря 2010 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Петраковой С.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Швайко И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации города Кемерово,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово,

Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, г. Кемерово,

третье лицо: Кузбасское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Кузбассэнерго», г. Кемерово,

о признании незаконными решения от 11.01.2010, акта от 16.02.2010

при участии:

от заявителя: ФИО1 – главного специалиста юридического отдела управления развития территории, доверенность от 13.01.2010 № 01-40/34, ФИО2- главного специалиста отдела муниципального земельного контроля управления городского развития, доверенность от 11.10.2010 №01-40/1733

от Управления Росреестра: ФИО3-ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения, доверенность от 12.05.2010 № 45Д;

от Кадастровой палаты: ФИО4 – юрисконсульта, доверенность от 16.11.2010 № 11

от третьего лица: ФИО5 – представителя, доверенность от 29.01.2010 №70-002/441;

у с т а н о в и л:

Администрация города Кемерово, г. Кемерово обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (в редакции заявления об уточнении заявленных требований) о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, г. Кемерово от 11.01.2010 № 4200/000/10-87 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:0122, о признании незаконным акта Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:0122 от 16.02.2010.

Об обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:0122 «линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры», сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 609 945 руб. 12 коп., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562,68 руб. за кв.м.

Об обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:0122 «земли производственной застройки», сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 2 795 928 руб. 68 коп., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 579 руб. 27 коп.

Определением суда от 15.12.2010 рассмотрение спора откладывалось в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в том числе по ходатайствам представителей лиц, участвующих в рассмотрении спора для представления дополнений.

Заявленное Администрацией города Кемерово ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением в арбитражный суд, судом удовлетворено, что отражено в протокольном определении судебного заседания за 15- 20.12.2010.

Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства по делу на заявленных требованиях настаивал, сославшись на нарушение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области процедуры кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:0122, принадлежащего на праве собственности ОАО «Кузбассэнерго», г. Кемерово.

По мнению Администрации г. Кемерово, у ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, и Управления Росреестра по Кемеровской области (Управление Росреестра) отсутствовали законные основания для удовлетворения заявления ОАО «Кузбассэнерго» об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:0122, в связи с изменением вида разрешенного использования, поскольку не было представлено документов, подтверждающих согласование Администрацией г. Кемерово на проведение реконструкции объектов, находящихся на территории данного земельного участка, отсутствовали документы, подтверждающие, что объект, расположенный на спорном земельном участке, здание антикоррозийного склада Ново-Кемеровской ТЭЦ, является в целях кадастрового учета объектом инженерной инфраструктуры.

Сославшись на то, что оснований для изменения вида разрешенного использования земельного участка «земли производственной застройки» на «линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры» не имелось, тем более, что последний, относится к вспомогательным видам разрешенного использования, полагал, что тем самым были нарушены требования Градостроительного кодекса РФ и Правил землепользования и застройки в городе Кемерово.

Сославшись на то, что вид разрешенного использования «линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры», согласно ст. 40 Правил землепользования и застройки в городе Кемерово, утвержденных постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 № 75, является вспомогательным, полагал, что он не может определять вид разрешенного использования без установления основного вида.

Мотивировав тем, что здание антикоррозийного склада Ново-Кемеровской ТЭЦ не изменял своего назначения, ранее земельный участок, на котором он находился был определен в кадастром учете как «объект производственной застройки», полагал, что ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, удовлетворяя заявление ОАО «Кузбассэнерго» о регистрации изменений вида разрешенного использования на «линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры», вышел за пределы предоставленных законом полномочий.

Принятие, по мнению заявителя, незаконного решения об изменении вида разрешенного использования, привело к неправомерному утверждению Управлением Росреестра акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 16.02.2010 в части спорного земельного участка, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка определена по 13 виду разрешенного использования в размере 609 945 руб. 12 коп., то есть, привело к значительному снижению кадастровой стоимости, по сравнении с той, которая утверждена Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» (в размере 2 795 928 руб. 68 коп.).

Сославшись на то, что оспариваемыми правовыми актами нарушаются интересы города, поскольку, доход местного бюджета формируется, в том числе за счет средств земельного налога, а налоговая база для исчисления земельного налога определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков, полагал, что у Администрации города имелись основания для обращения в арбитражный суд.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области (Кадастровая палата) в ходе судебного разбирательства по делу, возражал против требований Администрации г. Кемерово, мотивировав тем, что учреждение действовало в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством и в соответствии с нормами Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Мотивировав тем, что ОАО «Кузбассэнерго» были представлены все документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, а учреждение не наделено полномочиями по проверки достоверности сведений представляемых на регистрацию, полагал, что у Кадастровой палаты отсутствовали законные основания для отказа в регистрации изменений.

При этом, представитель пояснил, что в соответствии с градостроительным регламентом, являющимся частью правил землепользования и застройки вид разрешенного использования определяется правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Также пояснил, что в полномочия кадастровой палаты не входит проверка заявленного к изменению вида разрешенного использования земельного участка на соответствие фактическому использованию данного земельного участка его правообладателем.

Соответствие заявленного изменения вида разрешенного использования Правилам землепользования и застройки, независимо от того, является ли данный вид вспомогательным либо основным видом разрешенного использования, по мнению Кадастровой палаты, свидетельствует о правомерности заявленного права на такое изменение вида разрешенного использования земельного участка.

Более подробно возражения изложены в отзыве и дополнениях.

Представитель Управления Росреестра по Кемеровской области, в ходе судебного разбирательства по делу возражал против требований Администрации г. Кемерово, сославшись на отсутствие нарушения прав и законных интересов Администрации города Кемерово как лица, не участвующего в правоотношениях между правообладателем земельного участка и органом кадастрового учета.

Мотивировав тем, что при реализации полномочий по осуществлению кадастрового учета, а именно регистрации изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:122, принадлежащего на праве собственности ОАО «Кузбассэнерго», все требования действующего законодательства были соблюдены, полагал, что требования заявителя не основаны на законе.

Поскольку, в кадастровый учет были внесены изменения по виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:122, то Управление Росреестра в рамках полномочий исчислило кадастровую стоимость земельного участка в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222.

Более подробно возражения изложены в отзыве и дополнениях.

Третье лицо - Кузбасское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Кузбассэнерго» (ОАО «Кузбассэнерго») в ходе судебного разбирательства по делу, сославшись на то, что Администрация города Кемерово не является субъектом спорных правоотношений, не имеет законного интереса в данном споре, что, свидетельствует, и об отсутствии нарушенного права, полагало, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Мотивировав тем, что общество реализовало свое право на приведение вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего на праве собственности в соответствие с требованиями действующего законодательства, путем регистрации изменений в кадастровом учете, полагало, что у Кадастровой палаты отсутствовали законные основания для отказа в регистрации.

Мотивировав тем, что правообладателю земельного участка законом предоставлено право самостоятельно определять вид разрешенного использования при наличии утвержденных правил землепользования и застройки, полагал, что общество документально подтвердило при подаче заявления право на регистрацию изменений.

Сославшись на то, что в кадастровом учете после приобретения спорного земельного участка в собственность его вид разрешенного использования был определен «как земли под сооружениями тепловой энергетики», что соответствует 13 группе разрешенного использования в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования, полагал, что у органов кадастрового учета не имелось оснований для отказа в регистрации изменений.

И как следствие, для отказа в исчислении кадастровой оценки на основании достоверных данных о виде разрешенного использования.

Более подробно доводы и возражения изложены в отзыве и дополнениях.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, 11.12.2009 ОАО «Кузбассэнерго» обратилось в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник - Управление Росреестра по Кемеровской области) с заявлением о регистрации изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:122, площадью 1084, кв.м., находящегося по адресу : г. Кемерово, Заводский район, п. Предзаводской, ГСП-4, регистрационный номер заявления 4200/101/09-134667.

По результатам рассмотрения данного заявления ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области (в рамках полномочий, предоставленных в период спорных правоотношений) 11.01.2010 приняла решение № 4200/000/10-87 «об учете изменений объекта недвижимости» о внесении сведений о новых значениях разрешенного использования на земельный участок, расположенный по адресу: г. Кемерово, Заводский район, п. Предзаводской, ГСП-4, ранее внесенных в документы соответствующего подраздела.

На основании данного решения, Актом определения кадастровой стоимости Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области от 16.02.2010, утверждена кадастровая стоимость, в том числе спорного земельного участка, в размере - 609 945 руб. 12 коп., исчисленная на основании удельного показателя кадастровой стоимости (в размере 562,68 руб. за кв.м.), утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519 «Об утверждении средних уровней земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)», путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка.

Обществу выдан кадастровый паспорт (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 18.02.2010 № 4200/001/10-54682.

Согласно данным кадастрового учета разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:122, площадью 1084 кв.м., - определено как : «линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры», и отнесено по «Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152, к 13 виду разрешенного использования, как земельный участок, предназначенный для размещения объектов, необходимых для эксплуатации сооружений энергетики.

До внесения изменений в кадастровый учет вид разрешенного использования спорного земельного участка в целях проведения кадастровой оценки был определен как земли производственной застройки (ВРИ 9), кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области», была исчислена в размере 2 795 928 руб. 68 коп.

То есть, многократно выше, чем, кадастровая стоимость по 13 группе вида разрешенного использования.

Полагая, что при внесении изменений в кадастровый учет были нарушены требования законодательства, а также права города Кемерово в области налогового и земельного законодательства, заявитель обратился в суд.

Заслушаны пояснения представителей лиц, участвующих в рассмотрении спора, изучены материалы и обстоятельства дела.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета (ч. 1 ст. 5 названного Закона).

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости, в том числе, сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости ( пункт 11 части 2 статьи 7 Закона «О государственном кадастре недвижимости»); сведений о виде разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок ( пункт 14 части 2 статьи 7 Закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Из содержания части 2 статьи 16, пункта 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что кадастровый учет, в том числе, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка, осуществляется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Пунктом 9 части 1 статьи 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» определено, что при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.

Действительно, пунктом 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены возможные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Согласно пункту 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).

Пунктом 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

Исходя из данных норм, процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка различна в зависимости от того, является ли выбранный предполагаемый вид использования для территориальной зоны, в которой он расположен основным, вспомогательным, либо условно разрешенным.

В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в целях выполнения задач градостроительного зонирования и принятия решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид обязанность по разработке правил землепользования и застройки возложена на органы местного самоуправления.

Согласно ст. 20 Правила землепользования и застройки в городе Кемерово, утвержденных постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 N 751 изменение основного, условно разрешенного и (или) вспомогательного видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства без проведения реконструкции объектов капитального строительства осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства самостоятельно в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов и в порядке, определенном частью 2 настоящей статьи.

Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в изменении основного, условно разрешенного и (или) вспомогательного видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в целях подтверждения соблюдения требований технических регламентов направляет соответствующее уведомление в администрацию города с приложением документов, подтверждающих соблюдение требований технических регламентов.

Порядок рассмотрения уведомлений о соблюдении требований технических регламентов определяет Глава города.

Оценивая довод Администрации г. Кемерово о том, что ОАО «Кузбассэнерго» в целях подтверждения соблюдения требований технических регламентов не направлено соответствующее уведомление в администрацию города с приложением документов, подтверждающих соблюдение требований технических регламентов (ст. 20 Правил землепользования и застройки), суд исходил из того, что администрацией не представлено доказательств того, что имелись законные основания для представления уведомления о соблюдении технических регламентов.

Кроме того, данный документ наделен уведомительным характером, нормативный акт, регламентирующий Порядок рассмотрения уведомлений о соблюдении требований технических регламентов, до настоящего времени Главой города Кемерово не разработан, и не определены документы, принимаемые администрацией города по результатам рассмотрения таких уведомлений.

Поэтому, суд не может согласиться с доводом Администрации г. Кемерово, о том, что данное обстоятельство свидетельствует о том, что представленные на регистрацию изменений документы, не отвечают требованиям законодательства о кадастровом учете.

Тем более, что данные правоотношения касаются только Администрации г. Кемерово и правообладателя на земельный участок - ОАО «Кузбассэнерго», а не правоотношений между лицами, являющихся сторонами в деле по настоящему спору.

Довод Администрации г. Кемерово о том, что органы кадастрового учета не вправе были принимать решение о регистрации изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:122, поскольку не было представлено документов, подтверждающих согласование землепользователя с Администрацией г. Кемерово на проведение реконструкции объектов, находящихся на территории данного земельного участка, судом не принят, поскольку факт проведения реконструкции документально не подтвержден, более того, не основан на фактических обстоятельствах дела.

Судом установлено, что ОАО «Кузбассэнерго» обратившись с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:122, представило в орган кадастрового учета заявление, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, доверенность от 10.06.2008.

А также копию фрагмента Правил землепользования и застройки в городе Кемерово, утвержденных Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 № 75, являющегося Градостроительным регламентом производственных зон, подтверждающих зонирование и наличие видов разрешенного использования, возможных для применения в конкретной зоне.

А именно, на право применение вида разрешенного использования : «линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры» в зоне П-1 – производственная зона предприятий 1-2 класса вредности.

В рамках предоставленных полномочий, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, в том числе в период рассматриваемых правоотношений, осуществляет проверку документов, представляемых для проведения государственного учета, на наличие необходимых для учета сведений и на соответствие сведениям, содержащимся в кадастре, а также на отсутствие в них иных оснований для отказа или приостановления государственного кадастрового учета; проверку документов на полноту и непротиворечивость содержащихся в них сведений; осуществляет государственный кадастровый учет земельных участков (включая постановку на учет вновь образованных земельных участков, учет текущих изменений характеристик существующих земельных участков).

Приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области от 10.06.2008 № 113 должностным лицам ФГУ «Земельная кадастровая палата» делегированы полномочия по принятию, в числе прочих, решений о постановке на учет объекта недвижимости, об учете изменений характеристик объекта недвижимости.

Придя к выводу о том, что документы, в целях осуществления кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка, соответствуют требованиям статьи 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», представлены заявителем в полном объеме, соответствуют статье 40 Правил землепользования и застройки в городе Кемерово «Градостроительным регламентом производственных зон», которая определяет виды разрешенного использования в зоне П 1 – производственная зона предприятий 1-2 класса вредности, и содержит в составе этой зоны - вспомогательный вид разрешенного использования «линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры», Кадастровая палата приняла решение «об учете изменений объекта недвижимости».

Спора о том, что спорный земельный участок не входит в зону П 1 – производственная зона предприятий между сторонами в ходе судебного разбирательства не возникло.

Доказательств того, что спорный земельный участок не входит в зону П 1 – производственная зона предприятий Администрацией г. Кемерово суду не представлено.

Довод о наличии ограничения на право выбора вспомогательного вида разрешенного использования (без основного), со ссылкой на статью 17 Правил землепользования и застройки в городе Кемерово, судом не принят, поскольку ст. 20 тех же Правил землепользования и застройки в городе Кемерово прямо предусматривает, что изменение основного, условно разрешенного и (или) вспомогательного видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства без проведения реконструкции объектов капитального строительства осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства самостоятельно в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов и в порядке, определенном частью 2 настоящей статьи.

Факт того, что органами кадастрового учета и Администрацией города Кемерово в рассматриваемый период не в полном объеме исполнялись требования ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» об информационном взаимодействии, и своевременно в органы кадастрового учета Администрацией г. Кемерово не была представлена карта градостроительного зонирования, утвержденная в качестве приложения № 2 к Правилам землепользования и застройки в городе Кемерово, действительно, является основанием для вывода о некомплектности пакета документов, но, поскольку суду не представлено доказательств, подтверждающих неверное определение вида зонирования, либо доказательств, свидетельствующих о нарушении технических регламентов, то, суд не находит его достаточно убедительным в целях признания оспариваемого решения незаконным.

Вместе с тем, суд согласился с доводом Администрации г. Кемерово о том, что представленные в составе кадастрового дела документы не подтверждают, что спорный земельный участок относится к виду разрешенного использования «линейные объекты или объекты инженерной инфраструктуры» и верно определен по 13 виду разрешенного использования.

Как уже сказано выше, пунктом 9 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ определено, что при учете изменений объекта недвижимости и отсутствии сведений о виде разрешенного использования земельного участка в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с Федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

Однако, из представленных в материалы дела документов, в том числе, содержащихся в материалах кадастрового дела № 42:24:0101026:122, подтверждающих, что земельный участок, на котором расположен объект – антикоррозийный склад Ново-Кемеровской ТЭЦ, относится к виду разрешенного использования «линейные объекты или объекты инженерной инфраструктуры» не усматривается.

Не представлен в материалы дела и документ, подтверждающий, что антикоррозийный склад Ново-Кемеровской ТЭЦ является линейным объектом или объектом инженерной инфраструктуры.

Однако, как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, и следует из материалов дела, 04.12.2002 по договору купли-продажи № 85 ОАО «Кузбассэнерго» (в лице правопредшественника) приобрело земельный участок с кадастровым номером 42:24:011809:23.

Как следует из договора, земельный участок с кадастровым номером 42:24:011809:23, расположенный по адресу : Кемеровская область, г. Кемерово, поселок Предзаводской, ГСП-4 предназначен для использования под сооружения тепловой энергетики филиала «Ново-Кемеровской ТЭЦ».

Сведения, касающиеся вида разрешенного использования данного земельного участка: «земли под сооружениями тепловой энергетики» были внесены в кадастровый учет, что подтверждается выпиской из государственного земельного кадастра № 1-1258 (дата в выписке отсутствует).

Как пояснил представитель ОАО «Кузбассэнерго», в порядке размежевания данного земельного участка, был образован земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101026:122.

Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 22.01.2009 за № 4200/001/09-6156 земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101026:122, расположенный по адресу Кемеровская область, г. Кемерово, Заводский район, пос. Предзаводской, ГСП-4 принят к учету 25.12.2006, вид разрешенного использования определен как: земли производственной застройки.

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 16.10.2007 (Серия 42 АВ 652009), выданному Управлением Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области за ОАО «Кузбассэнерго» зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101026:122, площадью 1084 кв.м., расположенного по адресу : Кемеровская область, г. Кемерово, Заводский район, пос. Предзаводской, ГСП-4, объект права которого определен как земельный участок с видом разрешенного использования : под производственные застройки.

Доказательств того, что понятие «линейные объекты или объекты инженерной инфраструктуры» тождественны в целях кадастрового учета понятию - «производственные застройки» суду не представлено.

Таким образом, суд пришел к выводу о наличии в кадастровом учете противоречий между видом разрешенного использования земельного участка, указанном на бумажном носителе (подтверждено выпиской из государственного земельного кадастра № 1-1258 : «земли под сооружением тепловой энергетики» (ВРИ 10), данными, внесенными в кадастровый учет, на основании Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» : «земли производственной застройки» (ВРИ 9), и данными указанными в заявлении ОАО «Кузбассэнерго» «линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры» ( которые определены как ВРИ 13).

Данные противоречия надлежало устранить органам кадастрового учета в ходе рассмотрения заявления о регистрации изменения вида разрешенного использования.

В рамках спора по настоящему делу, у суда отсутствуют основания для разрешения вопроса о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № 42:24:0101026:122, поскольку такой спор возможен между правообладателем земельного участка и органом кадастрового учета.

В рамках настоящего дела, заявленного Администрацией г. Кемерово, хотя и оценивается законность правовых актов органов кадастрового учета по внесению изменений в кадастровый учет, касающихся вида разрешенного использования, но только в рамках заявленных требований, положенных в их обоснование доводов, возражений и обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора.

Спора по виду разрешенного использования между правообладателем земельного участка и органом кадастрового учета не возникло.

Исходя из того, что, при наличии противоречий в кадастровом учете в части сведений о виде разрешенного использования уже содержащихся в кадастровом учете, и видом разрешенного использования, заявленным обществом в целях изменения кадастровой стоимости, органы кадастрового учета не приняли мер для устранения данных противоречий, и установления причин их возникновения, суд пришел к выводу о том, что представленные заявителем документы на регистрацию изменений вида разрешенного использования спорного земельного участка не соответствовали требованиям закона о комплектности, достоверности, обоснованности и сопоставимости.

Следовательно, в нарушение требований ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области от 11.01.2010 № 4200/000/10-87 принято на основании неполного комплекта документов, содержащих противоречия, не подтверждающих достоверность и обоснованность вида разрешенного использования спорного земельного как «линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры» (определенного по ВРИ 13).

Решение Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, г. Кемерово от 11.01.2010 № 4200/000/10-87 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:122 послужило основанием для определения кадастровой стоимости данного земельного участка, в связи с изменением вида разрешенного использования.

Согласно акту определения кадастровой стоимости, утвержденному Управлением Росреестра 16.02.2010, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:122, (по виду разрешенного использования : «линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры» исчислена в размере 609 945 руб. 12 коп., при значении удельного показателя кадастровой стоимости в размере 562,68 руб. за кв.м

Исходя из вышесказанного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые решение от 11.01.2010 № 4200/000/10-87 и акт определения кадастровой стоимости от 16.02.2010, приняты без учета требований подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 16, пункта 9 части 1 статьи 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Суд принимает довод заявителя, о том, что в настоящем деле он как орган местного самоуправления, защищает интересы города в качестве органа, на который возложены полномочия в сфере землепользования.

В соответствии со ст. 4 Устава города Кемерово (принят Кемеровским ГСНД 24.06.2005) (в ред. постановлений Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 N 70, от 30.11.2007 N 188, решений Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.11.2009 N 290, от 24.09.2010 N 384) (Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Сибирскому федеральному округу 25.11.2005 N RU423050002005001) в состав территории города включаются все земли независимо от форм собственности и целевого назначения в пределах его границ.

Подпунктом 26 пункта 2 статьи 11 Устава города Кемерово предусмотрено, что вопросами городского значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения города, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется населением и (или) органами городского самоуправления, к вопросам городского значения относятся: осуществление земельного контроля за использованием земель города.

При таких обстоятельствах требования Администрации г. Кемерово суд находит основанными на законе.

Однако, суд учитывает и то, что ранее, до размежевания, в кадастровом учете вид разрешенного использования спорного земельного участка значился как «предназначен для использования под сооружения тепловой энергетики» (ВРИ 10).

Затем, без каких-либо изменений назначения объекта – антикоррозийного склада (право собственности на которое у ОАО «Кузбассэнерго» возникло еще 03.09.2003, Свидетельство о государственной регистрации права Серия 42 АА 663242) , расположенного на размежеванном земельном участке, вид разрешенного использования определен как «под производственные застройки» (9 ВРИ).

Следовательно, данные о кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденные постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области», также не отвечают требованиям достоверности и актуальности.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Поскольку вопрос о принадлежности земельного участка к тому или иному виду разрешенного использования ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области при рассмотрении заявления ОАО «Кузбассэнерго» о регистрации изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:122 не разрешался, суд находит необходимым возложить на Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области обязанность вернуться к рассмотрению заявления ОАО «Кузбассэнерго» об изменении вида разрешенного использования от 11.12.2009.

При таких обстоятельствах, требования заявителя удовлетворяются в части.

Вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение спора судом не разрешался исходя из следующего.

Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 № 139 ) субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Поскольку Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово, Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, г. Кемерово, выступали в судебном процессе как органы, выполняющие публично-правовые функции, то, они освобождены от уплаты госпошлины за рассмотрение спора судом.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требования Администрация города Кемерово, г. Кемерово удовлетворить в части.

Признать незаконным решение Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Кемеровской области», г. Кемерово от 11.01.2010 № 4200/000/10-87 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:122.

Признать незаконным акт Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово «об определении кадастровой стоимости земельных участков» от 16.02.2010 в части касающейся земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:122.

Обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата по Кемеровской области» повторно рассмотреть заявление ОАО «Кузбассэнерго», г. Кемерово об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:122 от 11.12.2009.

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд и в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу – в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья С.Е.Петракова