ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-12362/2022 от 20.10.2022 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

ул. Красная ул., д.8, г.Кемерово, 650000

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru,

www.kemerovo.arbitr.ru

тел. (384-2) 45-10-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

город Кемерово                                                                                  Дело № А27-12362/2022

26 октября 2022 года

Резолютивная часть решения оглашена 20 октября 2022 года                                                                    

Решение в полном объеме изготовлено 26 октября 2022 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Беляевой Л.В.,

при ведении  протокола секретарем судебного заседания Кадушкиной А.П., 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии", г. Новокузнецк ОГРН: <***>, ИНН: <***>

к садоводческому некоммерческому товариществу "Уралец", г. Новокузнецк  ОГРН: <***>,   ИНН: <***>

о взыскании 390 715,26 руб. долга (с учетом уточнений)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО1

при участии:

от лиц, участвующих в деле - не явились;

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к садоводческому некоммерческому товариществу "Уралец" с иском о взыскании 390 715,26 руб. задолженности за услуги по обращению с ТКО, оказанные в период с августа 2019 года по ноябрь 2021 года  (с учетом принятого ходатайства об изменении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации).

Судебное заседание в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 АПК РФ проведено без участия сторон и третьего лица.

Ответчик против иска возразил, указав, что услуги истцом не оказывались, товарищество осуществляет свою деятельность сезонно, члены товарищества не используют контейнерную площадку по ул.Приозерная,64 п.Кульчаны Новокузнецкого района. Просит в иске отказать (подробно доводы изложены в отзыве и дополнительных пояснениях).

Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд установил следующие обстоятельства.

ООО «ЭкоТек» осуществляет свою деятельность на территории зоны «Юг» Кемеровской области как региональный оператор на основании Соглашения от 27.10.2017 с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области с 01 июля 2018 года (далее - Соглашение).

В соответствии с пунктами 1.3.,1.4. Соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области» на 2017-2026 годы», утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.

Согласно пункту 9 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 № 367 к территориальной зоне «Юг» Кемеровской области относится, в том числе Новокузнецкий муниципальный район.

Таким образом, ООО «ЭкоТек» является региональным оператором по обращению с отходами на территории зоны «Юг» Кемеровской области, с которым собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в случае образования твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований включенных в зону «Юг».

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

Согласно п.4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно части 8 статьи 23 Закона № 458-ФЗ от 29.12.2014 обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.

Согласно пункту 8 (18) Правил утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями Типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

В рассматриваемом случае между сторонами письменный текст договора на оказание услуг по обращению с ТКО в спорный период не подписан, следовательно, услуги оказывались на условиях Типового договора утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон № 217-ФЗ): Высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества.

К исключительной компетенции членов общего собрания относится: определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, которой установлено, что члены товарищества, обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для уплаты взносов членами товарищества (пункт 21 части 1 статьи 17 Закона № 217-ФЗ).

Согласно пункту 6 части 7 статьи 18 Закона №217-ФЗ к полномочиям правления товарищества относятся принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. В свою очередь, членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями (пп.3 ч.5 ст. 14 Федерального закона).

Положения, предусмотренные в ФЗ №217-ФЗ, во взаимосвязи с положениями, предусмотренными в статье 24.7 Закона № 89-ФЗ, свидетельствуют о том, что СНТ обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в интересах членов СНТ.

Согласно пункту 6 Типового договора: Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующем порядке: оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактически оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за истекший месяц меньше объема, определенного настоящим договором, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»).

Исходя из того, что с 01.07.2018 Истец обеспечивает и осуществляет прием всех твердых коммунальных отходов, образующихся у пользователей, находящихся на территории зоны «Юг» Кемеровской области, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО, следовательно, действующим законодательством установлена обязанность Ответчика оплачивать услуги Истца по обращению с твердыми коммунальными отходами по утвержденным тарифам и нормативам накопления.

Тарифы на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором установлены    Постановлениями РЭК Кемеровской области: на период с 01.07.2018г. по 31.12.2018г. тариф составляет 416,68 руб./м3 (с НДС (18%) 491,68 руб./м3), на период с 01.01.2019г. по 30.06.2019г. тариф составляет 411,37 руб./м3 (с НДС (20%) 493,64 руб./м3), с 01.07.2019г. по 31.12.2019г. тариф составляет 415,37 руб./м3 (с НДС (20%) 498,44 руб./м3), на период с 01.01.2020 тариф составляет 498,44 руб./м3 (НДС не облагается), на период с 01.07.2020 тариф составляет 542,61 руб./м3, с 01.01.2021 – 542,61 руб./м3., с 01.07.2021 – 566,37 руб./м3.

В отсутствии подписанного договора расчёт стоимости услуг производится исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.

В данном случае истец, ссылаясь на реестр СНТ «Уралец», представленный председателем правления СНТ,  в расчете учитывает 134 участника.

Истец применил норматив накопления ТКО, установленный РЭК КО Постановлением от 05.08.2021 №265, в размере 2,360куб.м на одного участника в год.

Вместе с тем, Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 26.09.2016 № 367 (с изменениями, установленными постановлением от 10.12.2019 № 713), на основании которого истец осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО, установлен норматив накопления для садоводческих и прочих некоммерческих объединений домовладений сезонного проживания, дачных и садоводческих участков, огородных участков в размере 0,144 куб.м в год за один участок.

Отклоняя довод ответчика о необходимости учитывать сезонность деятельности СНТ, арбитражный суд исходит из того, что  примененный судом норматив накопления определен с учётом сезонности осуществляемой деятельности, и действует на календарный год.

Таким образом, за период с августа 2019 года по 04.08.2021 года объем ТКО за месяц подлежит определению по формуле: норматив (0,144) * нормообразующий показатель (количество членов товарищества-134) /12*тариф + НДС (в случае, если предусмотрен), с 05.08.2021 по август по аналогичной методике с применением норматива 2,360.

Соответственно, размер стоимости услуг за указанный период составит 78 091,93 руб.

Аналогичный правовой подход изложен в постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.09.2020 по делу N А27-6836/2021, от 12.10.2022 по делу №А27-22349/2021.

При этом, суд отмечает, что отсутствие договорных отношений не освобождает потребителя  от обязанности оплачивать фактически оказанные услуги по обращению с ТКО.

Отсутствие у ответчика собственной контейнерной площадки не опровергает факт оказания услуг по обращению с ТКО региональным оператором, поскольку ответчик не лишен возможности складировать отходы, образующиеся в результате осуществления им деятельности, на ближайшей  контейнерной площадке.

Ответчиком не представлено каких-либо доказательств, опровергающих факт оказания услуг.

Законодатель в форме типового договора утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. 1156 прямо возлагает на Потребителя (ответчика) обязанность фиксации неисполнения региональным оператором своих обязанностей по договору (раздел VI типового договора).

Какие-либо возражения/замечания относительно исполнения Региональным оператором своих обязанностей по договору, в порядке, предусмотренном разделом VI договора, Ответчиком не заявлялось. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Кроме того, потребитель может быть освобожден от внесения платы за услуги по обращению с ТКО региональному оператору при предоставлении доказательств, что последний транспортировку ТКО фактически не осуществлял, в связи с чем, потребитель был вынужден обратиться за оказанием соответствующих услуг к иному лицу.

Однако ответчиком не представлено надлежащих доказательств, опровергающих факт оказания истцом соответствующих услуг по обращению с ТКО, образовавшихся в период ведения деятельности ответчика.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества "Уралец" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" задолженность в размере 78091,93 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2161,39 руб. 

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6470 руб., уплаченную по платежному поручению от 22.06.2022 № 12217.

Решение может быть обжаловано в арбитражный  суд апелляционной инстанции в течение одного месяца с момента его принятия (изготовления его в полном объеме).

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                    Л.В. Беляева