ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-12670/14 от 10.09.2014 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово                                                                                  Дело №А27-12670/2014

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Беляевой Л.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению открытого акционерного общества «СУЭК-Кузбасс», город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область, ОГРН 1074212001368, ИНН 7705038503

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области, город Кемерово (ОГРН 1044205032520, ИНН 4205068663) 

о признании незаконным и отмене постановления № 32-14/210 от 20.06.2014

без вызова сторон

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «СУЭК-Кузбасс», г. Ленинск-Кузнецкий  (далее – ОАО «СУЭК-Кузбасс», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области о назначении административного наказания по делу № 32-14/210 от 20.06.2014.

Заявление мотивировано тем, что все документы, предусмотренные валютным законодательством, со стороны ОАО «СУЭК-Кузбасс» оформлены и представлены в уполномоченный банк своевременно. Неправильное заполнение графы 9 справки о подтверждающих документах не может быть квалифицировано как несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям и не образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 14.07.2014 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства (пункт 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

08.08.2014 от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области поступил отзыв на заявление, в котором административный орган указал, что справка о подтверждающих документах, представленная заявителем в банк ПС, оформлена с нарушениями требований пункта 9.1 Инструкции 138-И и пункта 9 приложения № 5 к Инструкции 138-И. Несоблюдение резидентом требования о предоставлении сведений о признаке поставки в составе справки о подтверждающих документах, образует объективную сторону правонарушения по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ. Самостоятельное представление заявителем в банк ПС корректирующей справки о подтверждающих документах свидетельствует об осознании Обществом всей полноты ответственности за заполнение надлежащим образом справки о подтверждающих документах, в том числе правильное указание признака поставки.

Изучив имеющиеся материалы дела, суд установил следующее.

11 июня 2014 года старшим контролером-ревизором отдела валютного контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области Фурс И.Н. составлен протокол об административном правонарушении № 32-14/210 по факту нарушения ОАО «СУЭК-Кузбасс» порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

20 июня 2014 года Заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области Чуприковой Е.Ю. вынесено постановление о назначении административного наказания № 32-14/210, которым ОАО «СУЭК-Кузбасс» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что 23.10.2012 ОАО «СУЭК-Кузбасс» (покупатель) заключило с нерезидентом -«MMDMineralSizing (Europe) Limited» (продавец), Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, контракт № 11-4275 от 23/10/2012 (далее - контракт) на поставку запасных частей (далее - товар) на условиях DAP -Смоленск (Инкотермс-2010).

Общая сумма Контракта: 40.423,88 фунтов стерлингов. Срок действия контракта до 31.12.2013.

27.11.2012 в ЗАО «ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ)» оформлен паспорт сделки по контракту под номером 12110042/2495/0000/2/1.

В ходе исполнения своих обязательств по контракту 21.06.2013 ОАО «СУЭК-Кузбасс» перечислило на банковский счет нерезидента в качестве предоплаты денежные средства в размере 2.308,50 фунтов стерлингов, что подтверждается платежным поручением № 43283 от 21.06.2013 и ведомостью банковского контроля.

В свою очередь, нерезидент поставил в адрес ОАО «СУЭК-Кузбасс» товар стоимостью 2.308,50 фунтов стерлингов, который ввезен на территорию Российской Федерации по ДТ № 10113090/050813/0002294 (с отметкой «выпуск разрешен 06.08.2013»).

В соответствии с п. 3.1 контракта товар должен быть поставлен продавцом в течение 126 дней с даты оплаты.

В соответствии с условиями контракта при перечислении 21.06.2013 на банковский счет нерезидента денежных средств в размере 2.308,50 фунтов стерлингов ОАО «СУЭК-Кузбасс» представило в банк ПС справку о валютных операциях, в графе 5 которой указало код вида валютной операции - «11100», соответствующий назначению перевода - «расчеты резидента в виде предварительной оплаты нерезиденту товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (авансовый платеж)».

Таким образом, в рамках исполнения контракта нерезидент поставил в адрес ОАО «СУЭК-Кузбасс» товар стоимостью 2.308,50 фунтов стерлингов, ввезенный на территорию Российской Федерации по ДТ № 10113090/050813/0002294 (с отметкой «выпуск разрешен 06.08.2013»), на условиях ранее полученного от резидента аванса (графа 9 - признак поставки «3»).

Вместе с тем, в представленной 06.08.2013 в банк ПС справке о подтверждающих документах ОАО «СУЭК-Кузбасс» указало в графе 9 признак поставки «4» - предоставление нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде отсрочки оплаты.

Таким образом, справка о подтверждающих документах от 06.08.2013  представлена с нарушениями требований пункта 9.1 Инструкции 138-И и пункта 9 Приложения № 5 к Инструкции 138-И, т.е. с нарушением порядка ее представления.

В соответствии с пунктом 1.5 Инструкции 138-И, справка о подтверждающих документах является формой учета по валютным операциям резидентов.

В связи с несоблюдением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ОАО «СУЭК-Кузбасс» привлечено к ответственности  за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Как следует из имеющихся материалов дела, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Общество факт и вину в совершении административного правонарушения не признавало, поскольку справка о подтверждающих документах была оформлена и представлена Обществом в банк ПС своевременно, но  с ошибочно указанным признаком поставки. Часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ не предусматривает ответственность за указание неверного признака, характеризующего поставку товара (т.е. несоблюдение правил заполнения форм учета).  

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.

Объективную сторону указанного административного правонарушения образует, в том числе несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Частью 1.1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию: об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

Положениями пункта 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны: представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Глава 9 Инструкции Банка России от 04.06.2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция N 138-И) устанавливает порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам, на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки.

В соответствии с пунктом 9.1 Инструкции N 138-И при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС один экземпляр справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с Приложением 5 к данной Инструкции.

Как следует из пункта 9 Приложения 5 Инструкции N 138-И графа 9 заполняется только в случае, если в графе 4 указаны виды подтверждающих документов 01_3, 01_4, 02_3, 02_4, 03_3, 03_4, 04_3, 04_4.

В графе 9 по состоянию на дату, приведенную в графе 3, указывается один из следующих признаков, характеризующих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, передачу в аренду движимого и (или) недвижимого имущества, передачу в финансовую аренду (лизинг) имущества:

1 - исполнение резидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от нерезидента;

2 - предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки оплаты;

3 - исполнение нерезидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от резидента;

4 - предоставление нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде отсрочки оплаты.

Согласно пункту 9.2 Инструкции N 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Судом установлено и административным органом не оспаривается, что ОАО «СУЭК-Кузбасс» своевременно в установленном порядке представило в Банк ПС справку о валютных операциях.

В соответствии с положениями пунктов 18.1 - 18.7 Инструкции № 138-И возврат справки о валютных операциях по причине неправильного указания кода вида валютной операции уполномоченным банком не производился.

Указание резидентом в справке о валютных операциях в графе 9 «Признак поставки» - 4 – «предоставление нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде отсрочки оплаты» а не «Признак поставки» - 3 «исполнение нерезидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от резидента», не является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а может быть признано лишь нарушением порядка составления такой справки.

Следовательно, неправильное заполнение графы 9 справки о подтверждающих документах, представленной ОАО «СУЭК-Кузбасс» в установленный законом срок в банк паспорта сделки, не может быть квалифицировано как несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям и не образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Определении от 01.06.2010 г. N 841-О-П, по смыслу Конституции Российской Федерации, ее статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), правовое содержание составов административных правонарушений должно быть сформулировано четко, ясно, определенно и недвусмысленно, с тем чтобы каждый точно знал, какое именно деяние находится под запретом и влечет за собой применение мер государственного принуждения; закон, устанавливающий административную ответственность, не может толковаться при его применении расширительно.

Таким образом, у органа валютного контроля отсутствовали правовые основания для привлечения ОАО «СУЭК-Кузбасс» к административной ответственности по указанной статье, поскольку в его действиях отсутствует событие вменяемого ему административного правонарушения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является самостоятельным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах заявление ОАО «СУЭК-Кузбасс» подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требование удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Кемеровской области о назначении административного наказания от 20.06.2014 № 32-14/210.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                 Л.В. Беляева