ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-12832/2011 от 06.12.2011 АС Кемеровской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05

http://www.kemerovo.arbitr.ru

e-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  город Кемерово Дело № А27-12832/2011

09 декабря 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2011 г. Полный текст решения изготовлен 09 декабря 2011 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи В.Я. Драпезо, при ведении протокола секретарем судебного заседания С.С. Салтыковой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Энергетическая компания», г. Полысаево

к Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области, г. Кемерово

о признании незаконным и отмене постановления от 23.09.2011 №37/08/11 о назначении административного наказания,

при участии:

от заявителя – Зуев А.А. – юрисконсульт по доверенности от 01.03.2011,

от департамента – Кудашова А.А. – главный специалист по доверенности от 26.01.2011 №05-МК,

у с т а н о в и л :

Открытое акционерное общество «Энергетическая компания» (далее «Общество», «ОАО «Энергетическая компания») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее Департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 23.09.2011 №37/08/11 о назначении административного наказания.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, представители присутствуют в судебном заседании.

Представитель Общества поддержал требования, изложенные в заявлении.

Представитель Департамента возражала против заявленных требований.

Общество в заявлении и его представители в судебном заседании указывают, что оспариваемое постановление вынесено незаконно и необоснованно и подлежит отмене по следующим основаниям.

23 сентября 2011 года государственным инспектором Кемеровской области по охране природы Кудашовой А.А. в отношении Общества вынесено Постановление №37/08/11 о назначении административного наказания по статьям 7.6, 8.1, 8.41, части 1 статьи 8.14, частям 2, 3 статьи 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей.

При вынесении постановления, государственный инспектор Кемеровской области по охране природы Кудашова А.А. руководствовалась статьей 4.4 КоАП РФ, указав, что назначение ей Обществу административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений осуществлено с учетом того, что Общество допускает различные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Между тем, по мнению Общества, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ в случае, предусмотренном частью 2 указанной статьи, административное наказание должно назначаться в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

Таким образом, Общество полагает, что указанное постановление вынесено с нарушением норм административного законодательства, а именно статьи 4.4 КоАП РФ и нарушает его права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

Департамент в отзыве и его представители в судебном заседании указывают, что наказание назначено за отдельные различные события административных правонарушений, обособленных временем, местом и способом совершения. Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Подробнее доводы департамента изложены в отзыве на заявление.

Рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующее.

Департаментом в ходе проведенной им проверки Общества было установлено, что у ОАО «Энергетическая компания» в результате хозяйственной деятельности в 2010 году образованы отходы I - V классов опасности, в том числе, отработанные ртутьсодержащие лампы - 0,064 т, аккумуляторы свинцовые отработанные со слитым электролитом - 0,102 т, масла трансмиссионные отработанные - 0,212 т, масла индустриальные отработанные - 0,05 т, масла отработанные - 1,454 т, ил очистных сооружений - 84 т, ТБО - 13,6 т. На момент осмотра территории Общества зафиксировано размещение следующих видов отходов: ил с очистных сооружений (в иловых картах), отработанные автошины в количестве 13 шт. (в здании закрытого склада гаража), отработанные ртутьсодержащие лампы, отработанные масла.

ОАО «Энергетическая компания» имеет разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу №3/атмПол сроком действия с 26.07.2010 по 25.07.2011, выдано 27.07.2010 и сроком действия с 26.07.2011 по 25.07.2012, выдано 4.07.2011. Согласно статистической отчетности по форме 2-тп (воздух) за 2010 год Общество допустило превышение установленных нормативов по десяти загрязняющим веществам. Несоблюдение условий разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу являются нарушением части 1 статьи 22, частей 1, 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 12, частей 4 и 5 статьи 14 Федерального закона от 04.05.99 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и образует состав административного правонарушения по части 2 статьи 8.21 КоАП РФ.

Также в ходе проверки было установлено, что на котельных №№28, 29, 32, 5, ППШ ОАО «Энергетическая компания» эксплуатируются установки очистки газа.

В 2010, 2011 годах фактические параметры работы (КПД) пылезолоулавливающих установок котельных ППШ №28 и №5 были ниже проектных, что является нарушением частей 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.99 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пунктов 3.1, 3.6 «Правила эксплуатации установок очистки газа» (М. 1984) и образует состав административного правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 8.21 КоАП РФ.

Далее, департаментом установлено, что ОАО «Энергетическая компания» в течение 2010-2011 годов осуществляет сброс сточных вод в ручей Журнальный в отсутствии установленных нормативов сброса и разрешения на сброс, что является
нарушением частей 1, 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 56 Водного кодекса и образует состав административного
правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ.

Кроме того, Департаментов выявлено не исполнение Обществом предусмотренной законодательством в области охраны окружающей среды обязанности природопользователей по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки.

Так, согласно расчетам платы, за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год ОАО «Энергетическая компания» начислено 3544261,30 рублей, за 1, 2 кварталы 2011 года начислено 1329273,98 рублей. В то же время согласно представленным платежным поручениям за 2010 год внесена плата за негативное воздействие в размере 1738000 рублей, за 1, 2 кварталы 2011 годы – 100000 рублей. Таким образом, на момент вынесения постановления долг ОАО «Энергетическая компания» составил за 2010 год 3542523,36 рублей, за 1, 2 кварталы 2011 - 1229273,98 рублей; всего 4 771 797,34 рублей.

Сроки внесения платы определены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду». Срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки является нарушением статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 28 Федерального закона от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», статьи 23 Федерального закона от 24.06.98, Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 №632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», Постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» и образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.

Также материалами проверки установлено, что ОАО «Энергетическая компания» осуществляет пользование водным объектом ручей Журнальный для сброса сточных вод в отсутствии документов на основании которых возникает право пользования. Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Таким образом, осуществляя пользование р. Журнальный в отсутствии решения о предоставлении водного объекта для сброса сточных вод ОАО «Энергетическая компания» допустило административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.6 КоАП РФ.

По фактам выявленных нарушений природоохранного законодательства Департаментом 12.09.2011 в присутствии представителя Общества по доверенности от 12.09.2011 Молчанова М.А. составлен протокол об административном правонарушении, а 23.09.2011 также в присутствии представителя Общества по доверенности от 23.09.2011 Молчанова М.А. рассмотрено дело об административном правонарушении.

Представителю Общества при осуществлении указанных процессуальных действий были разъяснены права и предоставлена возможность дать пояснения по существу выявленных нарушений, что подтверждается подписями указанного лица в соответствующих графах протокола и постановления.

Копия протокола об административном правонарушении и копия постановления вручены представителю Общества.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество в пределах срока, установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 03.10.2011 обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления в части назначения наказания.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с охраной окружающей среды и привлечением к административной ответственности за совершение правонарушений в указанной сфере общественных отношений, суд считает оспариваемое постановление о назначении административного наказания не незаконным в части назначения Обществу наказания.

Так, факт совершения вмененных ему правонарушений, предусмотренных статьей 7.6, 8.1, 8.41, части 1 статьи 8.14, частям 2, 3 статьи 8.21 КоАП РФ, Обществом не оспаривался ни при вынесении постановления, ни при рассмотрении дела в суде. Вместе с тем, Общество полагает, что указанные правонарушения совершены им в результате осуществления одного и того же деяния – производственной деятельности. Соответственно, назначение наказания за совершенное им правонарушение должно было быть осуществлено Департаментом с соблюдением требований части 2 статьи 4.4 КоАП РФ. В соответствии с правовой нормой, содержащейся в указанной статье при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Суд соглашается с указанным доводом Общества, полагая, что в рассматриваемом случаи все совершенные Обществом правонарушения охватываются одним действием, а именно производственной деятельностью Общества, и не могут быть подразделены на отдельные составляющие.

Подобный подход к оценке объективной стороны рассматриваемого правонарушения основывается, в том числе. и на соответствующей практике рассмотрения подобных споров Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа.

Так, в частности, при вынесении постановления по делу №А27-554/2010 от 02.09.2010 суд кассационной инстанции указал, что проверяя правомерность назначенного Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области административного штрафа по части 2 статьи 8.21 КоАП РФ в размере 30000 руб., суды обоснованно руководствовались частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Из содержания данной нормы следует, что законодатель ограничил размер наказания, назначаемого лицу одним органом в случае совершения этим лицом одним действием (бездействием) нескольких правонарушений.

Указанные в постановлении кассационной инстанции административные правонарушения были выявлены Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в рамках одной проверки и возникли в результате одних фактических обстоятельств, вытекающих из одного действия (бездействия) - осуществления обществом хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, с нарушением экологических требований, выразившихся в выбросе в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ.

Ответственность за допущенные Обществом правонарушения предусмотрена несколькими частями статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же органу, правонарушения установлены в одно и то же время, одними и теми же должностными лицами.

Оценив указанные обстоятельства, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что арбитражные суды обоснованно указали, что при таких обстоятельствах административное наказание должно быть назначено с учетом требований части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Заявленные требования удовлетворить частично.

Постановление Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 23.09.2011 №37/08/11 о назначении административного наказания открытому акционерному обществу «Энергетическая компания» признать незаконным и отменить в части назначения наказания за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 7.6, статьей 8.1, частью 1 статьи 8.14, частями 2 и 3 статьи 8.21 и статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 125000 рублей.

Наказание за совершение открытым акционерным обществом «Энергетическая компания» правонарушений, предусмотренных статьей 7.6, статьей 8.1, частью 1 статьи 8.14, частями 2 и 3 статьи 8.21 и статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считать назначенным в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В остальной части Постановление Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 23.09.2011 №37/08/11 о назначении административного наказания открытому акционерному обществу «Энергетическая компания» оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья В.Я. Драпезо