АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
www.kemerovo.arbitr.ru
тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27- 12874/2012
05 сентября 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена 31 августа 2012 года
Полный текст решения изготовлен 05 сентября 2012 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи Дворовенко И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Локтионовой С.В. с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление муниципального автономного учреждения «Оздоровительный комплекс «Отдых» (ОГРН <***>; г. Кемерово)
к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонному)
о признании недействительным решения № 052 029 12 РК 0014988 от 23.05.2012 «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части размера штрафа в сумме 73 770руб, 10коп.
в заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО1– главный бухгалтер – заместитель директора по экономике и финансам, доверенность от 20.08.2012, паспорт; ФИО2 –юрисконсульт, доверенность от 16.02.2012, паспорт,
от пенсионного фонда: ФИО3 – главный специалист – эксперт юридического отдела по доверенности от 10.01.2012 № 4, удостоверение,
у с т а н о в и л:
муниципальное автономное учреждение «Оздоровительный комплекс «Отдых» (далее заявитель либо учреждение) обратилось в арбитражный суд к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее Управление ПФ РФ по г. Кемерово и Кемеровскому району либо Управление ПФ ) с требованием о признании недействительным решения № 052 029 12 РК 0014988 от 23.05.2012 в части штрафных санкций в размере 73 770руб, 10коп.
Заявление обосновано тем, что пенсионный фонд, применяя меры ответственности, не учёл наличие смягчающих ответственность обстоятельств. По мнению заявителя, за совершённое правонарушение необходимо было применить меры ответственности в виде штрафа в размере 1 000 руб.
Управление ПФ заявленные требования не признала, указывая на отсутствие утверждённого порядка применение смягчающих ответственность обстоятельств. Кроме этого, представитель пенсионного фонда, в судебном заседании пояснил, что действующее пенсионное законодательство не устанавливает размеры снижения штрафа, в связи с чем, возражает в отношении уменьшения суммы штрафа до 1 000 руб.
В соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.
Изучив материалы дела, дополнительно представленные доказательства, а так же, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Управлением ПФ РФ установило нарушение муниципальным автономным учреждением «Оздоровительный комплекс «Отдых» срока представления сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования за 4 квартал 2011 года на 25 дней.
По результатам проверки 05.04.2012 составлен Акт № 05204930014436, на основании которого, пенсионным фондом принято решение № 052 029 12 РК 0014988 от 23.05.2012 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафных санкций в размере 74770,10руб., в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ от 01.04.1996.
Не согласившись с данными выводами, Общество оспорило данное решение в судебном порядке в части необходимости применения смягчающих ответственность обстоятельств, при этом, факт позднего представления сведений (факт совершения правонарушения) заявитель не оспаривает.
Суд соглашается с мнением учреждения о наличии смягчающих ответственность обстоятельств, штрафные санкции должны быть уменьшены, по мнению суда, и с учётом всех обстоятельств по делу, до 1 000 руб.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 статьи 39 Федерального Закона № 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, наряду с другими обстоятельствами устанавливает (выявляет) обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Как закреплено в пункте 4 статьи 44 вышеуказанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
В соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Кроме этого, страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу; 4) дату увольнения; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Страхователь так же, представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.
Согласно статьи 17 Закона № 27-ФЗ, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С учётом данных норм законодательства муниципальное автономное учреждение «Оздоровительный комплекс «Отдых» должно было в срок до 15.02.2012 представить в пенсионный фонд сведения персонифицированного учёта за 4 квартал 2011 года.
Однако, фактически данные сведения представлены 11.03.2012.
Сумма страховых взносов за 4 квартал 2011 года составляет 1495402руб., в связи с чем, штрафные санкции рассчитаны в размере 74770,10 руб.
Полагая, что в отношении суммы 73770,10 руб. имеются смягчающие ответственность обстоятельства, муниципальное автономное учреждение «Оздоровительный комплекс «Отдых» ссылается на то, что учреждение является бюджетным, сумма страховых взносов полностью уплачена, на совершение правонарушения впервые, на отсутствие ущерба, нарушение срока представления сведений незначительное (25 дней).
Суд соглашается с данными доводами.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной в постановлениях № 14-П от 12.05.1998, № 11-П от 15.07.1999, исходя из общих принципов права, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние, и её дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушения и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Оценив обстоятельства, указанные заявителем, суд установил, что причиной позднего (на 25 дня) представления сведений персонифицированного учёта, произошло по техническим причинам в связи с переходом на новый программный продукт – версия 1С-8, а также смена руководителя - директора.
Факт совершения дошкольным учреждением данного правонарушения впервые пенсионный фонд не отрицает.
В отношении ссылки заявителя на отсутствие ущерба и негативных последствий для бюджета суд указывает на то, что, заявитель документально не подтвердил данные обстоятельства.
Однако, суд отмечает, что поскольку, законодательством закреплены меры ответственности за позднее представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, а так же за представление не полных и ( или) недостоверных сведений, то следовательно, эти сведения необходимы пенсионному фонду для контроля и правильности исчисления ( в дальнейшем) пенсии.
В подтверждении финансирования из муниципального бюджета заявитель представил в материалы дела Устав. В пункте 5.7. Устава указаны источники формирования имущества учреждения, это и благотворительные пожертвования, и доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумах, поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов и иные не запрещенные законом поступления. Однако, указано, что все доходы учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, для которых оно создано (пункт 5.8).
Оценив в совокупности все представленные доказательства, суд устанавливает наличие смягчающих ответственность обстоятельств, и полагает, что штрафные санкции должны составлять сумму 1 000 руб. вместо 74 770,10 руб.
Следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению в части 73 770,10 руб.
Судебные расходы в виде уплаченной дошкольным учреждением государственной пошлины, суд относит на пенсионный фонд.
Руководствуясь статьями 106, 110, 112, 167, 170, 180, 181 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Заявлениемуниципального автономного учреждения «Оздоровительный комплекс «Отдых»удовлетворить.
Признать недействительным решение № 052 029 12 РК 0014988 от 23.05.2012 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и в Кемеровской районе Кемеровской области (межрайонное) в части привлечения к ответственности в виде штрафных санкций в размере 73 770руб, 10коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его изготовления в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья И.В. Дворовенко