АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
тел. (384-2) 58-43-26; факс 58-37-05
E-mail:mail@kemerovo.arbitr.ru; http://www.kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-12961/2018
12 сентября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2018 года, решение изготовлено в полном объеме 12 сентября 2018 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Ю.С. Камышовой
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи помощником судьи А.А. Мироновой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аверс-Инвест», г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения от 22.01.2018 № 27359А/149; об обязании устранить допущенные нарушения
при участии:
от заявителя: ФИО1, представитель, доверенность б/н от 03.08.18;
от налогового органа: ФИО2 – старший ГНИ, доверенность от 29.12.2017, № 272, удостоверение; ФИО3, специалист 1 разряда, доверенность от 31.07.2018 № 115, удостоверение,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Аверс-Инвест» (далее – ООО «Аверс-Инвест», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее – налоговый орган, инспекция) от 22.01.2018 № 27359А/149 «об отказе в государственной регистрации», об обязании устранить допущенные нарушения, внести в ЕГРЮЛ запись об исключении общества в связи с его ликвидацией.
Требования мотивированны тем, что налоговый орган неправомерно пришел к выводу о наличии в представленном обществом ликвидационном балансе недостоверных сведений, что явилось причиной отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель налогового органа требования заявителя не признала, поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие выбытие показателей бухгалтерской отчетности (нераспределенной прибыли в размере 113 000 руб., запасов в размере 35 000 руб.), следовательно, вывод о недостоверности представленного ликвидационного баланса является правомерным.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, судом установлено, что ООО «Аверс-Инвест» зарегистрировано в качестве юридического лица 21.08.2012 и состоит на налоговом учете в инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово.
07.07.2017 общим собранием участников заявителя принято решение о добровольной ликвидации общества, назначении ликвидатора.
22.12.2017 заявитель обратился в ИФНС г. Кемерово с заявлением о внесении сведений о прекращении деятельности общества в связи с ликвидацией, представил соответствующие документы (вх. № 27359А).
22.01.2018 ИФНС г. Кемерово вынесено решение № 27359А/149 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) в связи с тем, что представленный ликвидационный баланс от 21.12.2017 считается не представленным, так как содержит недостоверные сведения.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с жалобой в УФНС по Кемеровской области (л.д. 12-14).
Решением УФНС по Кемеровской области № 189 от 27.03.2018 (л.д. 15-17) в удовлетворении жалобы заявителю отказано.
Ссылаясь на то, что решение ИФНС г. Кемерово от 22.01.2018 № 27359А/149 является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, представленный ликвидационный баланс не содержит недостоверных сведений, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС по г. Кемерово № 27359А/149 от 22.01.2018.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Законом № 129-ФЗ.
Согласно статье 1 Закона № 129-ФЗ под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Закона № 129-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона № 129-ФЗ ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом, входящим в федеральную информационную систему. В соответствии со статьями 4, 12, 14 Закона № 129-ФЗ, статьями 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в него подлежит внесению достоверная информация.
Порядок ликвидации юридических лиц урегулирован статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В силу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидатор принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Таким образом, установление законом определенной процедуры ликвидации юридического лица направлено на соблюдение прав не только кредиторов ликвидируемого юридического лица, но и лиц, являющихся его участниками (учредителями).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Пунктом 4 статьи 22 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 названного Закона.
В пункте 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ определен перечень документов, представление которых необходимо для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган.
Подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных указанным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Нормы действующего законодательства не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствия у ликвидируемого юридического лица кредиторской или дебиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами.
Вместе с тем сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям, установленным нормативными актами; сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов или участников общества.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Согласно п.п. 4, 4.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из содержания оспариваемого решения, основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией послужил вывод налогового органа о наличии в представленном ликвидационном балансе недостоверных сведений, в связи с чем, он считается непредставленным.
Недостоверность сведений выявлена налоговым органом при сопоставлении бухгалтерской отчетности по состоянию на 31.12.2016, согласно которой на балансе общества были отражены «запасы» в размере 35 000 руб., а также «нераспределенная прибыль» в размере 113 000 руб. и бухгалтерской отчетности по состоянию на 21.12.2017, согласно которой «запасы и «нераспределенная прибыль» составили 0 руб.
Как указывает налоговый орган, в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2017 год реализация «запасов», выплата «нераспределенной прибыли» в виде дивидендов учредителю обществом не отражены, соответствующие налоги не исчислены и не уплачены в бюджет.
В целях выяснения данных обстоятельств в адрес налогоплательщика были направлены требования о предоставлении пояснений, а также уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган.
Между тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим законом.
Направление же налоговым органом требований о предоставлении пояснений является реализацией функции налогового органа на осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства.
Само по себе направление такого требования при отсутствии иных предусмотренных законом оснований не является обстоятельством, которое бы препятствовало регистрации ликвидации юридического лица.
Наличие у налогового органа сомнений в правильности предоставленной обществом налоговой отчетности не является основанием для признания сведений, включенных в ликвидационный баланс недостоверными.
Кроме того, как следует из материалов дела, обществом в ответ на требования были представлены пояснения относительно списания, в том числе нераспределенной прибыли в размере 113 тыс. руб. в составе убытков. Так же в материалы дела обществом представлен акт списания материальных запасов № 1/1 от 18.12.2017, согласно которому материальные запасы на общую сумму 35 410 руб. были списаны.
Данная информация налоговым органом не опровергнута. Более того, закон № 129-ФЗ не содержит указаний, в каком порядке и какими документами должны подтверждаться какие-либо сведения.
Следовательно, материалами дела подтвержден и налоговым органом документально не опровергнут факт предоставления обществом ликвидационного баланса, содержащего достоверные сведения.
Относительно довода налогового органа о наличии у общества задолженности по обязательным платежам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Обязанность общества по уплате в бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей устанавливается несколькими способами: представленным налогоплательщиком декларациями, решением о привлечении к ответственности по результатам камеральной либо выездной налоговой проверки.
В данном случае в отношении общества проверки не проводились, декларации отражают действительную обязанность по уплате обязательных платежей, все обязательные платежи в бюджет уплачены.
Обстоятельства наличия задолженности у ликвидируемого юридического лица в соответствии со статьей 65, статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должны быть доказаны налоговым органом соответствующими доказательствами, и не могут основываться на предположениях.
При этом, как следует из смысла пункта 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61, регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о наличии оснований для отказа в совершении регистрационного действия. Если при рассмотрении спора об обжаловании отказа в государственной регистрации арбитражный суд установит, что отказ регистрирующего органа не отвечал упомянутому критерию раскрытия всех мотивов отказа, он признается незаконным, при этом суд обязывает регистрирующий орган устранить допущенное нарушение.
Решение об отказе в государственной регистрации от 22.01.2018 не содержит конкретных обстоятельств (отсутствуют данные о камеральной проверке, требования об уплате, направленных обществу.)
Судом установлено, что ООО «Аверс-Инвест» не имело задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет. Полученными и представленными в материалы дела документами (справкой № 306218 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 24.07.2018) установлено отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Таким образом, при отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджет, а, следовательно, и при отсутствии оснований возникновения указанной задолженности (к которым относятся и акты налоговых проверок, решения налоговых органов по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок), оснований для признания ликвидационного баланса содержащим недостоверные сведения в части неотражения кредиторской задолженности перед налоговым органом не имеется.
С учетом изложенного, а также имеющего место нарушения прав заявителя, оспариваемое решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово от 22.01.2018 № 27359А/149 «об отказе в государственной регистрации» подлежит признанию незаконным.
При указанных обстоятельствах заявление ООО «Аверс-Инвест» подлежит удовлетворению.
По ходатайству заявителя расходы по уплате государственной пошлины относятся на него (пункт 4 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово от 22.01.2018 № 27359А/149 «об отказе в государственной регистрации».
Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кемерово устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении общества с ограниченной ответственностью «Аверс-Инвест» в связи с его ликвидацией.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционной суд в месячный срок с момента его принятия.
Судья Ю.С. Камышова