ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-13335/20 от 21.09.2020 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город  Кемерово                                                                                   

«23» сентября  2020 года                                                                        Дело № А27-13335/2020

Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября  2020 года

Полный текст решения изготовлен 23 сентября  2020 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Н.Н. Гатауллиной, 

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи  секретарем судебного заседания Гончаровой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр»,  город  Кемерово (ОГРН 1094205004761, ИНН 4205174929)

к Федеральному  государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», город Москва (ОГРН  1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала Федерального  государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Кемеровской области-Кузбассу, город  Кемерово

о признании недействительным решений от 16.03.2020  №4200/20-8710, №4200/20-8713 и об обязании выдать сведения в виде копий технических планов на помещения с кадастровыми номерами 42:24:0501002:1475 и 42:24:0501002:1500

при участии:

от заявителя: Крипольский О.А. – представитель по доверенности от 12.09.2019, паспорт;

от  заинтересованного лица: Ленева О.В. – представитель по доверенности от 13.11.2018 №42/2018-11, служебное удостоверение

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Центр» (далее – заявитель, ООО «Центр», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Федерального  государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала Федерального  государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Кемеровской области-Кузбассу (далее – заинтересованное лицо, учреждение) от 16.03.2020  №4200/20-8710, №4200/20-8713 и об обязании выдать сведения в виде копий технических планов на помещения с кадастровыми номерами 42:24:0501002:1475 и 42:24:0501002:1500.

В обоснование требований заявитель ссылается на следующее.

Общество приобрело объекты с кадастровыми номерами 42:24:0501002:1475 (Нежилое помещение, общей площадью 408,9 кв.м., этаж 1, адрес объекта: Кемеровская область, город Кемерово, ул. Весенняя, дом 16, пом. 127) и 42:24:0501002:1500 (Нежилое помещение, общей площадью 319,5 кв.м., подвал № 1, адрес объекта: Кемеровская область, город Кемерово, ул. Весенняя, дом 16, пом. 128) в августе 2018 года, на основании договора купли-продажи недвижимости № Кем-Вес/16 от 02.08.2018г., заключенного между ООО «Центр» и Индивидуальным предпринимателем Белоус Евгением Витальевичем (Продавец, прежний правообладатель объектов).

На основании указанного Договора Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области 08.08.2018г. была осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на вышеуказанные Объекты от Продавца к Обществу(регистрационные записи № 42:24:0501002:1475-42/001/2018-7 от 08.08.2018г., №42:24:0501002:1500-42/001/2018-2 от 08.08.2018г.).

В апреле 2019 года заявитель с соблюдением необходимых требований законодательства согласовал с органом местного самоуправления и произвел работы по перепланировке помещений.

В результате выполненной перепланировки были образованы пять самостоятельных помещений: помещение № 129 - первый этаж и подвал, площадью 320,0 кв.м, (кадастровый номер 42:24:0501002:9233), помещение № 130 - первый этаж, площадью 120,7 кв.м. (42:24:0501002:9231), помещение № 131 - первый этаж, площадью 126,0 кв.м. (42:24:0501002:9232), помещение № 132 - первый этаж, площадью 58,0 кв.м. (42:24:0501002:9235), помещение № 133 - первый этаж, площадью 92,4 кв.м. (42:24:0501002:9234), а объекты с кадастровыми номерами 42:24:0501002:1475 и 42:24:0501002:1500 сняты с учета 04.06.2019г., о чем в Едином государственном реестре недвижимости внесены соответствующие изменения, что удостоверяются в соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" выписками из ЕГРН.

В соответствии с п.177 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости ...» в сведениях об объектах недвижимости в связи с их преобразованием присваивается статус "архивные".

При таких обстоятельствах, сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 42:24:0501002:1475 и 42:24:0501002:1500 присвоен статус "архивные" в связи с их преобразованием в объекты недвижимости с кадастровыми номерами 42:24:0501002:9233, 42:24:0501002:9231, 42:24:0501002:9232, 42:24:0501002:9235, 42:24:0501002:9234, а Заявитель является «не прежним», а «настоящим» правообладателем объектов.

Заявитель считает, что Общество в силу п.2 ч.13 ст.62 Закона №218-ФЗ обладало соответствующими полномочиями на получение из ЕГРН сведений об объектах принадлежащих Обществу, а такого основания для отказа в предоставлении сведений, как «объект имеет статус архивный», закон не содержит, отказы ФГБУ "ФКП Росреестра" в предоставлении сведений являются незаконными, так как в противном случае, Обществу, как собственнику (правообладателю) объектов недвижимости, получить сведения, внесенные в ЕГРН до 04.06.2019г. (даты преобразования объектов со снятием с учета), становится недоступным.

При таких условиях, по мнению заявителя, отказы в предоставлении запрашиваемых Обществом сведений из ЕГРН, нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Более подробно доводы изложены в заявлении, возражениях на отзыв, письменных пояснениях.  

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании против требований заявителя возражала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дополнениях к отзыву. Считает,  что оспариваемые решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из ЕГРН от 16.03.2020 № 4200/20-8710, № 4200/20-8713 являются законными и обоснованными. Поясняет, что на момент рассмотрения запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде копий документов, на указанные объекты были прекращены права Заявителя - ООО «Центр». Согласно сведениям ЕГРН лицо, выступающее заявителем - ООО «Центр» по заявлениям о предоставлении сведений ограниченного доступа не являлось правообладателем объектов, в отношении которых запрашивались сведения. В этой связи основания для предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, в соответствии с частью 13 статьи 62 Закона № 218 отсутствовали.

Более подробно доводы изложены в отзыве на заявление, дополнениях к отзыву.

Изучив материалы дела, судом установлено следующее.

13.03.2020 в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области — Кузбассу поступили запросы ООО «Центр» в лице представителя Бельчук Екатерины Алексеевны № 42-0-1-109/4002/2020-124, № 42-0-1-109/4002/2020-125 о предоставлении копий помещенных в реестровые дела объектов недвижимости с кадастровыми
номерами 42:24:0501002:1475 и 42:24:0501002:1500 технических планов.

16.03.2020 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу на основании части 12 статьи 62 Закона № 218-ФЗ были приняты решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из ЕГРН № 4200/20-8710 и № 4200/20-8713. В причине отказа указано, что с запросом о предоставлении сведений ограниченного доступа обратилось лицо, которому в соответствии с частью 13 статьи 62 Закона № 218-ФЗ такие сведения предоставлены быть не могут.

ООО «Центр» полагая, что указанные выше решения являются незаконными и нарушают права заявителя, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Выслушав и изучив доводы лиц участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьями 71, 162 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд признает заявленные требования ООО «Центр» не подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о регистрации недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о регистрации сведений. Ведение ЕГРН осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений (часть 1 статьи 7 названного Закона).

В силу части 2 указанной статьи ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости; 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества; 3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий; 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт; 6) книг учета документов. Сведения, содержащиеся в ЕГРН, являются общедоступными, если иное не установлено законом (часть 5 указанной статьи).

В силу части 1 статьи 62 Закона N 218-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРН, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

В силу части 5 указанной статьи сведений, содержащихся в ЕГРН (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Одним из способов обращения за предоставлением сведений в соответствии с утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 Порядком предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, является запрос на бумажном носителе при личном обращении.

В соответствии с частью 13 указанной статьи сведения, содержащиеся в ЕГРН, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только: 1) самим правообладателям или их законным представителям; 2) физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя; 3) залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, которые находятся у него в залоге или права на которые предоставлены ему в залог.

Правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их заявлениям выдаются в форме документов на бумажном носителе или электронных образов документов копии договоров и иных документов, которые выражают содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и содержатся в реестровых делах (часть 15 указанной статьи).

Пунктом 21 Приказа Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" предусмотрено, что органом регистрации прав в соответствии с настоящим Порядком выдаются сведения, содержащиеся в ЕГРН, в виде копий помещенных в реестровое дело документов, выражающих содержание сделок, на основании которых: за собственником объекта недвижимого имущества, владельцем объекта недвижимого имущества на ином вещном праве согласно записи в ЕГРН на момент подачи ими запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, представленного в соответствии с настоящим Порядком, зарегистрировано указанное право (предоставляются правообладателю, нотариусу); в ЕГРН зарегистрированы сделка, ограничение права, обременение объекта недвижимости, записи о которых на момент представления правообладателем либо лицом, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости (стороной сделки), запроса не погашены (предоставляются правообладателю, нотариусу либо лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости); в ЕГРН были зарегистрированы сделка, ограничение права, обременение объекта недвижимости, записи о которых на момент представления им либо лицом, в пользу которого были установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости (стороной сделки), запроса погашены (предоставляются лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости, нотариусу); правообладателю, лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости (стороне сделки), было отказано в государственной регистрации сделки, перехода права, ограничения права, обременения объекта недвижимости (предоставляются правообладателю, нотариусу, лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости, стороне сделки).

Пунктом 1 статьи 8.1 и статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав         определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Положения ГК РФ устанавливают основополагающие принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, одним из которых являются принципы публичности и достоверности, то есть бесспорности зарегистрированных в реестре прав, отсутствия сомнений в наличии у объекта, на который осуществлена регистрация прав, признаков недвижимости.

В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно пункту 6 указанной статьи зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона № 218 государственная регистрация права на недвижимое имущество в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Как следует из правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично­правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития (постановления от 26.05.2011 № 10-П, от 24.03.2015 № 5-П и от 10.11.2016 № 23-П; определения от 05.07.2001 № 132-О и № 154-О, от 29.01.2015 № 216-О).

Правила внесения сведений в ЕГРН установлены Порядком ведения ЕГРН, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943 (далее - Порядок № 943).

В соответствии с пунктом 13 Порядка № 943 в реестре прав на недвижимость всем неактуальным на любой текущий момент времени записям в связи со снятием с учета объекта недвижимости присваивается статус "архивная", всем сведениям в указанной записи присваивается статус "архивные".

Согласно пункту 16 Порядка № 943 при снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета и государственной регистрации в связи с этим прекращения права, ограничения права, обременения объекта недвижимого имущества, сделки соответствующим записям ЕГРН, а также разделу ЕГРН присваивается статус "архивная" ("архивный").

В соответствии с частью 4 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.

Как установлено судом, в ходе рассмотрения учреждением заявлений от 13.03.2020 №№42-0-1-109/4002/2020-124, 42-0-1-109/4002/2020-125, было выявлено следующее.

По сведениям ЕГРН сведения об объектах недвижимости скадастровыми номерами 42:24:0501002:1475 и 42:24:0501002:1500 имеют статус «архивные», в связи с принятием решений о снятии указанных объектов недвижимости с кадастрового учета и регистрации прекращения прав на указанные объекты. Дата снятия с государственного кадастрового учета - 05.06.2019.

Основанием для снятия с государственного кадастрового учета послужило осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости с кадастровыми номерами 42:24:0501002:9231, 42:24:0501002:9232, 42:24:0501002:9233, 42:24:0501002:9234, 42:24:0501002:9235, образованные в результате объединения и раздела помещений с кадастровыми номерами 42:24:0501002:1475 и 42:24:0501002:1500 по заявлению ООО «Центр».

Регистрационная запись прекращения права на объект недвижимости с кадастровым номером 42:24:0501002:1475 - 42:24:0501002:1475-42/001/2019 - 20. Регистрационная запись прекращения права на объект недвижимости с кадастровым номером 42:24:0501002:1500 - 42:24:0501002:1500-42/001/2019 - 6.

Таким образом, на момент рассмотрения запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде копий документов, на указанные объекты были прекращены права заявителя - ООО «Центр». Согласно сведениям ЕГРН лицо, выступающее заявителем - ООО «Центр» по заявлениям о предоставлении сведений ограниченного доступа не являлось правообладателем объектов, в отношении которых запрашивались сведения.

В этой связи основания для предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, в соответствии с частью 13 статьи 62 Закона № 218 у учреждения отсутствовали.

В соответствии с пунктом 151 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденным приказом Росреестра от 27.09.2019 № П/0401, в случае наличия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги сотрудник структурного подразделения органа регистрации прав, ответственный за подготовку документов, в срок не более трех рабочих дней со дня поступления запроса в орган регистрации прав формирует решение об отказе в предоставлении сведений.

16.03.2020 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу на основании части 12 статьи 62 Закона № 218-ФЗ были приняты решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из ЕГРН № 4200/20-8710 и № 4200/20-8713. В причине отказа указано, что с запросом о предоставлении сведений ограниченного доступа обратилось лицо, которому в соответствии с частью 13 статьи 62 Закона № 218-ФЗ такие сведения предоставлены быть не могут.

Довод заявителя о том, что подпунктом 5 пункта 21 Приказа №968 закреплено право на  получение копий документов, помещенных в реестровое дело Единого государственного реестра недвижимости, запись о которых не момент подачи им запроса были погашены в связи с ликвидацией (преобразованием), отклоняется судом на основании следующего.

В соответствии со статьей 7 Закона № 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из:

- реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости);

- реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);

- реестровых дел.

Реестры ЕГРН ведутся в электронной форме; реестровые дела хранятся в электронной форме и (или) на бумажном носителе.

Согласно положениям части 4 статьи 7 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в ЕГРН сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ.

В соответствии со статьей 8 Закона № 218-ФЗ в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона № 218- ФЗ).

Частью 1 статьи 11 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что реестровые дела представляют собой совокупность документов, на основании которых в ЕГРН внесены сведения.

Учитывая вышеизложенное, внесенными в ЕГРН сведениями считаются сведения об объектах недвижимости, содержащиеся в реестре объектов недвижимости, а документы, в соответствии с которыми осуществлены соответствующие учетно­регистрационные действия, - включаются в состав соответствующего реестрового дела объекта недвижимости. Реестровые дела содержат документы, на основании которых ранее осуществлялись государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на такой объект недвижимости и в соответствии с которыми сведения вносились, изменялись, исключались из реестра объектов недвижимости ЕГРН.

До вступления в силу Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществлялся органом кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221- ФЗ).

Статьей 43 Закона № 221-ФЗ до 1 января 2013 года был установлен переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В период до 1 января 2012 года кадастровый учет объектов капитального строительства осуществлялся в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 08.09.2006 № 268 «Об утверждении Правил ведения Единого реестра объектов капитального строительства» и Приказом Минэкономразвития России от 26.04.2007 №146 «Об административном регламенте исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Ведение государственного технического учета объектов капитального строительства».

Так, в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативно-правовых актов 07.10.2010г. были внесены сведения об объекте капитального строительства в Единый государственный реестр объектов капитального строительства (далее - ЕГРОКС) с кадастровым номером 42:24:0501002:572:10/28 на основании заявления Кемеровского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в лице представителя Новоселовой А.А. от 04.10.2010 г. № 4200/102/10-29384 о внесении в ЕГРОКС сведений об объекте капитального строительства, договора № 959 купли-продажи муниципального имущества от 29.07.2008, технического паспорта от 19.07.2010г., подготовленного Кемеровским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».

08.10.2010г. были внесены сведения об объекте капитального строительства в ЕГРОКС с кадастровым номером 42:24:0501002:572:10/29 на основании заявления Кемеровского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в лице представителя Новоселовой А.А. от 04.10.2010 г. № 4200/102/10-29378 о внесении в ЕГРОКС сведений об объекте капитального строительства, договора № 959 купли- продажи муниципального имущества от 29.07.2008, технического паспорта от 19.07.2010г., подготовленного Кемеровским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».

В дальнейшем, в соответствии с приказами Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 №1 «О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости» и Приказом Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 №144 «Об утверждении порядка кадастрового деления территории РФ и порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров» объекту капитального строительства с кадастровым номером 42:24:0501002:572:10/28 был присвоен новый кадастровый номер - 42:24:0501002:1475, объекту капитального строительства с кадастровым номером 42:24:0501002:572:10/29 был присвоен новый кадастровый номер - 42:24:0501002:1500.

Таким образом, сведения об указанных объектах недвижимости, в том числе позволяющие определить такие объекты недвижимости в качестве индивидуально­определенной вещи, были внесены в реестр объектов недвижимости ЕГРН (кадастр недвижимости) на основании технических паспортов от 19.07.2010г.

Указанные технические паспорта содержатся в реестровых делах данных объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 62 Закона № 218-ФЗ сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, предоставляются самим правообладателям или их законным представителям.

В силу части 15 статьи 62 Закона № 218-ФЗ правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их заявлениям выдаются в форме документов на бумажном носителе или электронных образов документов копии договоров и иных документов, которые выражают содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и содержатся в реестровых делах.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 21 Приказа № 968, органом регистрации прав выдаются сведения, содержащиеся в ЕГРН, в виде копий помещенных в реестровое дело документов, выражающих содержание сделок, на основании которых за лицом были зарегистрированы право, ограничение права, обременение объекта недвижимости, записи в ЕГРН о которых на момент подачи им запроса были погашены, в том числе в связи с ликвидацией (преобразованием) объекта недвижимости (предоставляются лицу, за которым были зарегистрированы право, ограничение права, обременение объекта недвижимости, нотариусу).

Таким образом, положения пункта 21 Приказа № 968, на которые ссылается заявитель, распространяются исключительно на порядок предоставления сведений ЕГРН в виде копии документа, выражающего содержание сделки.

Вышеизложенное также подтверждается формой запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде копии документа, утвержденной Приказом №968.

Так, в случае представления запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН:

- в виде копии документа, выражающего содержание сделки в реквизите 1.1 запроса (ссылка <5>) указываются: вид (наименование) и реквизиты договора или иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенной в простой письменной форме;

- в виде копии документов, на основании которых сведения об объекте недвижимости внесены в ЕГРН, в реквизите 1.1 запроса указываются: вид (наименование) и реквизиты (при наличии) запрашиваемого(ых) документа(ов).

Заявителем в представленных запросах о предоставлении сведений ЕГРН в реквизите 1.1 указаны технические планы, то есть копии документов, на основании которых сведения об объекте внесены в ЕГРН (копии приобщены к материалам дела).

Согласно части 1 статьи 24 Закона № 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Таким образом, технический план, технический паспорт на объект недвижимости не относятся к документам, выражающим содержание сделки.

На основании вышеизложенного, с учетом фактических обстоятельств дела, доводы заявителя о наличии у него права на получение запрашиваемых сведений в силу положений пункта 21 Порядка № 968 являются не основанными на законе, связанными с неверным толкованием норм действующего законодательства.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что оспариваемые решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из ЕГРН от 16.03.2020 № 4200/20-8710, № 4200/20-8713 вынесены учреждением в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством, прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушают.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО «Центр» удовлетворению не подлежат. 

Расходы по уплате государственной пошлины в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями  110, 167-170, 176, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                      Н.Н. Гатауллина