ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-13346/18 от 15.10.2018 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8, Кемерово, 650000; информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05

www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово                                                                  Дело № А27-13346/2018

22 октября 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена 15 октября 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 22 октября 2018 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Исаенко Е.В. при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Селезневой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Прокопьевска, г. Прокопьевск (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Прокопьевск (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)  

о взыскании 184 454 руб. (с учетом уточнения требований)

при участии:

от истца: ФИО2 – представитель, доверенность от 10.01.2018, паспорт;

от ответчика: н/я

у с т а н о в и л :

Государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Прокопьевска (далее по тексту – истец, центр занятости) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО3 (далее по тексту – ответчик) денежных средств по договору о предоставлении финансовых средств работодателю для оснащения рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов от 21.08.2013 №285 в сумме 276 681 руб.

Иск принят к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании ч.1 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса (далее – АПК РФ).

Определением от 27.08.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам гражданского судопроизводства.

Истец уточнил размер заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ (просит взыскать 184 454 руб.); уточнение судом принято.

Иск рассмотрен в порядке ч.3 ст. 156 АПК РФ.

Ответчик отзыв не представил, требования не оспорил.

Заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

21.08.2013 года между истцом (центр) и ответчиком (работодатель)был заключен договор №160 о предоставлении финансовых  средств работодателю для оснащения рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, в соответствии с которым центр занятости взял на себя обязательства по предоставлению финансовых средств работодателю на приобретение, монтаж и установку оборудования для трудоустройства незанятых инвалидов, направленных центром в рамках целевой программы «Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2013 год».

Согласно вышеуказанному договору работодатель обязуется:

-приобрести оборудование и выполнить работы по его монтажу и установке, необходимые для оснащения вновь создаваемого рабочего места для трудоустройства незанятых инвалидов (пп. 2.1.1 договора);

-оснастить 4 новых рабочих места в период с 21 августа по 9 октября 2013 года и предоставить в центр занятости копию приказа о внесении изменений в штатное расписание в связи с созданием рабочих мест для трудоустройства инвалидов (пп.2.1.2 договора);

-подать в центр «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)» согласно перечню профессий и количеству рабочих мест (пп. 2.1.3 договора);

-принимать по направлениям центра занятости инвалидов для трудоустройства на оснащенное рабочее место, заключив с ними трудовой договор на неопределенный срок (пп. 2.1.4 договора);

-при увольнении инвалида до истечения срока действия договора независимо от мотивов прекращения трудовых отношений предоставить центру не позднее 3 рабочих дней со дня увольнения копию приказа об увольнении (с указанием причин увольнения) и «сведения о вакансиях и свободных рабочих местах» по освободившейся вакансии. На образовавшееся вакантное рабочее место трудоустроить незанятого инвалида, направленного центром (пп. 2.1.8 договора).

-представить в центр акт сдачи-приемки выполненных работ по договору о предоставлении финансовых средств работодателю для оснащения рабочих мест для трудоустройства инвалидов (пп. 2.1.10 договора).

                 Работодатель возвращает финансовые средства, перечисленные центром на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения рабочего места для инвалидов в полном объеме в случае неисполнения обязательств, предусмотренных пп.2.1.2, 2.1.6-9 договора (п. 3.3 договора).

                 Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует в течение одного года с даты трудоустройства граждан на оснащенное рабочее место. В случае увольнения работника до истечения срока действия договора срок действия договора продлевается на период, в течение которого рабочее место было вакантным (п. 6.1 договора).

В рамках указанного договора ответчику была выделена субсидия в размере 276 681 руб. Субсидия в указанном размере была перечислена на счет общества 15.10.2023 и 27.08.2013, что подтверждено платежными поручениями №12815916, №1281592 и №12092089.

Истец полагает, что ответчиком нарушены пп. 2.1.1, 2.2, 2.1.4, 2.1.6, 2.1.8, 2.10 вышеуказанного договора, вследствие чего в силу п.3.3 договора у ответчика возникла обязанность вернуть полученную субсидию.

             Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению на основании нижеследующего.

На основании статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно статьи 265 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Согласно ч. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ч. 1 ст. 306.4 БК РФ).

Таким образом, с учетом публично-правового характера отношений сторон, в случае выявления фактов нецелевого использования, выделенных ответчику бюджетных средств, их получатель обязан возвратить данные средства в бюджет в порядке, определенном бюджетным законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные, в частности, на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 15 вышеуказанного Постановления при нецелевом расходовании средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанные средства подлежат возврату в Федеральный бюджет в соответствии с Бюджетным законодательством Российской Федерации.

В порядке статьи 65 АПК РФ каждое лицо участвующее в деле обязано доказать обстоятельства, на которых основаны его требования, возражения.

Как следует из материалов дела и пояснений представителя истца, ответчик принял на работу 5 инвалидов: ФИО4 на должность медицинской сестры (приказ №1 от 8.10.2013) уволена 30.06.2014; ФИО5 на должность медицинской сестры (приказ №5 от 30.05.2014) уволена 23.12.2014; ФИО6 на должность медицинской сестры (приказ №3 от 7.10.2013) уволена 8.08.2014; ФИО7 на должность медицинской сестры (приказ №2 от 7.10.2013) уволена 28.04.2014; ФИО8 на должность администратора (приказ №4 от 10.10.2013) уволена 21.11.2014.

На двух из четырех предусмотренных договором рабочих местах (медицинская сестра по талассотерапии, по душу Шарко) инвалиды не проработали необходимое количество времени (12 месяцев). Документы, подтверждающие целевое использование финансовых средств ответчиком не представлены. Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) предприниматель последний раз представил 4.09.2014, т.е. ответчиком нарушены условия договора. Направленному Центром занятости инвалиду ФИО9 ответчик необоснованно отказал в трудоустройстве 3.04.2015.

Кроме того, представитель истца пояснила, что Центр занятости престал направлять инвалидов, поскольку у ответчика имелась задолженность по заработной плате перед ранее принятыми работниками, в связи с чем последние уволились и обратились за защитой своих прав в органы прокуратуры и в суд.

В соответствии с п. 3.3 договора при неисполнении обязательств, предусмотренных п.п. 2.1.8, 2.1.9 договора работодатель возвращает перечисленные Центром финансовые средства в полном объеме.

Центром занятости в адрес ответчика направлялись претензии, которые были оставлены без исполнения, полученные финансовые средства возвращены не были.

При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению. При этом денежные средства взыскиваются с ответчика в пользу истца, который, являясь распорядителем бюджетных средств при выдаче субсидии ответчику, должен будет при их получении (реальном взыскании) обеспечить перечисление (возврат) в соответствующий бюджет. 

В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делу относится на ответчика. В связи с уточнением размера требований излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит возвращению истцу в порядке ст.333.40 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 167–170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), г. Прокопьевск в пользу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Прокопьевска, г. Прокопьевск (ОГРН <***>, ИНН <***>) 184 454 руб., а также 6 534 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска.

Возвратить Государственному казенному учреждению Центр занятости населения города Прокопьевска, г. Прокопьевск (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению №769873 от 16.07.2018

Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок с даты изготовления в полном объеме.

Судья                                                                                                         Е.В. Исаенко