АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
http://www.kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-13731/2020
16 октября 2020 года
Резолютивная часть решения оглашена 9 октября 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 16 октября 2020 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи М. А. Сарафанниковой,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Д. М. Сулеймановой,
при участии представителей: от заявителя – ФИО1, доверенность № 002 от 24.02.2020, от Администрации Правительства Кузбасса – ФИО2, доверенность № 1110-16/2926 от 14.04.2020, от Правительства Кемеровской области – Кузбасса – ФИО2, доверенность № 1110-16/2926 от 14.04.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3, город Киселевск Кемеровской области (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Администрации Правительства Кузбасса, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Комитета по развитию региональных систем,
к Правительству Кемеровской области – Кузбасса,
о признании незаконным отказа № 926-24-03 от 24.03.2020 в исключении объекта недвижимости из перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, об обязании совершить действия,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области, город Прокопьевск Кемеровской области – Кузбасса,
общество с ограниченной ответственностью «Торгсервис 342», город Новокузнецк Кемеровской области - Кузбасса (ОГРН <***>, ИНН <***>),
у с т а н о в и л:
В Арбитражный суд Кемеровской области 17 июня 2020 года поступило в порядке передачи дела по подсудности из Центрального районного суд г. Кемерово заявление индивидуального предпринимателя ФИО3, город Киселевск Кемеровской области (ИП ФИО3, заявитель) к Администрации Правительства Кузбасса, город Кемерово в лице Комитета по развитию региональных систем (заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказа № 926-24-03 от 24.03.2020 в исключении нежилого здания, расположенного по адресу: <...>, литер Ж-Ж3, из перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, об обязании Комитета совершить соответствующие действия об исключении спорного нежилого здания из указанного перечня.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.06.2020 заявление принято к производству. В ходе процесса в качестве соответчика по ходатайству Администрации привлечено Правительство Кемеровской области-Кузбасса, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ООО «Торгсервис 342».
В настоящее судебное заседание третьи лица явку представителей не обеспечили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, в порядке статьи 156Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассматривает дело в отсутствие третьих лиц.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на требованиях в полном объеме, ссылаясь на то, что здания с кадастровым номером 42:25:0106003:185 на сегодняшний день не имеет правообладателя и как объект налогообложения не существует, поскольку было разделено на 4 самостоятельных объекта недвижимости – помещения, принадлежащие ИП ФИО3, имеющие отдельные входы, самостоятельные кадастровые номера, в которых осуществляется производственная деятельность. Кроме этого, уполномоченным органом при включении указанного здания в спорный перечень не соблюден порядок определения вида фактического использования здания. Более подробно требования изложены в заявлении.
Представитель административных органов возражал против требований согласно представленным отзывам и дополнениям, указывая, что здание с кадастровым номером 42:25:0106003:185 подпадает под критерии, установленные подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), фактически используется как объект торговли, в связи с чем, обоснованно включено в соответствующий перечень после проведенных мероприятий по определению вида фактического использования здания.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей сторон, судом установлено следующее:
ИП ФИО3 на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами 42:25:0106003:230, 42:25:0106003:231, 42:25:0106003:232, 42:25:0106003:233, которые согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 25.03.2020 входят в состав нежилого здания с кадастровым номером 42:25:0106003:185, расположенным по адресу: <...>, литер Ж-ЖЗ. Указанное здание включено под пунктом 262 в Перечень, утверждённый постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.12.2017 № 651 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» (постановление опубликовано на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" http://www.zakon.kemobl.ru), 21 декабря 2017 г., под пунктом - 302 в Перечень, утверждённый распоряжением Администрации Кемеровской области от 21.12.2018 № 3-р «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» (распоряжение опубликовано на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" http://www.zakon.kemobl.ru, 21 декабря 2018 г.), и под пунктом 325 - в Перечень, утверждённый распоряжением Администрации Кемеровской области от 03.12.2019 № 6-ра «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» (распоряжение опубликовано на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса" http://www.zakon.kemobl.ru, 03 декабря 2019 года).
Включение указанного здания в названные Перечни было произведено по основанию, предусмотренному абзацем третьим подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в связи с фактическим использованием данного здания как объекта торговли.
Из письма Межрайонной ИФНС №11 по Кемеровской области № 10-10/02450 от 20.02.2020 ИП ФИО3 стало известно о том, что объект недвижимости с кадастровым номером 42:25:0106003:185, расположенный по адресу: <...>, литер Ж-ЖЗ, принадлежащий ФИО3 на праве собственности с 17.11.2005 по 12.04.2018, Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 21.12.2017 г. № 651 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» включен в перечень объектов, по которым расчет по налогу на имущество физических лиц проводится с учетом положений статьи 378.2 НК РФ.
27.02.2020 ФИО3 в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Комитет по развитию региональных систем Администрации правительства Кузбасса было подано заявление об исключении объекта недвижимости из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Решением Комитета по развитию региональных систем Администрации правительства Кузбасса № 926-24-03 от 24.03.2020 отказано в исключении из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, здания производственной базы с кадастровым номером 42:25:0106003:185.
Не согласившись с указанным Решением, посчитав его незаконным, индивидуальный предприниматель обратился с соответствующим заявлением в суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по спору о признании недействительным ненормативного правового акта входит установление фактов несоответствия этого решения закону и нарушение им прав и интересов заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акт, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учётом особенностей, предусмотренных статьёй 378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Учитывая, что нежилое здание с кадастровым номером 42:25:0106003:185, расположенное по адресу: <...>, литер Ж-ЖЗ, согласно выписке из ЕГРП, имеет наименование: «здание производственной базы», и расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: под производственную базу, который не предусматривает размещение торговых объектов, возможность отнесения здания к объектам налогообложения, перечисленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит установлению с учетом фактического использования объекта недвижимого имущества.
На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 5-2 Закона Кемеровской области от 26 ноября 2003 г. N 60-ОЗ "О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области" (в редакции Закона Кемеровской области от 11.02.2015 N 3-ОЗ, действовавшей до 01 января 2018 г.) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений).
Органом, определяющим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 5-2 названного закона Кемеровской области, к которым применяется налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, до 01 января 2018 года являлась Коллегия Администрации Кемеровской области (абзац 2 пункта 1 статьи 5-2 указанного Закона).
Согласно Закону Кемеровской области от 26 ноября 2003 года N 60-ОЗ "О налоге на имущество организаций" в редакции Закона Кемеровской области от 24 ноября 2017 N 99-ОЗ на территории Кемеровской области с 01.01.2018 таким органом является Администрация Кемеровской области.
В соответствии с частью 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 июня 2016 года N 226 было утверждено Положение о реализации Закона Кемеровской области от 26.11.2003 N 60-ОЗ "О налоге на имущество организаций", которое определяет порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, порядок формирования и определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, и порядок взаимодействия при установлении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений и формировании такого перечня (пункт 1 этого Положения).
В соответствии с указанным Положением мероприятие по определению вида фактического использования здания по адресу: <...>, литер Ж-ЖЗ кадастровый номер 42:25:0106003:185, было проведено на основании поручения председателя комитета по легализации объектов налогообложения Администрации Кемеровской области в 2017 году (от 12.05.2017 № 346-12-05).
По результатам проведенного мероприятия составлен протокол обследования здания от 17.05.2017, согласно которому из общей площади нежилого здания 2 969 кв. м под торговые объекты используется 1 290,7 кв. м.
Результаты проведения мероприятия по определению вида фактического использования здания, расположенного по адресу: <...>, литер Ж-ЖЗ кадастровый номер 42:25:0106003:185 послужили основанием для включения указанного объекта недвижимости в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.12.2016 № 508 «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений» (ред. от 28.12.2017), поскольку комиссией был установлен факт использования более 20% общей площади здания под объекты торговли.
Также на основании вышеуказанного Положения были проведены мероприятия по определению вида фактического использования здания на основании поручения председателя комитета по легализации объектов налогообложения Администрации Кемеровской области в 2018 году (от 14.05.2018 № 761-14-05).
Повторно мероприятие по определению вида фактического использования вышеуказанного здания было проведено на основании поручения председателя комитета по развитию региональных систем Администрации Кемеровской области в 2019 году (от 11.11.2019 № 847-11-11).
По результатам проведенных мероприятий составлены протоколы обследования здания от 18.05.2018 и от 12.11.2019, согласно которым было установлено, что из общей площади нежилого здания 2 969 кв. м под торговые объекты используется 1290,7 кв. м.
Таким образом, в дальнейшем установленные комиссией факты использования более 20% общей площади здания под объекты торговли также послужили основанием для включения его в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, предусмотренному абзацем третьим подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с распоряжением Администрации Кемеровской области от 21.12.2018 № 3-р «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость», а также распоряжением Администрации Кемеровской области от 03.12.2019 № 6-ра «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость».
Обращаясь в уполномоченный орган с заявлением об исключении спорного здания из перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, заявитель указывал на техническую невозможность расположения в данном здании офисов, объектов общественного питания, административно-делового центра и т. п., поскольку данное здание является производственной базой.
Вместе с тем, исходя из представленных в материалы дела документов, судом установлено, что, между ИП ФИО3 (арендодатель) и ООО «Торгсервис 342» (арендатор) 01.12.2017 был заключен договор аренды № 61 недвижимого имущества, в соответствии с которым ИП ФИО3 передает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение общей площадью 1290,7 кв. м., входящее в состав нежилого, отдельно стоящего здания общей площадью 2969 кв. м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 42:25:0106003:231.
Как следует из выписки из ЕГРП на нежилое помещение с кадастровым номером 42:25:0106003:231, данное помещение расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером 42:25:0106003:185.
Договор аренды от 01.12.2017 заключен на срок 15 лет с момента государственной регистрации договора. Договор был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 13.04.2018. В ЕГРН содержатся сведения об обременении нежилого помещения с кадастровым номером 42:25:0106003:231 правами аренды в пользу ООО «Торгсервис 342» с 13.04.2018 на 15 лет с момента государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1.3 договора аренды нежилое помещение будет использоваться в целях организации торговли продовольственными и (или) промышленными товарами, в том числе, алкогольной продукции.
Таким образом, с 13.04.2018 нежилое помещение площадью 1290,7 кв. м. с кадастровым номером 42:25:0106003:231, входящее в состав здания кадастровым номером 42:25:0106003:185, расположенным по адресу: <...>, используется под торговый объект, что заявителем не оспаривается.
Судом также исследовался вопрос о фактически используемой площади арендуемой части здания под непосредственно торговый объект, определением суда от 21.09.2020 у ООО «Торгсервис 342» истребовались сведения о фактически занимаемой площади, которая используется им как арендатором помещения по адресу: <...> (договор аренды №61 от 01.12.2017), под торговый объект:
1. С учетом положений подпункта 5 пункта 3 статьи 346.43 НК РФ (площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала),
2. С учетом положений пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров).
Исходя из ответа, представленного ООО «Торгсервис 342», площадь помещения торгового зала магазина составляет 30,00 х 35,00 (1 050 кв. м.), площадь помещения холодильной камерой магазина составляет 4,90 х 20,00 (98 кв. м.). Таким образом, фактически ООО «Торгсервис 342» с цельювыкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров используется площадь в сумме 1 148 кв. м., что составляет 38,66 % от общей площади здания с кадастровым номером 42:25:0106003:185.
Соответственно, здание, расположенное по адресу: <...>, подпадает под предусмотренные подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ критерии для отнесения его к объекту налогообложения, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость имущества. Учитывая, что иных оснований для исключения здания из перечня уполномоченным органом установлено не было, суд полагает, что оспариваемый отказ в исключении данного здания из перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2018, 2019, 2020 г. г. правомерен.
При этом из материалов дела не следует, что в какой-либо период с 2017 по 2019 г. г. фактически используемая под торговый объект площадь здания (помещения) менялась и составляла менее 20 % от общей площади здания. Наоборот, представленные протоколы обследования зданий, сведения из ЕГРП по состоянию на 04.05.2017, на 12.04.2018, на 25.03.2020, договор аренды от 01.12.2017, а также сведения самого ООО «Торгсервис 342», в своей совокупности позволяют сделать вывод, что за этот период площадь под торговым объектом не изменялась.
Также суд отмечает, что сведения, выявленные уполномоченным органом в ходе мероприятий в 2017 – 2019 г. г. по установлению фактического использования здания - не противоречат представленным ООО «Торгсервис 342» сведениям о фактически используемой им площади под торговлю, ввиду чего у суда отсутствуют основания полагать, что при обследовании здания на предмет фактического использования уполномоченным органом субъекта допущены существенные нарушения, не позволяющие достоверно установить вид фактического использования здания. Учитывая, что в материалы дела представлены доказательства проведения соответствующих мероприятий по установлению фактического использования здания, они не противоречат иным доказательствам фактического использования здания, судом не могут быть приняты доводы заявителя о нарушении порядка определения вида фактического использования.
В части доводов ИП ФИО3 о необходимости включения в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, только нежилого помещения с кадастровым номером 42:25:0106003:231, которое используется под торговлю, а не всего здания в целом, суд считает необходимым указать следующее:
Из материалов дела действительно следует, что здание с кадастровым номером 42:25:0106003:185, расположенное по адресу: <...>, литер Ж-Ж3, разделено на 4 нежилых помещения, каждому из которых, согласно выпискам из ЕГРП по состоянию на 25.03.2020 присвоены соответствующие кадастровые номера: 42:25:0106003:230 – 06.04.2018, площадью 199, 2 кв. 2, 42:25:0106003:231 – 09.04.2018, площадью 1290,7 кв. м., 42:25:0106003:232 – 09.04.2018, площадью 204, 3 кв. м., 42:25:0106003:233 – 09.04.2018, площадью 1274,8 кв. м.
Как указывалось ранее, в пунктах 1 и 2 статьи 378.2 НК РФ федеральный законодатель назвал два самостоятельных вида недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 названного кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, подлежит включению в Перечень, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения перечисленных объектов (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов); предназначено для использования или фактически используется в перечисленных целях (подпункты 2 указанных пунктов).
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Таким образом, вариант включения в перечень нежилого помещения, являющегося самостоятельным видом недвижимого имущества, возможен только в том случае, если это помещение находится в здании, не имеющем торговое предназначение. А если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.
На день принятия оспариваемого ненормативного правового акта спорный объект недвижимости, включенный в Перечень, не снят с кадастрового учета как единое здание, состоящее из нежилых помещений, которые принадлежит заявителю, размещен на едином земельном участке и обладает признаками торгового центра, применительно к правоотношениям в области налогообложения.
Учитывая изложенное, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, суд полагает, что при рассмотрении заявления ИП ФИО3 у Администрации не имелось оснований исключать здание с кадастровым номером 42:25:0106003:185, вид фактического использования которого согласуется с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ - торговые центры, из соответствующих Перечней. Отсутствие у здания с кадастровым номером 42:25:0106003:185, как такового, согласно сведениям ЕГРП правообладателя, не является препятствием для включения его в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, оспариваемое решение Администрации Правительства Кузбасса от 24.03.2020 соответствует законодательству Российской Федерации, а также нормативно-правовым актам субъекта Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении требований.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принятые определением суда от 11.08.2020 обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу решения суда.
С учётом изложенного и руководствуясь статьями 65, 167-170, 180, 181, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья М. А. Сарафанникова