АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Красная, д.8, г. Кемерово, 650000,
тел. (3842) 58-43-26, факс. (3842) 58-37-05
www.kemerovo.arbitr.ru
info@kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27-13875/2010
25 ноября 2010 года
Резолютивная часть решения оглашена 22 ноября 2010 года. Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Мишиной И.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Пронченко К.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Мыски Кемеровской области, г. Мыски к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № 22 «Светлячок», г. Мыски
о взыскании 72 476 руб. 51 коп.
при участии: от заявителя: ФИО1 – главный специалист-эксперт (доверенность от 19.11.2010); от должника: представители не явились,
у с т а н о в и л:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Мыски Кемеровской области, г. Мыски (далее – Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № 22 «Светлячок», г. Мыски (далее – учреждение) штрафа в размере 72 476 руб. 51 коп., начисленного на основании решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании от 12.04.2010 № 7.
Определением суда от 20.10.2010 рассмотрение спора по делу откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства должник своего представителя в заседание не направил, о причинах неявки не известил, возражений против рассмотрения спора в его отсутствие не заявил.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть спор по существу в отсутствие представителя должника.
Заявленные требования обоснованы тем, что в нарушение требований статей 9, 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» представило в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту его регистрации неполные (недостоверные) сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Решением пенсионного фонда от 12.04.2010 № 7 общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 названного закона в виде штрафа в размере 72 476 руб. 51 коп. В добровольном порядке учреждение сумму штрафа не уплатило.
Должник в представленном в материалы дела в досудебном порядке письменном отзыве по существу требований возражал, ссылаясь на самостоятельное представление им в Пенсионный фонд достоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, выслушав пояснения представителя заявителя, суд считает заявленное требование необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.08.2009 учреждение в связи с предполагаемым прекращением деятельности первоначально представило в пенсионный фонд индивидуальные сведения о работающих у него с 01.01.2009 по 04.05.2009 застрахованных лицах и сведения об уплаченных страховых взносах за 2009 год по форме АДВ-11 в отношении работников.
Однако поскольку ликвидация дошкольного учреждения в регистрирующем органе не произошла, учреждение и персонал продолжили трудовую деятельность, 16.02.2010 должником в отделение пенсионного фонда были представлены корректирующие сведения за весь отчетный период с учетом корректировки стажа работников на дату окончания отчетного периода, фактического количества работающих по найму лиц и начисленных страховых взносов по 31.12.2009.
Однако Управление составило акт от 19.03.2010 № 7, в котором указало на представление страхователем недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за 2009 год и решением от 12.04.2010 № 7 привлекло страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), в виде штрафа в сумме 72 476, 51 руб. за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Требованием от 12.04.2010 № 7 учреждению было предложено названную сумму штрафа уплатить в срок до 30.04.2010 в добровольном порядке.
Поскольку в установленный в требовании срок страхователь не уплатил спорную сумму штрафа, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действующей в спорный период) учреждение являлось страхователем по обязательному пенсионному страхованию как организация.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотренные указанным пунктом сведения.
В соответствии с пунктом 57 Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования» (далее - Инструкция), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318 и действующей в период возникновения спорных правоотношений, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации ежегодно, в частности, до первого марта, осуществляет прием индивидуальных сведений, производит в отношении каждого страхователя сверку сумм уплаченных им страховых взносов за расчетный период с данными о суммах платежей, учтенных в базе данных территориального органа. По результатам сверки составляет и передает страхователю протокол к ведомости по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, форма которого утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Нормами действующего законодательства закреплены основополагающие принципы виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, с учетом которых должны применятся любые санкции. В этой связи формальный подход к наложению штрафа недопустим.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.07.2003 № 12-П, судам необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 29 названной Инструкции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган формах документов персонифицированного учета страхователь в двухнедельный срок представляет исправленные формы. При этом страхователь в недельный срок выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
На основании пунктов 35, 36 Инструкции, действующей в спорный период, при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения. В свою очередь страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные.
Таким образом, из Инструкции следует, что в случае выявления расхождения между представленными страхователем индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки Управление направляет страхователю уведомление об этом, с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что указанное уведомление с предложением устранить выявленные в ходе проверки расхождения по начисленным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, Управлением в адрес страхователя не направлялось.
Более того, соответствующие расхождения между первоначальными и корректирующими сведениями были установлены Управлением лишь после представления названных корректирующих сведений самим страхователем.
Таким образом, на дату составления акта от 19.03.2010 № 7 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, ошибки, допущенные страхователем в представленных сведениях, были устранены.
При этом суд также учитывает, что корректирующие сведения, содержащие достоверную информацию, были представлены учреждением в пенсионный фонд до истечения установленного действующим законодательством об обязательном пенсионном страховании срока на их представление.
На основании вышеизложенного, у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в связи с чем требования пенсионного фонда о взыскании с учреждения штрафа в сумме 72 476, 51 руб. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 216, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Мыски Кемеровской области, г. Мыски оставить без удовлетворения.
Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск.
Судья И.В. Мишина