ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-1423/2023 от 06.12.2023 АС Кемеровской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Дело № А27-1423/2023

Р Е Ш Е Н И Е 
именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения оглашена 6 декабря 2023 г.
Решение в полном объеме изготовлено 13 декабря 2023 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Кормилиной Ю.Ю. при  ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи  секретарём судебного заседания Брызгаловой Т.А. 

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителей заявителя  ФИО1 по доверенности от 18.11.2022, заинтересованного лица ФИО2 по  доверенности от 11.04.2023 № 4, Администрации города Кемерово ФИО3 по  доверенности от 29.11.2022 № 01-32/2727, представителя прокуратуры Сысоевой О.В.  (после перерыва), ФИО4 (до перерыва) 

дело по заявлению Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта  многоквартирных домов Кузбасса", город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН  <***>) 

к Государственной жилищной инспекции Кузбасса, город Кемерово (ОГРН  <***>, ИНН <***>) 

об оспаривании решения от 09.12.2021 № 22-414,

Прокуратура Кемеровской области – Кузбасса, город Кемерово (ОГРН <***>,  ИНН <***>), 

третьи лица:

1. ФИО5, город Кемерово;
2. ФИО6, город Кемерово;
3. ФИО7, город Кемерово;
4. ФИО8, город Кемерово;
5. ФИО9, город Кемерово;
6. ФИО10, город Кемерово;
7. ФИО11, город Кемерово;
8. ФИО12, город Кемерово;

у с т а н о в и л:

Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов  Кузбасса" (далее - Фонд, региональный оператор, заявитель) обратилась с заявлением в  Арбитражный суд Кемеровской области к Государственной жилищной инспекции  Кузбасса (далее - ГЖИ Кузбасса, инспекция, заинтересованное лицо) об оспаривании  предписания от 09.12.2021 № 22-414 (со сроком исполнения до 23.01.2023). 

Определением суда от 07.02.2023 заявление принято к производству. 


В предварительном судебном заседании ГЖИ Кузбасса заявлено ходатайство о  привлечении, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле собственников помещений  многоквартирного дома (далее – МКД) по адресу ул. Павленко, 24, г. Кемерово. 

При отсутствии возражений Фонда, ходатайство признано судом соответствующим  статье 51 АПК РФ и удовлетворено. К участию в деле в качестве третьих лиц, не  заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ФИО5, ФИО6, ФИО7,  ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12. 

Также к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований на предмет спора, судом привлечена Администрация города Кемерово в лице  Управления жилищно-коммунального хозяйства Кемеровского городского округа (далее -  Администрация г. Кемерово). 

Определением суда от 16.03.2023 подготовка дела к судебному разбирательству  завершена, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании. 

Определением от 01.08.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, н заявляющих  самостоятельных требований на предмет спора, судом привлечены Министерство  жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасс (далее - Министерство  ЖКХиДК Кузбасса), Администрация Правительства Кузбасса. 

Определением от 22.08.2023 на основании статьи 52 АПК РФ к участию в деле  привлечена Прокуратура Кемеровской области – Кузбасса (далее - прокуратура). 

Судебное разбирательство по делу неоднократно откладывалось судом в связи с  необходимостью представления дополнительных доказательств и пояснений сторон, а  также по ходатайству прокуратуры в связи с необходимостью подготовки письменного  отзыва по материалам проводимой проверки. 

В судебном заседании от 30.11.2023 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен  перерыв до 06.12.2023. 

В судебном заседании представитель Фонда заявленные требования поддержал.  Указывает, что 09.12.2021 ГЖИ Кузбасса в отношении Фонда было выдано  предписание № 22-414 с требованием в срок до 01.11.2022 выполнить капитальный  ремонт МКД по ул. Павленко, 24, г. Кемерово. В связи с невыполнением предписания в  отношении Фонда составлен протокол об административном правонарушении, 28.12.2022  Фонду выдано новое предписание за теми же реквизитами: « № 22-414 от 09.12.2021»,  сроком исполнения до 23.01.2023. 

Полагает, что выданное предписание является незаконным и не исполнимым,  поскольку сметная стоимость работ по ремонту фасада превысила допустимый размер  предельной стоимости работ по капитальному ремонту, собственники помещений МКД  не приняли на общем собрании решения о проведении капитального ремонта и  увеличении взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера. МКД является  «неокупаемым», сметная стоимость ремонта превышает размер взносов, подлежащих  уплате до 2043 года. Обращения Фонда в Администрацию г. Кемерово о  софинансировании работ оставлены без ответа. 

Региональной программой капитального ремонта срок проведения ремонта  указанного дома утвержден на 2037 год, однако в продлении срока исполнения  предписания ГЖИ Кузбасса до указанного года отказано. 

ГЖИ Кузбасса в письменном отзыве против удовлетворения требований  возразила, указав, что перенос сроков капитального ремонта на более поздний период  без проведения соовтесттвующего решения общего собрания собственников помещений  противоречит части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -  ЖК РФ). В соответствии с частью 4 статьи 179 ЖК РФ средства, полученные  региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, 


формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора,  могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального  ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в  которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же  регионального оператора. 

На дату выдачи предписания спорный дом находился в региональной программе,  сроки ремонта были установлены на 2017, 2021, 2037 гг. Последующее исключение из  региональной программы ремонта, запланированного по сроку на 2021 год, не  свидетельствует о незаконности предписания, поскольку обязанность по ремонту дома  в 2017 году Фондом также не исполнена. 

Полагает, что превышение допустимого размера предельной стоимости работ по  капитальному ремонту Фондом не доказано. Фонд имел возможность провести  капитальный ремонт фасада, определив наиболее значимые работы, в том числе  исключив виды работ, которые могут быть отнесены к текущему ремонту (замена окон в  подъезде, иные). 

Изложенные при подготовке дела к судебному разбирательству в письменном  отзыве доводы относительно неподсудности спора арбитражному суду представителем  ГЖИ Кузбасса в ходе судебного разбирательства отозваны (письменные дополнения к  отзыву от 11.04.2023), в связи с чем вопрос о передаче дела по подсудности с  вынесением отдельного судебного акта судом не рассматривается. 

Администрация г. Кемерово в письменном отзыве пояснила, что денежные  средства на софинансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в  МКД, расположенных на территории г. Кемерово, не включены в бюджет города.  Собственниками решение о повышении взноса на капитальный ремонт не принято. 

Указывает, что вопросы признания жилых помещений непригодными для  проживания, а многоквартирные дома – аварийными и подлежащими сносу разрешаются  городской межведомственной комиссией, по заявлению собственников помещений о  проведении оценки соответствия жилого помещения установленным требованиям и  признании его непригодным для проживания. Собственниками помещений спорного  МКД процедура признания жилого дома аварийным не инициирована. 

Министерство ЖКХиДК Кузбасса в письменном отзыве указало, что по  информации Фонда сметная стоимость работ по капитальному ремонту фасада  превысила допустимый размер предельной стоимости работ по капитальному ремонту.  В связи с отсутствием протокола общего собрания собственников помещений об  увеличении ежегодного взноса на капитальный ремонт и отсутствием софинансирования  работ органами местного самоуправления, срок проведения капитального ремонта  региональной программой перенесен на 2037 год. Полагает, что предписание является  незаконным, поскольку нарушает права Фонда, не обеспечивает принцип возвратности  денежных средств. 

Прокуратура пояснила, что положениями части 4 статьи 179 ЖК РФ не  предусмотрено исключение многоквартирных домов из краткосрочного плана в случае  несоблюдения принципа возвратности денежных средств. Перенос капитального  ремонта МКД на 2037 год является неправомерным. 

Вместе с тем полномочия по утверждению краткосрочных планов реализации  региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных  домах принадлежат Коллегии Администрации Кемеровской области - Кузбасса, Фонд  реализует предусмотренные законодательством полномочия в рамках утвержденных  краткосрочных планов. Исключение дома из региональной программы, свидетельствует  об отсутствии обязанности Фонда по проведению ремонта, предписание подлежит  признанию незаконным. 

Администрация Правительства Кузбасса письменный отзыв на заявление не  представила, позицию по существу спора не изложила. 


Собственники помещений отзывы на заявление также не представили.

В судебное заседание Министерство ЖКХиДК Кузбасса, Администрация  Правительства Кузбасса, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО13, извещенные о  времени и месте рассмотрения спора надлежащим образом, не явились. 

Дело рассмотрено судом в отсутствие представителей указанных третьих лиц в
порядке статьи 156 АПК РФ.

Исследовав представленные документы и доводы участвующих в деле лиц, суд  установил следующее. 

В ГЖИ Кузбасса поступило направленное Администрацией Правительства  Кузбасса (Управление по работе с обращениями граждан) обращение собственника  помещений МКД по ул. Павленко, 24 ФИО5 по вопросам  неудовлетворительного предоставления коммунальных услуг, содержания общего  имущества МКД, обследования жилого фонда на предмет пригодности для проживания  (ветхое и аварийное). 

На основании распоряжения заместителя начальника ГЖИ Кузбасса от 03.11.2021   № 21-414 в отношении Фонда проведена внеплановая проверка, в ходе которой выявлено  неисполнение ранее выданного предписания № 48-414 от 27.102021 по капитальному  ремонту фасада МКД по ул. Павленко, 24, г. Кемерово. По результатам проверки  составлен акт № 21-414 от 09.12.2021. 

ГЖИ Кузбасса выдано Фонду предписание № 22-414 от 09.12.2021 об устранении  нарушений требований норм глав 15, 17, 18 ЖК РФ, пунктов 10,21 Правил содержания  общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от  13.08.2006 N 491 (далее - Правила № 491), Постановления Коллегии Администрации  Кемеровской области от 30.12.2013 N 672 "Об утверждении региональной программы  капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области  - Кузбасса на 2014 - 2043 годы", а именно: выполнить капитальный ремонт МКД по ул.  Павленко, 24, в срок до 01.11.2022. 

По истечении срока исполнения предписания на основании решения заместителя  начальника ГЖИ Кузбасса от 09.12.2022 № 7-414 проведена выездная документарная  проверка, о чем составлен акт выездной проверки № 7-414 от 23.12.202. 

В акте зафиксировано, что мер по устранению нарушений и исполнению ранее  выданного предписания № 22-414 от 09.12.2021 не предпринято. 

По результатам проведения проверки Фонду выдано предписание № 22-414 от  09.12.2021 об устранении нарушений требований норм глав 15, 17, 18 ЖК РФ, пунктов  10,21 Правил № 491, Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от  30.12.2013 N 672 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта  общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области - Кузбасса на 20142043 годы", а именно: реализовать программу капитальный ремонт многоквартирного  жилого дома, сроком исполнения до 23.01.2023. 

Фондом оспорено в судебном порядке предписание ГЖИ Кузбасса № 22-414 (со  сроком исполнения до 23.01.2023). 

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и  законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 


Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня,  когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных  интересов, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 198 АК РФ). 

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об  оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном  заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений,  оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону  или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа  или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые  действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение  и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Оспариваемое предписание возлагает на Фонд обязанность по исполнению  региональной программы капитального ремонта, то есть непосредственно касается прав  последнего в сфере экономической деятельности, что свидетельствует о подсудности  спора арбитражному суду. 

Указанная в предписании № 22-414 от 09.12.2021 дата его выдачи, является  ошибочной. Из материалов дела явствует, что предписание выдано по результатам  проверки, проведенной в декабре 2022 по решению от 09.12.2022 № 7-414, и вручено  Фонду № 19527 от 28.12.2022. С заявлением об оспаривании предписания Фонд  обратился в арбитражный суд 31.01.2023, то есть с соблюдением трехмесячного срока. 

Также судом отклоняются доводы ГЖИ Кузбасса о несоблюдении досудебного  порядка обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий  (бездействия), предусмотренного статьями 39-41 Федерального закона от 31.07.2020 N  248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской  Федерации", поскольку в силу пункта 13 части 4 статьи 2 указанного Федерального  закона его положения не применяются к организации и осуществлению контроля за  деятельностью специализированных некоммерческих организаций, которые  осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального  ремонта общего имущества в многоквартирных домах. 

Спор подлежит рассмотрению по существу.
Судом установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 186 ЖК РФ контроль за соответствием  деятельности регионального оператора установленным требованиям осуществляется  уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в  порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти  субъекта Российской Федерации. 

В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Кузбасса,  утв. постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 10.04.2020 N 227,  ГЖИ Кузбасса является исполнительным органом государственной власти Кемеровской  области - Кузбасса специальной компетенции, осуществляющим региональный  государственный жилищный контроль (надзор) на территории Кемеровской области -  Кузбасса, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению  многоквартирными домами, региональный государственный лицензионный контроль за  осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными  домами (пункт 1.1). 

Пунктом 2.5 Положения предусмотрено, что в состав основных задач инспекции  входит осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением  региональными операторами, требований, установленных жилищным законодательством,  законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, 


к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы  собственности. 

Инспекция в соответствии с действующим законодательством и указанным  Положением имеет право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений  обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением  обязательных требований (мониторинга безопасности) (пункт 4.10 Положения). 

В соответствии с частью 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти  субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые  направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего  имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта  Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, устанавливается минимальный  размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (пункт  1); создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества  (пункт 3); утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки  на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах  (пункт 4); устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ  капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к  этим программам (пункт 5). 

На основании пункта 7 статьи 3 Закона Кемеровской области от 26.12.2013 N 141-ОЗ  "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах", постановления  Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.05.2013 N 208 "О создании  некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов  Кемеровской области" функции регионального оператора на территории Кемеровской  области выполняет фонд. 

Частью 1 статьи 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор  обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном  доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на  счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной  программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего  имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда  капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников  помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального  ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из  бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не  запрещенных законом средств. 

В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой  капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются  предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или)  региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. 

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в  многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом  государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и  организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных  домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной  поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных  домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов,  контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в  многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным  оператором. 

Согласно части 2 статьи 168 ЖК РФ региональная программа формируется на срок,  необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех 


многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации,  и включает в себя: 

В соответствии с частью 7 статьи 168 ЖК РФ в целях реализации региональной  программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального  ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов  услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных  домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной  поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской  Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной  программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым  актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в  пределах указанного срока. 

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 N  672 утверждена Региональной программы капитального ремонта общего имущества в  многоквартирных домах Кемеровской области – Кузбасса (далее - Региональная  программа). 

Приложением к Региональной программе в редакции постановления Правительства  Кемеровской области - Кузбасса от 05.06.2020 N 332 "О внесении изменений в  постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 N 672 "Об  утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в  многоквартирных домах Кемеровской области - Кузбасса на 2014 - 2043 годы"  (опубликовано на официальном сайте "Электронный бюллетень Правительства  Кемеровской области - Кузбасса" http://www.zakon.kemobl.ru, 05.06.2020, официальном  интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.06.2020) было  предусмотрено выполнение работ в отношении многоквартирного дома по адресу:  <...>, в 2017, 2021, 2037 гг. (порядковый номер 1861). 

Постановлением администрации г. Кемерово от 07.10.2016 N 2549 был утвержден  Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего  имущества в многоквартирных домах города Кемерово на 2017 - 2019 годы, которым в  отношении МКД по ул. Павленко, 24, были предусмотрены работы стоимостью 319118,40  руб. (8421,80 руб. - по разработке проектной документации; 304187 руб. - работы по  ремонту фасада на сумму, 6509,60 руб. - стоимость работ по строительному  контролю), срок выполнения - до 31.12.2017. 

Впоследствии ранее включенные в краткосрочный план работы (кроме работ по  разработке проектной документации – 84212,80 руб.) исключены с изданием  Постановления администрации г. Кемерово от 03.05.2018 N 891. 


В «Реестре многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту в  рамках реализации региональной программы капитального ремонта в многоквартирных  домах Кемеровской области - Кузбасса на 2014 - 2043 годы, на 2020 - 2022 годы»  Региональной программы (в реакции, действовавшей до внесения изменений  постановлением № 580 от 30.09.2021) в отношении МКД по ул. Павленко, 24 были  определены: стоимость работ - 499 170,54 руб. (за счет средств собственников помещений  МКД), виды работ – ремонт фасада, срок выполнения работ – 31.12.2021. 

Приложением к Региональной программе в редакции постановления Правительства  Кемеровской области – Кузбасса от 06.10.2021 № 579 "О внесении изменений в  постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 N 672 "Об  утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в  многоквартирных домах Кемеровской области - Кузбасса на 2014 - 2043 годы"  (опубликовано на официальном сайте "Электронный бюллетень Правительства  Кемеровской области - Кузбасса" http://bulleten-kuzbass.ru/, 30.08.2022, официальном  интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/, 02.09.2022) предусмотрено  проведение работ в отношении многоквартирного дома по адресу: <...>, в 2017, 2037 гг. (порядковый номер 1905). Виды работ обозначены,  как ВИС (ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-,  водоснабжения, водоотведения), К (ремонт крыши), ПП (ремонт подвальных помещений,  относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме), ФС (ремонт фасада, в том  числе ремонт отмостки), Ф (ремонт фундамента многоквартирного дома, в том числе  восстановление отмостки), ПД (работы по разработке проектной документации (в случае,  если подготовка проектной документации необходима в соответствии с  законодательством)), СК (услуги по строительному контролю). 

Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 30.09.2021 N 580  "О внесении изменений в постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса  от 28.10.2019 N 625 "Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной  программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах  Кемеровской области - Кузбасса на 2014 - 2043 годы на 2020 - 2022 годы" МКД  исключен из краткосрочного плана на 2020 – 2022гг. 

Таким образом, в качестве периодов проведения работ согласно Региональной  программы в отношении МКД по ул. Павленко, 24, являются 2017 и 2037 гг. 

 Как следует из пояснений прокуратуры, в пояснительной записке к проекту  Постановления № 580 отражено, что МКД исключен из Региональной программы на  2020 – 2022 гг. по причине отсутствия принципа возвратности средств, направляемых на  финансирование капитального ремонта общего имущества, отказа собственников от  повышения тарифа и от проведения капитального ремонта. 

Суд в указанной части полагает необходимым отметить следующее. 

Многоквартирный дом по ул. Павленко, 24, 1952 года постройки, имеет общую  площадь 247,7 кв.м, 2 этажа, 1 подъезд. Способ управления МКД непосредственный, в  25.11.2016 был заключен договор на оказание услуг по содержанию и выполнению  работ по ремонту общего имущества в МКД с ООО «Наш дом». 

В «Отчете по результатам обследования технического состояния фасада здания по  адресу: <...>», выполненном ООО «Производственно-коммерческая фирма «Проект-К» шифр № 04-17134.ПД17-3 по заказу Фонда, отражено,  что конструкции дома согласно "СП 13-102-2003. Правила обследования несущих  строительных конструкций зданий и сооружений" (принят Постановлением Госстроя РФ  от 21.08.2003 N 153) находятся в недопустимом состоянии, требуется: ремонт плит  балконов цементно-песчаным раствором, полное удаление существующего  штукатурного слоя, грунтовка поверхности стен, штукатурка цементно-песчаным  раствором по металлической сетке, шпаклевка оштукатуренных поверхностей,  грунтовка оштукатуренных поверхностей стен, окраска стен фасада акриловой краской с 


колером, окраска ограждения балконов и металлических элементов крыльца эмалью по  металлу для наружных работ, замена деревянных окон на пластиковые однокамерные  стеклопакеты с устройством отливов. 

В соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области  от 06.06.2014 N 225 "О реализации части 4 статьи 166 и части 4 статьи 190 Жилищного  кодекса Российской Федерации" стоимость работ по ремонту фасада определена: 3421  руб./кв.м общей площади МКД (в редакции, действующей с 01.03.2022) и 1973  руб./кв.м общей площади МКД (в ранее действовавшей редакции). 

Из приобщенных Фондом сметных расчетов, выполненных в различные периоды,  следует, что сметная стоимость превышает допустимый размер предельной стоимости  работ по капитальному ремонту и составила на 2021 год – 619 343,30 руб. (предельная  – 488 712,10 руб. (247,7х1973)) на 2022 год – 967 939,60 руб. (предельная – 847 381,70 руб.  (247,7х3421)). 

При этом сумма оплачиваемых взносов по МКД существенно ниже как сметной,  так и предельной стоимости работ. 

Собственниками помещений собрание по вопросу проведения капитального  ремонта фасада не проведено (письмо ООО «Наш Дом» № 257 от 13.09.2021). 

Администрацией города Кемерово меры по софинансированию работ по обращению  Фонда (письма от 09.06.2021 № 433, № 7066 от 14.09.2021) не приняты. 

Частью 2 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что в соответствии с нормативным  правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу могут не  включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных  элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или)  многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по  капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем,  входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один  квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную  нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. 

При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной  программы капитального ремонта или принятия решения об исключении  многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта  Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники  финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий,  предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих  жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по  договорам социального найма в этих домах. 

В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в  региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в  которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом  субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не  включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или  актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном  нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе  или реконструкции. 

Сведения о том, что при исключении дома из Региональной программы на 2021  год, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации были определены  порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих  домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской  Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений, в  деле отсутствуют. 


Вместе с тем в данном случае неисполнение органом власти требований статьи  168 ЖК РФ не может являться основанием для возложения на Фонд обязанности по  проведению капитального ремонта спорного МКД. 

На период проведения повторной проверки в декабре 2022 года и выдачи  оспариваемого предписания № 22-414 (со сроком исполнения до 23.01.2023), работы по  ремонту фасада МКД по ул. Павленко, 24, планируемые на 2021 год, были исключены  из Региональной программы. 

Как уже было указано, в силу части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор  обеспечивает проведение капитального ремонта в многоквартирном доме в объеме и в  сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта. 

Полномочия по утверждению краткосрочных планов реализации региональной  программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах  принадлежат Коллегии Администрации Кемеровской области - Кузбасса, Фонд  реализует предусмотренные законодательством полномочия в рамках утвержденных  краткосрочных планов. 

Исключение дома из региональной программы, свидетельствует об отсутствии  обязанности Фонда по проведению ремонта. 

Ссылка ГЖИ Кузбасса на сохранение в Региональной программе выполнения  работ в 2017 году, судом отклонена, поскольку как следует из нормативных актов, на  момент выдачи оспариваемого предписания в состав указанных работ входили только  работы по разработке проектной документации, стоимостью 8421,80 руб., а не  капитальному ремонту фасада. При этом в 2017 году по заказу Фонда был выполнен  отчет по результатам обследования технического состояния фасада здания шифр № 0417/134.ПД.17-3, на основании которого впоследствии разрабатывалась сметная  документация. 

С учетом отсутствия в Региональной программе ремонтных работ в отношении  МКД по ул. Павленко, 24, до 2037 года, возложение на Фонд обязанности по ее  реализации с установлением срока исполнения – 23.01.2023 является незаконным и  нарушает права заявителя. 

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или  иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о  признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий  (бездействия) незаконными. 

Заявление Фонда подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 198-201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

р е ш и л:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными предписание Государственной жилищной инспекции  Кузбасса от 09.12.2021 № 22-414 (со сроком исполнения до 23.01.2023), выданное  Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов  Кузбасса". 

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой  арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Апелляционная  жалоба подается через Арбитражный суд Кемеровской области. 

Судья Ю.Ю. Кормилина


Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 02.03.2023 1:00:00
Кому выдана Кормилина Юлия Юрьевна