ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-14604/2011 от 18.01.2012 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8, г. Кемерово, 650000 www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово

Дело № А27-14604/2011

  «24» января 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена «18» января 2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено «24» января 2012 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Мраморной Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Низамовой Ю.Ю.,

рассматривает в открытом судебном заседании дело по заявлению  Общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС-Сибирь», г. Кемерово

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Кемеровской области, г.Юрга

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Юрганефть», г. Юрга

о признании недействительными действий налогового органа и обязании устранить нарушенные права и законные интересы

при участии:

от Общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС-Сибирь», г. Кемерово: ФИО1, представитель, доверенность от 01.01.2012г.;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Кемеровской области: ФИО2, начальник отдела регистрации, доверенность от 15.04.2011г.; ФИО3, заместитель начальника юридического отдела, доверенность от 06.09.2011г.;

от третьего лица: без явки

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС-Сибирь», г. Кемерово (далее – заявитель, Общество), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кемеровской области о внесении 18.10.2011г в Единый государственный реестр юридических лиц записи № 2114230028702 о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Юрганефть» и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС-Сибирь», г. Кемерово, путем восстановления в Едином государственном реестре юридических лиц в установленном действующим законодательством порядке записи об Обществе с ограниченной ответственностью «Юрганефть» (согласно заявленного ходатайства в порядке статьи 49 АПК РФ от 18.01.2012г.).

Заявленные требования мотивированы тем, что налоговый орган в нарушение пункта 3 статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" неправомерно 18.10.2011г. внес в Единый государственный реестр юридических лиц запись № 2114230028702 о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Юрганефть».

Представители инспекции, возражая, ссылаются на пункт 2 статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которого налоговый орган по истечении тридцатидневного срока, с даты вынесения определения суда внес запись о ликвидации юридического лица. Более подробно возражения изложены в отзыве.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, ООО «Юрганефть», г. Юрга, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения спора в судебное заседание не явилось, в суд направлен отзыв.

Суд рассматривает дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Заслушаны представители сторон, изучены материалы дела.

В силу статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

При этом органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в данный орган (применительно к спору - в налоговый орган).

Как следует из фактических обстоятельств спора, материалов дела, Арбитражным судом Кемеровской области 16.09.2011г. вынесено определение по делу № А27-23920/2009 о завершении конкурсного производства в отношении ООО «Юрганефть», г. Юрга.

В судебном заседании судом установлено, что по делу № А27-23920/2009 налоговый орган, как и заявитель, являлся кредитором.

Определение суда по делу № А27-23920/2009 о завершении конкурсного производства в отношении ООО «Юрганефть», г. Юрга, в адрес налогового органа арбитражным судом было направлено заказным письмом 22.09.2011г. и получено инспекцией 23.09.2011г. (вх. № 021798). Налоговым органом 18.10.2011г. внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО «Юрганефть», г. Юрга.

Вместе с тем, как следует из фактических обстоятельств и соответствует материалам дела, 19.10.2011г. налоговым органом получено заказное письмо с Определением Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-23920/2009 о завершении конкурсного производства в отношении ООО «Юрганефть», г. Юрга, с сопроводительным письмом, из которого следует, что в отношении ООО «Юрганефть», г. Юрга, судом завершено конкурсное производство и в силу статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ суд направляет в регистрирующий орган (налоговый орган) определение суда для внесения последним записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО «Юрганефть», г.Юрга, и предоставлении последним подлинного свидетельства о внесении данной записи в суд (вх. № 023469). Налоговым органом 20.10.2011г. в адрес Арбитражного суда Кемеровской области направлено свидетельство о государственной регистрации (ликвидация по решению суда) в отношении ООО «Юрганефть», г. Юрга.

Таким образом, учитывая фактические обстоятельства спора, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что 22.09.2011г. арбитражным судом в адрес налогового органа было направлено определение суда как кредитору по данному делу.

18.10.2011г. арбитражным судом определение суда по делу № А27-23920/2009 с сопроводительным письмом направлено как органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц.

Следовательно, внесение налоговым органом 18.10.2011г. записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО «Юрганефть», г. Юрга, произведено с нарушением требования Федерального закона от 26.10.2002г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.

В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действия (бездействие).

Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В порядке положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований.

В рамках настоящего дела заявитель представил доказательства нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства и материалы дела, заявленные требования подлежат удовлетворению

Расходы по уплате государственной пошлины судом относятся на налоговый орган.

Руководствуясь статьями 101, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требование Общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС-Сибирь», г. Кемерово, удовлетворить.

Признать недействительными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кемеровской области о внесении 18.10.2011г. в Единый государственный реестр юридических лиц записи № 2114230028702 о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Юрганефть», г. Юрга.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС-Сибирь», г. Кемерово, путем восстановления в Едином государственном реестре юридических лиц в установленном действующим законодательством порядке записи об Обществе с ограниченной ответственностью «Юрганефть», г. Юрга.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кемеровской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС-Сибирь», г. Кемерово, (ИНН <***>) государственную пошлину в размере 2000 руб. (две тысячи рублей).

После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок с момента его принятия.

Судья Т.А.Мраморная