ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-14654/13 от 12.11.2013 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8 Кемерово 650000

www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово                                                                          Дело №А27-14654/2013

«15» ноября 2013 года

Резолютивная часть решения оглашена  «12» ноября 2013 года  

Решение в полном объеме изготовлено  «15» ноября 2013 года 

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Исаенко Е.В., при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Белокопытовым И.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «КОМПЛЕКС-ПРОЕКТ», Кемеровская область, г. Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово, Кемеровская область, г. Кемерово, ОРГН 1044205091380, ИНН <***>

о признании недействительными решения №1744-1747 от 03.07.2013 года и обязании возвратить на расчетный счет заявителя 558 434,65 рублей

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель по доверенности от 11.11.2013 ФИО1 (паспорт);

от налогового органа – представитель по доверенности от 31.07.2013 ФИО2 (удостоверение), главный государственный налоговый инспектор юридического отдела ИФНС России по г. Кемерово,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «КОМПЛЕКС-ПРОЕКТ» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово о признании недействительным решения №1744-1747 от 03.07.2013 года и обязании возвратить на расчетный счет заявителя 558 434,65 рублей.

В обоснование требований заявитель в заявлении и его представитель в судебном заседании указал, что им принято решение о добровольной ликвидации, о чем была сделана публикация, налоговый орган проинформирован в установленном порядке. Налоговый орган не имел правовых оснований для принудительного взыскания с заявителя денежных средств в процедуре добровольной ликвидации. Денежные средства, списанные банком в оплату инкассовых поручений налогового органа, являются излишне взысканными и подлежат возврату. В настоящее время заявитель признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.

Представитель налогового органа требования заявителя считает необоснованными. Полагает, что законодательством не установлены ограничения на принудительное взыскание в процедуре добровольной ликвидации юридического лица, у инспекции не было обязанности отзывать ранее выставленные инкассовые поручения на списание задолженности по налогам. Инспекция сочла взыскание законным, как следствие, не установила переплаты и вынесла оспариваемое решение об отказе в осуществлении возврата.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, судом установлено следующее:

10.09.2012 единственным участником общества с ограниченной ответственностью «КомплексПроект» принято решение о ликвидации общества. Указанное решение доведено до сведения инспекции, 19.09.2012 внесены соответствующие записи в ЕГРЮЛ. 3.10.2012 в уполномоченном издании была опубликована официальная информация о предъявлении требований кредиторов к ликвидируемому юридическому лицу.

14.06.2013 на расчетный счет общества в банке поступили денежные средства в сумме 558 434,65 рублей.

17.06.2013 указанные денежные средства были списаны банком в оплату инкассовых поручений, ранее выставленных налоговым органом.

Ликвидатор общества посчитал произведенное списание денежных средств незаконным и 28.06.2013 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне взысканных сумм налога. В ответ на указанное обращение инспекцией было вынесено оспариваемое решение об отказе в возврате №1744-1747 от 03.07.2013.

Посчитав нарушенными свои права и законные интересы, налогоплательщик обратился в суд.

Как следует из оспариваемого решения и пояснений представителя инспекции, ею не оспаривается факт списания денежных средств по инкассовым поручениям в период процедуры добровольной ликвидации, наличие у заявителя задолженности по заработной плате (вторая очередь удовлетворения требований кредиторов) и задолженности перед другими кредиторами. Основанием для принятия оспариваемого решения послужило только одно обстоятельство – несогласие инспекции с доводом об излишнем взыскании, как следствие, отсутствие переплаты в сумме взыскания.

Пунктом 1 статьи 49 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе, полученных от реализации ее имущества.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 НК РФ очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

В соответствии с п. 2 и 3 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

В силу п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации при ликвидации юридического лица требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды включаются в третью очередь. При этом согласно п. 2 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключениями, установленными данным пунктом.

Следовательно, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе осуществлять действия по принудительному взысканию налогов и пеней, поскольку это противоречит положениям статьи 49 НК РФ и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.

Согласно реестра требований кредиторов по состоянию на 17.06.2013г. (т.1 л.д.14) у заявителя имелась задолженность по второй очереди удовлетворения требований кредиторов (перед бывшими работниками) в сумме 78 886,73 рублей. Согласно промежуточного ликвидационного баланса (т.1 л.д.23) у заявителя кроме задолженности по налогам и сборам 4 427 000 рублей также имеется задолженность перед поставщиками и подрядчиками в сумме 29 685 000 рублей, перед государственными и внебюджетными фондами в сумме 118 000 рублей.

На дату списания денежных средств ликвидаций баланс заявителем не сдан, сумма, следуемая к выплате налоговому органу с учетом предусмотренной законом очередности, не определена.

Списание денежных средств произведено в нарушение требований налогового и гражданского законодательства, прав ликвидируемого юридического лица, порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов, в т.ч. работников (бывших работников) заявителя.

Поскольку списание незаконно, оно является излишним. Денежные средства подлежали возврату в соответствии со ст.79 НК РФ.

Согласно п.3 ст.79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. В рассматриваемом случае заявление подано спустя 10 дней после списания денежных средств.

В соответствии с п.2 указанной статьи решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика, возврат (с начисленными процентами) осуществляется в течение одного месяца со дня подачи заявления.

Указанные нормы инспекцией нарушены.

Положение ч.1 ст.79 НК РФ о невозможности возврата при наличии недоимки по иным налогам, пеням, штрафам не подлежит применению в процедуре добровольной ликвидации по ранее изложенным основаниям.

Оценивая требование заявителя об обязании налогового органа возвратить излишне взысканные денежные средства в сумме 558 434,65 рублей суд отмечает, что по заявлению налогоплательщика, не опровергнутому инспекцией, на дату судебного заседания задолженность перед кредиторами сохранилась в неизменном виде. Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.10.2013 по делу №А27-12587/2013 заявитель признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.

Т.о. материалами дела подтверждается, что на дату судебного заседания заявитель сохранил статус ликвидируемой организации, имеется задолженность других кредиторов, в т.ч. очереди, предшествующей погашению налоговых обязательств.

Учитывая вышеизложенное, требования общества являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ, п.5 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов. Однако в связи с предоставлением заявителю отсрочки по уплате государственной пошлины соответствующие судебные расходы заявителем понесены не были, в связи с чем не подлежат взысканию с налогового органа.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :    

Требования общества с ограниченной ответственностью «КОМПЛЕКС-ПРОЕКТ» удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово №1744-1747 от 03.07.2013 года.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Кемерово возвратить на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью «КОМПЛЕКС-ПРОЕКТ» 558 434,65 рублей в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок с даты изготовления решения полном объеме.

Судья                                                                                                          Е.В. Исаенко