АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д.8, г. Кемерово, 650000
http://www. kemerovo. arbitr. ru/
тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05
e-mail: info@kemerovo. arbitr. ru.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело №А27-14688/2020
28 января 2021 года
Резолютивная часть решения оглашена 21 января 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28 января 2021 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Кормилиной Ю.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием аудиозаписи секретарем судебного заседания Брызгаловой Т.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление-9", Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Контрольно-счетной палате города Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным представления № 11 от 27.03.2020,
третьи лица:
1) Администрация города Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>);
2) ФИО1;
3) ФИО2,
4) общество с ограниченной ответственностью «Техно Экспо», Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
при участии:
от заявителя: ФИО3 (доверенность от 25.11.2020, паспорт, диплом свидетельство)
от Контрольно-счетной палаты города Кемерово: ФИО4 – главный специалист (доверенность от 31.12.2020 №05-04/477, удостоверение);
от Администрации города Кемерово: ФИО5 (доверенность от 29.12.2020 № 01-32/3043, удостоверение, диплом);
ФИО2 (паспорт),
от общества с ограниченной ответственностью «Техно Экспо»: ФИО6 (доверенность от 11.01.2021, паспорт),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление-9" (далее – заявитель, общество, ООО «РЭУ-9») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным представления №11 от 27.03.2020 Контрольно-счетной палаты города Кемерово (далее – заинтересованное лицо, далее Контрольно-счетная палата).
Определением суда от 10.09.2020 подготовка дела к судебному разбирательству завершена, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 29.09.2020.
Определением суда от 29.09.2020 судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) удовлетворено ходатайство ООО «РЭУ-9» о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ФИО2, также судом в качестве третьего лица привлечен ФИО1; судебное разбирательство отложено на 05.11.2020.
05.11.2020 и 01.12.2020 судебные заседания откладывались судом ввиду отсутствия доказательств надлежащего извещения третьего лица и по ходатайству Контрольно-счетной палаты, а также ввиду временной нетрудоспособности судьи.
Определением от 14.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Техно Экспо» (далее - ООО «Техно Экспо»), судебное разбирательство отложено на 21.01.2021.
В судебном заседании от 21.01.2021 заявитель требования о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты от 27.03.2020 №11 поддержал. Указывает, что спорные помещения (квартиры №№ 7,9,10,11 в жилом доме по адресу: <...>) являются жилыми, осуществление предпринимательской деятельности в них не установлено. Выводы Контрольно-счетной палаты о фактическом использовании помещений не для целей проживания не обоснованы, документально не подтверждены.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований возразил. Считает оспариваемое представление законным и обоснованным, соответствующим положениям действующего законодательства, не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Представитель Администрации города Кемерово (далее – Администрация) в отзыве указал, что факт использования помещений не для целей проживания не подтверждается достоверными доказательствами. Указывает на необоснованность довода Контрольно-счетной палаты о том, что неисполнение управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации функции контроля за соблюдением условий предоставления субсидий повлекло неправомерное выделение бюджетных средств, так как последнее не наделено полномочиями на проведение обследований и установление фактического использования жилых помещений, находящихся в частной собственности физических лиц.
ФИО2 пояснил, что спорные помещения являются жилыми, предпринимательская деятельность не ведется. Договор аренды помещения №2/04 от 01.04.2019 был заключен с ООО «ТехноЭкспо» в отношении квартиры №7, сторонами предполагалось оказание гостиничных услуг. Однако фактически услуги не оказывались, соглашением от 30.09.2019 договор расторгнут в связи с изменением жилищного законодательства, запрещающим данный вид использования жилых помещений. Квартиры №10 и №9 используются для проживания ФИО2 и его сына ФИО1 соответственно. Квартира №11 приобретена в апреле 2019 года и освобождена предыдущим собственником к ноябрю 2019 года, с указанного времени в ней проводятся ремонтные работы. Полагает, что помещения правомерно включены управляющей компанией в расчет при определении размера субсидий по текущему содержанию жилого фонда за 2019 год. Просит представление Контрольно-счетной палаты отменить.
Представитель ООО «Техно Экспо» заявление ООО «РЭУ-9» поддержал. Пояснил, что использование квартиры №7 для предоставления гостиничных услуг фактически не производилось, договор аренды расторгнут 30.09.2019. Принадлежащая ФИО2 квартира №7 относится к жилым помещениям, предназначенным для проживания. Иные квартиры в аренду не предоставлялись. Таким образом, площадь жилых помещений правомерно включена управляющей компанией в расчет при определении размера субсидий по текущему содержанию жилого фонда за 2019 год.
ФИО1, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В представленном отзыве указал, что площадь принадлежащего ему жилого помещения (доли в квартире №9) правомерно включена управляющей компанией - ООО «РЭУ-9» в расчет при определении размера субсидий по текущему содержанию жилого фонда за 2019 год.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Пунктом 3 Решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 29.06.2017 №79 «Об установлении размера платы за наем и содержание жилого помещения» (далее - Решение №79) установлена дополнительная мера социальной поддержки для отдельных категорий граждан, проживающих в жилом фонде с высокими расходами на содержание, в виде сниженного размера платы за содержание жилого помещения согласно размерам платы для населения, указанным в приложении N 2.
Установленная данным пунктом мера социальной поддержки применяется только к жилым помещениям, используемым для целей проживания (абзац 3 пункта 3 Решения №79).
Постановлением администрации города Кемерово от 23.08.2012 №1300 утвержден «Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек» (далее – Порядок №1300).
Целью предоставления субсидий является возмещение затрат, не покрываемых платежами населения за предоставленные услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов организациям, осуществляющим производственно-хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Право на получение субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием жилого фонда по ценам, не обеспечивающим возмещение издержек, имеют в том числе управляющие организации (пункт 3.2 Порядка).
В соответствии с пунктом 8.2 Порядка №1300, субсидия на возмещение затрат, связанных с содержанием жилого фонда, рассчитывается исходя из разницы значений между установленными решением Кемеровского городского Совета народных депутатов расчетным размером платы за жилое помещение (с вычетом НДС) и размером платы для граждан за жилое помещение.
На основании статей 9, 10 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон №6-ФЗ), статей 3,13 Положения «О контрольно-счетной палате города Кемерово», утвержденного решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2011 № 46 (далее - Положение № 46), пункта 1 плана деятельности Контрольно-счетной палаты города Кемерово на 2020 год, распоряжения от 17.02.2020 №2 проведено контрольное мероприятие «Проверка законности получения и использования средств бюджета города Кемерово, а также законности формирования, владения и распоряжения муниципальным имуществом» на объекте ООО «РЭУ-9», проверяемый период - 2019 год.
По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 19.03.2020 № 4, которым установлено следующее.
В проверяемом периоде ООО «РЭУ-9» выделялась субсидия из бюджета города Кемерово в соответствии с договором на предоставление субсидий в целях возмещения затрат от 05.04.2019 №41-с/19 на сумму 1682900,00 рублей на текущее содержание семи многоквартирных домов (далее – МКД).
В ходе проведения осмотра выполнения текущего содержания и ремонта общего имущества в МКД по адресу: ул. Орджоникидзе, 6, Контрольно-счетной палатой выявлено, что во втором подъезде данного дома (помещения №№7,8,9,10,11,12) расположены: гостевой дом «Апушкино», мужская парикмахерская, ООО «Техно-Экспо», туристическая фирма «Кемеровоград».
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) помещение №8, в котором расположена мужская парикмахерская, является нежилым помещением с отдельным входом и не входит в субсидируемую площадь. Помещение №12 является жилым помещением, принадлежит на праве долевой собственности физическим лицам, по сведениям ООО «РЭУ-9» в нем зарегистрированы и проживают граждане.
Квартиры №№7,9,10,11, площадь которых включена ООО «РЭУ-9» в расчет на предоставление субсидий по договору от 05.04.2019 №41-с/19, фактически не используются для целей проживания (расположены гостевой дом «Апушкино», ООО «Техно-Экспо», туристическая фирма «Кемеровоград»),
В свою очередь УЖКХ администрации г. Кемерово принимало расчеты субсидии с учетом указанной площади дома и оплачивало выпадающие доходы в полном объеме.
Указанное обстоятельство, по мнению Контрольно-счетной палаты, привело к необоснованному получению бюджетных средств в общей сумме 42000,08 рублей (предварительный расчет представлен в акте от 19.03.2020 № 4 стр. 14-15).
По факту выявленного нарушения Порядка №1300, на основании статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ, статьи 18 Положения №46, Контрольно-счетной палатой выдано представление от 27.03.2020 №11, которым ООО «РЭУ-9» предложено исключить площадь жилых помещений, не используемых для целей проживания из расчета субсидий по текущему содержанию за 2019 год, учесть информацию при заключении договора на 2020 год и принять меры к возврату излишне перечисленных денежных средств в бюджет города.
Аналогичное представление (от 27.03.2020 № 9) внесено УЖКХ администрации г. Кемерово. Согласно письму УЖКХ администрации г. Кемерово от 19.06.2020 № 07-01-07/1461 в целях устранения вышеуказанного нарушения, получателем субсидии ООО «РЭУ-9» в мае 2020 года выполнена корректировка расчета размера субсидии на объем переплаты за 2019 год (в сумме 40 684,89 рублей), указанный расчет согласован.
Не согласившись с вышеуказанным представлением, ООО «РЭУ-9» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и отмене.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд, оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого представления, исходя из следующего.
Согласно сведениям ЕГРН квартира №9 принадлежит на праве долевой собственности ФИО2, и ФИО1 Квартиры №№7,10,11 принадлежат на праве собственности ФИО2, при этом квартира №11 приобретена им 17.04.2019. Указанные помещения имеют статус жилых.
ООО «РЭУ-9», ФИО2, ФИО1, ООО «ТехноЭкспо», оспаривая представление, ссылаются на недоказанность использования указанных помещений не для целей проживания.
Вместе с тем, как установлено в ходе контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты, у входа во второй подъезд дома по адресу ул. Орджоникидзе, 6, были размещены вывески, указывающие о расположении в данном подъезде гостевого дома «Апушкино», ООО «Техно-Экспо», туристической фирмы «Кемеровоград».
Согласно подходам, выработанным судебной практикой (пункт 2 рекомендаций Научно-консультативного совета Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, утв. на заседании Президиума Арбитражного суда Западно-Сибирского округа 12.10.2018), в качестве косвенных доказательств фактического использования гражданами жилых помещений для предпринимательской деятельности и необоснованного извлечения преимуществ из обеспечиваемой государством социальной защиты населения путем установления специальных тарифов (пункт 4 статьи 1, статья 10, пункт 4 статьи 23 ГК РФ) могут выступать распечатки интернет-страниц и печатных изданий, содержащие рекламу услуг, систематически оказываемых гражданином в принадлежащих ему жилых помещениях (организация гостиницы, хостела, туристической базы и пр.).
В материалы дела представлены распечатки интернет-страниц: https://apushkino.ru/, www.antiofice.ru, www.booking.com,kemerovo.zoon.ru, vk.com, facebook.com.
Реклама гостевого дома «Апушкино» размещена на сайте https://apushkino.ru/ и сайте сервиса бронирования Booking.com, с указанием адреса гостевого дома (мини-гостиница «Гостевой дом Апушкино» расположена в <...>). Согласно информации размещенной на сайте: гостевой дом расположен в помещениях на правах собственности; расположение в самом центре города, что не влияет на ценообразование - 500 рублей/ночь; для клиентов есть 11 комнат на 2, 3 и 4 койко-место, также представлена информация о категориях номеров и схема расположения мебели в них.
Доводы ФИО2 о размещении информации и использовании сайта https://apushkino.ru/ в собственных интересах неустановленными лицами, ссылкой на какие-либо источники информации не подтверждены.
Также ООО «Техно-Экспо» имеет официальный сайт www.antiofice.ru, на котором размещена информация о месте расположения организации по ул. Орджоникидзе, 6, код домофона 9, и о предоставляемых услугах.
Кроме того, использование в проверяемый период помещений в жилом доме по адресу: ул. Орджоникидзе, 6, для целей, не связанных с проживанием, подтверждается совокупностью иных представленных в дело доказательств.
Актом обследования, проведенного Государственной жилищной инспекцией Кемеровской области от 24.04.2020, установлено, что квартира №10 используется для проживания собственником, в квартире №11 ведутся ремонтные работы с переносом перегородок или установкой новых. Цели использования квартир №7 и №9 актом обследования не установлены. Однако, в ходе обследования выявлено, что в квартире №7 имеются 5 жилых комнат, одна из которых закрыта, в остальных 4-х комнатах установлены двухъярусные кровати, два совмещенных санузла. В квартире №9 в двух комнатах установлены диван и три кровати, диван и одна кровать, одна комната отсутствует, имеются совмещенный санузел и две раковины, одна из которых установлена в комнате.
Описание комнат и расположение мебели в них соответствует информации (в том числе фотографиям) размещенной на сайте https://apushkino.ru/.
Кроме того, как следует их представленных документов, 01.04.2019 между ФИО2 (арендодатель) и ООО «ТехноЭкспо» (арендатор) был заключен договор аренды жилого помещения №2/04 от 01.04.2019, по условиям которого последнему предоставляется в собственность жилое помещение, площадью 58 кв.м по адресу: <...>. Дополнительным соглашением №1 от 30.09.2019 договор расторгнут.
Согласно пояснениям ООО «ТехноЭкспо» квартира была арендована для целей изучения потенциальной возможности организации на основе данного жилого помещения места для проживания в нем граждан, нуждающихся в услугах временного жилья (международная классификация – хостел), также был зарегистрирован торговый бренд - «гостевой дом «Апушкино» и предприняты меры для его размещения на популярных сетевых ресурсах (Booking.com и иных), произведено укомплектование комнат мебелью, необходимыми предметами обихода. Однако цели реализованы не были в связи с изменением требований законодательства в части размещения в жилых помещениях гостиниц (ст. 17 ЖК РФ).
Суд приходит к выводу о том, что передача жилого помещения в аренду юридическому лицу, свидетельствует о факте его использования для целей, не связанных с проживанием, не зависимо от достижения целей коммерческого использования.
Положения статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации предписывают использовать жилое помещение только по назначению - для проживания граждан. Использование квартиры в предпринимательской деятельности допускается после перевода такого помещения в нежилое.
В соответствии с частью 1 статьи 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Согласно части 2 указанной статьи допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Согласно пункту 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений частей 1 - 3 статьи 17 ЖК РФ следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое. В то же время необходимо учитывать, что законом (часть 2 статьи 17 ЖК РФ) допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности (например, научной, творческой, адвокатской и др.) или индивидуальной предпринимательской деятельности без перевода его в нежилое гражданами, проживающими в нем на законных основаниях (в том числе по договору социального найма), но при условии, что это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и др.).
Из изложенного следует, что собственник может лишь совмещать проживание в жилом помещении и осуществление какой-либо профессиональной (предпринимательской) деятельности.
Вместе с тем из представленных документов не усматривается, что передача помещения в аренду юридическому лицу производилась на условиях проживания в нем собственникам помещений.
Кроме того, Федеральным законом от 15.04.2019 N 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01.10.2019 установлен прямой запрет на использование жилых помещений в качестве гостиницы, а также предоставлять в них гостиничные услуги.
Доводы заявителя о том, что помещения по сведениям ЕГРН государственной регистрации имеют статус жилых, судом отклонены, поскольку указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении требований части 2 статьи 17 ЖК РФ, а не о правомерности использования субсидии.
Суд также отклоняет ссылки заявителя на ответы Инспекции ФНС РФ и Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области, направленные на обращения Администрации. Из письма Инспекции ФНС РФ от 01.04.2020 №29-20/014921 следует, что фактическое использование помещений в жилом доме по адресу: <...>, не установлено, вывод о том, что помещения являются жилыми, сделан в отсутствие осмотра. Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области обращение не рассматривалось, и было перенаправлено Государственную жилищную инспекцию по Кемеровской области в соответствии с компетенций (ответ от 17.03.2020 №1273).
В соответствии с пунктом 3 Решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 29.06.2017 №79 «Об установлении размера платы за наем и содержание жилого помещения» установленная дополнительная мера социальной поддержки для отдельных категорий граждан, проживающих в жилом фонде с высокими расходами на содержание, в виде сниженного размера платы за содержание жилого помещения применяется только к жилым помещениям, используемым для целей проживания.
Суд приходит к выводу о том, что в ходе контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой сделан обоснованный вывод о наличии факта использования части помещений для целей, не связанных с проживанием и необходимости исключения их площади из расчета субсидий, предоставляемых ООО «РЭУ-9».
Доводы о недоказанности площади помещений, не используемых для целей проживания, судом отклонены, как не влияющие на законность оспариваемого представления. Из текста представления от 27.03.2020 №11 явствует, что ООО «РЭУ-9» предложено исключить площадь жилых помещений, не используемых для целей проживания из расчета субсидий по текущему содержанию за 2019 год, учесть информацию при заключении договора на 2020 год и принять меры к возврату излишне перечисленных денежных средств в бюджет города, без указания конкретной площади помещений.
Суд приходит к выводу о том, что представление №11 от 27.03.2020 вынесено в соответствии с полномочиями Контрольно-счетной палаты, является законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявление ООО «РЭУ-9» удовлетворению не подлежит.
Расходы от уплаты государственной пошлины относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Расходы от уплаты государственной пошлины отнести на заявителя.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в месячный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья Ю.Ю. Кормилина