АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д.8, г. Кемерово, 650000
http://www. kemerovo. arbitr. ru/
e-mail: info@kemerovo. arbitr. ru.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-14754/2021
21 октября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2021 года
Полный текст решения изготовлен 21 октября 2021 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Кормилиной Ю.Ю.
при ведении аудиозаписи и протокола судебного заседания помощником судьи Суворовым В.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Южно-Кузбасская ГРЭС", Кемеровская область - Кузбасс, город Калтан (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области – Кузбассу, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании пункта 2 предписания №8 от 29.06.2021,
при участии:
от заявителя: (онлайн) ФИО1 – представитель (доверенность 4551Д от 01.01.2021, паспорт, диплом);
от ГУ МЧС: (онлайн) ФИО2 – представитель (доверенность № 32 от 21.04.2020, паспорт, диплом),
у с т а н о в и л:
публичное акционерное общество "Южно-Кузбасская ГРЭС" (далее – заявитель, общество, ПАО «ЮК ГРЭС») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кемеровской области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области – Кузбассу (далее – ГУ МЧС) о признании недействительным пункта 2 предписания №8 от 29.06.2021.
Определением суда от 16.09.2021 завершена подготовка к судебному разбирательству, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 14.10.2021.
В судебном заседании от 14.10.2021 заявитель на требованиях настаивал. В обоснование требований указал на перевод типа защитных сооружений из убежищ в укрытия, в связи с чем предписание считает незаконным, поскольку выявленные нарушения в области гражданской обороны не соответствуют требованиям, предъявляемым к укрытиям.
Представитель ГУ МЧС против требований возразил, указал, что требования установлены для всех видов защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), документы, подтверждающее их соблюдение, при проведении проверки не представлены.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
В целях контроля исполнения предписания №5 от 22.10.2020 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны, начальником ОНДПР г. Осинники и г. Калтан УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу вынесено распоряжение №8 от 29.04.2021 о проведении в период с 08.06.2021 по 29.06.2021 внеплановой выездной проверки ПАО «ЮК ГРЭС» по адресу: <...>.
В ходе проверки установлено, что защитное сооружение гражданской обороны (убежище №7) переведено в тип «укрытие», в соответствии с "Методическими рекомендациями по подготовке документации на снятие с учета (изменение типа) защитных сооружений гражданской обороны" (утв. МЧС России 30.12.2020 N 2-4-71-37-11).
По результатам проверки составлен акт проверки №8 от 29.06.2021.
Обществу выдано предписание №8 от 29.06.2021, согласно пункту 2 которого в срок до 01.06.2022 ПАО «ЮК «ГРЭС» обязано устранить нарушения требований пунктов 3.2.11, 3.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, выразившиеся в неисполнении обязанности по содержанию в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению инженерно-технического оборудования ЗС ГО (укрытия), а именно:
- не исправны электросети, освещение работает не во всех помещениях;
- запас ГСМ на расчетный период не создан;
- средства связи и оповещения не исправны;
- не отработан план ремонта и технического обслуживания,
- отсутствует журнал проверки состояния ЗС ГО,
- не проводится проверка на герметичность.
Не согласившись с вынесенным предписанием в части пункта 2, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, изучив доводы и пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, суд признал требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно паспорту убежища Южно-Кузбасской ГРЭС №655 (№6), №655 (№7) произведен перевод типа защитных сооружений из убежищ в укрытия.
Пунктом 1 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок N 1309) разграничены понятия убежище и укрытие.
Под убежищем понимается защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности;
ЗС ГО, используемые при эксплуатации в качестве укрытия, при проверке содержания и эксплуатации в зависимости от состояния их ограждающих конструкций, защитных устройств и внутреннего оборудования следует оценивать в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, "СП 88.13330.2014. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*", утв. Приказом Минстроя России от 18.02.2014 N 59/пр (далее - СП 88.13330.2014), "ГОСТ Р 42.4.03-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Защитные сооружения гражданской обороны. Классификация. Общие технические требования", утв. Приказом Росстандарта от 21.07.2015 N 951-ст (далее - ГОСТ Р 42.4.03-2015), "Методическими рекомендациями по подготовке документации на снятие с учета (изменение типа) защитных сооружений гражданской обороны",утв. МЧС России 30.12.2020 N 2-4-71-37-11 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 12.10. СП 88.1330.2014 в укрытиях, предназначенных для размещения укрываемого населения, предусматриваются только громкоговорители, подключенные к городской и местной сетям проводного вещания. В отдельных случаях, для группы укрытий, возможна установка телефонной связи с местным органом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
Заявителем представлен в материалы дела акт от 04.03.2021 осмотра линий связи в убежищах №№6,7, составленный комиссией, включающей главного специалиста ПБ, ГО и ЧС, главного специалиста информационных технологий, специалиста ПБ ГО и ЧС и утвержденный директором управления по операционной деятельности ПАО «ЮК «ГРЭС», согласно которому установлено, что линия телефонной связи находится в исправном состоянии, но в связи со сроком эксплуатации требует дополнительного технического обслуживания для улучшения качества сигнала связи и замены телефонного слухового аппарата в защитном сооружении №6; определены сроки для замены телефонного слухового аппарата и технического ремонта систем связи (31.12.2021 и 13.05.2022).
В соответствии с пунктом 11.2.1 СП 88.13330.2014 для всех помещений защитных сооружений следует предусматривать систему общего освещения. Нормы освещенности помещений следует принимать по таблице 11.1. При переходе на режим убежища ПРУ (укрытия) следует предусматривать отключение части светильников, запроектированных для мирного времени.
В материалы дела представлен акт осмотра сети освещения убежища №7 от 18.05.2021, из которого следует, что сети освещения защитного сооружения №7 находятся в исправном состоянии, для поддержания сети освещения в рабочем состоянии требуется проведение текущего ремонта оборудования в 2022 году. Ввиду отсутствия постоянного персонала, а также для предотвращения несанкционированного доступа к электрооборудованию сети освещения, комиссией принято решение о выводе из эксплуатации сети освещения.
Таким образом, ПАО «ЮК «ГРЭС» документально подтверждены доводы об исправности сети проводного вещания, а также нахождении в работоспособном состоянии электросети, отключенной в мирное время и обеспечивающей при необходимости освещение во всех помещениях.
ГУ МЧС указанные обстоятельства не опровергнуты. Из материалов дела не усматривается, что при проведении проверки проводилось подключение громкоговорителей и электроприборов, производились замеры тока с целью установления исправности сетей.
Суд также соглашается с доводами заявителя о неправомерности предписания в части требования о создании запаса ГСМ.
В соответствии с пунктом 3.4.6 Правил №583 с введением режима ЧС (при их угрозе и возникновении), в случае необходимости, организуется укрытие людей в ЗС ГО. Системы жизнеобеспечения ЗС ГО должны обеспечивать непрерывное пребывание в них укрываемых: в ПРУ и убежищах - в течение 48 часов, в укрытиях - 12 часов, а на АЭС - до 5 суток.
Согласно пункту 6.1.1 Правил №583 мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают заполнение при необходимости емкостей горючих и смазочных материалов.
Наличие дизельного оборудования в ЗС ГО типа укрытие не предусмотрено. Необходимость создания запаса ГСМ в укрытии, предназначенного для обеспечения непрерывного пребывания укрываемых до 12 часов, ГУ МЧС не обоснована.
Также в предписании указано, что ПАО «ЮК «ГРЭС» не отработан план ремонта и технического обслуживания, отсутствует журнал проверки состояния ЗС ГО, не проводится проверка на герметичность.
В соответствии с пунктом 4.1.3 Правил №583 комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния; при этом проверяется герметичность убежища.
В силу пункта 4.3.10 герметичность убежища проверяется по величине подпора воздуха и производится в следующей последовательности: закрываются все входные ворота, двери, ставни, люки, стопорятся клапаны избыточного давления, закрываются гермоклапаны и заглушки на воздуховодах вытяжных систем, сифоны заполняются водой; включается в работу приточная система вентиляции, отрегулированная на заданную проектной документацией производительность, и по производительности вентиляторов определяется количество воздуха, подаваемого в убежище; измеряется подпор воздуха в убежище тягонапоромером или другим пригодным для этих целей прибором.
Соответствующие требования по поверке герметичности укрытия не предусмотрены.
Согласно таблице 1 паспорта СЗ ГО готовность укрытий определена как «ограничено готовые». Согласно приложению №3 "Методических рекомендаций по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации в 2018 году", утв. МЧС России 30.05.2018 N 2-4-71-11-11", в ограниченной готовности находятся те защитные сооружения, которые имеют недостатки, не влияющие на защитные свойства защитных сооружений, и могут быть исправлены в течение 24 часов. Эти недостатки также не должны снижать нормативные показатели по производительности систем жизнеобеспечения укрываемых, герметичности сооружения и защите от отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств (ОВ, РВ, БС).
В соответствии с пунктами 4.1.1 Правил №583 оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации.
При осмотрах ЗС ГО должны оцениваться: общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов; исправность дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания; исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования; использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения; наличие и состояние средств пожаротушения; наличие проектной документации (пункт 4.1.2 Правил №583).
Комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится один раз в три года.
Руководители ГО организаций, эксплуатирующих ЗС ГО, планируют и осуществляют оценку технического состояния ЗС ГО (пункт 4.1.4 Правил №583).
На основании акта и ведомости дефектов составляются годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций по формам согласно приложениям N 15 и N 16 (пункт 4.1.7 Правил №583).
В материалы дела представлен журнал проверки состояния укрытия ПАО «ЮК «ГРЭС», расположенного по адресу: <...>. Журнал начат 07.06.2017, содержит сведения о проверках, проведенных в отношении убежища (впоследствии – укрытия) от 07.06.2017, 17.11.2017, 20.06.2018, 27.11.2018, 18.04.2019, 28.11.2019, 17.04.2020, 19.11.2020, 24.05.2021.
28.12.2020 управляющим директором ПАО «ЮК «ГРЭС» был утвержден годовой план планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций на 2021 год в отношении убежища №7.
Приказом управляющего директора ПАО «ЮК «ГРЭС» №Пр/ЮКГ/06-ГО от 03.02.2021 назначены должностные лица, ответственные за поддержание и эксплуатацию и ремонт ЗСГО, поддержание их готовности к приему укрываемых; установлено время приведения в готовность защитных сооружений (в мирное время не более 12 часов, в военное время не более 6 часов).
Таким образом, требования, предъявляемые к эксплуатации СЗ ГО типа укрытие ПАО «ЮК «ГРЭС» исполнены.
Указанные обстоятельства представитель ГУ МЧС не оспаривает, ссылаясь на непредставление документов при проведении проверки.
Вместе с тем из пп. 3, 4 пункта 13 распоряжения №8 от 29.04.2021 о проведении в период с 08.06.2021 по 29.06.2021 внеплановой выездной проверки следует, что у заявителя запрашивались документы, подтверждающие исполнение пунктов контролируемого предписания, а также иные документы, относящиеся к предмету проверки. При этом ЗС ГО на дату выдачи предписания №5 от 22.10.2020, сроком исполнения 17.05.2021 относилось к типу убежища, а не укрытия.
С учетом изложенного, суд также отклоняет ссылку заинтересованного лица на постановление мирового судьи судебного участка №1 Калтанского судебного района Кемеровской области от 15.07.2021, которым ПАО «ЮК ГРЭС» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, за неисполнение предписания №5 от 22.10.2020.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд приходит к выводу о наличии в рассматриваемом случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемых предписаний недействительным и удовлетворения требования заявителя.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей суд относит на заинтересованное лицо (статья 110 АПК РФ).
Сумма излишне уплаченной государственной пошлины (3719 рублей) подлежит возврату заявителю (статья 104 АПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
заявленные требования публичного акционерного общества "Южно-Кузбасская ГРЭС" удовлетворить.
Признать недействительными пункт 2 предписания №8 от 29.06.2021 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны, выданного Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области – Кузбассу.
Расходы от уплаты государственной пошлины отнести на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области – Кузбассу.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области – Кузбассу, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу публичного акционерного общества "Южно-Кузбасская ГРЭС", Кемеровская область - Кузбасс, город Калтан (ОГРН <***>, ИНН <***>) 3000 руб. расходов от уплаты государственной пошлины.
Публичному акционерному обществу "Южно-Кузбасская ГРЭС", Кемеровская область - Кузбасс, город Калтан (ОГРН <***>, ИНН <***>) выдать справку на возврат из федерального бюджета 3719 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению №5372 от 20.08.2019.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в месячный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья Ю.Ю. Кормилина