ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-15017/2012 от 10.09.2012 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Красная, д.8, г. Кемерово, 650000,

тел. (3842) 58-43-26, факс. (3842) 58-37-05

www.kemerovo.arbitr.ru

info@kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово Дело №А27-15017/2012

«12» сентября 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена «10» сентября 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено «12» сентября 2012 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Семенычевой Е.И., при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи Михеевой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Частная поликлиника Калашникова», Кемеровская область, г. Белово, ОГРН <***>

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области, Кемеровская область, г. Белово, ОГРН <***>

об отказе в принятии корректирующих сведений персонифицированного учета о медицинских работниках за 1 квартал 2012 года, содержащееся в письме от 25.06.2012 № 14-6633

при участии в судебном заседании:

от Общества с ограниченной ответственностью «Частная поликлиника Калашникова»: ФИО1 – представитель по доверенности от 04.07.2012 года, паспорт;

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области: главный специалист-эксперт (юрисконсульт) ФИО2 – представитель по доверенности от 11.01.2012 года, служебное удостоверение; руководитель группы ФИО3 – представитель по доверенности от 05.09.2012 года № 19, служебное удостоверение,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Частная поликлиника Калашникова», ОГРН <***> обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области об отказе в принятии корректирующих сведений персонифицированного учета о медицинских работниках за 1 квартал 2012 года, содержащееся в письме от 25.06.2012 № 14-6633.

В обоснование заявленных требований заявитель в заявлении и его представитель в заседании ссылаются на нормы Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, позицию Конституционного Суда российской Федерации, изложенную в постановлении № 11-П, полагая, что у Пенсионного фонда не было правовых оснований для отказа в принятии корректирующих сведений.

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации ссылается на факт принятия сведений, которые поданы страхователем своевременно. А письмо, по мнению представителя, носит разъяснительный характер. Возражения изложены в отзыве.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлено следующее:

Общество с ограниченной ответственностью «Частная поликлиника Калашникова», являясь страхователем, направило в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации сведения персонифицированного учета о работниках Общества за первый квартал 2012 года.

Письмом от 25.06.2012 года № 14-6633 пакет документов в количестве 23 штук возвращен Обществу с указанием, что представленные документы не могут быть приняты в производство.

Посчитав свои права и законные интересы нарушенными Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления об отказе в принятии корректирующих сведений персонифицированного учета за 1 квартал 2012 года.

Как установлено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Этот закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователями являются юридические лица; застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 3 Федерального закона № 27-ФЗ определяет цели индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии с указанной нормой права целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик имеет право: проводить у страхователей проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации, проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Страхователь в силу требований Федерального закона № 27-ФЗ обязан своевременно представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации полные, достоверные сведения о застрахованных лицах путем представления соответствующих форм отчетности.

При этом у страхователя есть право на представление корректирующих сведений.

16 февраля 2010 года Минюст России зарегистрировал Приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 года N 987н, которым утверждена Инструкция о порядке ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах, в
  соответствии с которой территориальные органы фонда осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений.

В соответствии с пунктом 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 года N 987н, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда.

На основании пункта 40 указанной Инструкции, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов Федерального казначейства.

По запросу территориального органа страхователь представляет дополнительные сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.

Согласно пункту 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.

Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.

Таким образом, Инструкция прямо предусматривает необходимость проведения органом Пенсионного фонда Российской Федерации проверки представленных индивидуальных сведений о застрахованных лицах, на основании которых страхователями производится исчисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Из материалов дела усматривается, что по факту представления Обществом индивидуальных сведений о застрахованных лицах Управлением в установленном порядке проверка не проводилась, акт не составлялся, уведомление с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок не направлялось.

Пакет документов в количестве 23 штук сопроводительным письмом от 25.06.2012 года № 14-6633 возвращен Обществу с указанием, что представленные документы не могут быть приняты в производство.

Довод представителя Управления о том, что поскольку сведения были приняты, а представленные корректирующие сведения не могли быть приняты как основания для установления права работников на досрочное назначение пенсии по старости судом отклонен в связи с несоответствием нормам действующего законодательства.

У страхователя имеется право представления корректирующих расчетов, данному праву корреспондируется обязанность Управления проверить представленные сведения.

Поскольку в нарушение норм действующего законодательства Управление не провело проверку корректирующего расчета, не составила акта, не отразило факт несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, доводы представителя Управления о наличии или отсутствии права работника на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.20001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не имеют значения для рассмотрения спорных правоотношений.

При изложенных обстоятельствах, суд, соглашаясь с доводами заявителя, отказ Управления в принятии корректирующих сведений персонифицированного учета о медицинских работниках за 1 квартал 2012 года, содержащееся в письме от 25.06.2012 года № 14-6633 признает незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Удовлетворяя требования заявителя, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей суд относит на Управление.

Руководствуясь статьями 101,110, 167-170, 201, 180,181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Частная поликлиника Калашникова» удовлетворить.

Признать недействительным в связи с несоответствием нормам Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области об отказе в принятии корректирующих сведений персонифицированного учета о медицинских работниках за 1 квартал 2012 года, содержащееся в письме от 25.06.2012 года № 14-6633.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Частная поликлиника Калашникова» 2 000 рублей судебных расходов.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Е.И.Семёнычева