АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д.8, Кемерово, 650000; информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05;
www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru
именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-15201/2012
«21» ноября 2012г.
Резолютивная часть решения объявлена: «20» ноября 2012г.
Полный текст решения изготовлен: «21» ноября 2012г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Мраморной Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания и аудиопротоколирования секретарем судебного заседания Низамовой Ю.Ю.,
рассматривает в судебном заседании дело по заявлениюОбщества с ограниченной ответственностью «Нефтеперерабатывающий завод «Северный Кузбасс», г.Анжеро-Судженск
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Кемеровской области, г.Анжеро-Судженск
о признании недействительным решения от 30.03.2012г. № 12 в части
в судебном заседании приняли участие:
от Общества с ограниченной ответственностью «Нефтеперерабатывающий завод «Северный Кузбасс» – ФИО1, представитель по доверенности от 01 января 2012г., ФИО2, представитель по доверенности от 10 мая 2012г., ФИО3, главный бухгалтер, приказ о приеме на работу от 13 марта 2012г.;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Кемеровской области – ФИО4, заместитель начальника отдела выездных проверок по доверенности от 30.08.2010г., ФИО5, старший государственный налоговый инспектор по доверенности от 31.08.2011г.;
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Нефтеперерабатывающий завод «Северный Кузбасс» (далее по тексту - ООО «НПЗ «Северный Кузбасс», Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Кемеровской области (далее по тексту – налоговый орган, инспекция) № 12 от 30.03.2012 в части требования об уменьшении убытков по налогу на прибыль за 2009-2010г в общей сумме 3151472 руб. и внесению необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Заявленные требования мотивированы нормами статей 256, 257, 258 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 359, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504, и обоснованы тем, что все объекты (здание приема-сдачи нефти (операторная); блок-бокс ШСУ БКУ; блок-бокс СИКН; блок-бокс ТПУ; насосная станция; блок-бокс ШСУ АЛПДС; подземная емкость для учтенной нефти ЕП-8; подземная емкость для неучтенной нефти ЕП-8; прожекторная мачта; молниеотвод; насосная ПСП; блок фильтров; блок регуляторов давления и расхода) построены в соответствии с проектом строительства нефтеперерабатывающего завода; все объекты вошли в пусконаладочный комплекс –пункт приема-сдачи нефти (ПСП); объекты на основании приказа, актов приема- передачи основных средств (ОС-1) включены в состав амортизируемого имущества; для каждого объекта определен срок полезного использования, каждый объект признан отдельным основным средством, каждый объект имеет, несет свою функцию, смонтирован на своем фундаменте, тем самым объекты не являются конструктивно-сочлененными предметами.
Налоговый орган, настаивая на возражениях, изложенных в отзывах, и руководствуясь теми же нормами, что и налогоплательщик, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998г № 219 « Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», статьей 134 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.1977 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок к ним», считает, что решение в оспариваемой части принято правомерно, поскольку налоговым органом исходит из того. что Обществом зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество - пункт приема-сдачи нефти (ПСП). Согласно кадастрового и технического паспортов, разрешения ввода в эксплуатацию ПСП является единым целым и в его состав вошли спорные объекты, которые также приняты к учету, следовательно, объекты входящие в состав ПСП как единое целое должны быть отнесены в одну амортизационную группу и иметь один срок полезного использования как у Пункта налива нефти (7 амортизационная группа по ОКОФ). Кроме того, налоговый орган ссылается, что в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 « О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов» все объекты являются неотъемлемой частью магистральных трубопроводов, согласно код ОКОФ 124526070.
Заслушаны представители сторон, изучены материалы дела.
Судом установлено, что налоговым органом по результатам проверки принято решение № 12 от 30.03.2012. Не согласившись с решением инспекции, Общество в оспариваемой части обжаловало решение в порядке апелляционного производства в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, г. Кемерово. Решение оставлено Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика – без удовлетворения, что послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как следует из обстоятельств спора, по своей сути спор сводится к правомерности начисления Обществом амортизации в отношении объектов (блок-бокс ШСУ БКУ; блок-бокс СИКН; блок-бокс ТПУ; насосная станция; блок-бокс ШСУ АЛПДС; подземная емкость для учтенной нефти ЕП-8; подземная емкость для неучтенной нефти ЕП-8; прожекторная мачта; молниеотвод; насосная ПСП; блок фильтров; блок регуляторов давления и расхода) в качестве самостоятельных объектов основных средств.Налогоплательщик не согласился с тем, что факт регистрации права собственности на ПСП, наличие кадастрового и технического паспорта на него, в которых указано, что пусковой комплекс является единым целым является основанием для изменения амортизационной группы объектам, вошедших в ПСП, отнесения их к одному коду ОКОФ.
Заслушав представителей сторон, принимая решение, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации Общество является плательщиком налога на прибыль.
Прибылью согласно пункта 1 статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации признается для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик зарегистрировал право собственности на объект: пункт приема – сдачи нефти (ПСП) с включенными в него объектами: здание приема-сдачи нефти (операторная); блок-бокс ШСУ БКУ; блок-бокс СИКН; блок-бокс ТПУ; насосная станция; блок-бокс ШСУ АЛПДС; подземная емкость для учтенной нефти ЕП-8; подземная емкость для неучтенной нефти ЕП-8; прожекторная мачта; молниеотвод; насосная ПСП; блок фильтров; блок регуляторов давления и расхода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.
В силу пункта 1 статьи 257 НК РФ под основными средствами в целях исчисления налога на прибыль понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.
Пунктом 1 статьи 258 НК РФ установлено, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 6 статьи 258 НК РФ для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.
Согласно пункта 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 установлено, что объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельно конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения отдельных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочленных предметов, представляющих собой единой целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно - сочленных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Изучив материалы дела, руководствуясь вышеизложенными нормами, статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что Обществом определен состав входящего в ПСПимущества (объекты, поименованные выше).
При этом объекты выделены в самостоятельные инвентарные объекты и самостоятельные основные средства, объекты отдельно стоящие друг от друга поставлены налогоплательщиком на учет в качестве отдельных инвентарных объектов с разными сроками полезного использования и разными инвентарными номерами и разными амортизационными группами. Каждый объект имеет отдельный технический паспорт. Функциональное предназначение каждого объекта не является неотъемлемой частью функционирования ПСП как единого комплекса. Объекты не приняты к учету как часть комплекса конструктивно сочлененных предметов в составе ПСП.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что вышеперечисленные объекты не могут быть приняты к учету в составе ПСП как комплекса конструктивно сочлененных предметов.
Как следует из материалов дела, объекты не имеют общих технологических приспособлений и принадлежностей с ПСП, все объекты, в том числе и ПСП, смонтированы на отдельных фундаментах, имеют разное функциональное назначение, демонтаж любого объекта не изменяют назначение ПСП.
Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору основных средств, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, спорные объекты не являются составными элементами (составными частями) основного средства ПСП, объекты имеют свой определенный классификационный номер и отнесены в различные группы и имеют разные сроки полезного использования, следовательно, данные объектыне являются комплексом конструктивно сочлененных предметов и могут использоваться отдельно друг от друга, а, имея разныефункциональные назначения, каждый объект может выполнять свои функции в различной иной комплектации, следовательно, они не могут учитыватьсякак инвентарный объект - обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
При этом налоговым органом документально не подтвержден довод о том, что данные объекты не могут быть использованы вне пункта приема-сдачи нефти, составляют комплекс конструктивно сочлененных предметов и могут использоваться только в совокупности, что объекты не способны функционировать самостоятельно, имеют одинаковые основания и фундаменты, одинаковые конструктивные элементы.
Довод инспекции о том, что спорные объекты относятся к сооружениям, являющимся неотъемлемой частью магистральных трубопроводов, с кодом ОКОФ -124526070 со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504, по результатам анализа данного постановления не нашел своего подтверждения.
Учитывая изложенное, установив соответствие принятых на учет спорных объектов, предусмотренным п. 4, 6 ПБУ 6/01 и предъявленным к инвентарным объектам основных средств, суд пришел к выводу, что Общество обоснованно осуществило учет объектов в качестве самостоятельных инвентарных объектов.
При этом в рассматриваемом случае судом не принимается ссылка инспекции на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку гражданское законодательство распространяется на имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой (к которым относятся, в том числе налоговые правоотношения), гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Понятие имущества в целях исчисления налога на прибыль, в том числе понятие амортизационного имущества, основного средства, понятие срока полезного использования определяются нормами налогового законодательства и не регулируется гражданским законодательством. Следовательно, ссылки налогового органа на ст.ст. 130, 134 ГК Российской Федерации не относятся к настоящему делу, поскольку положения главы 25 НК РФ связывают право налогоплательщика на распределение имущества по амортизационным группам, определение срока полезного использования не с гражданско-правовой классификацией объектов гражданских прав, а с критериями установленными статьями 256, 257, 258 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, требования Общества подлежат удовлетворению.
Уплаченная при подаче заявления государственная пошлина подлежит взысканию с налогового органа в пользу заявителя по делу.
Руководствуясь статьями 101, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Требование Общества с ограниченной ответственностью «Нефтеперерабатывающий завод «Северный Кузбасс», г. Анжеро-Судженск, удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по <...> от 30.03.2012 в части требования об уменьшении убытков по налогу на прибыль за 2009-2010гг. в общей сумме 3151472 руб. и внесению необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Кемеровской области, г. Анжеро-Судженск, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Нефтеперерабатывающий завод «Северный Кузбасс», <...> рублей (две тысячи рублей) государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок с момента его принятия.
Судья Т.А. Мраморная