АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000 Тел.
(384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05
http://www.kemerovo.arbitr.ru, E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово
Дело № А27-15236/2017
01 сентября 2017 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи В.Я. Драпезо, рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального отдела в г. Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального отдела в г. Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах (далее – «Управление», «Роспотребнадзор») обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, ОГРНИП <***>, ИНН <***> (далее – «Предприниматель», «ИП ФИО1») к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – «КоАП РФ»).
Предприниматель в установленные определением от 13.07.2017 сроки возражений относительно привлечения его к административной ответственности, а также пояснения относительно существа вмененных ему нарушений, не представил.
Управление в рамках установленного определением от 13.07.2017 срока дополнительных пояснений по существу вмененных ИП ФИО1 нарушений также не представило.
Суд, руководствуясь частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – «АПК РФ») рассматривает дело на основании имеющихся в деле доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в течение установленного судом срока.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, суд установил.
При проведении территориальным отделом Управления расследования в отношении ИП ФИО1 с целью проверки фактов, изложенных в обращении потребителя (вход. №487 от 21.06.2017), по месту осуществления предпринимателем деятельности по продаже мебельной продукции по фактическому адресу: 652470, Кемеровская область. Анжеро-Судженск, ул. М. Горького, 43, - выявлены нарушения требований действующих на территории Российской Федерации технических регламентов, заключающихся в несоответствии на находящейся в реализации на момент осмотра 28.06.2017 мебельной продукции маркировки установленным обязательным требованиям.
В частности, отсутствуют наименование изделия мебели по эксплуатационному и функциональному назначению, наименование страны – изготовителя, наименование и место нахождения изготовителя, наименование, адрес уполномоченного изготовителем лица, дата изготовления, гарантийный срок, срок службы, установленный изготовителем, единый знак обращения продукции на рынке государств членов Таможенного Союза, выполненные печатным способом на бумажном ярлыке (этикетке) или на ярлыке из ткани, которые должны прочно прикрепляться к изделию мебели в отношении следующей продукции:
- вешалка с зеркалом «Визит 1», габариты: 1000 х 2144 х 380 по цене 7 938 руб. (представлена на данное изделие мебели инструкция по сборке, правила ухода и эксплуатации);
- диван угловой «Юпитер ДУ», габариты: 2200 х 1450, 1930 х 1400, по цене 28 400 руб.;
- комплект «Каприз», габариты: 1900, см. 1900 х 1200, кр. 87 по цене 26 000 руб.;
- диван «Тик-Так», кресло кровать», габариты: 2300, 1400 х 1900, 950 по цене 34 300 руб.;
- вешалка с зеркалом «Визит 1» по цене 7 938 руб.
- диван угловой «Юпитер ДУ», габариты: 2200 х 1450, 1930 х 1400, по цене 28 400 руб.;
- комплект «Каприз», габариты: 1900, см. 1900 х 1200, кр. 87 по цене 26 000 руб.;
- диван «Тик-Так», кресло кровать», габариты: 2300, 1400 х 1900, 950 по цене 34 300 руб.
В ходе проведения административного расследования в отношении ИП ФИО1 специалистом филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в городе Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах взяты образцы для проведения экспертизы мебельной продукции, маркировки мебельной продукции на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции», законодательства о защите прав потребителей, технической и иной документации на одно наименование мебельной продукции – диван угловой «Юпитер ДУ».
На основании экспертного заключения №587-003-ОКГ/01 от 04.07.2017 о соответствии мебельной продукции по показателям безопасности требованиям технического регламента ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции», маркировки на мебельной продукции требованиям технического регламента, законодательства о защите прав потребителей, технической и иной документации, выданного филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в городе Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах установлено, что маркировка мебельной продукции – диван угловой «Юпитер ДУ» отсутствует, маркировка не соответствует требованиям Технического регламента подпунктов 7.1, 7.2 пункта 7 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» (далее – «ТР ТС 025/2012»).
Указанные нарушения зафиксированы протоколом осмотра от 28.06.2017 №1 (осмотр проведен в присутствии ИП ФИО1 и двух понятых), протоколом №18/37 по делу об административном правонарушении от 05.07.2017,вынесенным должностным лицом – ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления ФИО2 в присутствии предпринимателя, который факт правонарушения не отрицал, признал необходимость устранения допущенных нарушений.
При осуществлении указанных процессуальных действий предпринимателю были разъяснены права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, предоставлено право дать пояснения по существу выявленных нарушений, вручена копия протокола по делу об административном правонарушении.
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.43 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов, материалы дела вместе с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, были переданы Управлением в арбитражный суд.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд признал требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Таким образом, объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, связанные с нарушением продавцом требований технических регламентов или обязательных требований к реализуемой продукции.
Объективную сторону данного правонарушения составляют нарушение продавцом требований технических регламентов, предъявляемых к продукции, в том числе нарушение требований о надлежащей маркировке товара, реализуемого продавцам-потребителям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12 2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – «Федеральный закон №184-ФЗ») требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона №184-ФЗ установлено, что ответственность за нарушение требований технических регламентов возложена как на изготовителя (исполнителя), так и на продавца. Это обеспечивает реализацию положений статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «Закон РФ №2300-1»), согласно которой потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Пункт 6 статьи 7 Федерального закона № 84-ФЗ гласит, что Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.
В соответствии с пунктом I статьи 7 Закона РФ №2300-1 потребитель имеет право па то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Статьей 10 Закона № 2300-1 предусмотрена обязанность продавца своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе - сведения об основных потребительских свойствах товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 названного Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Аналогичная обязанность продавца предусмотрена пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 4 Технического Регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции», принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 №32 (далее – «ТР ТС 025/2012»), изготовитель, продавец, импортер, либо уполномоченное изготовителем лицо, размещающее мебель на рынке, обязаны:
- обеспечить соответствие мебельной продукции требованиям настоящего технического регламента;
- обеспечить безопасность изделия мебели на протяжении всего установленного изготовителем срока службы.
Согласно подпункту 7.1 пункта 7 статьи 5 ТР ТС 025/2012 каждое изделие мебели, реализуемое на территории государства – члена Таможенного союза, должно иметь маркировку на русском языке. Маркировка должна быть выполнена печатным способом на бумажном ярлыке (этикетке) или на ярлыке из ткани, прочно прикрепленных к изделию мебели, поставляемому в собранном виде. Изделия мебели, поставляемые в разобранном виде, могут не иметь маркировки с обозначением изделия и даты изготовления. В этом случае обозначение изделия проставляется изготовителем или продавцом во время продажи изделия мебели или во время его сборки у пользователя. Дата выпуска должна быть указана на упаковке (упаковках).
Маркировка на мебель в разобранном виде наносится на упаковку.
Допускается наносить маркировку несмываемой краской, штемпелеванием, выжиганием, продавливанием, а также проставлять отдельные реквизиты ярлыка специальным штампом». Согласно подпункта 7.2 пункта 7 статьи 5 ТР ТС 025/2012 маркировка должна быть четкой и содержать:
- наименование изделия мебели по эксплуатационному и функциональному назначению;
- наименование страны – изготовителя;
- наименование и место нахождения изготовителя;
- наименование, адрес уполномоченного изготовителем лица;
- дата изготовления;
- гарантийный срок;
- срок службы, установленный изготовителем;
- единый знак обращения продукции на рынке государств членов Таможенного Союза.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 10 Закона РФ №2300-1 информация о товарах (работах, услугах в обязательном порядке должна содержать:
- наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
- срок службы или срок годности товаров (работ);
- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);
- информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Обстоятельства совершенного индивидуальным предпринимателем административного правонарушения зафиксированы в протоколе осмотра, подтверждены документально и не оспорены индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, наличие в действиях предпринимателя объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, подтверждено материалами дела об административном правонарушении.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Пунктом 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина предпринимателя в соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ выразилась в нарушении им как продавцом при реализации потребителям мебельной продукции, требований технического регламента ТР ТС 025/2012 в части обеспечения необходимой и достоверной маркировки находящегося в продаже товара. При этом, индивидуальным предпринимателем не представлены доказательства невозможности надлежащим образом исполнить указанные выше обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
ИП ФИО1 является субъектом вмененного ему правонарушения, поскольку зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена 17.10.2006, ОГРНИП <***>, ИНН <***>).
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях предпринимателя всех элементов состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.06.2017 вынесено Управлением в пределах его компетенции.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения решения не истек, иных обстоятельств, исключающих ответственность индивидуального предпринимателя, не установлено, так же как и оснований для признания выявленного правонарушения малозначительным в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Так, пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В силу пункта 18.1 указанного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таких доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, предприниматель не представил.
На основании изложенного, учитывая отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, суд считает заявление Управления о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности подлежащим удовлетворению с назначением указанному лицу административного наказания в виде предупреждения, исходя из следующего.
Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1. настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения, однако ИП ФИО1 является субъектом малого предпринимательства без образования юридического лица.
При этом суд принимает во внимание характер противоправных действий; отсутствие причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей; а также отсутствие имущественного ущерба, отсутствие отягчающих обстоятельств; учитывает, что административное правонарушение совершено предпринимателем впервые.
Руководствуясь статьями 167-170, 206, 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: гор. Березовский Кемеровской области, адрес места регистрации: <...>, запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена 17.10.2006, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде предупреждения.
На решение может быть подана жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.
Судья В.Я. Драпезо