АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
http://www. kemerovo. arbitr. ru/
тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05
e-mail: info@kemerovo. arbitr. ru.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27- 15691/2011
14 декабря 2011 г.
резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2011 г.
полный текст решения изготовлен 14 декабря 2011 г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Обуховой Г.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лебер Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением эколого-эстетического развития воспитанников № 33 «Зайчик», г. Междуреченск
к государственному учреждению – Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации ( филиал № 9), г. Междуреченск
о признании недействительным решения №57 от 19.09. 2011 г.
при участии представителя заявителя –заведующей детским садом ФИО1 (приказ от 03.09.2003г. , паспорт)
у с т а н о в и л:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением эколого-эстетического развития воспитанников № 33 «Зайчик» ( далее –детский сад № 33, заявитель) обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения филиала № 9 государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации ( далее – ГУ-КРОФСС, филиал № 9 ГУ-КРОФСС, Фонд) от 19.09.2011 г. № 57 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».
Кроме того, заявитель просит также взыскать с ГУ-КРОФСС в пользу заявителя понесенные судебные расходы в размере уплаченной государственной пошлины в размере 2000 рублей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ГУ-КРОФСС , надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на незаконность решения, так как в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» денежная компенсация выплачивается педагогическим работникам в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, и в нем не говорится о том, что компенсация выплачивается для возмещения понесенных педагогами фактических расходов на приобретение книгоиздательской продукции и печатных изданий. Выплата компенсации осуществляется без предъявления педагогическими работниками документов, подтверждающих понесенные ими расходы. В связи с этим заявитель полагает, что указанные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами на основании подпункта «и» пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.
В письме от 08.12.2011г. ГУ-КРОФСС сослался на то, что оспариваемое решение в части доначисления страховых взносов на суммы компенсаций на приобретение книгоиздательской продукции, а также соответствующих пеней и штрафов отменено филиалом письмом от 05.12.2011г. № 01-07/06-10424, и в связи с отсутствием спора просит окончить судебного разбирательство по настоящему делу.
Как усматривается из материалов дела, филиалом № 9 ГУ-КРОФСС проведена выездная проверки МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением эколого-эстетического развития воспитанников № 33 «Зайчик» по вопросам правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страхователем страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Результаты проверки оформлены актом от 23.08.2011г. № 57, в соответствии с которым Фонд установил, что страхователем произведены расходы с нарушением норм действующего законодательства: не представлены документы, подтверждающие приобретение методической литературы (книгоиздательской продукции и периодических изданий) педагогическими работниками в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Фонд пришел к выводу, что при отсутствии документального подтверждения целевого использования денежных выплат теряется их непосредственно компенсационный характер, и они подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях. С учетом этого, Фонд пришел к выводу о занижении базы для начисления страховых взносов за период с 01.01.2010г. по 31.12.2010г. на 30400 руб. и доначислил страховые взносы в сумме 881, 6 руб.
Рассмотрев материалы проверки, директор филиала №9 ГУ-КРОФСС принял решение от 19.09.2011г. № 57 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах», которым детский сад № 33 привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в размере 176,32 руб. за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы на выплаты по методлитературе. Кроме того, детскому саду предложено уплатить указанный штраф, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с указанным решением Фонда, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Представитель заявителя в судебном заседании требование и доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме. Отвечая на вопросы суда, представитель заявителя пояснил, что письмо ГУ-КРОФСС от 05.12.2011г. об отмене оспариваемого решения получили, однако, на требовании настаивает.
Заслушав представителей заявителя и фонда, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Доводы ГУ-КРОФСС об отсутствии спора в связи с отменой оспариваемого решения самим филиалом судом отклонены как необоснованные.
С учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и судебной практики, отмена государственным органом своего решения, которое оспаривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после принятия заявления к производству, не свидетельствует об отсутствии предмета спора и не является основанием для прекращения производства по делу.
Заявитель требование поддержал и ссылается на несоответствие оспариваемого решения закону и нарушение его права и законных интересов.
Оспариваемое решение было действующим на момент обращения заявителя в арбитражный суд. Отмена решения ГУ-КРОФСС в данном случае расценивается как признание Фондом заявленного требование.
С учетом изложенного суд рассматривает требование по существу.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее Закон №212-ФЗ), действующим с 01.01.2010 г., выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, являются объектом обложения страховыми взносами.
В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - организации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Пунктом 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (далее - Закон №3266-1) установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Размер такой компенсации составляет 150 руб. в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования и 100 руб. - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.
С 01.01.2008 г. в указанную норму Закона №3266-1 были внесены изменения Федеральным законом №258-ФЗ, которые дополнили данный пункт следующим: педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, денежная компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом данным органом, в муниципальных образовательных учреждениях компенсация выплачивается в размере, устанавливаемом органом местного самоуправления.
Как видно из вышеуказанного пункта, конкретный размер ежемесячной компенсации предусмотрен только для педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений. Для остальных этот размер должен быть определен органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
При этом в пункте 8 статьи 55 Закона №3266-1 не установлено каких-либо ограничений, кому, на основании каких документов, в какие периоды выплачивается эта компенсация.
Денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции должна выплачиваться ежемесячно всем педагогическим работникам образовательных учреждений, состоящих в трудовых отношениях с этими учреждениями (в том числе во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности и т.д.), а также работающим по совместительству при условии, что по основному месту работу они не имеют права на получение данной компенсации. Выплата денежной компенсации на книгопечатную продукцию педагогическим работникам образовательных учреждений должна производиться за счет средств соответствующих бюджетов.
Указанную выплату работодатель производит на основании пункта 8 статьи 55 Закона №3266-1, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
При этом данный Закон не предусматривает предоставление работниками каких-либо отчетных документов об использовании компенсации, не устанавливает порядка выплаты и использования этой компенсации. Таким образом, механизм выплаты компенсации, который содержал бы указание на условия и порядок ее выплаты каким-либо органом власти законодательно не закреплен.
Данная ежемесячная денежная компенсация, в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций, имеет особую правовую природу, поскольку она установлена не для возмещения работнику фактически понесенных расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а с определенной целью содействия обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности.
Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не могут быть признаны объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона №212-ФЗ.
При этом статья 9 Закона № 212-ФЗ, на нарушение которой ссылается ГУ-КРОФСС в оспариваемом решении, не содержит условий, что компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей признаются объектом обложения страховыми взносами только в случае документального подтверждения целевого назначения указанных выплат.
Из оспариваемого решения усматривается, что ГУ-КРОФСС пришел к выводу о занижение облагаемой базы только на выплаты по методлитературе, размер штрафа определен исходя из доначисленной суммы страховых взносов только по этому основанию. Акт проверки также не содержит сведений о выявлении каких-либо иных нарушений при исчислении, уплате страховых взносов детским садом.
Поскольку выводы ГУ-КРОФСС о занижении облагаемой базы и доначисление страховых взносов в сумме 881 руб. 60 коп., являются необоснованными, соответственно, необоснованным и незаконным является привлечение детского сада № 33 к ответственности по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 176, 32 руб.
При таких обстоятельствах решение ГУ-КРОФСС в полном объеме не соответствует положениям действующего законодательства, и нарушает права и законные интересы детского сада № 33 в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, требование заявителя подлежит удовлетворению.
Удовлетворяя заявленное требование, суд принимает во внимание тот факт, что ГУ-КРОФСС требование признал и фактически устранил допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, у суда отсутствую основания для обязания ГУ-КРОФСС устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
К иным расходам относится, в том числе и государственная пошлина, уплаченная за рассмотрение заявления.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.
Так как требование заявителя удовлетворено, с Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Требование удовлетворить.
Признать незаконным решение государственного учреждения –Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиала № 9) от 19.09.2011г. № 57 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» , как несоответствующее статье 9 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Взыскать с государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации ( <...>), в пользу муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением эколого-эстетического развития воспитанников №33 «Зайчик» (<...>, ОГРН <***>) судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 2000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Г.П.Обухова