АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, г. Кемерово, 650000,
тел. (384-2) 45-10-82
e-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
http://www.kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-15938/2022
Решение в форме резолютивной части принято 26 октября 2022 года
Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2022 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Переваловой О.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Экопром», Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Чистый город Кемерово», город Кемерово (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о взыскании 99 794 руб. убытков,
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Экопром» (истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Чистый город Кемерово» (ответчик) о взыскании 99 794 руб. убытков.
Исковые требования мотивированны ненадлежащим исполнением ответчиком условий договора на оказание услуг (далее - договор) по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) от 01.09.2020, а именно: поступление от ответчики на полигон истца отходов, не относящиеся к ТКО (шины автомобильные отработанные), в связи с чем, истец был вынужден заключить договор на сбор, транспортирование и утилизацию шин, в результате чего понес убытки.
Определением от 30.08.2022 суд принял исковое заявление к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Ответчик возражал против иска, ссылаясь на то, что: договором, заключенным между Истцом и Ответчиком на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов от 01.09.2020, не предусмотрено, что передаче на объект захоронения (размещения) ТКО подлежат сортированные ТКО ввиду отсутствия объектов сортировки; в соответствии с Территориальной схемой обращения с ТКО раздельный сбор на территории Кемеровской области - Кузбасса не внедрен, источники образования отходов, обеспечивающих их раздельное накопление, не установлены. Ссылаясь на Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) и Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (далее Перечень), указал, что ТКО, в том числе из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) относятся к коду 7 31 000 00 00 0 и являются самостоятельными отходами; виды отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, представляющие смесь компонентов, утилизация которых возможна только при предварительном разделении пока не включены в Перечень; к таким отходам преимущественно относят ТКО, которые должны подлежать запрету захоронения без предварительной подготовки по разделению на компоненты и могут быть самостоятельно утилизированы; в Перечень отходов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р. отходы, относящиеся к коду ФККО 7 31 000 00 00 0, не включены, следовательно, запрет на захоронение, установленный ч. 8 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ, не распространяется на твердые коммунальные отходы.
Решением от 26.10.2022, принятым путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, исковые требования.
27.10.2022 от ответчика поступило заявление о составлении мотивированного решения, в связи с чем, судом изготовлено настоящее мотивированное решение.
При принятии решения суд исходил из следующего.
Между ООО «Экопром» и ООО «Чистый Город Кемерово» заключен Договор на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов от 01.09.2020.
В соответствии с п.1.1, договора Истец по заданию Ответчика принимает на себя обязательства по приему и дальнейшему размещению (захоронению) ТКО IV, V класса опасности, а ответчик обязуется принимать и оплачивать оказанные ему услуги по регулируемым тарифам в порядке и в сроки, установленные договором.
В соответствии с п.1.2, договора состав ТКО определяется на основании сведений, содержащихся в банке данных об отходах, формируемом Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в отношении каждого вида отходов согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, и не должны содержать иных отходов.
В соответствии с пп.2.1.3. п. 2.1. договора допуск транспортного средства на объект размещения (захоронения) осуществляется при предъявлении водителем сопроводительного акта к ТКО. Уполномоченный представитель истца проверяет содержащиеся в сопроводительном акте сведения и в случае их несоответствия фактическим данным, вносит необходимые изменения, и передает 2 (два) экземпляра контрольного талона к сопроводительному акту водителю транспортного средства.
В соответствии с пп.2.3.6. п. 2.3. договора ответчик обязан не допускать передачу на объект размещения (захоронения) отходов, класс опасности которых не соответствует условиям договора, а также запрещенных к размещению (захоронению) отходов, горящих и тлеющих отходов.
В соответствии с п.8, ст.12 89-ФЗ Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 N 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» (далее - Перечень).
Данный Перечень содержит следующие виды отходов, запрещенные к захоронению: Шины пневматические автомобильные отработанные (код ФККО 9 21 110 01 50 4); Шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом (код ФККО 9 21 112 11 52 4).
Поскольку в период с 19 апреля по настоящее время от ответчика на полигон истца поступают отходы, не относящиеся к ТКО (шины автомобильные отработанные, что подтверждается отметками в сопроводительных актах к ТКО, направляемых на объект размещения (захоронения) за указанный период), истцом в адрес ответчика были направлены претензии от 27.04.2022 и 12.05.2022 с требованием осуществить вывоз отходов, не относящихся к ТКО с полигона истца.
Рассмотрев претензии истца, ответчик исходящим письмом №1369 от 24.05.2022 указал, что операторы при транспортировании ТКО обязаны не производить погрузку в мусоровоз отходов, не относящихся к ТКО, обнаруженные в месте погрузки при визуальном осмотре отходы, не относящиеся к ТКО погрузке, не подлежат; на основании изложенного у ответчика не возникает обязанность по вывозу отходов, не относящихся к ТКО, выявленных после их приемке на полигоне.
В целях соблюдения действующего законодательства, и на основании того, что шины пневматические отработанные запрещены к захоронению, истец заключил договор возмездного оказания услуг №2022/04/07-1 от 27.04.2022 с ООО «Промпереработка», на оказание услуг по сбору, транспортированию шин пневматических автомобильных отработанных для последующей их утилизации.
По актам сдачи-приемки №101 от 31.05.2022 и №76-1 от 11.05.2022 истцу были оказаны услуги по бору, транспортированию, утилизации шин пневматических автомобильных отработанных на сумму 99 794 руб. Платежными поручениями №335 от 13.05.22 и №425 от 15.06.22 истец оплатил услуги по сбору, транспортирования и утилизации шин в размере 99 794 руб.
Таким образом, в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком условий заключенного договора, в целях соблюдения действующего законодательства и во избежание неблагоприятных последствий в виде административной ответственности, истец был вынужден заключить договор на сбор, транспортирование и утилизацию шин, в результате чего понес убытки в размере 99 794 руб., за взысканием которых обратился в суд с настоящим иском, поскольку претензия истца (№183 от 03.08.2022) о возмещении убытков оставлена без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу пункта 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 2 статьи 393 ГК РФ предусмотрено, что убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (статья 15, пункт 2 статьи 393 ГК РФ).
Как следует из пунктов 11, 12 Постановления N 25, по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.По общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.
В силу пункта 5 Постановления N 7, по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например, обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Перечень ТКО, подлежащих сбору и транспортированию Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО, определен Федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО), утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) от 22.05.2017 N 242.
Так, согласно ФККО, к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к твердым коммунальным отходам. Указанное разъяснение содержится в письме Росприроднадзора от 06.12.2017 N АА-10-04-36/26733.
Аналогичная информация содержится в письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО".
В письме Минприроды России № 12-50/00189-ОГ от 15.01.2019г. отмечается, что в соответствии с п.8 ст.12 № 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р. С 2019 года вводится запрет на захоронение видов отходов, входящих в подтипы ФККО «Отходы шин, покрышек, камер автомобильных» (9 21 100 00 00 0).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, учитывая, позицию, изложеннуюв письме Минприроды России № 15-50/00189-ОГ от 15.01.2019г., принимая во внимание неисполнение ответчиком своих обязанностей по договору, суд приходит к выводу о наличии на стороне истца убытков, подлежащих взысканию с ответчика в заявленном размере.
При этом суд отклоняет возражения ответчика, изложенные в отзыве, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Таким образом, «отработанные автомобильные шины» не могут быть отнесены к ТКО, так как отход образуется физическими лицами не в жилых помещениях.
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к твердым коммунальным отходам.
Отход «Шины автомобильные отработанные» входят в группу 9 20 000 00 00 0 (Отходы обслуживания, ремонта и демонтажа транспортных средств прочие). Ни в подтипе отхода, ни в группе отхода не указано, что отходы относятся к ТКО.
Как уже отмечалось выше захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается (письмо Минприроды России № 12-50/00189-ОГ от 15.01.2019). С 2019 года вводится запрет на захоронение видов отходов, входящих в подтипы ФККО «Отходы шин, покрышек, камер автомобильных» (9 21 100 00 00 0).
Согласно договору, заключенному между сторонами, размещению на полигоне истца подлежат отходы ТКО IV, V класса опасности.
Вместе с тем, факт передачи отхода «Шины автомобильные отработанные» на полигон истца совместно с ТКО ответчиком не оспаривается и документально в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнут.
Следовательно, именно ответчиком допущено нарушение обязательства, повлекшее необходимость несения истцом дополнительных расходов, связанных с захоронением отходов, в состав которых входят полезные компоненты, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кроме того, доводы ответчика о том, что у ответчика не возникает обязанности обеспечивать сортировку ТКО, и как следствие осуществление транспортирования ТКО операторами по транспортированию ТКО на объект размещения ТКО (полигон истца) не соответствуют условиям заключенного договора, поскольку в соответствии с п.2.3.6. Договора ответчик обязан не допускать передачу на объект размещения (захоронения) отходов, класс опасности которых не соответствует условиям настоящего договора, а также запрещенных к размещению (захоронению) отходов, горящих и тлеющих.
В договоре не согласована передача отходов, запрещенных к захоронению, ввиду отсутствия объектов сортировки на территории зоны деятельности истца.
В данном правоотношении именно ответчик должен обеспечивать передачу на полигон отходов, исключительно относящихся к ТКО, иначе, нести ответственность за допущенное нарушение.
При таких обстоятельствах, истцом в порядке статей 15 , 393 Гражданского кодекса Российской Федерации документально подтверждена обоснованность привлечения регионального оператора к ответственности в виде взыскания убытков.
Расходы от уплаты государственной пошлины за рассмотрение иска, по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 180, 181, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Чистый город Кемерово» (ИНН: <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Экопром» (ИНН: <***>) 99 794 руб. убытков, 3 992 руб. расходов от уплаты государственной пошлины по иску, всего 103 786 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд Кемеровской области.
Судья О.И. Перевалова