ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-15974/2021 от 13.10.2020 АС Кемеровской области

      АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

     Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Кемерово                                                                                       Дело № А27-15974/2021

13  октября   2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 06  октября  2021 года.

Полный текст решения изготовлен 13 октября   2020 года.

            Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Верховых Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Побединской М.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Участок «Коксовый» (Кемеровская область-Кузбасс, г. Киселевск, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (Кемеровская область, г. Киселевск, ОГРН <***>, ИНН <***>) 

о признании отказа КУМИ Киселевского городского округа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 42:25:0000000:3026 без проведения торгов – незаконным; обязать заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 42:25:0000000:3026 – без проведения торгов,

при участии:

от заявителя: ФИО1 – представитель, доверенность №41 от 05.07.2021, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании;

от Комитета: не явились, извещены,

установил:

           общество с ограниченной ответственностью «Участок «Коксовый» обратилось в арбитражный суд  с заявлением  о признании решения комитета  по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа об отказе в предоставлении  земельного участка с кадастровым номером 42:25:0000000:3026 в аренду без проведения торгов,  незаконным (согласно содержанию заявления, отказ изложен  в письме от  26.07.2021  № 02-09/2612).

            Об обязании комитет  по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером

42:25:0000000:3026 без проведения торгов.

В обоснование требований общество ссылается на отсутствие у Комитета правовых оснований для отказа обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка без торгов, поскольку испрашиваемый земельный участок необходим заявителю как вспомогательный, для осуществления работ, связанных с пользованием недрами (более подробно доводы изложены в заявлении).

Комитет  о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. В отзыве  возражал против удовлетворения требований, сославшись на то, что  спорный земельный участок  частично расположен за границами лицензии недропользователя.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя Комитета  в соответствии со статьями 156, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).

Выслушав  представителя заявителя, оценив представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства спора в их совокупности и взаимосвязи, суд установил следующее.

ООО «Участок «Коксовый» является недропользователем на основании:

-лицензии на право пользования недрами КЕМ 00943 ПП выданной Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кемеровской области 11.09.2002 года, целевым назначением лицензии является: строительство подземных сооружений с целью ликвидации (консервации) основного поля шахты им. Вахрушева. Срок действия лицензии до 31.12.2037 года.

-лицензии на право пользование недрами КЕМ 01795 ТЭ выданную 25.04.2014 года Департаментом по недропользованию по Сибирскому федеральному округу «Сибнедра». Целевым назначением лицензии является: разведка и добыча каменного угля на участке «Коксовый Глубокий» Киселевского каменноугольного месторождения. Срок действия лицензии - до 25.04.2034 года.

Горноотводными актами, выданными к вышеуказанным лицензиям, определены границы горного отвода ООО «Участок «Коксовый».

В 2018 году, в целях исполнения лицензионных соглашений к лицензиям КЕМ 01795 ТЭ и КЕМ 00943 ПП Обществом разработан единый технический проект: «Технический проект отработки запасов участков Коксовый Глубокий и поле шахты им. Вахрушева Киселевского каменноугольного месторождения» (далее по тексту - Проект 2018 года),

Проект предусматривает как отработку запасов участка «Коксовый Глубокий» (лицензия КЕМ 01795 ТЭ), так и попутную добычу угля при ликвидации (консервации) горных выработок, рекультивацию нарушенных земель с попутной добычей угля открытым способом в границах лицензии КЕМ 00943 ПП.

Проект 2018 года был согласован с ЦКР ТПИ Роснедр, что подтверждается протоколом №187/18-стп от 18.09.2018 года.

Руководствуясь пунктом 24 Положения №118 определяющим, что проектная документация, прошедшая согласование с ЦКР ТПИ Роснедр утверждается пользователем недр, Обществом 16.11.2018 года был издан приказ №969/1 о вводе в действие Проекта 2018.

 Как следует, из Книги 1 «Пояснительная записка. Раздел 1-14» №144-2014/П-Г-ТП Проекта 2018 года - ООО «Участок «Коксовый» является действующим горнодобывающим предприятием, осуществляющим ликвидацию горных выработок, профилактику и тушение эндогенных пожаров в пределах поля ликвидированной шахты им. Вахрушева с попутной добычей угля и с последующей рекультивацией нарушенных земель.

На территории предприятия располагаются следующие производственные объекты:

-участок рекультивации №1 «Северный»;

-участок рекультивации №2 «Южный»;

-участок рекультивации №3 «Дальний»;

-участок рекультивации №4 (Карьерная выемка)

-промплощадка.

В январе 2021 года ООО «Участок «Коксовый» была разработана схема границ на кадастровом плане территорий земельного участка общей площадью 128 837 м2, которая была утверждена Распоряжением КУМИ Киселевского городского округа №38-р от 26.01.2021 года и сформированный земельный участок был поставлен на кадастровый учет за номером 42:25:0000000:3026.

Сформированный земельный участок территориально находиться частично в границах горного отвода ООО «Участок «Коксовый», предоставленный на основании лицензии КЕМ 01795 ТЭ, полностью расположен в проектируемых границах проекта 2018 года и примыкает к существующем земельным участкам, на которых размещен участок рекультивации №3 «Дальний».

В 2021 году ООО «Участок «Коксовый» разработало дополнение к Проекту 2018 года: «Технический проект отработки запасов участков Коксовый глубокий и поле Шахты им. Вахрушева Киселевского каменноугольного месторождения. Дополнение №1» №129-2019/п- Г-ТП» (Проект 2021 года), который 25.05.2021 года был согласован с ЦКР ТПИ Роснедр. (протокол №85/21-стн).

В рамках данного проекта была подготовлена экспликация необходимых для использования Обществу в целях недропользования - земельных участков.

21 июля 2021 года ООО «Участок «Коксовый» обратилось в КУМИ Киселевского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 42:25:0000000:3026, расположенного по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область- Кузбасс, Киселевский городской округ, г. Киселевск, площадью 128 837 кв.м, для ведения горных работ и проведении рекультивации нарушенных земель в аренду сроком на 5 лет.

 26 июля 2021 года КУМИ Киселевского городского округа отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 42:25:0000000:3026 обществу в аренду, со ссылкой на п.1 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Указано, что спорный земельный участок  частично расположен за границами лицензии недропользователя.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.

Следовательно, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации п. 6 Постановления Пленума основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 7 Закона «О недрах» в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

Следовательно, границами горного отвода законодатель ограничил право владельца лицензии на пользование недрами, в то время, как земельный участок предоставляется в границах, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 12 Закона «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать указание границ участка недр, предоставляемого в пользование, указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Системное толкование положений законодательства о пользовании недрами позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, предоставляемый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, не ограничен границами горного отвода.

В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно части 1 статье 25.1 Закона «О недрах» земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (часть 2 статьи 25.1 Закона «О недрах»).

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ (часть 3 статьи 25.1 Закона «О недрах»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

В данном случае, как было указано ранее, в силу прямого указания статьи 25.1 Закона о недрах, подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ пользователь недр при наличии лицензии имеет право на предоставление в аренду земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

При этом ни законодательство о недропользовании, ни земельное законодательство не содержит запретов на предоставление земельных участков необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, выходящими за пределы горного отвода.  

Предоставляемый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, земельный участок не ограничен границами горного отвода.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что земельный участок необходим заявителю в целях реализации прав и обязанностей в рамках лицензии на пользование недр.

Суд признает требование о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов обоснованным и подлежащим удовлетворению.

           Согласно положениям пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд должен определить способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.

Поскольку  иных оснований для отказа не установлено, Комитетом не указано, нарушение прав и законных интересов заявителя подлежат устранению путем возложения на Комитет обязанности по подготовке проекта договора аренды земельного участка и направлению проекта для подписания заявителю.

            Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 АПК РФ).

            С ответчика в пользу истца подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб., а излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета в сумме 3 000 руб.        

            Руководствуясь статьями 110, 167-171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

            Заявленные  требования удовлетворить.

            Признать  решение комитета  по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа, изложенное  в письме от  26.07.2021  № 02-09/2612  об отказе  в предоставлении  земельного участка с кадастровым номером 42:25:0000000:3026 в аренду без проведения торгов,  незаконным.

            Обязать комитет   по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа со дня вступления  решения в законную силу осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 42:25:0000000:3026 и направить его  для подписания обществу с ограниченной ответственностью «Участок «Коксовый».

            Взыскать с комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа в пользу общества с ограниченной ответственностью «Участок «Коксовый» 3000  руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Участок «Коксовый»  из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере  3000 руб. по платежному поручению № 3273 от 25.06.2021.   

           Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                          Е.В. Верховых