ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-1599/16 от 28.04.2016 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8, Кемерово, 650000; информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05

www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-1599/2016

«04» мая 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена «28» апреля 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено «04» мая 2016 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Потапова А.Л., при ведении протокола судебного заседания и аудио протоколирования секретарем судебного заседания Ступниковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бастион» (п.Металлплощадка Кемеровский район Кемеровской области, ОГРН <***>)

к МИФНС России №12 по Кемеровской области

о признании недействительным решения №22-в от 28.09.2015 г.

при участии представителей сторон:

от заявителя – ФИО1 (паспорт, доверенность от 15.01.2016), ФИО2 (паспорт, доверенность от 21.03.2016 г.),

от налогового органа – ФИО3 (удостоверение, доверенность от 03.02.2016), ФИО4 (удостоверение, доверенность от 22.05.2015), ФИО5 (удостоверение, доверенность от 14.09.2015 г.), ФИО6 (удостоверение, доверенность от 12.08.2015 г.), ФИО7 (удостоверение, доверенность от 17.12.2015 г.),

у с т а н о в и л :

ООО «Бастион» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России №12 от 28.09.2015 № 22-в в части доначисления ООО «Бастион» налога на добавленную стоимость по выставленным налогоплательщиком счетам-фактурам ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат», Администрации Щегловского сельского поселения с выделенной суммой указанного налога в общем размере 4 282 489,71 рублей при применении упрощенной системы налогообложения за 2012-2013 годы, взыскании налоговых санкций в виде штрафа размере 872 045 рублей, пени в размере 900 855,10 рублей за неуплату НДС и штрафа в размере 1 308 067 рублей за непредставление деклараций по НДС (номер 2 пункта 3.1 резолютивной части решения № 22-в).

В судебном заседании представители заявителя поддержали требования, изложили доводы в обоснование своей позиции по спору, просили суд удовлетворить заявление в полном объеме. Представители налогового органа требования не признали, настаивали на позиции, изложенной в отзыве на заявление и дополнениях к нему, просил суд в полном удовлетворении требований отказать.

Как следует из материалов дела, по итогам выездной налоговой проверки общества налоговым органом был составлен акт, а в последующем принято решение от №22-в от 28.09.2015 г. Указанное решение общество обжаловало в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Кемеровской области. Решением Управления ФНС России по Кемеровской области №829 от 30.11.2015 г. апелляционная жалоба общества частично удовлетворена, решение инспекции отменено в части налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и соответствующих штрафных санкций. В остальной части решение утверждено.

Оспаривая решение инспекции в суде, общество не согласно с решением и выводами налогового органа по итогам проверки. Общество указывает, что в спорный период он применял упрощенную систему налогообложения. В спорный период ООО «Бастион» (исполнитель) оказывало ОАО «Кемеровский Кондитерский комбинат» (заказчик) транспортные услуги автоспецтехники по договору от 10.04.2013, которым НДС не предусмотрен. Так же «Бастион» поставляло ОАО «Кемеровский Кондитерский комбинат» строительные материалы (бетон, ЩПС) по товарным накладным. Заявителем в адрес ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» ошибочно выставлены счета-фактуры с выделением НДС. Общество выставило ОАО «Кемеровский Кондитерский комбинат» исправленные счета-фактуры за период с 15.04.2013 по 18.11.2013 на стоимость оказанных услуг и поставленных товаров в размере 24 218 189,17 рублей без НДС. Указанные счета-фактуры приняты заказчиком. Согласно представленным в инспекцию вместе с возражениями на акт проверки, протоколу зачета взаимной задолженности от 20.08.2015, акту сверки взаимных расчетов на 31.08.2015, ООО «Бастион» и ОАО «Кемеровский Кондитерский комбинат» сторнировали в бухгалтерском учете суммы НДС. Кроме того, общество указывает, что решением Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово №381 от 16.06.2014 ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» отказано в возмещении налога на добавленную стоимость, в том числе по счетам-фактурам, выставленным ООО «Бастион». При названных обстоятельствах общество полагает неправомерным доначисление ему НДС за спорный период.

Также в спорный период ООО «Бастион» (исполнитель) оказывало Администрации Щегловского сельского поселения (заказчик) услуги, и выполняло работы по соответствующим договорам. В некоторых договорах не предусмотрено выделение суммы НДС. По договорам, в которых предусмотрено выделение суммы НДС, сторонами заключено дополнительное соглашение от 16.06.2015 г., в соответствии с которым в пунктах, определяющих стоимость выполненных работ, исключена сумма НДС. Заявителем в адрес Администрации Щегловского сельского поселения выставлены счета-фактуры с 28.03.2012 по 11.09.2013 на стоимость выполненных работ (оказанных услуг) в размере 2 985 597,76 рублей без выделения суммы НДС. Указанные счета-фактуры приняты заказчиком согласно отметкам на них. Также заказчиком и подрядчиком подписаны акт о приемке выполненных работ без выделения суммы налога на добавленную стоимость.

Общество считает, что переоформление им счетов-фактур путем выставления исправленного документа и принятия его к учету контрагентами заявителя не привело к изменению существенных для налогового учета данных, поскольку в связи с применением упрощённой системы налогообложения у заявителя, ошибочно указавшего сумму подлежащего уплате налога на добавленную стоимость, фактически отсутствовала обязанность по уплате указанного налога в бюджет.

Налоговый орган, возражал против заявленных обществом требований. В обоснование своих возражений налоговый орган ссылается на положения пункта 5.1 статьи 173 НК РФ, согласно которых сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Обязанность по уплате в бюджет сумм НДС возникает у лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, в случае выставления ими счетов-фактур с выделенным отдельной строкой НДС. ООО «Бастион», применяя упрощенную систему налогообложения и не являясь налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, в проверяемом периоде выставляло счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, в том числе ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат», Администрации Щегловского сельского поселения. Однако, ООО «Бастион» суммы налога, указанные в соответствующих счетах-фактурах, выставленных данным покупателям, в бюджет не уплатило, налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость в налоговый орган не представило.

ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» по требованию налогового органа были представлены книги покупок, счета-фактуры, товарные накладные, акты выполненных работ, платежные поручения за 2013 год на общую сумму 24 880 039.07 руб., в том числе НДС в сумме 3 795 253,61 руб. Представленные вместе с исковым заявлением копия протокола зачета взаимных требований с ОАО «ККК» и копия акта сверки не опровергают того, что в представленных ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» счетах-фактурах НДС выделен отдельной строкой, со стороны Общества счет-фактуры без НДС не представлялись. Согласно протоколу зачета взаимных требований и акту сверки ООО «Бастион» и ОАО «ККК» сторнировали в бухгалтерском учёте суммы НДС, при этом счета-фактуры не изменились. Протоколы зачета взаимной задолженности и акты сверки между ОАО «ККК» и   ООО «Бастион», представленные последним с возражениями, подтверждают лишь то, что изменения внесены в бухгалтерский учёт. В книге покупок ОАО «ККК» за 4 квартал 2013 года, не зарегистрированы счета-фактуры ООО «Бастион». При этом, к книге покупок не приложены дополнительные листы, что свидетельствует об отсутствии изменений, вносимых в книгу покупок. Общая сумма НДС по книге покупок составляет 23 810 546 руб. и соответствует налоговым вычетам, заявленным ОАО «ККК» в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2013 года.

Также налоговый орган не соглашается с неправомерностью доначисления НДС по взаимоотношения с Администрацией Щегловского сельского поселения. Администрацией Щегловского сельского поселения по требованию налогового органа представлены договоры, книга покупок, счета-фактуры, справки о стоимости выполненных работ формы № КС-3, акты о приемке выполненных работ формы № КС-2, локальные сметные расчеты, акты выполненных работ, товарные накладные формы № ТОРГ-12 за 2012 -2013 г.г., в которых сумма НДС выделена отдельной строкой. ООО «Бастион» в период с 01.01.2012 по 31.12.2013 в адрес Администрации Щегловского сельского поселения выставлены счета-фактуры с выделением НДС 18%, которые нашли свое отражение в книге покупок. Оплата за оказанные услуги ООО «Бастион» произведена с учетом НДС. Администрацией Щегловского сельского поселения произведена оплата по платежным поручениям не только по проведенным работам (строительно-монтажные и прочие работы), но и сумму НДС. Также налоговый орган указывает, что ООО «Бастион» неоднократно вносил поправки в счета-фактуры и первичные документы, сформировав три различных пакета документов: для исследования налоговым органом, для контрагента Щегловская сельская администрация и для предоставления в Арбитражный суд.

Более подробно позиции сторон изложены в заявлении, отзыве налогового органа.

Изучив доводы сторон, исследовав и оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд признал требования общества не подлежащие удовлетворению на основании нижеследующего.

Из материалов дела следует, что в рассматриваемый период ООО «Бастион» находилось на упрощенной системе налогообложения.

Согласно статье 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 5 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

Согласно материалам дела, ООО «Бастион» в рамках взаимоотношений с ОАО «Кемеровский Кондитерский комбинат» (оказание транспортных услуг автоспецтехники, а также поставка строительных материалов - бетон, ЩПС) выставляло счета-фактуры с выделением НДС. По взаимоотношения с Администрацией Щегловского сельского поселения (выполнение строительно-монтажных работ) ООО «Бастион» также выставило счета-фактуры с выделением НДС. Указанные счета-фактуры приняты заказчиками, отражены в книге покупок. Оплата оказанных работ, поставленных товаров, выполненных СМР произведена заказчиками также с выделением НДС.

Оспаривая решение налогового органа, доводы общества фактически сведены к ошибочности выставления им в рассматриваемый период счетов-фактур в адрес ОАО «Кемеровский Кондитерский комбинат» и Администрации Щегловского сельского поселения с выделенной суммой НДС, перевыставлением данных счетов-фактур без суммы НДС, подписании с ОАО «Кемеровский Кондитерский комбинат» и Администрации Щегловского сельского поселения соглашений о корректировки цены на сумму выделенного НДС. Согласно представленного заявления, дополнения, а также устных пояснений представителей заявителя, общество считает, что при внесении таких исправлений, произведенное доначисление сумм НДС является незаконным.

По итогам исследования материалов дела, такая позиция заявителя судом признана не основанной на нормах действующего законодательства РФ. Как указывалось ранее, сумма налога на добавленную стоимость исчисляется не только плательщиками такого налога, но и налогоплательщиками, которые освобождены от такой обязанности, в случае выставления ими покупателю счет-фактуры с выделением сумм налога (п.5 ст.173 НК РФ).

В силу ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Как указывалось ранее, из материалов дела следует, что обществом были выставлены своим контрагентам счета-фактуры с выделенными суммами НДС, которые последними были приняты к учету и по ним произведена оплата с указанием о перечислении обществу одновременно с оплатой выполненных работ (поставленных товаров) размера налога на добавленную стоимость. Такой налог подлежит перечислению обществом в федеральный бюджет.

Доводы общества об изменении им счетов-фактур судом не приняты в связи с нарушением порядка ведения и учета рассматриваемых операций. Порядок составления, выставления и принятия на учет счетов-фактур установлен ст. 169 НК РФ, а также Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

Согласно утвержденных правил заполнения документов, при расчетах по НДС, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, ведется за каждый налоговый период на бумажном носителе либо в электронном виде налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Для регистрации выставленных счетов-фактур ведется книга продаж, полученных счетов-фактур – книга покупок. Корректировочный счет-фактура, составленный продавцом, подлежит регистрации в книге продаж за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур в соответствии с пунктом 10 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Регистрации в книге продаж подлежат составленные и (или) выставленные счета-фактуры (в том числе корректировочные) во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В книге продаж регистрируются счета-фактуры независимо от даты их выставления покупателям и от даты их получения покупателями в порядке, определенном настоящим документом, а также иные документы, перечисленные в настоящем документе.

При необходимости внесения изменений в книгу продаж (после окончания текущего налогового периода) регистрация счета-фактуры (в том числе корректировочного) производится в дополнительном листе книги продаж за налоговый период, в котором были зарегистрированы счет-фактура, корректировочный счет-фактура до внесения в них исправлений.

Порядковые номера корректировочного счета-фактуры, счета-фактуры присваиваются в общем хронологическом порядке, указывает номер внесенного в корректировочный счет-фактуру исправления и дата внесения этого исправления.

Суд соглашается с доводами общества, что изменение стоимости отгруженных товаров и выполненных работ допускается. Но в таких случаях продавцом выставляется корректировочный счет-фактура. Согласно п.3 ст.168 НК РФ при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 настоящего Кодекса.

В рассматриваемом случае при исключении НДС из стоимости оказанных услуг, поставленного товара, а также выполненных СМР обществом не уменьшалась общая стоимость услуг, товаров или работ, а произведена корректировка объема оказанных услуг, выполненных СМР. Следовательно, обществом в порядке п.3 ст.168 НК РФ должны быть сформированы и выставлены корректировочные счета-фактуры.

Такие корректировочные счета-фактуры в отношении Администрации Щегловского сельского поселения обществом не составлялись. Доводы представителей общества о замене счетов-фактур за тем же номером и от той же даты, на ту же сумму, но без отражения в них НДС, суд признал не состоятельными, противоречащие нормах бухгалтерского и налогового учета.

Доводы общества о корректировке счетов-фактур, выставленных в адрес ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» суд признал не основанными на нормах бухгалтерского и налогового учета, поскольку согласно правил заполнения счетов-фактур такие исправления подлежат хронологическому учету, с отражением исправления по книге продаж и журналу выставленных счетов-фактур. Доводы общества о необязательности ведения им журнала выставленных счетов-фактур и книги продаж при его нахождении на упрощенной системе налогообложения, судом признаны не состоятельными. При допущенных обществом ошибках и выставления счетов-фактуры с НДС, общество должны внести исправления в бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с порядком, предусмотренном действующим законодательством, то есть произвести учет ранее выставленных счетов-фактур, в хронологическом порядке произвести корректировку и учет таких корректировок. Такие действия обществом совершены не были.

Более того, согласно ст. 9 Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

В рассматриваемом случае в первичные учетные документы обществом внесены исправления с нарушением действовавшего законодательства, замена первичных учетных документах не подтверждена справками ответственных за ведение бухгалтерского учета лиц, изменения в учете операций не подтверждена бухгалтерскими справками.

При названных условиях судне находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Отказывая в требованиях общества судебные расходы по оплате государственной пошлины судом относятся в порядке ст.110 АПК РФ на заявителя.

Руководствуясь статьями 101, 110, 167–170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок с момента его принятия.

Судья А.Л. Потапов