АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
http://www.kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-16227/2017
«17» октября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена «12» октября 2017 года
Полный текст решения изготовлен «17» октября 2017 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Конкиной И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дериглазовой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомцентр», г. Новокузнецк (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным предписания от 25.05.2017 №355-227,
при участии:
от заявителя – представитель ФИО1 (доверенность № 1 от 09.01.2017 г., паспорт);
от ГЖИ КО – представитель ФИО2 (доверенность № 4 от 25.11.2016, сл. удостоверение); после перерыва – не явка,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Жилкомцентр» (далее – заявитель, общество, ООО «Жилкомцентр») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее – ГЖИ КО, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания от 25.05.2017 №355-227.
В обоснование требования заявитель указывает на то, что обязанность установки собственником жилого помещения в многоквартирном доме индивидуальных приборов учета, предусмотрена п.5 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данная обязанность собственником жилого помещения не соблюдена, в связи с чем ссылка Государственной жилищной инспекции Кемеровской области на отсутствие приборов учета холодной и горячей воды, как на основание для освобождения Потребителя от оплаты коммунальных услуг, несостоятельна. С заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги при временном отсутствии в жилом помещении Потребитель не обращался.
В жилом помещении с 03.11.2014г. по 29.05.2017г. зарегистрированных лиц не значится. Начисление за коммунальные услуги за период с 03.11.2014г. по 31.12.2016г. производится на основании п.п.5 п.2 ст. 153 и п. 11 ст. 155 ЖК РФ, согласно которым неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами жилых помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, обязанность по внесению которых возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Таким образом, не заселение жилого помещения и отсутствие в нем зарегистрированных граждан не освобождает собственника от внесения платы за коммунальные услуги. Данную правовую позицию поддерживает Верховный Суд РФ, определение № 307-ЭС15-13174 от 24.09.2015г, определение № 307-КГ16-17505 от 30.12.2016г.
В настоящее время действующее законодательства указывает, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальных услуг рассчитывается с учетом количествасобственников такого помещения (п.56(2) Постановления Правительства РФ №354 от 06.052011г.).
Представитель заявителя в судебном заседании требования, изложенные в заявлении, поддержал.
Представитель ГЖИ КО требования не признал, в обоснование своих возражений ссылается на то, что в жилом помещении в период с 03.11.2014г. по 31.12.2016г. отсутствовали индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения и зарегистрированные граждане. ООО «Жилкомцентр» неправомерно осуществлял начисление платы за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение из расчета на одного проживающего.
В соответствии с п.42 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 - размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, исходя изнормативов потребления коммунальной услуги и количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, установленных надлежащим образом. Данный порядок расчетов предусмотрен формулой № 4 Приложения № 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. При применении данной формулы, при количестве зарегистрированных граждан равном «0», размер платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета также будет равен 0.
Пункт 56 вышеуказанных Правил, предусматривающий, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения распространяет свое действие лишь с 01.01.2017 года.
Из материалов дела следует, что с15.05.2017г. по 25.05.2017г. главным консультантом Государственной жилищной инспекции Кемеровской области ФИО3 была проведена внеплановая документарная проверка Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомцентр» (ИНН <***> КПП 421701001).
25.05.2017г. был составлен акт проверки № A355-227. В ходе проведения внеплановой документарной проверки установлены нарушения Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
Содержание нарушения: в жилом помещении по адресу <...> в период с 03.11.2014г. по 31.12.2016г.отсутствовали индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения и никто не зарегистрирован. ООО «Жилкомцентр» неправомерно осуществлял начисление платы за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение из расчета на одного проживающего.
По результатам рассмотрения материалов внеплановой документарной проверки 25.05.2017г. в отношении ООО «Жилкомцентр» было вынесено предписание должностного лица об устранении нарушений законодательства № 355-227:
1.ООО «Жилкомцентр» привести начисление платы за холодную, горячую воду и водоотведение по жилому помещению в соответствии с действующим жилищным законодательством РФ.
2.Осуществить перерасчёт платы за холодную, горячую воду и водоотведение по жилому помещению за весь период неправомерного начисления (03.11.2014г. по 31.12.2016г.)
Не согласившись с предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется, в том числе и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются, в том числе деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Государственная жилищная инспекция Кемеровской области действует на основании Положения утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 июня 2014 г. N 235 и входит в систему исполнительных органов государственной власти Кемеровской области как исполнительный орган государственной власти Кемеровской области специальной компетенции.
В соответствии с Положением об инспекции основанием для выполнения требований инспекции является выданное предписание на устранение выявленных нарушений при использовании, эксплуатации и обеспечении сохранности жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от формы собственности и предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, предписание выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных Инспекции полномочий.
Предписание как ненормативный правовой акт должно соответствовать действующему законодательству, то есть быть законным и исполнимым.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Как указано в части 11 статьи 155 ЖК РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В рамках спорных правоотношений упомянутый порядок установлен применительно к разделу VIII Правил N 354 ("Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета"; пункты 86 - 97).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
По общему правилу собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (часть 7 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к названным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Как указано в части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 названной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что не заселение жилого помещения и отсутствие в нем зарегистрированных граждан не освобождает собственника от внесения платы за коммунальные услуги. Начисление производится в соответствии с действующим нормативом.
Обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме установить индивидуальные приборы учета, как указывалось выше, предусмотрена Законом N 261-ФЗ. Следовательно, собственник, не обеспечивший установку приборов, не вправе ссылаться на их отсутствие как на основание для освобождения его от оплаты коммунальных услуг.
В свою очередь Правилами N 354 предусмотрен специальный порядок перерасчета таких затрат при отсутствии потребителя. Так, согласно пунктам 86 и 93 Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете может прилагаться, помимо иных, документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия.
Как справедливо отмечено обществом, в подтверждение того, что собственник не пользуется коммунальными услугами, он вправе отказаться от их предоставления либо установить индивидуальные приборы учета, а также обратиться в установленном порядке в управляющую организацию с подтверждающими документами для осуществления перерасчета.
В деле отсутствуют доказательства обращения собственника рассматриваемого жилого помещения к обществу (исполнителю) с соответствующим заявлением в порядке раздела VIII Правил N 354, соотносимым с периодом с 03.11.2014г. по 31.12.2016г., равно как и сведений об установке им индивидуальных приборов учета.
В связи с этим констатированный ГЖИ факт отсутствия постоянной регистрации собственника не может рассматриваться как необходимое и достаточное условие для соответствующего перерасчета.
Ссылка ГЖИ на отсутствие доказательств фактического проживания граждан в данном жилом помещении не опровергает презумпцию использования собственником принадлежащего ему жилого помещения, а также требования части 11 статьи 155 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах суд признает предписание недействительным.
Согласно ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Исходя из того, что заявителем при подаче заявления уплачено 3000 руб. госпошлины, с ГЖИ подлежит взысканию госпошлина в размере 3000 руб. в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленное требование удовлетворить.
Признать предписание Государственной жилищной инспекции Кемеровской области от 25.05.2017 №355-227 недействительным.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомцентр», г. Новокузнецк (ОГРН <***>, ИНН <***>) 3000 (три тысячи) рублей судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины.
После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в месячный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья И.В. Конкина