АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, г. Кемерово, 650000
www.kemerovo.arbitr.ru,
т. (8-3842) 58-17-59, ф. 58-37-05
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27-16245/2020
12 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения 05 апреля 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 апреля 2021 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Верховых Е.В., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Побединской М.С., рассмотрев судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Мода" г. Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс, (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Администрации города Кемерово г. Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс, (ОГРН, 1034205011610, ИНН: <***>)
третье лицо: Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения об изъятии земельного участка
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представитель, доверенность от 21.09.2020, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании;
от Администрации: ФИО2 – представитель, доверенность №01-32/3002 от 28.12.2020, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании;
от третьего лица: не явились, извещены;
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Мода» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Кемерово (далее – администрация) о признании недействительным Постановления Администрации города Кемерово от 13.04.2020 № 1061 «Об изъятии земельного участка и АЗС для муниципальных нужд».
По мнению заявителя, постановление не соответствует статье 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку утвержденным проектом планировки строительство объектов транспортной инфраструктуры муниципального значения на месте расположения подлежащего изъятию земельного участкам не предусмотрено, из генерального плана города Кемерово также не усматривается необходимость строительства объектов транспортной инфраструктуры. Помимо нарушения требований действующего законодательства об условиях изъятия земельного участка, спорное постановление также направлено на необоснованное внезапное прекращение предпринимательской деятельности. Проектная документация на строительство объекта выполнена 04.09.2020 – через 5 месяцев после издания спорного постановления. Постановление принято с нарушением условий и при отсутствии оснований изъятия, нарушает права предпринимателя в части использования объектов.
Определениями суда рассмотрение спора неоднократно откладывалось, в том числе, по ходатайствам сторон в целях урегулирования спора мирным путем.
Представитель Администрации города Кемерово в ходе рассмотрения спора возражал против удовлетворения требований, сославшись на то, постановление Администрации города Кемерово от 13.04.2020 № 1061 «Об изъятии земельного участка и АЗС для муниципальных нужд» является законным.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, в ходе рассмотрения дела, исследовав имеющиеся материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Мода» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 42:04:0349001:3 площадью 1000 кв.м, вида разрешенного использования: автозаправочная станция, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Ленинский р-н, северо- восточнее пересечения ул. Терешковой и ул. Тухачевского по договору аренды от 11.06.1999 года № 226.
На указанном земельном участке расположена автозаправочная станция (нежилое здание) с кадастровым номером 42:04:0349001:83, площадью 67 кв.м, принадлежащая ООО «Мода» на праве собственности (номер государственной регистрации 42-42/001-42/001/008/2016-2782/1 от 01.09.2016), согласно Выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 15.07.2020 №99/2020/338283496.
Администрацией города Кемерово принято постановление об изъятии указанного имущества (земельного участка и АЗС) для муниципальных нужд города Кемерово путем предоставления возмещения от 13.04.2020 № 1061 «Об изъятии земельного участка и АЗС для муниципальных нужд» в целях строительства объектов транспортной инфраструктуры муниципального значения.
Указанное постановление было опубликовано на официальном сайте "Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово" www.pravo-kemerovo.ru, 13.04.2020, в приложении "Официально" к газете "Кемерово", № 29, 21.04.2020.
Уведомление о принятии указанного постановления от 15.04.2020 №06-01-09/1345 получено заявителем 28.04.2020, что сторонами в ходе рассмотрения спора не оспорено.
Из оспариваемого постановления следует указание на то, что изъятие осуществлено в целях строительства объектов транспортной инфраструктуры муниципального значения в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории в границах ул. Тухачевского – 62-й проезд – ул. Терешковой – вдоль границы муниципального образования города Кемерово от 10.02.2014 № 250 (в ред. от 02.04.2020 № 939).
Полагая, что данное постановление является незаконным, нарушает экономические права и интересы общества, ООО «Мода» обратилось с рассматриваемыми требованиями в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации п. 6 Постановления Пленума основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, на основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, на заявителе лежит обязанность доказать нарушение оспариваемыми действиями, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. А на заинтересованном лице лежит обязанность доказывания законности действий, соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения.
Таким образом, для признания недействительным постановления Администрации города Кемерово от 13.04.2020 № 1061 «Об изъятии земельного участка и АЗС для муниципальных нужд» необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие постановления закону и нарушение этим постановлением прав и законных интересов заявителей.
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (пункт 2 статьи 279 ГК РФ).
Статьей 49 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд регламентирован положениями главы VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 56.3, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);
2) утвержденными проектами планировки территории.
Как следует из постановленияот 13.04.2020 № 1061, изъятие осуществляется на основании генерального плана города Кемерово, утвержденным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.06.2001 № 36, в целях строительства объектов транспортной инфраструктуры муниципального значения в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории в границах ул. Тухачевского- 62-й проезд- ул. Терешковой – вдоль границы муниципального образования город Кемерово, утвержденными постановлениями администрации города Кемерово от 10.02.2014 № 250 (в ред. от 02.04.2020 № 939)
Строительство транспортной инфраструктуры должно быть предусмотрено и в генеральном плане города, и в утвержденном проекте планировки территории.
Согласно части 1 статьи 18 ГрК РФ, документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.06.2011 № 36 утвержден Генеральный план города Кемерово (разработан на период до 2032 года) (в ред. от 28.02.2020)
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 ГрК РФ).
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
П. 18 Генерального плана введен решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.09.2019 № 259. Предусмотрено строительство автомобильной дороги ул. Тухачевского - Международный Аэропорт Кемерово имени А.А. Леонова.
В соответствии с приведенными нормами ГрК РФ схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
В соответствии с ч.6. ст. 23 ГрК РФ, к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
Вместе с тем, раздел «Транспортная инфраструктура» Положения о территориальном планировании (Приложение № 1 Генерального плана) не содержит сведений о строительстве транспортного узла.
В текстовой части генерального плана города Кемерово не содержится обоснования выбранного варианта размещения объектов местного значения. Из карты планируемого размещения объектов (Приложение 2.1. к генеральному плану) также невозможно достоверно определить соотношение планируемых к строительству объектов и границ изымаемых земельных участков. На карте отсутствуют данные, позволяющие осуществить привязку графического изображения к местности, границам земельных участков. Условные обозначения карты планируемого размещения объектов не содержат указания на транспортный узел.
Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (ч. 5 ст. 41 ГрК РФ).
Согласно ч.ч. 1 и 5 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (ч.ч. 1 и 2 ст. 42 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определен ст. 45 ГрК РФ.
Согласно ч.ч. 1, 3, 11 ст. 45 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ автомобильные дороги относятся к линейным объектам.
Требования к подготовке проекта планировки линейного объекта установлены постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 № 564 «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов».
Постановлением администрации Города Кемерово от 10.02.2014 г. №250 (ред. от 02.04.2020) утверждены проект межевания и проект планировки территории микрорайона в границах ул. Тухачевского - 62-й проезд - ул. Терешковой - вдоль границы муниципального образования город Кемерово Ленинского района города Кемерово.
В указанное постановление об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории были внесены изменения постановлениями от 03.10.2014 № 2537, от 04.02.2016 № 216, от 27.04.2017 № 1012, от 22.08.2019 № 2185, от 02.04.2020 № 939.
Согласно ч. 16 ст. 45 ГрК РФ, уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает опубликование документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В соответствии с опубликованным на официальном сайте "Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово" www.pravo-kemerovo.ru, чертежом планировки территории проекта планировки территории (приложение 7) совместно с постановлением администрации Города Кемерово от 10.02.2014 г. № 250, территория, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером 42:04:0349001:3, не входила в границы проектируемой проектом планировки территории, таким образом, размещение инженерной инфраструктуры на месте изымаемого земельного участка не предусмотрено.
Постановлением от 27.04.2017 № 1012 были внесены изменения в проект планировки и проект межевания территории микрорайона в границах ул. Тухачевского - 62-й проезд - ул. Терешковой - вдоль границы муниципального образования город Кемерово Ленинского района города Кемерово. Указанным Проектом планировки (приложение 8) была изменена граница проектируемой территории, определены зона улично-дорожной сети и зона планируемого размещения объектов придорожного сервиса. Земельный участок с кадастровым номером 42:04:0349001:3 отнесен к зоне планируемого размещения объектов придорожного сервиса, размещение инженерной инфраструктуры на месте изымаемого земельного участка не предусмотрено.
Постановлениями от 03.10.2014 № 2537, от 04.02.2016 № 216, от 22.08.2019 № 2185, от 02.04.2020 № 939 изменения в части проекта планировки рассматриваемой территории не вносились.
Администрация города Кемерово ссылается на постановление от 10.02.2014 № 250 (в ред. от 02.04.2020), которым утверждены проект межевания и проект планировки территории микрорайона в границах ул. Тухачевского – 62-й проезд – ул. Терешковой – вдоль границы муниципального образования Кемерово Ленинского района города Кемерово. Полагает, что постановление от 02.04.2020 № 939 «О внесении изменений в постановление администрации города Кемерово от 10.02.2014 № 250 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона в границах ул. Тухачевского – вдоль границы муниципального образования город Кемерово Ленинского района города Кемерово» подтверждает отнесение спорного земельного участка к границам земельного участка площадью 199725 кв.м. с разрешенным использованием «Улично-дорожная сеть».
В силу части 4 статьи 41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории.
Согласно чертежу планировки территории – разделу проект планировки территории (утвержден постановлением администрации г. Кемерово от 10.02.2014 № 250 в редакции от 27.04.2017 № 1012, земельный участок заявителя отнесен к зоне планируемого размещения объектов придорожного сервиса, размещение объектов транспортной инфраструктуры на месте изымаемого земельного участка не предусмотрено.
На дату издания оспариваемого постановления в проекте планировки территории земельный участок и объект капитального строительства заявителя отнесены к зоне придорожного сервиса, а в проекте межевания территории - к улично-дорожной сети.
Представленная в материалы дела администрацией документация, разработанная МП «Городской центр градостроительства и землеустройства» иного не подтверждает, поскольку в разделе 3 проектной документации также указано, что целью внесения изменений в проект межевания территории является необходимость объединения земельных участков с кадастровыми номерами 42:00:0000000:264 и 42:24:0349001:3.
Иные цели внесения изменений в постановление администрации города Кемерово от 10.02.2014 № 250 в пояснительной записке к проекту, предусматривающему внесение изменений в утвержденный проект межевания, также не указаны.
Принятое постановление от 02.04.2020 № 939 об изменении проекта межевания территории не является соблюдением условий для изъятия земельного участка и объекта капитального строительства, поскольку им не затрагиваются вопросы внесения изменений в проект планировки территории, а лишь вносятся изменения в проект межевания территории.
Таким образом, в действующей на дату издания оспариваемого постановления редакции постановления администрации г. Кемерово от 10.02.2014 № 250 утвержденные проект планировки и проект межевания территории не соответствуют друг другу.
Проект планировки территории на момент принятия оспариваемого постановления действовал в редакции постановления от 27.04.2017 № 1012.
Учитывая изложенное, суд соглашается с доводом заявителя о том, что размещение объектов транспортной инфраструктуры на месте изымаемого земельного участка не предусмотрено проектом планировки территории.
Ссылка администрации на то, что постановление № 939 от 02.04.2020 заявителем не оспорено, отклонена судом как необоснованная. Представленная в материалы дела проектная документация не подтверждает соблюдение условий порядка изъятия земельного участка.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление принято в отсутствие документов территориального планирования и утвержденных проектов планировки территории, нарушает права и законные интересы заявителя.
Заявление подлежит удовлетворению.
Уплаченная заявителем государственная пошлина при обращении в суд подлежит взысканию со стороны в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать постановление Администрации города Кемерово от 13.04.2020 № 1061 «Об изъятии земельного участка и АЗС для муниципальных нужд» недействительным.
Взыскать с Администрации города Кемерово, г. Кемерово (ОГРН, 1034205011610, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мода", г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья Е.В. Верховых