ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-16652/16 от 22.03.2017 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово

24 марта 2017 годаДело № А27-16652/2016

Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 24 марта 2017 года.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе  судьи  Ходяковой О.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарём Мартыненко М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тайгинского городского округа (г.Тайга, Кемеровская область, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к  публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (г.Красноярск, Красноярский край, ОГРН <***>, ИНН <***>, филиал «Кузбассэнерго» -региональные электрические сети»,г.Кемерово)

о взыскании 968 106 руб. 66 коп.,

при участии:

от истца - ФИО1, юрисконсульт, доверенность от 21.12.2016 № 27,

                               уста н о в и л:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Тайгинского городского округа (далее – КУМИ администрации ТГО) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Первичной профсоюзной организации филиала  ОАО «МРСК Сибири»-«Кузбассэнерго-РЭС» «Всероссийского Электропрофсоюза» о взыскании    968 106 руб. 66 коп. неосновательного обогащения.

Определением от 27.09.2016 суд привлек в качестве надлежащего ответчика публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – ПАО «МРСК Сибири»).

КУМИ администрации ТГО уточнил требование в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявив к взысканию с ПАО «МРСК Сибири» неосновательное обогащение за пользование земельным участком за период с 10.11.2013 по 08.11.2016 в сумме 688 217 руб. 47 коп.

Ответчик в отзыве на исковое заявление требование не признает, указывает на то, что ЛЭП-110 расположена в Яшкинском районе. Правоустанавливающим документом на земельный участок, занятый ЛЭП-110, является договор аренды от 20.02.2009 № 1,  заключенный с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Яшкинского муниципального района. Ответчик считает, что плата за фактическое пользование земельным участком до 01.03.2015 должна быть определена из расчета ставки арендной платы, равной 2% от кадастровой стоимости участка, на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». При расчете платы с 01.03.2015 подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Ответчик известил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца ФИО1, представителя ответчика  ФИО2, суд установил следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Устава Тайгинского городского округа, принятого постановлением Тайгинского городского Совета народных депутатов от 28.06.2005 № 14, в состав Тайгинского городского округа входят населённые пункты: г.Тайга, рзд.Кузель, п.Кедровый, рзд.Пихтач, рзд.Сураново, п.Таежный.

Ответчик является собственником ЛЭП-110 от П/С «Яшкинская» до П/С «Сураново», адрес объекта: Кемеровская область, Яшкинский район (свидетельство о государственной регистрации от 29.05.2008).

На основании обращения ПАО «МРСК Сибири» постановлением главы Тайгинского городского округа от 30.05.2016 № 369-п утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося по адресу: Кемеровская область, Тайгинский городской округ, общей площадью 427 кв.м, с разрешенным использованием: ЛЭП-110 от П/С «Яшкинская» до П/С «Сураново».

Ответчик ссылается на наличие договора аренды земельного участка от 20.02.2009 № 01, занятого ЛЭП, в качестве арендодателя по которому выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Яшкинского района.

Из приложения № 2 к договору от 20.02.2009 № 01 следует, что в перечень земельных участков, за пользование которыми определена арендная плата, вошел в том  земельный участок с кадастровым номером 42:19:0000000:0005, занятый ВЛ-110 кВ Яшкино-Тайга-Анжерка от ПС Яшкинская-Опорная.

Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением главы Тайгинского городского округа от 30.05.2016            № 369-п, следует, что спорный земельный участок находится в другом кадастровом квартале 42:22:0301001.   

Представленный ответчиком еще один договор аренды земельного участка от 27.01.2009 № 58 с кадастровым номером 42:33:0000000:0002, заключенный с истцом, также не имеет отношение к спорному земельному участку.

В данном случае спорное сооружение находится в границах Яшкинского муниципального района и г.Тайга. Правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, расположенный в границах г. Тайги, у ответчика отсутствуют.

Истец, полагая, что ответчик пользуется земельным участком площадью 427 кв.м, плату за пользование не вносит, обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик относится к территориальным сетевым организациям, осуществляющей деятельность на основании тарифов, утверждаемых для него Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, включён в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль  (раздел 1 «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии»), согласно информации с сайта ФСТ России.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

В том случае, когда неосновательное обогащение выражается в пользовании земельным участком без договора, его размер, в силу положений норм пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит определению исходя из цен, существовавших во время пользования, и в том месте, где оно происходило.

В действовавшем до 01.03.2015 пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ) закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Если размер арендной платы за некоторые виды пользования земельными участками, находящимися в публичной собственности, установлен федеральными законами (например, пунктами 2, 2.7, 15 статьи 3 Закона № 137-ФЗ), при определении размера арендной платы подлежат применению положения федеральных законов.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.

Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 01.01.2015 по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 Закона N 137-ФЗ.

Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 названной статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении Президиума от 02.02.2010 № 12404/09, следует, что установленный предельный размер арендной платы (два процента кадастровой стоимости участка) за пользование земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.

Поскольку содержащиеся в Законе № 137-ФЗ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников. Данная позиция изложена в пункте 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015).

Истец относится к субъектам, на которые распространяет свое действие пункт 2 статьи 3 названного закона, следовательно, к нему применимы установленные законом ограничения размера арендной платы (2% от кадастровой стоимости земельного участка).

Федеральным законом не предусмотрено применение индексации. Таким образом, коэффициент инфляции в расчете платы за период с 10.11.2013 по 28.02.2015 не должен учитываться, поскольку в результате его применения размер платы превысит два процента кадастровой стоимости участка.

Пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация энергоснабжения населения.

Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009        № 582.

Согласно пункту 5 названных Правил № 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений.

Согласно пункту 1 приказа Минэкономразвития России от 22.09.2011 № 507 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)» (далее - Приказ № 507)в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами, установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 507 ставка арендной платы, установленная пунктом 1 Приказа, не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков.

Для земельных участков, расположенных на территории Кемеровской области, такая ставка установлена в размере 5,97 руб. за кв. м.

Пунктом 3 Приказа № 507 установлено, что ставка, определенная в соответствии с пунктом 1 Приказа, изменяется согласно пункту 9 Правил, а предельная ставка арендной платы, установленная пунктом 2 Приказа, изменяется согласно пункту 8 Правил.

Согласно пунктам 8, 9 Правил № 582 в рамках существующего правового механизма регулирования арендной платы за земельные участки ее изменение может производиться в связи с изменением уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 8 Правил), и в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка (пункт 9 Правил). Причем в последнем случае, исходя из содержания данного пункта, изменение уровня инфляции не учитывается только в году, следующем за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка.

Такой правовой подход изложен в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015.

Истец произвёл расчёт платы за период с 10.11.2013 по 28.02.2015 на основании постановления коллегии администрации Кемеровской области от 05.02.2010 № 47 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области»; за период с 01.03.2015 по 08.11.2016 на основании приказа Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 № 507.

Ответчик произвёл расчёт платы за период с 10.11.2013 по 28.02.2015 на основании пункта 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»; за период с 01.03.2015 по 08.11.2016 на основании приказа Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 № 507.

Как указано выше, размер годовой арендной платы за пользование спорным земельным участком до 01.03.2015 не должен превышать 2 % от его кадастровой стоимости.

По расчёту суда плата за период с  10.11.2013 по 28.02.2015 исходя из 2% от кадастровой стоимости земельного участка составит 9867 руб. 58 коп.

В расчётах сторон за период с 01.03.2015 по 08.11.2016 имеются расхождения в части применения размера уровня инфляции.

Ответчик произвёл расчёт платы за период с 01.03.2015 по 08.11.2016 без учета индексации арендной платы на уровень инфляции, истец с индексацией арендной платы.

Право собственности на ЛЭП зарегистрировано в 2008 году.

 Правила от 16.07.2009 № 582  предусматривают использование при расчете арендной платы коэффициента инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

Размер уровня инфляции учитывается в расчете арендной платы согласно пункту 3 Приказа № 507, следовательно, у ответчика не имелось оснований для исключения его при расчёте платы.

Доводы ответчика об отсутствии договора аренды, как основания для неприменения коэффициента инфляции, судом отклоняются. Арендная плата является регулируемой и подлежит установлению с индексацией на уровень инфляции, исключающей возможность неравного положения землепользователей.

В пункте 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации     № 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, разъяснено, что в рамках существующего правого механизма регулирования размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, ее изменение может производиться в связи с изменением размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 8), и в связи с изменением кадастровой или рыночной стоимости земельного участка (соответственно п. п. 9 - 10 Правил). При этом подход, содержащийся в п. п. 9 - 10 Правил, предполагает отсутствие учета изменений размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете только на год, следующий за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости (либо рыночной) земельного участка. Поэтому при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, на основании кадастровой или рыночной стоимости должна производиться индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В случае изменения кадастровой или рыночной стоимости участка на год, следующий за годом, в котором произошло такое изменение, индексация арендной платы на размер уровня инфляции не производится.

По расчёту суда плата с учётом индексации арендной платы за период с 01.03.2015 по 31.12.2015 составит  2815,60 руб., что  соответствует установленному Приказом № 507 порядку. Суд признает необоснованным контрасчёт ответчика, произведенный с 01.03.2015, без учёта индексации арендной платы на уровень инфляции. 

Как указано выше, размер арендной платы за земельный участок по договору аренды определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, но не может превышать размера арендной платы по ставке 5,97 руб. за 1 кв.м в год, которая изменяется согласно пункту 8 Правил № 582. По расчёту истца размер платы на 2016 год с учётом индексации на уровень инфляции составил 3358,50 руб. 50 коп., за период с 01.01.2016 по 08.11.2016 –  2882,73 руб.

Суд отмечает, что с 01.01.2016 кадастровая стоимость земельного участка изменилась и составила 162 358,21 руб.  В случае изменения кадастровой стоимости участка на год, следующий за годом, в котором произошло такое изменение, индексация арендной платы на размер уровня инфляции не производится.

Плата на 2016 год, рассчитанная по приказу № 507 по ставке  1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, составит 2435,37 руб. (162 358,21 руб. (кадастровая стоимость с 01.01.2016) х 1,5%).

По расчёту истца размер платы на 2016 год с применением предельной ставки 5,97 руб./кв.м и размера уровня инфляции (3358,50 руб.) превышает плату, рассчитанную по ставке  1,5%.

Следовательно, за период с 01.01.2016 по 08.11.2016 размер платы составит        2082 руб. 71 коп. (2435,37: 366 х 313). По расчёту суда задолженность общества за период с 10.11.2013 по 08.11.2016 составит 14 765 руб. 89 коп. (9867,58+2815,60+2082,71).

В остальной части требование удовлетворению не подлежит.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 180 и 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковое требование удовлетворить частично.

Взыскать с публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (г.Красноярск, Красноярский край, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тайгинского городского округа (г.Тайга, Кемеровская область, ОГРН <***>, ИНН <***>) неосновательное обогащение за пользование земельным участком в сумме 14 765 руб. 89 коп.

            В остальной части в удовлетворении требования отказать. 

Взыскать с публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (г.Красноярск, Красноярский край, ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                         О.С. Ходякова