ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-16796/20 от 01.03.2021 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 45-10-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово                                                                                      Дело №А27-16796/2020

9 марта 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 1 марта 2021 года.

Решение в полном объёме изготовлено 9 марта 2021 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи М. А. Сарафанниковой,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Д.М. Сулеймановой,

при участии представителей: ООО «Верона» - Меркушева А. В., доверенность от 01.02.2020, ООО «Верона-Ю» - Меркушева А. В., доверенность от 01.04.2020, ООО «Комбинат питания» - Меркушева А. В., доверенность от 18.08.2020, Администрации города Юрги – Белоусовой Е.В., доверенность  от 06.09.2020, Главы города Юрги  - Белоусовой Е. В., доверенность от 18.09.2020, КУМИ г. Юрги  - Белоусовой Е. В., доверенность от 26.02.2021, Васильева Т. И., доверенность от 26.02.2021 (в качестве специалиста), Управления образованием Администрации г. Юрги – Запиченко Д. В., доверенность от 05.03.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Верона», город Юрга Кемеровской области-Кузбасса (ОГРН 1154230001090, ИНН 4230030423), общества с ограниченной ответственностью «Верона-Ю», город Юрга Кемеровской области-Кузбасса (ОГРН 1134205020366, ИНН 4205273045), общества с ограниченной ответственностью «Комбинат питания», город Юрга Кемеровской области-Кузбасса (ОГРН 1154230000946, ИНН 4230030279) 

к Администрации города Юрги, город Юрга Кемеровской области-Кузбасса (ОГРН 1024202005156, ИНН 4230006082),

Главе города Юрги – Фомину Алексею Владимировичу, город Юрга Кемеровской области-Кузбасса

о признании незаконными решений Администрации города Юрги, установленных в Постановлении № 717 от 10.07.2020 «О создании муниципального автономного учреждения «Детское питание г. Юрги»,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

- муниципальное автономное учреждение «Детское питание г. Юрги», город. Юрга Кемеровской области-Кузбасса (ОГРН 1204200011641, ИНН 4230034026),

- Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, город Кемерово (ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419),

- Комитет по управлению муниципальным имуществом города Юрги, город Юрга Кемеровской области-Кузбасса (ОГРН 1024202002296, ИНН 4230005770),

- Финансовое управление города Юрги, город Юрга Кемеровской области-Кузбасса (ОГРН 1024202006730, ИНН 4230011124),

- Управление образованием Администрации города Юрги, город Юрга Кемеровской области-Кузбасса (ОГРН 1024202003242, ИНН 4230004230);

- Министерство образования и науки Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1074205002607, ИНН 4205123000);

- Министерство финансов Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1024200685233, ИНН 4200000630);

– муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия города Юрги», город Юрга Кемеровской области – Кузбасса (ОГРН 1024202004265, ИНН 4230005177);

- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей города Юрги», город Юрга Кемеровской области - Кузбасса (ОГРН 1024202005486, ИНН 4230010762);

- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 города Юрги имени Героя Советского Союза А.П. Максименко», город Юрга Кемеровской области - Кузбасса  (ОГРН 1024202005530, ИНН 4230012777);

- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 города Юрги», город Юрга Кемеровской области - Кузбасса (ОГРН 1024202007268, ИНН 4230013001);

- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №3 города Юрги», город Юрга Кемеровской области - Кузбасса (ОГРН 1024202007147, ИНН 4230012992);

- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №5», город Юрга Кемеровской области- Кузбасса (ОГРН 1024202004287, ИНН 4230012791);

- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 города Юрги», город Юрга Кемеровской области - Кузбасса (ОГРН 1024202004276, ИНН  4230013040);

- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 города Юрги», город Юрга Кемеровской области- Кузбасса (ОГРН 1024202004408, ИНН 4230012784);

- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10  города Юрги», город Юрга Кемеровской области - Кузбасса (ОГРН 1024202004386, ИНН 4230013058);

- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14 имени К.С. Федоровского», город Юрга Кемеровской области - Кузбасса   (ОГРН 1024202005618, ИНН 4230005804);

- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №15 города Юрги», город Юрга Кемеровской области - Кузбасса (ОГРН 1024202007587, ИНН 4230013019),

у с т а н о в и л:

В Арбитражный суд Кемеровской области 28 июля 2020 года поступило заявлениеобщества с ограниченной ответственностью «Верона», город Юрга Кемеровской области-Кузбасса (ООО «Верона», общество, заявитель) к Администрации города Юрги, город Юрга Кемеровской области-Кузбасса (Администрация города Юрги) о признании незаконными решений Администрации города Юрги, установленных в Постановлении № 717 от 10.07.2020 «О создании муниципального автономного учреждения «Детское питание г. Юрги».

Определением суда от 29 июля 2020 года заявление ООО «Верона» принято к производству. Определением суда от 24.08.2020 ООО «Комбинат питания», город Юрга Кемеровской области-Кузбасса, ООО «Верона-Ю», город Юрга Кемеровской области-Кузбасса привлечены в качестве соистцов. Также определением суда от 17.09.2020 в качестве соответчика по настоящему делу привлечен Глава города Юрги – Фомин Алексей Владимирович, город Юрга,  Кемеровская область-Кузбасс.

Третьи лица (кроме КУМИ г. Юрги, Управления образованием Администрации г. Юрги) явку в судебное заседание не обеспечили. Дело в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ рассматривается в отсутствие неявившихся третьих лиц, в отношении которых материалы дела располагают доказательствами их надлежащего уведомления о судебном процессе.

Представитель заявителей в судебном заседании настаивал на требованиях. В обоснование требований указывал на нарушение ответчиками основных положений Федерального закона от 03.11.2006 N174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в частности, части 1 статьи 2 данного Федерального закона), о нарушении антимонопольного законодательства (в частности, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе подпунктов 2 и 5 части 1 статьи 15 данного Федерального закона), поскольку при создании указанного в Постановлении автономного учреждения на конкурентном рынке сужаются возможности участия физических и юридических лиц в оказании соответствующих услуг (выполнении  работ), а также нарушением Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в частности, части 1 статьи 9, пункта 15 части 3 статьи 28 и части 1 статьи 37 Закона об образовании). Подробнее доводы изложены в заявлении, дополнениях к заявлению.

Представитель Администрации города Юрги, Главы города Юрги, Управления образованием, КУМИ г. Юрги против удовлетворения требований возражали по основаниям, изложенным в отзывах, полагают, что Постановление № 717 от 10.07.2020 «О создании муниципального автономного учреждения «Детское питание г. Юрги» принято в пределах полномочий, является законным, не влечет нарушения прав и интересов заявителей.Подробнее доводы изложены в отзывах на заявление.

Также в настоящем судебном заседании заявитель ходатайствовал об отложении судебного разбирательства, указывая, что обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов местного самоуправления и должностных лиц, в соответствии с которым просит признать незаконными: действия Губернатора Кемеровской области – Кузбасса по поручению Главе города Юрги подготовить к работе муниципальное учреждение по организации школьного питания, обеспечить работу учреждения; постановления Администрации г. Юрги, которыми утвержден Устав МАУ «Детское питание г. Юрги», а также внесены изменения в Постановление № 717; постановление, которым утверждены изменения в Устав МАУ, Муниципальное задание, Распоряжений КУМИ г. Юрги по предоставлению МАУ «Детское питание г. Юрги» имущества. Также в поданном заявлении представлено ходатайство об объединении производства по указанным требованиям с производством по делу № А27-16796/2020.

Представители ответчиков, третьих лиц возражали против отложения судебного разбирательства.

Судом установлено, что в рамках дела № А27-3096/2021 вышеуказанное заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов местного самоуправления и должностных лиц определением суда от 25.02.2021 оставлено без движения сроком до 23.03.2021. Учитывая, что производство по указанному заявлению не возбуждено на дату рассмотрения настоящего дела, у суда отсутствуют основания для рассмотрения вопроса об объединении рассмотрения заявлений. Определение суда по делу № А27-3096/2021 об оставлении заявления без движения опубликовано в Картотеке арбитражных дел 26.02.2021, какие-либо сведения об исполнении определения на дату настоящего заседания не представлены, в Картотеке арбитражных дел отсутствуют.

Кроме этого, не имеется оснований полагать, что рассмотрение заявленных в настоящем деле требований невозможно без рассмотрения требований по указанному заявлению либо имеется риск принятия противоречащих друг другу судебных актов.

Из представленных в настоящем судебном заседании отзывов заинтересованных лиц с учетом дополнений заявителей не усматривается каких-либо новых доводов и возражений, которые ранее не озвучивались в ходе судебного разбирательства, в том числе, устно. Кроме этого, в судебном заседании объявлялся перерыв, в течение которого заявитель имел возможность более подробно ознакомиться с данными возражениями. О необходимости предоставления каких-либо дополнительных доказательств не заявлено. Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства и полагает возможным рассмотреть дело при имеющихся обстоятельствах.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся в деле материалы, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 10 июля 2020 года Администрацией города Юрги в лице Главы города Юрги издано Постановление № 717 от 10.07.2020 «О создании муниципального автономного учреждения «Детское питание г. Юрги» согласно которому приняты следующие решения (т. д. № 7, л. д. 2):

1.Создать муниципальное автономное учреждение «Детское питание г. Юрги» (МАУ «Детское питание г. Юрги).

2.Установить, что основной целью деятельности МАУ «Детское питание г. Юрги» является обеспечение обучающихся общеобразовательных учреждений и воспитанников детских дошкольных учреждений города Юрги здоровым, сбалансированным питанием.

3.Установить, что учредителем МАУ «Детское питание г. Юрги» является Юргинский городской округ, от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет Глава города Юрги.

4.Назначить директором МАУ «Детское питание г. Юрги» Захарову Оксану Викторовну.

5.Утвердить Перечень мероприятий по созданию МАУ «Детское питание г. Юрги» с указанием сроков проведения и ответственных лиц согласно приложению к настоящему постановлению.

6.Не закреплять на момент создания за учреждением объектов недвижимого имущества.

7.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы города по социальным вопросам Кузьменко Л.А.

Приложением к Постановлению № 717 от 10.07.2020 утвержден перечень мероприятий по созданию МАУ «Детское питание г. Юрги» (т. д. № 7, л. д. 3).

Постановлением № 782 от 04.08.2020 Администрации города Юрги утвержден Устав МАУ «Детское питание г. Юрги».

Полагая, что решения, изложенные в Постановлении № 717 от 10.07.2020 «О создании МАУ «Детское питание г. Юрги», являются незаконными, нарушают права и интересы заявителей, ООО «Верона», ООО «Верона-Ю», ООО «Комбинат питания» обратились в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, бремя доказывания законности оспариваемого решения, его соответствие закону и иным нормативным правовым актам, а также наличия обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается в данном случае на Администрацию г. Юрги, Главу г. Юрги, а факт нарушения оспариваемыми решениями (актами) прав и законных интересов – на заявителя.

Оспаривая Постановление Администрации г. Юрги от 10.07.2020 № 717, заявитель указывает, что закон не относит к полномочиям органов местного самоуправления установленную пунктом 2 оспариваемого постановления цель по обеспечению обучающихся общеобразовательных учреждений, воспитанников детских дошкольных учреждений города Юрги здоровым, сбалансированным питанием. Создание МАУ в данных целях противоречит части 1 статьи 2 ФЗ «Об автономных учреждениях».

Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее  - Закон №131-ФЗ).

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, Законом №131-ФЗ отнесены к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16).

Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).

Федеральный законодатель в части 4 статьи 4 названного закона предусмотрел обязательность соответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, а также правовых актах органов местного самоуправления, именно Закону об образовании, а также запрет ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными этим законом.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 упомянутого закона, и к ним относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

Как указано в пункте 34 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Согласно пункту 4.4 части 4 статьи 10 Устава Юргинского городского округа в систему муниципальных правовых актов входят постановления и распоряжения Администрации города.

В силу статьи 34 Устава Глава города Юрги является высшим должностным лицом Юргинского городского округа, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляющим Администрацию города Юрги. Глава города, как высшее должностное лицо муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством наделён собственными полномочиями, в частности, создает (ликвидирует), реорганизует муниципальные предприятия и учреждения, участвует в создании хозяйственных обществ, в т. ч. межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Частью 9.1 статьи 38 Устава Администрация города организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организует предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Кемеровской области), создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное школьное образование в государственных или муниципальных образовательных организациях в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения (часть 4 статьи 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

К числу таких условий федеральный законодатель относит наряду с созданием сети государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы, и обеспечением их финансирования также организацию питания и обмундирования обучающихся, охрану здоровья, транспортное обеспечение и т. д.

Специальные нормы, регулирующие вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Закона об образовании.

Положениями указанной статьи полномочия по организации питания действительно возложены на образовательные учреждения, однако вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, как обязательный элемент образовательного процесса, относятся к вопросам местного значения.

Кроме этого, финансирование расходов на питание для отдельных категорий учащихся муниципальных общеобразовательных организаций в силу пункта 13 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ является расходным обязательством органов местного самоуправления.

В силу пункта 2 части 2 статьи 34 Закона об образовании обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе, обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 37 названного Федерального закона обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Кроме этого, с 01.09.2020 согласно части 2.1 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и статью 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации") обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством РФ.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные нормы в своей совокупности, а также тот факт, что федеральное законодательство с 01.09.2020 указывает на необходимость предоставления питания учредителями образовательных организаций за счет бюджетных средств и иных предусмотренных законодательством источников финансирования, независимо от режима обучения детей в школе (п. 2 ч. 2 ст. 34, ч. 2.1 ст. 37 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Письмо Минпросвещения России от 09.09.2020 N ГД-1425/09), у суда имеются основания полагать, что Администрация города Юрги, являясь учредителем образовательных учреждений города Юрги, в рамках осуществления своей компетенции, возглавляемая Главой города Юрги, правомочна решать вопросы организации питания в данных образовательных учреждениях.

Заявитель указывает, что применительно к пункту 34 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ присмотр и уход за детьми осуществляется либо в дошкольных образовательных организациях либо в группах продленного дня образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Данный довод заявителей основывается на толковании норм статьи 65 Закона об образовании, регулирующей вопрос платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также части 7 статьи 66 Закона об образовании, предусматривающей, что в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

Вместе с тем, Закон об образовании не содержит нормы, прямо предусматривающей только названные заявителем формы присмотра и ухода за детьми, и позволяющей однозначно сделать вывод, что организация питания детей в основных общеобразовательных учреждениях не может быть отнесена кприсмотру и уходу за детьми, а относится только к группам продленного дня. По смыслу указанных норм не усматривается ограничение либо запрет применения понятия «меры по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей» в образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Названные заявителем письма Министерства образования и науки носят рекомендательный характер по организации осуществления присмотра и ухода за детьми и не указывают на ограничение форм такой деятельности в школьных образовательных учреждениях.

Суд полагает, что трактуя в указанном заявителем ключе пункт 34 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», были бы основания для вывода о том, что, к примеру, организацию уборки помещений, соблюдения санитарно-гигиенических норм, работы гардероба в школах, относящиеся к предмету хозяйственно-бытового обслуживания детей, по смыслу данной нормы, нельзя было бы отнести к понятию «присмотр и уход за детьми» применительно к школьным учреждениям. Указанные функции не связаны с реализацией образовательных программ, относятся к обеспечению организации образовательного процесса, в том числе, в школах, и реализуются посредством осуществления полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 9 Закона N 273-ФЗ.

В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Согласно части 7 статьи 2 Закона №174 –ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 174-ФЗ основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 6 Федерального закона N 174-ФЗ учредителем в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, является муниципальное образование.

В соответствии с названными нормами пунктом 3 оспариваемого Постановления установлено, что учредителем МАУ «Детское питание г. Юрги» является Юргинский городской округ, от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет Глава города Юрги.

Пунктом 2 Постановления Администрации города Юрги от 10.07.2020 №717 «О создании муниципального автономного учреждения «Детское питание г. Юрги» установлено, что основной целью деятельности МАУ «Детское питание г. Юрги» является обеспечение обучающихся общеобразовательных учреждений и воспитанников детских дошкольных учреждений города Юрги здоровым, сбалансированным питанием.

Постановлением № 1014 от 09.10.2020 в пункт 2 Постановления № 717 от 10.07.2020 были внесены изменения (т. д. № 6, л. д. 161), согласно которым основной целью деятельности Учреждения является обеспечение образовательной деятельности: содействие организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, пропаганда принципов здорового и полноценного питания как комплекс мер по организации питания детей.

Необходимость создания указанного учреждения обусловлена в соответствии с пояснительной запиской к проекту постановления низким охватом обучающихся горячим питанием, высокими затратами на продукты питания, отсутствием контроля за финансово-хозяйственной детальностью операторов, в том числе, за ценообразованием стоимости услуг. Кроме этого, как следует из отзывов Управления образованием г. Юрги, а также муниципальных общеобразовательных учреждений (т. д. № 5, л. д. 117, 128; т. д. № 7, л. д. 60-61, 67-68, 76, 86, 106,110,127, 154), с 2016 года организация питания учащихся в образовательных учреждениях города Юрги осуществлялась ООО «Верона», ООО «Комбинат питания». Из-за корпоративного спора учредителей ООО «Верона» с 2019 года организацией питания осуществлялось ООО «Верона-Ю» (письма ООО «Верона» от 22.10.2019, от 06.11.2019, т. д. № 159-160), КУМИ г. Юрги согласована распоряжениями о предоставлении в аренду муниципального имущества новому арендатору – ООО «Верона-Ю» (т. д. № 9, л. д. 1-8). Образовательные учреждения указывают на возникновение угрозы срыва процесса организации питания, на то, что по причине наличия задолженности за потребленную электроэнергию, пищеблоки ряда образовательных учреждений были обесточены в июле 2020 года, а также что родители учащихся имеющие переплаты на лицевых счетах детей в ООО «Верона - Ю» не могли вернуть указанные денежные средства с апреля 2020 года, так как указанная организация на заявления о возврате не реагировала. Ввиду указанных обстоятельств в соответствии  с пунктом 15 части 3 статьи 28 и части 1 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные учреждения города Юрги не приняли решения о продлении договоров аренды помещений с ООО «Верона», а также не заключили новых договор аренды с ООО «Верона - Ю» и ООО «Комбинат питания».

Установив, что Администрация города Юрги в лице Главы города Юрги обладает полномочиями по решению вопросов, касающихся организации питания в образовательных учреждениях города Юрги, суд приходит к выводу о том, что предусмотренные пунктом 2 Постановления № 717 от 10.07.2020 в редакции Постановления № 1014 от 09.10.2020 цели создания не противоречат Федеральному закону от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», учреждение создано в целях решения вопросов местного значения.

Постановлением администрации Юргинского городского округа от 26.01.2017 N 80 утвержден Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений Юргинского городского округа, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений.

В соответствии с пунктом 1.5.1. указанного порядка Глава города Юрги, в частности, осуществляет от имени Юргинского городского округа функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений; принимает решение о создании муниципальных учреждений, а также решения о реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений в форме постановлений администрации города Юрги и обеспечивает проведение соответствующих мероприятий.

Каких-либо нарушений названного Порядка в ходе судебного разбирательства не установлено.

Как следует из материалов дела, по итогам рабочей поездки в г. Юргу, Губернатором Кузбасса был составлен перечень поручений, в том числе, Главе города Юрги Фомину А. В. по подготовке к работе муниципальное автономное учреждение по организации школьного питания с учетом опыта г. Кемерово и Кемеровского муниципального округав срок до 01.08.2020, обеспечению работы муниципального учреждения по организации школьного питания в срок до 01.09.2020 (т. д. № 5, л. д. 109-113).

В соответствии с пояснительной запиской к проекту постановления «О создании муниципального автономного учреждения «Детское питание», составленной начальником Управления образованием Администрации города Юрги (т. д. № 5, л. д. 91-92), представлено финансово-экономическое обоснование необходимости и целесообразности создания муниципального учреждения.

Исходя из справки к проекту распоряжения (постановления) Администрации города Юрги к вопросу «О создании МАУ Детское питание» проект прошел согласование соответствующих подразделений органов и должностных лиц Администрации г. Юрги (т. д. № 7, л. д. 1).

Вышеуказанные действия, по результатам которых Главой города Юрги принято в форме оспариваемого постановления Администрации города Юрги решение о создании учреждения, согласуются с утвержденным Постановлением администрации Юргинского городского округа от 26.01.2017 N 80 Порядком принятия решений о создании муниципальных учреждений путем их учреждения.

Заявителем указано, что существенным нарушением Федерального закона «Об автономных учреждениях» при создании МАУ «Детское питание г. Юрги», утверждения его устава, а также изменений в устав, является отсутствие имущественной базы для создания учреждения.

На основании части 3 статьи 5 Федерального закона N 174-ФЗ  решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования.

Согласно части 10 статьи 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях» имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.

Исходя из пункта 6 оспариваемого Постановления, при создании МАУ принято решение не закреплять на момент создания за учреждением объектов недвижимого имущества. Из материалов дела также не следует, что при создании за автономным учреждением закреплялось какое-либо движимое имущество.

 Так, в ходе судебного разбирательства было установлено (т. д. № 8, л. д. 64-87), что в период после создания МАУ в октябре 2020 года из оперативного управления МБОУ «СОШ № 1», МБОУ «СОШ № 2», «МБОУ «ООШ № 3», МБОУ «НОШ № 5», МБОУ «СОШ № 8» было передано в оперативное управление МАУ «Детское питание г. Юрги» движимое имущество, необходимое для приготовления и организации питания. Также с 01.09.2020 были заключены договоры безвозмездного пользования нежилых помещений, в соответствии с которыми общеобразовательные учреждения передали на неопределенный срок МАУ «Детское питание г. Юрги» в безвозмездное пользование нежилые помещения пищеблоков (т. д. № 8, л. д. 88-119).

Таким образом, суд признает, что на момент создания автономного учреждения требования части 10 статьи 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях» заинтересованным лицом не были соблюдены. Вместе с тем, заявителем не обосновано, каким образом не закрепление имущества на момент создания за учреждением повлекло в нарушение его прав и интересов. Предполагается, что в данном случае отсутствие какого-либо имущества у созданного учреждения может повлечь нарушение прав и интересов кредиторов данного юридического лица, поскольку в силу части 4 статьи 2 Федерального закона N 174-ФЗ  автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Вместе с тем, доказательств того, что для заявителей в данном случае имеются обстоятельства невозможности удовлетворения требований к МАУ «Детское питание г. Юрги» не представлено.

Само по себе указанное нарушение части 10 статьи 5 Федерального закона № 174-ФЗ не может повлечь признание незаконным в целом постановления № 717 от 10.07.2020, тем более что в дальнейшем МАУ «Детское питание г. Юрги» было передано имущество, необходимое для осуществления его деятельности.

При этом, вопрос правомерности изъятия из оперативного управления образовательных учреждений и последующая передача в оперативное управление МАУ «Детское питание г. Юрги» оборудования, а также заключения договоров безвозмездного пользования нежилых помещений - не относится к предмету настоящего спора, ввиду чего данные доводы судом не исследуются.

Постановлением № 717 от 10.07.2020 директором МАУ «Детское питание г. Юрги» назначена Захарова Оксана Викторовна (пункт 4). По мнению заявителей, принятие решений о назначении директора учреждения до принятия и утверждения Устава данного автономного учреждения преждевременно, не соответствует требованиям статьи 8 Закона № 174-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 174-ФЗ структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяются уставом автономного учреждения в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие) (часть 2 названной статьи).

Устав МАУ «Детское питание г. Юрги» был утвержден Постановлением от 04.08.2020 № 782. В данном случае суд учитывает, что пункт 6 статьи 9 Федерального закона № 174-ФЗ в любом случае относит к компетенции учредителя в области управления автономным учреждением назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним, что в дальнейшем закреплено и в Уставе МАУ «Детское питание г. Юрги» (пункт 3.3.7 Устава). Ввиду указанного, а также, поскольку заявителем не представлено обоснования нарушения пунктом 4 Постановления № 717 его прав и законных интересов, не имеется оснований полагать, что назначение директора учреждения до момента утверждения устава учреждения является нарушением, влекущим отмену оспариваемого постановления.

Учитывая, что установленный пунктом 7 Постановления № 717 от 10.07.2020 контроль за исполнением оспариваемого постановления, возложенный на заместителя Главы города по социальным вопросам - не противоречит положениям Федерального закона № 174-ФЗ, иным законам и нормативно-правовым актам, в том числе, муниципального образования, не нарушат прав и интересов заявителей, используется в качестве организационного инструмента по контролю исполнения решений муниципального органа, суд не усматривает в данном случае оснований для отмены указанного пункта постановления.

В части доводов заявителей о нарушении оспариваемым постановлением антимонопольного законодательства,в том числе подпунктов 2 и 5 части 1 статьи 15 Федерального законаот 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку при создании указанного в Постановлении автономного учреждения на конкурентном рынке сужаются возможности участия физических и юридических лиц в оказании соответствующих услуг (выполнении работ), суд считает необходимым отметить следующее.

Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в частности, органами местного самоуправления в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Закрепленные в данной норме запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

По смыслу абзаца 2 пункта 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ на антимонопольном органе лежит бремя доказывания того, что акты, действия (бездействие) органа местного самоуправления приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В свою очередь, орган местного самоуправления вправе опровергать факт нарушения антимонопольного законодательства путем указания на конкретную норму федерального закона, разрешившую ему принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).

Как указывалось ранее, вопросы организации питания в образовательных учреждениях относятся к вопросам местного значения Юргинского городского округа, исходя из чего, в указанных целях органы местного самоуправления в силу Федерального закона № 174-ФЗ обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений. Само по себе вынесение оспариваемого Постановления № 717 от 10.07.2020 и создание МАУ «Детское питание г. Юрги» не может быть признано в данном случае нарушающим нормы Закона о защите конкуренции, при этом, ни из оспариваемого Постановления, ни из Устава автономного учреждения не следует, что МАУ «Детское питание г. Юрги» создано для выполнения работ (оказания услуг) в установленной сфере.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса (абзац 2 статьи 13 Гражданского кодекса).

Истец (заявитель) свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом. Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца (заявителя) должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.

Доводы заявителя сводятся, по большей мере, к нарушениям антимонопольного законодательства не самим фактом создания спорного автономного учреждения, а дальнейшей его деятельностью, в том числе, по утверждению муниципального заказа, по передаче учреждению на праве оперативного управления имущества, по заключению договоров с образовательными учреждениями, с обучающимися, питание которых не финансируется из бюджета, и т. д., что не является предметом рассмотрения и исследования в рамках настоящего дела.

Кроме этого, учитывая сроки, на которые были заключены договоры заявителей с бюджетными общеобразовательными учреждениями, невозможно однозначно установить, что при соблюдении всех необходимых конкурентных процедур, именно заявители остались бы поставщиками услуг по организации питания данным образовательным учреждениям.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного в совокупности, суд приходит к выводу, что не имеется оснований считать решения Администрации города Юрги, установленные в Постановлении № 717 от 10.07.2020 «О создании муниципального автономного учреждения «Детское питание г. Юрги», несоответствующими закону или иному нормативному правовому акту и нарушающими права и законные интересы заявителя, ввиду чего требования удовлетворению не подлежат.

Расходы от уплаты государственной  пошлины  относятся на заявителей (статья 110  АПК РФ).

Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170, 176, 180, 181, 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

В удовлетворении ходатайства заявителя об отложении судебного разбирательства отказать.

Заявленные требования о признании незаконными решений Администрации города Юрги, установленных в Постановлении № 717 от 10.07.2020 «О создании муниципального автономного учреждения «Детское питание г. Юрги», оставить без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Верона», город Юрга Кемеровской области-Кузбасса (ОГРН 1154230001090, ИНН 4230030423) из федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины, уплаченной в соответствии с чеком по операции от 20.07.2020 (плательщик Меркушев Алексей Валентинович).

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Верона-Ю», город Юрга Кемеровской области-Кузбасса (ОГРН 1134205020366, ИНН 4205273045) из федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины, уплаченной в соответствии с чеком по операции от 20.08.2020 (плательщик Меркушев Алексей Валентинович).

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Комбинат питания», город Юрга Кемеровской области-Кузбасса (ОГРН 1154230000946, ИНН 4230030279)  из федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 703 от 19.08.2020.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                           М. А. Сарафанникова