ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-16898/2021 от 05.10.2021 АС Кемеровской области

                              АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8,  г. Кемерово, 650000

http://www. kemerovo. arbitr. ru/

e-mail: info@kemerovo. arbitr. ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

город Кемерово                                                                               Дело № А27-16898/2021

11 октября 2021  года

Резолютивная часть решения  оглашена 05 октября 2021  года.

Решение  в  полном объеме  изготовлено 11 октября 2021  года.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи  Кормилиной Ю.Ю. 

при ведении  аудиозаписи и протокола  судебного заседания помощником судьи Шумской А.О.,

рассмотрев  в судебном заседании дело заявлению  Прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>),

к Администрации Полысаевского городского округа, Кемеровская область – Кузбасс, город Полысаево (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению муниципального правового акта,

при участии:

от заявителя: ФИО1 – прокурор отдела прокуратуры Кемеровской области – Кузбасса  (удостоверение),

у с т а н о в и л

Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса (далее – заявитель, Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Полысаевского городского округа, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению муниципального правового акта, регламентирующего выдачу письменных разъяснений налогоплательщику по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренного статьями 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 05.10.2021.

 В предварительном судебном заседании  заявитель требования поддержал.

Администрация, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.  

Кроме того в дело от Администрации поступило ходатайство о признании в порядке статьи 49 АПК РФ заявленных Прокуратурой требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению муниципального правового акта.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствии Администрации.

С учетом отсутствия  возражений лиц, участвующих в деле, судом завершено предварительное судебное заседание,  открыто   судебное заседание  в  порядке части  4 статьи 137 АПК РФ.

Рассмотрев и исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Прокуратурой города Ленинска-Кузнецкого проведен мониторинг действующих муниципальных правовых актов администрации Полысаевского городского округа, принятых по вопросам дачи письменных разъяснений налогоплательщикам в сфере применения правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, по результатам которого установлен факт бездействия администрации Полысаевского городского округа, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению данного нормативного правового акта.

Полагая, что бездействие Администрации Полысаевского городского округа является незаконным, Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса обратилась в Арбитражный суд Кемеровской  области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью  1 статьи  198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части  2 статьи  201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

По смыслу статей 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей  2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее -  Федеральный  закон №210-ФЗ) под муниципальной  услугой, предоставляемой  органом местного самоуправления  понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"  (далее -  Федеральный закон №131-ФЗ)  и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Нормами статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ определен  круг вопросов  местного значения муниципального городского округа.

Вместе с тем, в соответствии с частью  1 статьи  19 Федерального закона №131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации  (далее -  НК РФ) финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Пунктом 3 ст. 34.2 НК РФ установлено, что Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В силу п.п. 2 п. 1 ст. 21  НК РФ  налогоплательщики имеют право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Таким образом, финансовые органы муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязаны предоставлять государственную услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 части 1 статьи  6 Федерального закона №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст. 2 Федерального закона №210-ФЗ).

Согласно статье  55 Устава муниципального образования «Полысаевский городской округ Кемеровской области - Кузбасса» Администрация Полысаевского городского округа является органом, осуществляющим муниципальный контроль на территории городского округа при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами Полысаевского городского округа, а также требований, установленных федеральными законами, законами Кемеровской области - Кузбасса, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом Кемеровской области - Кузбасса и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В пределах своей компетенции и в рамках полномочий, предоставленных федеральными законами и законами Кемеровской области- Кузбасса в сфере муниципального контроля, администрация Полысаевского городского округа:

1) организует и осуществляет муниципальный контроль на территории городского округа;

2) разрабатывает административные регламенты осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Кемеровской области - Кузбасса;

3) организует и проводит мониторинг эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности;

4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Кемеровской области - Кузбасса.

Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности, полномочия и функции отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации Полысаевского городского округа устанавливается муниципальными правовыми актами администрации Полысаевского городского округа.

Прокуратурой установлено, что в нарушение действующего законодательства администрацией Полысаевского городского округа не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-коммуникационной сети «Интернет» отсутствуют.

Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность в деятельности финансового органа по предоставлению данной муниципальной услуги, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

С учетом вышеизложенного, оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявление   удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Полысаевского городского округа,  выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципального правового акта, регламентирующего выдачу письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренный ст. ст. 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать Администрацию Полысаевского городского округа разработать и утвердить  в течение трех месяцев   с даты вступления настоящего решения в законную силу муниципальный правовой акт, регламентирующий выдачу письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренный ст. ст. 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решение в месячный срок с момента его принятия  может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск. Апелляционная  жалоба подаётся через Арбитражный  суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                       Ю.Ю. Кормилина