АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д.8, г. Кемерово, 650000
город Кемерово Дело № А27-17098/2022
20 октября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 20 октября 2022 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Кормилиной Ю.Ю.,
при ведении аудиозаписи и протокола судебного заседания помощником судьи Шумской А.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новокузнецкая домостроительная компания" имени Косилова Анатолия Викторовича, город Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Инспекции государственного строительного надзора Кузбасса, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании постановления по делу № 02-10-22-01 от 14.07.2022 в части назначения наказания,
при участии:
от заявителя: ФИО1 (доверенность №42/2022 от 01.08.2022, диплом, паспорт)
от административного органа: ФИО2 (доверенность от 10.01.2022, паспорт, удостоверение),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью "Новокузнецкая домостроительная компания" имени Косилова Анатолия Викторовича (далее – заявитель, ООО «НДСК» им. Косилова А.В., общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановленияинспекции государственного строительного надзора Кузбасса (далее – инспекция, административный орган) по делу №02-10-22-01 от 14.07.2022 об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.5, части 3 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 701000 рублей.
Определением суда от 19.09.2022 дело принято к производству, назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 13.10.2022.
В предварительном судебном заседании от 13.10.2022 представитель заявителя требования поддержал. Не оспаривая факт совершения правонарушения, просит снизить размер административного штрафа до 350 500 руб., применив положения статьи 4.1 КоАП РФ.
Представитель инспекции пояснил, что вынесенное постановление является законным и обоснованным; снижение штрафа оставил на усмотрение суда.
В порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с согласия лиц, участвующих в деле, судом завершено предварительное судебное заседание, открыто судебное заседание.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
В период с 12.04.2022 по 18.04.2022, на основании решения инспекции о проведении внеплановой выездной проверки от 31.03.2022 №149/02-ОС, проведена внеплановая выездная проверка объекта капитального строительства «Кемеровская область - Кузбасс, <...> Многоквартирный жилой дом №15», расположенного по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Мысковский городской округ, <...>.
Застройщиком и лицом, осуществляющим строительство, на основании полученного разрешения на строительство № 42-309-01-2022 от 04.03.2022 (срок действия до 04.03.2023) и документов на земельный участок является ООО «НДСК» им. Косилова А.В.
В ходе проверки обнаружены нарушения при строительстве ООО «НДСК» им. Косилова А.В. объекта капитального строительства.
Постановлением от 14.07.2022 по делу №02-10-22-01 об административном правонарушении ООО «НДСК» им. Косилова А.В. привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.5, части 3 статьи 9.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 701 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением в части назначения наказания, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, образуют административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 9.4 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения.
1) Как установлено административным органом, строительство объекта осуществляется в соответствии с проектной документацией шифра 156/18-15: жилой дом крупнопанельный, железобетонный, серии 97 «КОПЭ», количество этажей - 9, в том числе подземных этажей - 1, количество секций - 1, общая площадь - 2961,13 м2.
По данной проектной документации (включая и результаты инженерных изысканий) получено положительное заключение негосударственной экспертизы №42-2-1-3-007678- 2022 от 11.02.2022, подготовленное ООО «Межрегиональный экспертный центр» (г. Вологда).
В период с 04.02.2021 (дата начала подготовительных работ на объекте согласно записям в разделе 3 общего журнала работ №1) по 12.04.2022 (дата проведения осмотра) на объекте выполнены следующие работы: работы подготовительного периода (установка ограждения, вертикальная планировка территории строительной площадки, установка временных строительных бытовых помещений, разбивка осей объекта); разработка котлована, устройство свайного фундамента; монтаж несущих и ограждающих железобетонных конструкций техподполья, с 1-го по 8-ой этажи, чердака, крыши (кровельные панели и лотки, согласно представленным документам о качестве на данные изделия покрыты гидроизоляцией Монолит-20М), стен и перекрытия машинного отделения; - монтаж пластиковых окон и балконных дверей из ПВХ профилей; монтаж внутренних инженерных сетей отопления, водоснабжения, бытовой и ливневой канализации, вентиляции; утепление и бетонирование полов в квартирах на 1-ом этаже; монтаж вытяжки из канализации на чердаке и крыше; монтаж и утепление вентшахт в чердачном помещении; на крыше на вентблоки установлены дефлекторы; монтаж металлического ограждения крыши; монтаж крышек водоприемных воронок на крыше; монтаж молниеприемной сетки на крыше; строительство входных узлов (спуски СТ-1 и СТ-2) в техподполье жилого дома, наружных приямков ПР1 и ПР2; обмазочная гидроизоляция цокольных панелей, боковых поверхностей крыльца и наружного тамбура входа в подъезд жилого дома и стенок спусков в техподполье жилого дома, наружных приямков ПР1 и ПР2; монтаж металлического ограждения крыльца входа в подъезд жилого дома, спусков в техподполье жилого дома, наружных приямков ПР1 и ПР2; строительство наружной сети водопровода от колодца К1 до ПГ-1, от ПГ-1 до УГ.2.
На момент проведения осмотра на объекте выполнялись работы по устройству наружных сетей канализации К1 (разработка траншеи под трубопровод, монтаж канализационного колодца со стороны оси 1 жилого дома), по устройству теплосети (разработка траншеи под теплотрассу, щебеночное основание, монтаж железобетонных лотков и их гидроизоляция); работы по монтажу ограждений балконов и монтажу металлических люков и пожарных лестниц на балконах, по строительству наружного тамбура входа в подъезд жилого дома.
Строительство объекта, согласно представленной исполнительной документации, ООО «НДСК» им. А.В. Косилова осуществлялось в период с 17.02.2021 (в соответствии с записями в разделе 3 «Сведения о выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства» общего журнала работ № 1 04.02.2021 начаты работы по разработке котлована жилого дома). Разрешение на строительство № 42-309-01-2022 выдано ООО «НДСК» им. А.В. Косилова администрацией Мысковского городского округа 04.03.2022.
За указанный период, с 04.02.2021 по 04.03.2022, согласно записям в разделе № 3 общего журнала работ №1, на объекте были выполнены: работы подготовительного периода, земляные работы, работы по устройству фундаментов, по монтажу железобетонных конструкций цокольного этажа, железобетонных конструкций с 1-го по 8-ой этажи, чердака, машинного отделения, по монтажу элементов кровли; по монтажу внутренних сетей ливневой и хозбытовой канализации. Указанные работы выполнялись без наличия разрешения на строительство.
В соответствии с п.10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к объектам капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.2 ст. 51 ГрК РФ).
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч.1 ст. 51 ГрК РФ).
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 ГрК РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения па строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Строительство объекта в отсутствие подтверждающего документа на соответствие проектной документации, требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство (разрешение на строительство) не обеспечивает безопасные условия для проживания и пребывания человека в указанном объекте (ч.2 ст. 10 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – 384-ФЗ)).
Также, осуществление строительства в отсутствие данного документа не обеспечивает отсутствие негативного воздействия на окружающую среду и угрозы для жизни и здоровья граждан, порчи имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, угрозы жизни и здоровья животных и растений (ст.35 Федерального закона №384-ФЗ).
2) В нарушение ст. 39 Федерального закона №384-ФЗ, ч.15 ст.48 ГрК РФ в период выполнения работ 04.02.2021 по 04.03.2022 застройщиком не произведена обязательная оценка соответствия проектной документации в форме экспертизы проектной документации.
Положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от №42-2-1-3-007678-2022, подготовленное «Межрегиональный экспертный центр» (г. Вологда), датировано 11.02.2022. Следовательно, строительство объекта до 11.02.2022 осуществлялось по проектной документации, не имеющей положительного заключения экспертизы проектной документации
В случаях, предусмотренных ст. 49 ГрК РФ, застройщик направляет проектную документацию на экспертизу. При этом в соответствии с ч. 15 ст. 48 ГрК РФ, проектная документация утверждается застройщиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
В соответствии с п.1 ч. 9 ст. 49 ГрК РФ результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование, требованиям, предусмотренным п.1 ч.5 настоящей статьи (за исключением случаев проведения экспертизы проектной документации в соответствии с п.1 ч. 3. 3 настоящей статьи).
В соответствии с п.1 ч. 5. ст. 49 ГрК РФ предметом экспертизы проектной документации являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в ч. 2 настоящей статьи, и проектной документации, указанной в ч. 3 настоящей статьи, в соответствии с п. 1 ч. 3.3 настоящей статьи.
Согласно ст. 39 Федерального закона №384-ФЗ обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) проводится, в том числе в форме экспертизы проектной документации.
На основании положений ст. ст. 38, 39, 40 Федерального закона №384-ФЗ оценкой соответствия проектной документации должно определяться соответствие проектной документации требованиям настоящего Федерального закона и результатам инженерных изысканий, а так же оценкой соответствия связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования является экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации.
Таким образом, в нарушение ст. 39 Федерального закона №384-ФЗ, ч. 15 ст. 48 ГрК РФ в период выполнения работ не произведена обязательная оценка соответствия проектной документации в форме экспертизы проектной документации.
3) ООО «НДСК» им. А.В. Косилова в процессе строительства объекта выполняет не должным образом строительный контроль, а именно: представленные на момент проведения проверки акты освидетельствования скрытых работ по монтажу конструкций жилого дома (за исключением актов на забивку составных свай), по устройству наружной сети водопровода от колодца К1 до ПГ-1, от ПГ-1 до УГ.2 не подписаны уполномоченным представителем застройщика по вопросам строительного контроля. При этом уполномоченным представителем застройщика по вопросам строительного контроля замечания о данных нарушениях при выполнении строительных работ не внесены в раздел 4 «Сведения о строительном контроле застройщика или заказчика в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства» общего журнала работ; ответственные конструкции по мере их готовности не приняты в установленном порядке с представителем проектной организации, с составлением актов промежуточной приемки этих конструкций, акты, подтверждающие приемку ответственных конструкций, не представлены; в исполнительной документации отсутствуют документы на использованную опалубку, акты по приемке опалубки перед бетонированием монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
Согласно разделу 5.17 «СП 70.13330.2012. Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87» (далее - СП 70.13330.2012):
- опалубка должна соответствовать требованиям ГОСТ 34329 и обеспечивать проектную форму, геометрические размеры и качество поверхности возводимых конструкций в пределах установленных допусков (пункт 5.17.1);
- при выборе типа опалубки, применяемой при возведении бетонных и железобетонных конструкций, следует предусматривать: точность изготовления и монтажа опалубки; качество бетонной поверхности и монолитной конструкции после распаду оборачиваемость опалубки. Опалубка должна быть сертифицирована на соответствие ГОС 34329 предприятием-изготовителем (пункт 5.17.2);
- установка и приемка опалубки, распалубливание монолитных конструкций, очистка и смазка производится по СП 48.13330 и ППР (пункт 5.17.4)
- подготовленную к бетонированию опалубку следует принимать по ГОСТ Р 52752 и акту (пункт 5.17.5).
В соответствии с разделом 6 шифра 156/18-15-ПОС (лист 12 шифра 155/18-15- ПОС.ПЗ) все работы должны вестись в соответствии с требованиями СП 70.13330.2012.
Инспекцией установлено, что ООО «НДСК» им. А.В. Косилова ведется учет (запись) выполнения работ при строительстве объекта в общем журнале работ №1, в котором не заполнены раздел 4 «Сведения о строительном контроле застройщика или заказчика в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства», раздел 6 «Перечень исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства». В разделе 3 «Сведения о выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства» общего журнала работ №1 отсутствуют сведения о применении составных свай, о выполнении стыков данных составных свай, о выполнении работ по установке и снятии опалубки при устройстве монолитных железобетонных конструкций ростверка, фундаментов под лифтовую шахту, крыльца входа, спусков в техподполье, приямков ПР1 и ПР2, при выполнении замоноличивания стыков и узлов; отсутствуют сведения о проведении лабораторного и геодезического контроля в ходе выполнения строительно-монтажных работ. В специальном журнале «Сводный журнал забивки свай» отсутствуют сведения о забивке составных свай, о произведенном расчете отказа при забивке свай; сведения о выборе молота для забивки свай в соответствии с п. 12.1.6 «СП 45.13330.2017. Свод правил. Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87» (СП 45.13330.2017), сведения о результатах измерений при забивке пробных свай (регистрация числа ударов на каждый метр погружения с контролем их несущей способности по отказам) в соответствии с 12.1.8 СП 45.13330.2017); отсутствуют сведения об уполномоченном представителе лица, осуществляющего строительство, на выполнение работ по забивке свай. В соответствии с разделом 6 шифра 156/18-15-ПОС (лист 12 шифра 155/18-15-ПОС.ПЗ) работы должны вестись в соответствии с требованиями СП 45.13330.2017.
На основании положений п. 1, 2, 4 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства объектов капитального строительства, в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. В случае осуществления строительства на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
В соответствии с требованиями ч.3 п.1 ст. 39 Федерального закона №384-ФЗ обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме строительного контроля.
Под строительным контролем понимается контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта, и контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых не может быть проведено без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения. При осуществлении строительного контроля для лиц, его осуществляющих, устанавливается обязанность письменного оформления актов, составляемых по результатам строительного контроля, а также замечаний застройщика (заказчика), привлекаемых им для осуществления строительного контроля лиц.
В процессе строительства объекта капитального строительства, должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работу которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций.
Согласно Положению «О проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 №468, предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Также согласно п.п. «г», «д», «е» пункта 5 Положения лицо, осуществляющее строительство совместно с заказчиком осуществляет освидетельствование скрытых работ и промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; приемку законченных видов (этапов) работ; проверку совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации.
Согласно ст. 58 ГрК РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Юридическое лицо ООО «НДСК» им. Косилова А.В. своими действиями нарушило соответствие выполняемых в процессе строительства работ требованиям технических регламентов, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, осуществило строительство объекта капитального строительства в отсутствии разрешительной документации.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств объективной невозможности соблюдения заявителем требований градостроительного законодательства, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, административным органом и судом не установлено.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждается наличие в действиях общества составов административных правонарушений предусмотренных частью 1 статьи 9.5, частью 3 статьи 9.4 КоАП РФ.
Совершение правонарушения ООО «НДСК» им. Косилова А.В. не оспорено и документально не опровергнуто.
Процессуальных нарушений, имеющих существенный характер и являющихся основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления в полном объеме, судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Основания для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
В соответствии с п.п. 18, 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив характер правонарушения с учетом объекта его посягательства, степени вины правонарушителя и общественной опасности, суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ. Осуществление строительства, реконструкции объекта в отсутствие соответствующего разрешения приводит к невозможности осуществления предшествующего допуска и последующего государственного контроля за этими работами.
Доказательства наличия исключительных обстоятельств, при которых возможно освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, в деле отсутствуют.
Возможности замены назначенного обществу административного наказания в виде штрафа на предупреждение судом также не усматривается ввиду отсутствия в материалах дела доказательств наличия совокупности условий, предусмотренных статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 3 данной статьи, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 6 статьи 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.
Инспекциейс учетом положения указанных норм и повторности совершения правонарушения применено наказание в виде штрафа в размере 701000 руб.
Вместе с тем суд приходит к выводу о возможности снижения определенного административным органом в оспариваемом постановлении размера административного штрафа, на основании следующего.
В соответствии с пунктом 3.2 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Суд, учитывает, что ООО «НДСК» им. А.В. Косилова является застройщиком социального жилья; по данным бухгалтерской отчетности ООО «НДСК» им. А.В. Косилова, размещенным в открытом доступе сети Интернет (https://www.audit-it.ru/buh_otchet) по итогам 2021 года величина убытка от финансово-хозяйственной деятельности (строка 2400 отчета о финансовых результатах (прибылях и убытках)) составила 1968 тыс. руб. Сумам налагаемого штрафа является значительной.
При этом на дату вынесения постановления обществом получено разрешение на строительство №42-309-01-2022 администрации Мысковоского городского круга 04.03.2022 и положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий №42-2-1-3-007678-2022 «Межрегиональный экспертный центр» (г.Вологда),
Учитывая указанные обстоятельства, с целью обеспечения назначения справедливого и соразмерного наказания, исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости и законности административной ответственности, суд считает возможным установить наказание ниже минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи, снизив его в два раза, до 350 500 руб.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
изменить постановление Инспекции государственного строительного надзора Кузбасса по делу об административном правонарушении от 14.07.2022 №02-10-22-01 в части назначения наказания.
Наказание обществу с ограниченной ответственностью "Новокузнецкая домостроительная компания" имени Косилова Анатолия Викторовича, город Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>) за совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 9.5, частью 3 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считать назначенным в виде штрафа в размере 350500 (триста пятьдесят тысяч пятьсот) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд. Жалоба подается через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья Ю.Ю. Кормилина