ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-1733/14 от 02.06.2014 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-1733/2014

04 июня 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2014 года

Полный текст решения изготовлен 04 июня 2014 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Конаревой И.А. при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Гончаровой А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» (г. Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (город Кемерово, ИНН <***>, ОГРН <***>),

о признании незаконным и отмене постановления №32-513/юл от 18.11.2013

при участии:

от открытого акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление»: не явился (извещен),

от Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: представитель ФИО1 по доверенности №3374 от 13.03.2014, служебное удостоверение;

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» (далее –заявитель, общество, ОАО «РЭУ») обратилось в арбитражный суд к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее–Сибирское управление Ростехнадзора, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене полностью постановления №32-513/юл о назначении административного наказания от 18.11.2013 (далее- оспариваемое постановление, постановление от 18.11.2013) в виде наложения административного штрафа по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) в размере 15 000 рублей.

Заявитель не согласен с постановлением от 18.11.2013, считает его незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Заявитель считает, что постановление от 18.11.2013 составлено без участия законного представителя, в результате чего ОАО «РЭУ» не смогло реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ. Заявитель указывает также, что при рассмотрении дела административным органом не исследовался вопрос о наличии смягчающих вину обстоятельств или признаков малозначительности. Общество считает, что примененная административным органом мера наказания, в виде наложения административного штрафа, является необоснованной. Подробнее доводы общества изложены в заявлении.

Сибирское управление Ростехнадзора в представленном письменном отзыве на заявления общества возражало против удовлетворения требований заявителя по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол составляется немедленно. 23.10.2013 военной прокуратурой Новосибирского гарнизона в отношении общества по признакам совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ составлено немедленно, после выявления правонарушения, в присутствии ФИО2 уполномоченного доверенностью на представление интересов общества. При назначении наказания административным органом учтены обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность как повторное совершение однородного административного правонарушения, о чем свидетельствует вынесенное Новосибирским районным судом решение от 21.01.2013 в отношении ОАО «РЭУ» по статьей 9.11 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 20 000 рублей. Учитывая характер правонарушения, совершенного обществом, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ административный орган не нашел. Подробнее доводы Сибирского управления Ростехнадзора изложены в письменном отзыве на заявление. Свою позицию представитель Сибирского управления Ростехнадзора поддержал и в судебном заседании.

Изучив материалы дела, в том числе материалы дела об административном правонарушении, заслушав участвующих в деле лиц, суд признал заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

При осуществлении совместной проверки с помощником военного прокурора по письму Военной прокуратуры Новосибирского гарнизона была проведена проверка по вопросам организации эксплуатации основного и вспомогательного оборудования, соблюдения техники безопасности при эксплуатации оборудования и вопросам подготовки к осеннее- зимнему периоду 2013/2014 котельных Новосибирской области, г. Обь, а именно котельной №471, котельной №438, котельной №419. Проверка проведена в присутствии начальника Обского участка котельных филиала ОАО «РЭУ» ФИО3

В ходе проверки выявлены следующие нарушения Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от24.03.2003 (далее- ПТЭ ТЭУ) и Правил устройств и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 №88 (далее- ПБ 10-574-03), а именно:

-оперативный персонал, обслуживающий основное и вспомогательное оборудование на всех котельных не прошли проверку знаний ПТЭ ТЭУ, эксплуатация тепловых энергоустановок осуществляется неподготовленным персоналом. Указанное является нарушением пунктов 2.3.1, 2.3.8.4 ПТЭ ТЭУ;

- не пересмотрены и не переутверждены в установленном порядке исполнительные технологические схемы и инструкции, что является нарушением пунктов 2.8.3, 2.8.7 ПТЭ ТЭУ;

- производственные здания и сооружения котельной №471 находятся в аварийном состоянии, что является нарушением пункта 3.3.1 ПТЭ ТЭУ;

- не проведено техническое освидетельствование специализированной организацией зданий и дымовой трубы котельной №471, отсутствует техническая документация дымовой трубы, что является нарушением пунктов 3.3.9, 3.3.10 ПТЭ ТЭУ;

- на всех котельных не проводятся режимно-наладочные испытания, отсутствуют режимные карты, чем нарушены пункты 5.3.6. 5.3.7 ПТЭ ТЭУ;

- все котлы не зарегистрированы в установленном порядке, что является нарушением пункта 1.5 ПТЭ ТЭУ,

- паспорта котлов не ведутся, отсутствуют необходимые записи в соответствии с требованиями правил, чем нарушен пункт 2.2.5 ПТЭ ТЭУ;

- отсутствуют показывающие манометры перед всасывающими и после нагнетательных патрубков на сетевых насосах, питательных насосах, подпиточных насосах на всех котельных, чем нарушен пункт 9.1.47 ПТЭ ТЭУ;

- отсутствуют обратные клапаны на двух сетевых насосах (котельная №438), чем нарушен пункт 9.1.36 ПТЭ ТЭУ;

-отсутствуют надписи на арматуре и оборудовании в соответствии с технологическими схемами трубопроводов на всех котельных, чем нарушен пункт 5.2.9 ПТЭ ТЭУ;

- отсутствуют предохранительные клапаны котлов на котельных №438, 419, чем нарушен пункт 5.3.26 ПТЭ ТЭУ;

- отсутствует тепловая изоляция на трубопроводах тепловой сети, деаэраторе (котельная №471) и другом оборудовании на всех котельных, чем нарушены пункты 6.1.31 и 9.12 ПТЭ ТЭУ.

23.10.2013 в отношении общества заместителем военного прокурора Новосибирского гарнизона по материалам проведенной проверки было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Обществу вменялось административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ. Материалы дела и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.10.2013 направлено в адрес Сибирского управления Ростехнадзора.

18.11.2013 государственным инспектором Новосибирского межрегионального отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми вынесено постановление №32-513/юл, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Общество не согласилось с оспариваемым постановлением и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ), при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании и проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона рассматриваемых административных правонарушений характеризуется действиями, нарушающими установленные нормы и правила.

Субъектами административных правонарушений могут быть граждане, должностные, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон №116-ФЗ. Положения этого Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона №116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона №116-ФЗ установлено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с положениями части 1 статьи 9 Федерального закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

С целью обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации теплоустановок и содержания их в исправном состоянии Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 №115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых электроустановок.

Пунктом 2.3.1. ПТЭ ТЭУ предусмотрено, что эксплуатация тепловых энергоустановок осуществляется подготовленным персоналом. Специалисты должны иметь соответствующее их должности образование, а рабочие - подготовку в объеме требований квалификационных характеристик. С целью предупреждения аварийности и травматизма в организации следует систематически проводить работу с персоналом, направленную на повышение его производственной квалификации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.3.8.4. ПТЭ ТЭУ с оперативными руководителями, оперативным и оперативно-ремонтным персоналом:

- вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по безопасности труда, а также инструктаж по пожарной эксплуатации;

- подготовка по новой должности или профессии с обучением на рабочем месте (стажировка);

- проверка знаний правил, норм по охране труда, правил технической эксплуатации, пожарной безопасности;

- дублирование;

- специальная подготовка;

- контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки.

Согласно пункту 2.8.3. ПТЭ ТЭУ обозначения и номера оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры в схемах, чертежах и инструкциях должны соответствовать обозначениям и номерам, выполненным в натуре.

Все изменения в тепловых энергоустановках, выполненные в процессе эксплуатации, вносятся в инструкции, схемы и чертежи до ввода в работу за подписью ответственного лица с указанием его должности и даты внесения изменения.

Информация об изменениях в инструкциях, схемах и чертежах доводится до сведения всех работников (с записью в журнале распоряжений), для которых обязательно знание этих инструкций схем и чертежей.

Схемы вывешиваются на видном месте в помещении данной тепловой энергоустановки или на рабочем месте персонала, обслуживающего тепловую сеть.

При этом пунктом 2.8.7. ПТЭ ТЭУ предусмотрено, что инструкции пересматриваются и переутверждаются не реже 1 раза в 2 года. В случае изменения состояния или условий эксплуатации энергоустановки соответствующие дополнения и изменения вносятся в инструкции и доводятся записью в журнале распоряжений или иным способом до сведения всех работников, для которых знание этих инструкций обязательно.

В соответствии с пунктом 3.3.1. ПТЭ ТЭУ производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда.

Порядок и сроки освидетельствования зданий предусмотрены пунктом 3.3.9. ПТЭ ТЭУ: строительные конструкции производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок подвергаются один раз в 5 лет техническому освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утвержденному руководителем организации и согласованному проектной организацией. Наличие технической документации предусмотрено пунктом 3.3.10. ПТЭ ТЭУ.

Согласно пунктам 5.3.6., 5.3.7 ПТЭ ТЭУ режим работы котла ведется строго по режимной карте, составленной на основе испытаний оборудования и инструкции по монтажу и эксплуатации завода-изготовителя. При реконструкции котла и изменении марки или качества топлива проводятся новые режимно-наладочные испытания с выдачей режимных карт. В объем режимно-наладочных испытаний входят: подготовительные работы; экспериментальные работы; балансовые испытания с выдачей режимных карт. Режимно-наладочные испытания проводятся не реже одного раза в 5 лет для котлов на твердом и жидком топливе и не реже одного раза в 3 года для котлов на газообразном топливе. Для последних, при стабильной работе, периодичность может быть увеличена по согласованию с органом государственного энергетического надзора.

В соответствии с пунктом 1.5. ПТЭ ТЭУ в организациях, осуществляющих эксплуатацию тепловых энергоустановок, ведется их учет в соответствии с Приложением №1 к настоящим Правилам.

В силу пункта 2.2.5. ПТЭ ТЭУ ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и ее подразделений обеспечивает наличие и ведение паспортов и исполнительной документации на все тепловые энергоустановки.

Согласно пункту 9.1.47. ПТЭ ТЭУ показывающие манометры устанавливаются перед всасывающими и после нагнетательных патрубков насосов.

Пунктом 5.2.9. ПТЭ ТЭУ предусмотрено, что арматура должна иметь надписи, определяющие ее назначение, быть занумерованной по технологической схеме трубопроводов, а также иметь указатели направления вращения штурвалов.

Согласно пункту 5.3.26. ПТЭ ТЭУ Эксплуатация котлов с недействующим предохранительным устройством не допускается.

В соответствии с пунктом ПТЭ ТЭУ 6.1.31. для всех трубопроводов тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов и опор труб независимо от температуры теплоносителя и способов прокладки следует выполнять устройство тепловой изоляции в соответствии со строительными нормами и правилами, определяющими требования к тепловой изоляции оборудования и трубопроводов.

Материалы и толщина теплоизоляционных конструкций должны определяться при проектировании из условий обеспечения нормативных теплопотерь.

Материалами дела подтверждается, что обществом не соблюдаются указанные нормы ПТЭ ТЭУ.

Таким образом, событие вменяемого предприятию правонарушения подтверждено материалами дела и не оспаривается заявителем.

При этом вина общества заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения соответствующих требований, однако им не были приняты меры по их соблюдению. Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени осмотрительности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной публично-правовой обязанности. Доказательств невозможности исполнения норм ПТЭ ТЭУ обществом не представлены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Вместе с тем, суд считает, что имеется существенное нарушение процедуры привлечения общества к административной ответственности.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении) составляется в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ему разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Соблюдение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является обязательным, поскольку позволяет обеспечить соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества вынесено в отсутствии законного представителя, в присутствии представителя по доверенности ФИО2 Указанная доверенность по содержанию является общей.

В материалах дела отсутствуют сведения об уведомлении законного представителя общества о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Местом нахождения ООО «РЭУ» соответствии с учредительными документами является <...>. Доказательств направления уведомления о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по указанному адресу административным органом не представлено.

Административным органом представлено уведомление о времени и месте составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.10.2013 адресованное директору филиала «Новосибирский» ОАО «РЭУ». При этом в рапорте старшего лейтенанта юстиции ФИО4 указано, что им направлено уведомление (исходящий номер 6377) о составлении 23.10.2013 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в адрес директора филиала «Новосибирский» и сообщено об указанном по средствам телефонной связи.

Однако административным органом также не представлено доказательств отправления указанного сообщения не только в адрес законного представителя ООО «РЭУ» в г. Москва, но и по месту нахождения его филиала.

Указанные обстоятельства являются существенным нарушением требований действующего законодательства, устранение которого в ходе судебного разбирательства признается судом невозможным.

Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований общества, в связи с чем, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 210, 211 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

признать незаконным и отменить полностью постановление №32-513/юл о назначении административного наказания от 18.11.2013, вынесенное Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (город Кемерово, ИНН <***>, ОГРН <***>) в отношении открытого акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» (г. Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>).

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Конарева И.А.