ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-17420/19 от 17.09.2019 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город  Кемерово                                                                                 Дело № А27-17420/2019 

Решение принято путем подписания судьей резолютивной части решения
17 сентября 2019 года

Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2019 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи А.П. Иващенко, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоСбыт» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Кемеровская область, город Топки к Региональной энергетический комиссии Кемеровской области (ОГРН <***>, ИНН<***>), город Кемерово о признании незаконным и отмене постановления от 09.07.2019,

без вызова сторон

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоСбыт» (далее – заявитель, ООО «ТЭС», Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Региональной энергетический комиссии Кемеровской области (далее – административный орган, РЭК КО) о признании незаконным и отмене постановления от 09.07.2019.  

Определением арбитражного суда от 26.07.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, установлены сроки для предоставления документов в суд и дополнительных документов в обоснование своей позиции.   

Стороны надлежаще извещены о возбуждении производства по делу.

В соответствии с частью 4 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено без вызова сторон.

В обоснование заявленного требования Общество ссылается на то, что заявитель предоставил требуемые документы 16.05.2019, т.е. с незначительным пропуском установленного срока. Таким образом, в действиях (бездействии) заявителя хоть формально и имеются признаки правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.7.1 КоАП РФ, однако, по мнению заявителя, оно является малозначительным, в связи с чем применению подлежат положения ст. 2.9 КоАП РФ. Подробно доводы изложены в заявлении.

Возражая против заявленных требований, РЭК КО с требованием Общества не согласилось, доводы Общества, изложенные в заявлении, считает несостоятельными. Полагает, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно. Подробно возражения изложены в отзыве на заявление.  

В силу части 2 статьи 229 АПК РФ, мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.

Поскольку на решение суда поступила апелляционная жалоба, суд изготавливает мотивированное решение по делу.

Изучив материалы дела, позиции сторон, суд установил следующее.

Определением региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20.05.2019 в отношении ООО «ТЭС» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.7.1. КоАП РФ по непредставлению до 01.05.2019
ООО «ТЭС» в региональную энергетическую комиссию Кемеровской области предложения об установлении цен (тарифов) на 2020 год.

В ходе административного расследования в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения у ООО «ТЭС» запрошены объяснение по делу об административном правонарушении (ст. 26.3 КоАП РФ), истребованы сведения (ст. 26.10 КоАП РФ).

По результатам административного расследования административным органом установлено, что ООО «ТЭС» является регулируемой организацией и у данной организации существует обязанность по предоставлению заявления об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год.

В установленный срок, т.е. до 01.05.2019, ООО «ТЭС» не представило в РЭК КО необходимые документы и материалы, перечень которых определен п.п. 13, 15, 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 1075, необходимых при регулировании тарифов на 2020 год.

Таким образом, ООО «ТЭС» 02.05.2018 в результате непредставления в РЭК КО заявления, материалов, необходимых для установлении цен (тарифов) на 2020 год, совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ.

09.07.2019 в отношении ООО «ТЭС» вынесено постановление по делу об административном правонарушении и о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1  КоАП РФ, в виде административного штрафа на сумму 100 000 рублей

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признает требование заявителя необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

По результатам административного расследования административным органом установлено, что ООО «ТЭС» является регулируемой организацией и у нее существует обязанность по предоставлению заявления об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год.

В установленный срок, т.е. до 01.05.2019 ООО «ТЭС» не представило в региональную энергетическою комиссию Кемеровской области необходимые документы и материалы, перечень которых определен п.п. 13, 15, 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 1075, необходимых при регулировании тарифов на 2020 год.

Таким образом, суд соглашается с выводом РЭК КО о том, что ООО «ТЭС» 02.05.2018 в результате непредставления в РЭК КО заявления, материалов, необходимых для установлении цен (тарифов) на 2020 год, совершено административное правонарушение ответственность за которое предусмотрена
ч.1 ст. 19.7.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, является административным правонарушением и влечет административную ответственность.

Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию.

Объективная сторона правонарушений, административная ответственность за которые предусмотрена частью 1 данной статьи, состоит в непредставлении сведений в уполномоченный орган по тарифам, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.

Субъектами административных правонарушений по данной статье являются юридические лица, на которых нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов возложена обязанность по представлению в орган государственного регулирования тарифов сведений, необходимых для установления, изменения, введения или отмены тарифов.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «
О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон
«О теплоснабжении») органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы в сфере теплоснабжения в соответствии с перечнем, установленным п. 1 ст. 8 Федерального закона «О теплоснабжении».

В соответствии с Положением о региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - Положение о комиссии), установленным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 №371 региональная энергетическая комиссия Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области.

В соответствии с Положением о комиссии региональная энергетическая комиссия Кемеровской области устанавливает тарифы в сфере теплоснабжения.

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов и правил, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

В соответствии с п. 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее - Основы ценообразования № 1075) орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов.

Согласно п. 39 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее - Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 1075) решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования №1075, принимается в соответствии с пунктами 13-35 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 1075.

В соответствии с п. 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения №1075, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов).

Согласно п. 15 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 1075 предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов.

К заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются документы и материалы, указанные в п. 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 1075.

Материалами дела об административном правонарушении в отношении
ООО «ТЭС» подтверждено, что заявитель является регулируемой организацией и у данной организации существует обязанность по предоставлению заявления об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год.

Так постановлениями региональной энергетической комиссии Кемеровской области:

от 20.12.2018 № 722 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов ООО «ТЭС» на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Топки, на 2019 - 2023 годы» установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования долгосрочных тарифов на тепловую энергию и долгосрочные тарифы на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Топки, на период с 01.01.2019 по 31.12.2023;

от 20.12.2018 № 723 «Об установлении ООО «ТЭС» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на теплоноситель, реализуемый на потребительском рынке г. Топки, на 2019 - 2023 годы» установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования долгосрочных тарифов на теплоноситель и долгосрочные тарифы на теплоноситель, реализуемый на потребительском рынке г. Топки, на период с 01.01.2019 по 31.12.2023;

от 20.12.2018 № 724 «Об установлении ООО «ТЭС» долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке г. Топки, на 2019 - 2023 годы» установлены долгосрочные тарифы на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке г. Топки, на период с 01.01.2019 по 31.12.2023;

от 20.12.2018 № 725 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов ООО «ТЭС» на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке Топкинского муниципального района, на 2019 - 2023 годы» установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования долгосрочных тарифов на тепловую энергию и долгосрочные тарифы на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке Топкинского муниципального района, на период с 01.01.2019 по 31.12.2023;

от 20.12.2018 № 726 «Об установлении ООО «ТЭС» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на теплоноситель, реализуемый на потребительском рынке Топкинского муниципального района, на 2019 - 2023 годы» установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования долгосрочных тарифов на теплоноситель и долгосрочные тарифы на теплоноситель, реализуемый на потребительском рынке Топкинского муниципального района;

от 20.12.2018 № 727 «Об установлении ООО «ТЭС» долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке Топкинского муниципального района, на 2019-2023 годы» установлены долгосрочные тарифы на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке Топкинского муниципального района, на период с 01.01.2019 по 31.12.2023.

В соответствии с п. 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения №1075 регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) с необходимыми документами и материалами, перечень которых определен п.п.13,15,16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Таким образом, ООО «ТЭС» в срок до 01.05.2019 года должно было представить в региональную энергетическую комиссию Кемеровской области в соответствии с п. 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 1075 предложение об установлении тарифов на тепловой энергию, теплоноситель, горячую воду на 2020 год с документами и материалами, предусмотренными нормативно-правовыми актами.

Доводы ООО «ТЭС» о предоставлении в РЭК КО предложений по установлению тарифов на 2020 год письмом № 284 от 15.05.2019 суд признает несостоятельными, поскольку указанным письмом заявителем представлены фактические расходы за 2018 год, и материалы которых не содержат предложения ООО «ТЭС» об уровне тарифов на 2020 год.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается
противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об
административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом установлено, что предложение об установлении тарифов на 2020 год представлено заявителем после составления протокола (19.06.2019) об административном правонарушении, с нарушением срока.

Соответственно, суд полагает, что в данном случае у ООО «ТЭС» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее, данным хозяйствующим субъектом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.

ООО «ТЭС» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших представить предложение об установлении тарифов на 2020 год в срок, а также то, что обществом были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства Российской Федерации.   

Соблюдение процедуры и срока давности привлечения Общества к административной ответственности, наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом.

Таким образом, в действиях Общества доказан состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ. Более того, факт совершения указанного правонарушения заявителем не оспаривается.

Довод заявителя о наличии для применения к данному правонарушению положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности, суд отклоняет ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При оценке формальных составов административных правонарушений последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание правоприменителем при выборе конкретной меры ответственности. Пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного порядка как субъективный признак содеянного присуще любому правонарушению, посягающему на общественные отношения. Однако сопутствующие такому пренебрежению условия и обстоятельства подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей (статья 3.1 КоАП).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 указанного Постановления).

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем устанавливается в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только в исключительных случаях и является правом, а не обязанностью суда.

В данном случае обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии угрозы причинения вреда охраняемым общественным отношениям при наличии объективной стороны правонарушения, не подтверждены заявителем. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным требованиям (публичным правовым обязанностям).

Оценив характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, суд считает невозможным применение к нему статьи 2.9 КоАП ввиду его малозначительности, поскольку данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере соблюдения требований законодательства, связанных с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию, а охранительные нормы статьи 19.7.1 КоАП РФ защищают интересы граждан и государства, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным.

 Всесторонне и полно оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, рассмотрев представленные документы, учитывая степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, суд не усматривает оснований для снижения размера назначенного в данном случае Обществу штрафа; соответствующих доказательств, свидетельствующих о возможности применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в материалы дела не представлено.

Фактически виновные действия общества состояли одновременно в игнорировании требований действующего законодательства, а также неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил. Непредставление предложения об установлении тарифов на 2020 год является препятствием для осуществления функций РЭК КО в части установления, изменения, введения или отмены тарифов.

Также материалами дела не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

При вынесении оспариваемого постановления, административным органом учитывалось, что постановлениями РЭК КО по делам об административных правонарушениях РЭК КО от 03.07.2018, 02.10.2018 ООО «ТЭС» уже было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 19.7.1 КоАП РФ в виде административного штрафа.

При назначении административного наказания в виде административного штрафа учитывался характер совершенного заявителем административного правонарушения, установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, позволяющие считать его не создающим угрозу причинения вреда здоровью граждан и не наносящим материальный ущерб потребителям.

Заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ – 100 000 рублей.

В рассматриваемом случае заявителю назначено справедливое и соразмерное административное наказание с учетом характера правонарушения и степени вины правонарушителя. Доказательства чрезмерной карательности назначенного штрафа в деле отсутствуют.

На основании изложенного, постановление по делу об административном правонарушении от 09.07.2019, вынесенное Заместитель председателя РЭК КО ФИО1, вынесено законно и обоснованно, в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в пределах предоставленных полномочий, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого постановления.

В силу ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, вопрос о судебных расходах судом не разрешается.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда -со дня принятия решения в полном объеме.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                         А.П. Иващенко