АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
http://www.kemerovo.arbitr.ru
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27-17459/2016
11 ноября 2016 года
Резолютивная часть решения оглашена 11 ноября 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 ноября 2016 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Новожиловой И.А., при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи помощником судьи Отто А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Местной религиозной организации православный Приход храма святых ФИО1 и ФИО2 Российских г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области Кемеровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), г. Ленинск-Кузнецкий (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное), г. Ленинск-Кузнецкий, (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным решения от 22.06.2016 № 7
в отсутствие представителей сторон
у с т а н о в и л:
Местная религиозная организация православный Приход храма святых ФИО3 и ФИО2 Российских г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области Кемеровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее по тексту – заявитель, Приход) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) (далее по тексту - Управление) от 22.06.2016 № 7 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Приход и Пенсионный фонд, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Заявленные требования мотивированы тем, что Приходом правомерно применен пониженный тариф по страховым взносам. Подробно доводы изложены в заявлении.
Управление, возражая по существу заявленных требований, указывает, что заявитель, являясь религиозной организацией не вправе применять пониженный тариф. Подробно возражения изложены в отзыве.
Исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
Заявитель представил в Управление расчет по начисленным и уплаченным взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 1 квартал 2016 г. (ф.РСВ-1ПФР).
Управлением проведена камеральная проверка представленного расчета, о чем составлен акт от 11.05.2016 № 7 и принято решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 22.06.2016 № 7.
Указанным решением Местная религиозная организация православный Приход храма святых ФИО3 и ФИО2 Российских г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области Кемеровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) привлечена к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 4 418,72 рублей.
Заявителю предложено уплатить недоимку в сумме 22 093,62 рубля и пени в сумме 793,25 рублей.
Полагая, что решение Управления не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы Местная религиозная организация православный Приход храма святых ФИО3 и ФИО2 Российских г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области Кемеровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного закона.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов и обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ) (часть 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ)).
Для плательщиков страховых взносов, указанных, в том числе, в пункте 8 части 1 статьи 58, в течение 2012-2018 годов применяется пониженный тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 0% (часть 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
В соответствии с подпунктом «т» пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ к виду деятельности, предусматривающему возможность применения пониженных тарифов страховых взносов включено предоставление социальных услуг.
Согласно части 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 указанной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5.1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, указанные в пункте 11 части 1 настоящей статьи плательщики страховых взносов применяют пониженные тарифы страховых взносов при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов: 1) доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 данной статьи, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (целевые поступления); 2) доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 данной статьи и определяемых в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (гранты); 3) доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в подпунктах «р» - «ф», «я.4» - «я.6» пункта 8 части1 данной статьи (научные исследования и разработки; образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг; деятельность спортивных объектов, прочая деятельность в области спорта; деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов), деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий, деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1-5.3 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Как следует из материалов дела, Приход является некоммерческой организацией, созданной в целях совместного исповедания и распространения православной веры и преследующей определенные ее уставом цели, зарегистрирован в установленном законом порядке и применяет упрощенную систему налогообложения.
Пунктом 3.1 Устава религиозной организации предусмотрено в целях и для достижения своих задач Приход осуществляет, в том числе, и благотворительную деятельность в сфере социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пожилых граждан и инвалидов.
Приход организовал Православный кризисный центр «Забота», для оказания срочной помощи гражданам в целях улучшения условий их жизнедеятельности.
Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви был организован конкурс для этого проекта, согласно заявке № 33 на создание кризисного центра, задачами проекта являлись: создать Православный кризисный центр «Забота», направленный на оказание многопрофильной помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; организовать просветительскую работу для медперсонала женской консультации и пр.; привлечь внимание общественности города, проведение просветительской работы для старшеклассников и студентов по вопросам нравственного воспитания и т.д., в рамках этого конкурса Приход получил целевое финансирование для создания православного центра «Забота» (договор от 25.10.2013 № 5-СО-ЦФ).
В силу подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
Согласно пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций (подпункт 3 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что источниками формирования доходов Прихода являются доходы в виде целевых поступлений (пожертвований) от оказания услуг в сфере социального обслуживания по проекту «Забота» - 1 181 008, 33 рублей, по религиозной деятельности - 393 620 рублей, что подтверждается оборотно-сальдовыми ведомостями, журналом регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.
В соответствии с учетной политикой Приход ведет раздельный учет доходов (пожертвований) в разрезе видов деятельности по счету 86 «Целевое финансирование».
Таким образом, доходы от оказания социальных услуг составляют более 70% в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что Приход является некоммерческой организацией, зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяет упрощенную систему налогообложения и осуществляет в соответствии с учредительными документами деятельность, в том числе, в области социального обслуживания, по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации составили доходы от деятельности в области социального обслуживания и оказанию социальной помощи гражданам, им соблюдены условия, необходимые для применения пониженных тарифов по страховым взносам.
Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) (далее по тексту - Управление) от 22.06.2016 № 7 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах не соответствует закону и подлежит признанию недействительным, заявленные требования - удовлетворению.
Возражения Управления изложенные в отзыве, о том, что деятельность религиозной организации не включает в себя и не относится к деятельности по социальному обслуживанию населения опровергаются материалами дела.
Фактическая реализация указанной деятельности Приходом подтверждена материалами дела и Управлением не опровергнута.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Удовлетворяя заявленные требования государственную пошлину в сумме 3 000 рублей суд, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относит на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное).
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
требования Местной религиозной организации православный Приход храма святых ФИО3 и ФИО2 Российских г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области Кемеровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) удовлетворить.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) от 22.06.2016 № 7 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) в пользу Местной религиозной организации православный Приход храма святых ФИО3 и ФИО2 Российских г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области Кемеровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) 3 000 рублей государственной пошлины.
Решение в месячный срок со дня его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья И.А. Новожилова