ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-1778/2023 от 14.08.2023 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Дело №А27-1778/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 августа 2023 г. г. Кемерово

Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2023 г.

Решение в полном объеме изготовлено 21 августа 2023 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Дубешко Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Симоненко И.А.,

с участием представителей

ГУФССП по доверенности от 15.06.2022

Прокуратуры

МТУ Росимущества по доверенности № 42-АЛ-07/3128 от 21.03.2022

ФИО1,

ФИО2,

ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу, город Кемерово, Кемеровская область (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, город Кемерово, Кемеровская область (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным бездействия, обязании восстановить нарушенное право,

3-и лица, не заявляющие самостоятельных требований: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, город Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>); Федеральная служба судебных приставов, город Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>); Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Прокопьевску, г. Прокопьевск, Кемеровская область – Кузбасс (ОГРН <***>, ИНН <***>); Прокуратура Кемеровской области – Кузбасса, г. Кемерово (ОГРН <***>; ИНН <***>), индивидуальный предприниматель ФИО4, г. Прокопьевск, Кемеровская область (ОГРНИП <***>, ИНН <***>); индивидуальный предприниматель ФИО5, г. Новокузнецк, Кемеровская область (ОГРНИП <***>, ИНН <***>); индивидуальный предприниматель ФИО6, г. Киселевск, Кемеровская область (ОГРНИП <***>, ИНН <***>); Межрайонный отдел судебных приставов по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области – Кузбассу, г. Прокопьевск,

у с т а н о в и л:

Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области – Кузбассу (далее – ГУФССП) обратилось с требованием к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (далее – Территориальное управление) об обязании принять для уничтожения изъятые из оборота предметы на основании решений по делам №А27-10795/2022, №А27-7574/2022, № А27-10821/2022.

Требования мотивированы тем, что решениями по делам № А27-10795/2022, № А27-7574/2022, № А27-10821/2022 предметы, содержащие незаконное воспроизведение товарных знаков, изъятые из оборота, на основании пункта 2.1 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) определены к уничтожению.

К участию в деле привлечены судом 3-и лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ); Федеральная служба судебных приставов (ФССП); Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Прокопьевску (Отдел МВД по г. Прокольевску); Прокуратура Кемеровской области – Кузбасса (Прокуратура), индивидуальный предприниматель ФИО4 (ИП ФИО4); индивидуальный предприниматель ФИО5 (ИП ФИО5); индивидуальный предприниматель ФИО6 (ИП ФИО6); Межрайонный отдел судебных приставов по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области – Кузбассу.

ГУФССП уточнило требование, просило суд в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) признать недействительным отказ в принятии для уничтожения изъятых из оборота предметов на основании решений Арбитражного суда Кемеровской области по делам № А27-10795/2022, № А27-7574/2022, № А27-10821/2022, выраженный в письме Межрайонного территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях от 24 ноября 2022 года № 42-ДК-08/11755; обязать Территориальное управление принять от судебного пристава — исполнителя отдела судебных приставов по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району ГУФССП России по Кемеровской области — Кузбассу для уничтожения изъятые из оборота предметы на основании решений Арбитражного суда Кемеровской области по делам № А27-10795/2022, № А27-7574/2022, № А27-10821/2022.

По мнению заявителя, имущество, изъятое из оборота, фактически переходит в собственность государства, поэтому подлежит уничтожению по аналогии с конфискованным имуществом.

Заинтересованное лицо (Территориальное управление) возразило на требования заявителя, настаивало на отсутствии оснований для удовлетворения требований.

Прокуратура поддержала заявителя.

ФАУГИ поддержало позицию заинтересованного лица.

К материалам дела судом приобщены поступившие документы (ст. 41 АПК РФ).

В ходе судебного разбирательства стороны и 3-и лица поддержали свои позиции. Заседание проведено судом в отсутствие неявившихся 3-их лиц (ч.5 ст.156 АПК РФ).

Согласно статьям 8, 9, 65, 64 части 1, 65 части 2, 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права и на основе состязательности и равноправия сторон.

Заслушав пояснения представителей, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.07.2022 по делу №А27-10795/2022 индивидуальный предприниматель ФИО6 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.10 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 руб. Данным решением разрешен вопрос об изъятых вещах, а именно решено, что продукция, принадлежащая индивидуальному предпринимателю, изъятая на основании протокола изъятия вещей и документов от 13.04.2022, не возвращается и подлежит уничтожению в установленном законом порядке.

На основании решения от 29.07.2022 по делу № А27-10795/2022 постановлением судебного пристава — исполнителя отдела судебных приставов по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району от 09.09.2022 возбуждено исполнительное производство № 321854/22/42019-ИП.

В соответствии с Соглашением о порядке и условиях взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при приеме-передаче имущества, обращенного в собственность государства от 27.12.2019 № 0001/36/01-12/129 ГУФССП направило в Территориальное управление уведомление от 19.09.2022 № 407/к/22 о наличии и месте нахождения имущества, изъятого из оборота по решению Арбитражного суда Кемеровской области от 29.07.2022 № А27-10795/2022.

В адрес ГУФССП от Территориального управления поступило письмо от 03.10.2022 № 42-ДК-08/9914 об отказе в принятии имущества на уничтожение со ссылкой на перечень товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.03.2014 № 180.

Поскольку Территориальное управление отказало в принятии имущества на уничтожение, указав, что чехлы для телефона, маркированные товарным знаком «iPhone» к имуществу, подлежащему принятию Росимуществом для последующего уничтожения, не относятся, судебным приставом — исполнителем ОСП по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району ГУФССП России по Кемеровской области — Кузбассу в арбитражный суд направлено заявление о разъяснении решения суда по делу № А27-10795/2022.

Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.11.2022 по делу № А27-10795/2022 в удовлетворении заявления о разъяснении решения Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-10795/2022 в части исполнения отказано.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.06.2022 по делу № А27-7574/2022 индивидуальный предприниматель ФИО4 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.10 КоАП РФ, в виде предупреждения. Названным решением разрешен вопрос об изъятых вещах, а именно решено, что продукция, принадлежащая индивидуальному предпринимателю, изъятая согласно акту изъятия от 22.03.2022, не возвращается и подлежит уничтожению в установленном законом порядке.

На основании решения от 02.06.2022 по делу № А27-75 74/2022 постановлением судебного пристава — исполнителя отдела судебных приставов по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району от 05.07.2022 возбуждено исполнительное производство № 234718/22/42019-ИП.

Уведомлением от 21.07.2022 № 328/к/22 о наличии и месте нахождении имущества, обращенного в собственность государства, ГУФССП известило Территориальное управление о нахождении на хранении в ОСП по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району по адресу: <...>, имущества, изъятого согласно расписке об оставлении вещей на ответственное хранение от 22.03.2022, и просило принять меры по принятию имущества для дальнейшего распоряжения.

Письмом от 29.08.2022 Территориальное управление отказало в принятии имущества, поскольку игрушечные наборы в коробке и в бутылочке, маркированные товарным знаком «L.O.L. SURPRISE!», к имуществу, подлежащему принятию Росимуществом для последующего уничтожения, не относятся.

Поскольку МТУ Росимущества отказало в принятии имущества на уничтожение судебным приставом — исполнителем ОСП по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району ГУФССП России по Кемеровской области — Кузбассу в Арбитражный суд направлено заявление о разъяснении решения суда по делу № А27-7574/2022.

Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.11.2022 по делу № А27-7574/2022 в удовлетворении заявления о разъяснении решения Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-7574/2022 в части исполнения отказано.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.07.2022 по делу № А27-10821/2022 индивидуальный предприниматель ФИО5 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.10 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 77 280 руб. Названным решением разрешен вопрос об изъятых вещах, а именно решено, что продукция, принадлежащая индивидуальному предпринимателю, изъятая на основании протокола изъятия вещей и документов от 10.02.2022, не возвращается и подлежит уничтожению в установленном законом порядке.

На основании решения от 22.07.2022 по делу № А27-10821/2022 постановлением судебного пристава — исполнителя отдела судебных приставов по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району от 23.09.2022 возбуждено исполнительное производство № 342110/22/42019-ИП.

Уведомлением от 03.10.2022 № 434/к/22 о наличии и месте нахождении имущества, обращенного в собственность государства, ГУФССП известило Территориальное управление о нахождении на хранении в ОСП по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району по адресу: <...>, имущества, изъятого на основании протокола изъятия вещей и документов от 10.02.2022, и просило принять меры по принятию имущества для дальнейшего распоряжения.

Письмом от 03.10.2022 Территориальное управление отказало в принятии имущества, поскольку чехлы для телефона, маркированные товарным знаком «iPhone», к имуществу, подлежащему принятию Росимуществом для последующего уничтожения, не относятся.

Поскольку Территориальное управление отказало в принятии имущества на уничтожение судебным приставом — исполнителем ОСП по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району ГУФССП России по Кемеровской области — Кузбассу в Арбитражный суд направлено заявление о разъяснении решения суда по делу № A27-10821/2022.

Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.11.2022 по делу № А27-10821/2022 в удовлетворении заявления о разъяснении решения Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-10821/2022 в части исполнения отказано.

Уведомлениями от 21.11.2022 № 42902/22/66600, № 42902/22/66601, № 42902/22/66602 ГУФССП повторно известило Территориальное управление о нахождении на хранении в ОСП по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району по адресу: <...>, вышеуказанного имущества и просило принять меры по принятию имущества для дальнейшего распоряжения.

Письмом от 24.11.2022 Территориальное управление отказало в принятии имущества, поскольку на Территориальное управление обязанность по уничтожению имущества, изъятого из оборота, не возложена.

Судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району 25 апреля 2023 года составлены акты осмотра текстильной продукции, копии которых с пояснениями представлены заявителем в материалы дела.

Так, в рамках исполнительного производства № 321854/22/42019-ИП (дело № А27-10795/2022, чехлы для телефона IPhone, маркированные логотипом товарного знака «Apple» с визуальными признаками контрафактности в количестве 22 штук, должник ФИО6) произведен осмотр товара:

Чехлы для телефона 16 ед., маркированные товарным знаком «iPhone 6», различной цветовой гаммы;

Чехлы для телефона 4 ед., маркированные товарным знаком «iPhone 5», различной цветовой гаммы;

Чехлы для телефона 1 ед., маркированные товарным знаком «iPhone 6+», оранжевого цвета;

Чехлы для телефона 1 ед., маркированные товарным знаком «iPhone 11», оранжевого цвета.

При визуальном осмотре товаров установлено, что лицевая поверхность чехлов для телефона IPhone, маркированная логотипом товарного знака «Apple», состоит из пластмассы.

В рамках исполнительного производства № 245709/22/42019-ИП (дело № А27- 7574/2022, игрушечные наборы в коробке и в бутылочке, маркированные товарным знаком «L.O.L. SURPRISE!», должник ФИО4) произведен осмотр товара:

Игрушечные наборы в коробке 6 шт., маркированные товарным знаком «L.O.L SURPRISE!» в ассортименте TEACHERS PET 2 шт., MISS PINk 2 шт., DTVA 1шт., SPICE 1 шт.;

Игрушечные наборы в бутылочке 4 шт., маркированные товарным знаком «L.O.L SURPRISE!» в ассортименте BEAUTIFUL AND FASHION, AU-Star, COLLECT BOYH j TEAMS! Розового цвета 2 шт., зеленого цвета 1 шт., розово-синего цвета 1 шт.;

Игрушечные наборы в коробке 1 шт., комплект куклы, дом, предметы мебели, маркированные товарным знаком «L.O.L SURPRISE!».

При визуальном осмотре товаров установлено, что лицевая поверхность товара «изделия», а именно: игрушечные наборы в коробке и в бутылочке, маркированные товарным знаком "L.O.L. SURPRISE!", изготовлена из картона и текстильных материалов, а изделия, содержащиеся внутри - из пластмассы.

В рамках исполнительного производства № 342110/22/42019-ИП (дело № А27-10821/2022, чехлы для IPhone в количестве 100 штук, должник ФИО5) произведен осмотр товара:

Чехлы для телефона 21 шт., маркированные товарным знаком «IPhone X», различной цветовой гаммы;

Чехлы для телефона 19 шт., маркированные товарным знаком «IPhone XS МАХ», различной цветовой гаммы;

Чехлы для телефона 3 шт., маркированные товарным знаком «IPhone 11 Pro МАХ», различной цветовой гаммы;

Чехлы для телефона 12 шт., маркированные товарным знаком «IPhone XR»;

Чехлы для телефона 5 шт., маркированные товарным знаком «IPhone XR», различной цветовой гаммы;

Чехлы для телефона 4 шт., маркированные товарным знаком «IPhone 6», различной цветовой гаммы;

Чехлы для телефона 9 шт., маркированные товарным знаком «IPhone 6+», различной цветовой гаммы;

Чехлы для телефона 6 шт., маркированные товарным знаком «IPhone 6+», силиконовые;

Чехлы для телефона 8 шт., маркированные товарным знаком «IPhone 7,8», пластиковые;

Чехлы для телефона 2 шт., маркированные товарным знаком «IPhone 7», пластиковые;

Чехлы для телефона 5 шт., маркированные товарным знаком «IPhone XS МАХ», силиконовые;

Чехлы для телефона 6 шт., маркированные товарным знаком «IPhone XS», различной цветовой гаммы.

При визуальном осмотре товаров установлено, что лицевая поверхность футляров для телефона IPhone, маркированных логотипом товарного знака "Apple", состоит из комбинации материалов, а именно силикона и пластмассы.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.2014 № 180 утвержден перечень товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению, а также о порядке их уничтожения (далее также - Перечень).

Примечанием к Перечню закреплено, что для целей использования перечня необходимо руководствоваться как кодом Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст), так и кодом ТН ВЭД ЕАЭС.

ТН ВЭД ЕАЭС (единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза) (далее — Товарная номенклатура) утверждена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80.

К товарной позиции 4202 группы товаров 42 Товарной номенклатуры «Изделия из кожи; шорно-седельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности, сумки и аналогичные им товары; изделия из внутренних органов животных (кроме шелкоотделительных желез шелкопряда)» указанная выше номенклатура относит:

«Сундуки дорожные, чемоданы, чемоданчики для косметических средств или наборов для личной гигиены, кейсы для деловых бумаг, портфели, школьные сумки и ранцы, футляры для очков, биноклей, фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, кобура и аналогичные изделия; сумки дорожные, сумки-термосы для пищевых продуктов или напитков, сумочки для косметических средств или наборов для личной гигиены, рюкзаки, сумки дамские и мужские, сумки хозяйственные, портмоне, кошельки, футляры для географических карт, портсигары, кисеты, сумки для рабочего инструмента, сумки спортивные, футляры для бутылок, шкатулки для ювелирных изделий, пудреницы, футляры для режущих предметов и аналогичные изделия, из натуральной или композиционной кожи, из листов пластмассы, текстильных материалов, вулканизованных волокон или картона или полностью или преимущественно покрытые такими материалами или бумагой».

В соответствии с пунктом 1 дополнительного примечания к разделу «Группа 42» Товарной номенклатуры в субпозициях товарной позиции 4202 термин "лицевая поверхность" следует относить к материалу лицевой поверхности изделия, видимому невооруженным глазом, даже если этот материал является лицевым слоем комбинации материалов, из которых состоит наружный материал изделия.

Таким образом, по мнению заявителя, поскольку при визуальном осмотре все указанные выше товары, подлежащие уничтожению, можно отнести к товарной группе 4202, товары изготовлены из листов пластмассы, текстильных материалов и картона, следовательно, они подпадают под действие Перечня, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 07.03.2014 № 180, и подлежат передаче Территориальному управлению для уничтожения.

В соответствии с п. 4.2 Соглашения о порядке и условиях взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при приеме-передаче имущества, обращенного в собственность государства от 27.12.2019 № 0001/36/01-12/129, в случае неурегулирования споров и разногласий путем переговоров спор подлежит разрешению в Арбитражном суде Кемеровской области.

Ссылаясь на вышеперечисленные обстоятельства, ГУФССП обратилось с рассматриваемыми требованиями в арбитражный суд.

Требования суд оставляет без удовлетворения в связи со следующим.

В пункте 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте, то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.

Изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (часть 3 статьи 3.7 КоАП РФ), поэтому судья при вынесении решения по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 КоАП РФ (истечение сроков давности привлечения к административной ответственности).

В части 3 статьи 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом:

вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.2014 N 180 "Об утверждении перечня товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению, а также о порядке их уничтожения" утвержден перечень товаров легкой промышленности, подлежащих уничтожению Росимуществом, и определен порядок такого уничтожения.

В соответствии с п. 4.1.10 положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 № 472 (далее – Положение № 472), Территориальное управление организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено (за исключением вещественных доказательств, для которых законодательством Российской Федерации установлены особые правила обращения), а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций), переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его уничтожение (указанные полномочия не распространяются на отношения, связанные с этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией).

С 02.10.2019 действует Положение о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 N 1238 (далее - Положение № 1238).

Формулировка полномочий территориального управления Росимущества, используемая в п. 4.1.10 Положения № 472, не препятствует организации уничтожения изъятых из незаконного оборота товаров легкой промышленности в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 N 1238.

Согласно пункту 1 Положения № 1238 последнее определяет порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее - имущество, обращенное в собственность государства).

В рамках реализации Положения № 1238 заключено "Соглашение о порядке и условиях взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при приеме-передаче имущества, обращенного в собственность государства" от 27.12.2019 № 0001/36/01-12/129 (далее – Соглашение).

Пунктом 1.1 этого Соглашения предусмотрено, что оно определяет порядок, условия, сроки и последовательность действий должностных лиц ФССП России (ее территориальных органов) и Росимущества (его территориальных органов) при приеме-передаче для распоряжения (переработки (утилизации), уничтожения, реализации) обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого имущества, обращенного в собственность государства, и кладов (далее - Имущество) в случаях, когда исполнение судебного акта о конфискации, обращении в доход государства возложено судом на Федеральную службу судебных приставов (ее территориальный орган).

В рассматриваемом случае заявитель не доказал наличие на стороне административного органа обязанности принять спорное имущество для уничтожения.

Согласно решениям Арбитражного суда Кемеровской области по делам №А27-10795/2022, №А27-7574/2022, № А27-10821/2022 предметы, содержащие незаконное воспроизведение товарных знаков, изъятые по протоколам от 13.04.2022, 22.03.2022, 10.02.2022, на основании пункта 2.1 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ определены к уничтожению.

Однако в рамках вышеперечисленных дел об административных правонарушениях, рассмотренных Арбитражным судом Кемеровской области, изъятое имущество в собственность государства не обращено.

Частью 1 статьи 3.7 КоАП РФ установлено, что конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Частью 3 названной статьи определено, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

С учетом вышеперечисленных положений статьи 3.7 КоАП РФ оснований для вывода о том, что товары легкой промышленности, изъятые в рамках дел № А27-10795/2022, А27-7574/2022, А27-10821/2022, перешли в собственность государства, не имеется. В данной части позиция заявителя основана на неверном толковании норм права.

Суд также полагает ошибочными доводы ГУФССП о том, что товары легкой промышленности, изъятые в рамках дел № А27-10795/2022, А27-7574/2022, А27-10821/2022, входят в Перечень, утвержденный постановлением Правительства № 180.

Судебными актами Арбитражного суда Кемеровской области по делам №А27-10795/2022, А27-10821/2022 изъятая продукция (товар) предписана к уничтожению. В резолютивной части решений судов изъятая продукция (товар) не поименована. По тексту решения наименование продукции не указано, выражение «чехол для телефона» приведено в скобках. Такое же наименование - «чехлы для телефона» указано в протоколе изъятия вещей и документов, составленном органами МВД.

Из представленных ГУФССП в материалы дела протокола изъятия вещей и документов от 13.04.2022 с фотографией товаров (т.1 л.д 64-66), следует, что спорные товары представляют собой накладки из мягкого материала с отверстиями, сделанные по форме телефона и защищающие его от внешних воздействий.

Ссылку заявителя на товарную позицию 4202 группы товаров 42 Товарной номенклатуры суд отклоняет, поскольку указанная товарная позиция не содержит указания на товар, аналогичный чехлам (накладкам) для телефонов. Футляры для очков, биноклей, фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, кобура аналогичными изъятым товарам изделиями не являются.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу №А27-7574/2022 изъятая продукция (товар) предписана к уничтожению. По тексту решения изъятая продукция поименована как детские игрушки, маркированные товарным знаком «L.O.L. SURPRISE!». В протоколе изъятия вещей и документов, составленном органами МВД, спорная продукция поименована как игрушечные наборы в бутылочке и игрушечные наборы в коробке.

Перечень, утвержденный постановлением Правительства № 180, не содержит такого товара как игрушки, в связи с чем, ссылка истца на включение изъятой продукции в Перечень в указанной части также несостоятельна. При этом довод заявителя о том, что вся спорная продукция изготовлена из пластмассы, в связи с чем, относится к товарам из Перечня, судом представляется необоснованным, поскольку сами контрафактные товары по своему прямому предназначению и сути не соотносятся с какими-либо товарами из Перечня.

В связи с вышеизложенным, поскольку товары, изъятые в рамках дел № А27-10795/2022, А27-7574/2022, А27-10821/2022, в Перечень не включены, то правовых оснований для принятия Территориальным управлением для последующего уничтожения указанных изъятых вещей, не обращенных в федеральную собственность, не имеется.

В нарушение требований ст. 9, 65 АПК РФ заявителем не представлено относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о незаконности отказа в принятии для уничтожения изъятых из оборота предметов на основании решений Арбитражного суда Кемеровской области по делам № А27-10795/2022, № А27-7574/2022, № А27-10821/2022, выраженного в письме Межрайонного территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях от 24 ноября 2022 года № 42-ДК-08/11755.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что отказ в принятии для уничтожения изъятых из оборота предметов на основании решений Арбитражного суда Кемеровской области по делам № А27-10795/2022, № А27-7574/2022, № А27-10821/2022, выраженный в письме Межрайонного территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях от 24 ноября 2022 года № 42-ДК-08/11755, вынесен в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с этим у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Доводы Территориального управления о пропуске заявителем срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отказа в принятии изъятых из оборота предметов судом отклонены в связи со следующим.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. (ч. 1, 3 ст. 198 АПК РФ).

Как разъясняется в п.п. 3, 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. При рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание.

Из текста оспариваемого письма Межрайонного территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях от 24 ноября 2022 года № 42-ДК-08/11755 усматривается, что в ответ на предложение заявителя сообщить о готовности принять имущество заинтересованное лицо сообщило, что на Территориальное управление такая обязанность не возложена, что свидетельствует об отказе от принятия для уничтожения изъятых из оборота предметов.

В связи с тем, оспариваемый отказ, выраженный в письме от 24 ноября 2022 года № 42-ДК-08/11755, соответствует требованиям вышеуказанных положений ст. 198 ГК РФ и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации.

При этом доводы заинтересованного лица о том, что фактически заявителем оспаривается законность позиции, ранее выраженной в письмах от 29 августа 2022 года № 42-АЛ09/8673, от 03 октября 2022 года № 42-ДК-08/9914, от 03 октября 2022 года № 42-ДК08/9913 суд находит необоснованными.

Заявление подано в суд посредством системы «Мой Арбитр» 03.02.2023, то есть в пределах установленного ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока с даты вынесения МТУ Росимущества оспариваемого письма.

Изменение заявителем в процессе рассмотрения дела своих требований на требования, рассматриваемые по правилам административного производства, правового значения для определения соблюдения срока подачи заявления не имеет, поскольку заявитель изначально (при подаче искового заявления) преследовал цель оспаривания отказа в принятии имущества для уничтожения.

Ввиду освобождения заявителя от уплаты государственной пошлины по делу на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, последняя не взыскивается в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья Е.В. Дубешко