АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д.8, Кемерово, 650000;
информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05
www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-17829/2019
«23» октября 2019 года
Оглашена резолютивная часть решения «23» октября 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме «23» октября 2019 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Потапова А.Л., при ведении протоколасудебного заседания и аудио протоколирования секретарем судебного заседания Коротковой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СибЭнерготранс-42» (Кемеровская область, г. Киселевск, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к ИФНС России по г. Кемерово (Кемеровская область, г. Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения от 10.06.2019 №8724А
при участии представителей сторон:
от заявителя – ФИО1 (паспорт, доверенность от 31.07.2019),
от налогового органа – ФИО2 (служебное удостоверение, доверенность от 28.12.2018),
у с т а н о в и л :
ООО «Сибэнерготранс-42» (далее по тексту – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с требованиями о признании незаконным решения регистрирующего органа ИФНС России по г.Кемерово об отказе в государственной регистрации юридического лица №8724А от 10.06.2019, обязать регистрирующий орган ИФНС России по г.Кемерово устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, изложил позицию в обоснование доводов по заявлению и представленным дополнениям.
Представитель ИФНС России по г.Кемерово с заявленными требованиями не согласился, считает отсутствующим нарушение законных прав и интересов заявителя, просил суд отказать в их удовлетворении.
Согласно рассматриваемого судом заявления ООО «Сибэнерготранс-42» основывает свои требования на нижеследующем. 29 апреля 2019 года ООО «СибЭнергоТранс-42» в ИФНС России по г. Кемерово были представлен комплект документов для государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, в связи с изменением состава участников Общества. 10 июня 2019 года налоговым органом было принято решение об отказе в государственной регистрации ООО «СибЭнергоТранс-42». Отказ основан на том, что в соответствии с представленными документами подлежат внесению в ЕГРЮЛ сведения об участнике ООО «СибЭнергоТранс-42» - иностранной организации ЭЛПИС МЕНЕДЖМЕНТ КОРП., регистрационный номер 204018. Вместе с тем, в информационных ресурсах налоговых органов, в том числе на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет отсутствуют сведения об аккредитации филиала или представительства иностранной организации - ЭЛПИС МЕНЕДЖМЕНТ КОРП. Такие сведения отсутствуют и в представленных обществом на государственную регистрацию документах. Отсутствие сведений об аккредитации является основанием для отказа в государственной регистрации.
С такими выводами регистрирующего органа Общество не согласно. Общество обратилось в вышестоящий орган с апелляционной жалобой на решение ИФНС России по г. Кемерово № 8724А от 10.06.2019 г. Управление ФНС России по Кемеровской области рассмотрев жалобу не нашло оснований для ее удовлетворения, о чем 16.07.2019 г. вынесло решение №203. В своем решении об оставлении жалобы без удовлетворения Управление ФНС России по Кемеровской области повторяет те же выводы, что содержатся в решении об отказе в государственной регистрации, а также указывает, что согласно сведениям ЕГРЮЛ Элпис Менеджмент корп. является единственным участником в двух юридических лицах (ООО «Автовод» ИНН <***>, ООО «Ремкрамтех» ИНН <***>), при этом в отношении ООО «Автовод» в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений об адресе и имеется оконченное исполнительное производство по причине отсутствия возможности установить местонахождение должника.
Общество считает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица № 8724А от 10.06.2019 необоснованным и незаконным. Общество, ссылаясь на положения ст.ст. 2, 55 ГК РФ, п.3 ст.306 НК РФ, ст.23 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001, ст.4 Федерального закона №160-ФЗ от 09.07.1999, считает, что участие иностранной компании в ООО не является ведением какой-либо коммерческой деятельности на территории РФ, а поскольку российскому юридическому лицу для приобретения доли в уставном капитале другого юридического лица не требуется наличие филиала или представительства, то такое требование к иностранной компании нарушает принцип равноправия российского и иностранного инвестора. Кроме того Общество считает, что запрета приобретать доли в уставном капитале юридических лиц, не создавая филиал на территории РФ, положения законодательства не содержат. Заявитель указывает, что решением об отказе в регистрации нарушаются права участника Общества (Элпис Менеджемент корп.) на осуществление участия в управлении делами Общества, на принятие участия в распределении прибыли и реализации других прав.
Не соглашаясь с заявленными требованиями, ИФНС России по г.Кемерово (далее по тексту – регистрирующий орган, Инспекция) основывает свои возражения на нижеследующем. 29.04.2019 Инспекцией получено заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ ООО «Сибэнерготранс-42», об участниках юридического лица, направленное заявителем нотариусом ФИО3 в электронном виде через сайт ФНС РФ. 13.05.2019 Инспекцией принято решение о приостановлении государственной регистрации изменений ООО «Сибэнерготранс-42» на основании проведения проверки достоверности включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о новом участнике - иностранном юридическом лице Элпис менеджмент корп. 10.06.2019 Инспекцией вынесено решение № 8724А/2140 об отказе в государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица ООО «Сибэнерготранс-42». В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам, имеет право осуществлять деятельность на территории РФ через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории РФ через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства. В соответствии с пунктом 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации иностранная организация обязана встать на налоговый учет по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации. Аккредитация филиалов, представительств иностранных юридических лиц, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц – ФНС России (Постановление правительства РФ от 16.12.2014 №1372). Однако, Эспис Менеджмент корп. Не состоит на налоговом учете на территории РФ, не имеет аккредитованного представительства или филиала на территории РФ, то есть не имеет статуса иностранного юридического лица. Приобретая долю в уставном капитале российской организации иностранное юридическое лицо Элпис Менеджмент корп. осуществляет инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации, право осуществлять которую оно имеет только через аккредитованный филиал, представительство. Внесение сведений в ЕГРЮЛ об участнике - иностранном юридическом лице, у которого отсутствует аккредитация филиала или представительства, приводит к негативным последствиям функционирования и деятельности юридического лица, поскольку в таком юридическом лице происходит выход участников и содержания в реестре сведений только об одном иностранном юридическом лике, с которым отсутствует какое-либо взаимодействие контролирующих органов. Инспекция считает, что указанные ей обстоятельства свидетельствуют о том, что вхождение Элпис Менеджмент корп., не имеющей cтатуса иностранного юридического лица в уставный капитал российских организации не имеет цели осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. Ссылаясь на положения Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006, №129-ФЗ от 08.08.2001, Инспекция считает, что представление заявителем документов, содержащим недостоверные сведения, рассматривается как непредставление необходимых документов, что является основанием для отказа.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, заслушав выступления представителей сторон, суд признал требования заявителя не подлежащие удовлетворению на основании нижеследующего.
1.Суд признал соблюденным заявителем обязательный досудебный порядок обжалования решения регистрирующего органа.
2.В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Закон № 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона №129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли. Согласно абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.1999 N 160-ФЗ, устанавливающий основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, определяет, что в качестве иностранных инвесторов могут выступать, в том числе иностранные юридические лица. В соответствии со статьей 2 Закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иногда имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, согласно пункту 2 статьи 20 вышеупомянутого Федерального закона, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории РФ обязательствам (далее - иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории РФ через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории РФ через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.
Согласно Приказу ФНС России от 15.08.2016 N СА-7-6/440@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения сервиса "Реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП)" на официальном сайте ФНС России" в целях предоставления заинтересованным лицам открытых и общедоступных сведений государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП) в соответствии с пунктом 11 статьи 21 Закона N 160-ФЗ, введен РАФП, позволяющий осуществлять поиск и просмотр сведений из РАФП об аккредитованных филиалах и представительствах иностранных юридических лиц. Приказами ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/681@ (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36264) утверждены формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, и представительств иностранных кредитных организаций); от 26.12.2014 N ММВ-7-14/680@ (зарегистрировано в Минюсте России от 27.02.2015 N 36291) утвержден порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, перечня документов, представляемых иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), и требований к их оформлению. В соответствии с приказом ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/680@ для аккредитации, филиала, представительства иностранное юридическое лицо обязано представить в компетентный налоговый орган заявление об аккредитации по установленной форме, документы, отраженные в пункте 7 приказа (в том числе, документы, указанные в подпунктах 1 - 6 данного пункта, - представленные в срок не более двенадцати месяцев с даты их выдачи или составления). При этом, в аккредитации филиала, представительства иностранной организации может быть отказано по основаниям, установленным пунктом 3 статьи 21 Закона N 160-ФЗ, в том числе, в связи с непредставлением документов, необходимых для аккредитации; не соответствием их установленным формам, форматам, требованиям к их оформлению; представлением документов, составленных с нарушением сроков, определенных для их представления с даты выдачи или составления; недостоверности учредительных и других документов иностранного юридического лица.
Как установлено налоговым органом, согласно информации об аккредитации филиалов и представительств юридических лиц, размещенной на сайте ФНС России, у иностранного юридического лица – Элпис Менеджемент Корп. отсутствует аккредитованные представительство или филиал на территории Российской Федерации. Опровергающих доказательств в данной части суду не представлено. Доводы заявителя об отсутствии необходимости иностранной организации проводить аккредитацию подлежат отклонению судом, поскольку ст.2 Закона №160-ФЗ в качестве инвестиции рассматривает вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе имущественных прав. Более того, закон относит к прямой иностранной инвестиции приобретение доли в уставном капитале коммерческой организации.
Судом отклонены доводы Общества о неравном правовом режиме деятельности между иностранными и российскими инвесторами. Как разъяснено Президиумом Верховного Суда РФ в Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов (утв. 12.07.2017) закон об иностранных инвестициях и иные федеральные законы содержат специальные нормы, определяющие правовой режим деятельности иностранных инвесторов в Российской Федерации, а также вводит ряд государственных гарантий прав иностранных инвесторов. По смыслу Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ, а также налогового законодательства РФ постановке на учет контролирующими органами подлежат как российские, так и иностранные инвесторы.
Доводы Общества со ссылками на сведения ЕГРЮЛ в отношении прочих организаций в составе которых имеются иностранные компании судом отклонены как не имеющие отношение к предмету исследования в рамках настоящего дела.
В соответствии с нормами и смыслом статей 17 и 18 Закона N 129-ФЗ следует, что Закон предусматривает не только формальное соблюдение требований к представлению документов, но и соответствие этих документов требованиям закона об их содержании. В силу пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.
При установленных по делу обстоятельствах в их совокупности суд соглашается с позицией налогового органа о недостоверности сведений, представленных Обществом на регистрацию, что может нарушить права и интересы как неограниченного количества лиц, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, так и налоговых органов по ведению налогового учета и контроля, что в свою очередь является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации.
Более того, суд находит необоснованным со стороны заявителя нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом прав и интересов заявителя. В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Заявитель при обращении в суд не пояснил, а суд в ходе рассмотрения дела не установил, какие именно нарушения закона были допущены налоговым органом, а также какие права и законные интересы заявителя были нарушены. Доводы о нарушении прав и интересов Элпис Менеджмент корп. при отсутствии соответствующего заявления данного лица, а также отсутствие полномочий Общества на обращение от имени данного лица судом признаются не состоятельными. В связи с вышеуказанным суд приходит к выводу, что решение соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя, вынесено налоговым органом с соблюдением норм процессуального и материального права. В связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении требований в порядке ст.110 АПК РФ судебные расходы судом относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 101, 110, 167–170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья А.Л. Потапов