ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-17932/15 от 22.12.2015 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000 Тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05

http://www.kemerovo.arbitr.ru, E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово

                               Дело № А27-17932/2015

«28» декабря 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена «22» декабря 2015 года

Полный текст решения изготовлен «28 декабря 2015 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Власова В.В.,

при ведении протокола в режиме аудиопротоколирования секретарем судебного заседания Самойловой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6» имени Манеева В.П., г. Новокузнецк (ОГРН 1024201472272, ИНН 4217023473)

Государственному учреждению – Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал №10), г. Новокузнецк (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857)

о признании незаконным решения №2473 осс/в от 10.06.2015

при участии:

от заявителя: Вечеровская Н.Б. – представитель, доверенность от 05.10.2015, паспорт; Медведев В.М. – представитель, доверенность от 05.10.2015, паспорт; Шумин И.В. – директор, паспорт;

от заинтересованного лица: Гончарова О.Ю. – консультант правового отдела, доверенность от 01.01.2015 № 77 (копия в деле), паспорт;

у с т а н о в и л :

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско–юношеская спортивная школа №6» имени Манеева В.П. (далее – заявитель, Учреждение, МАОУДО «ДЮСШ №6» им. Манеева В.П.) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 10) (далее – ГУ-КРОФСС РФ, административный орган, заинтересованное лицо) № 2473 осс/в от 10.06.2015 «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах», а также о взыскании суммы оплаченной государственной пошлины за рассмотрение настоящего заявления.

В обоснование заявленных требований Учреждение указывает, что  заявитель применял пониженные тарифы страховых взносов, руководствуясь положением подп. «ф» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

Учреждение учло правила определения основного вида деятельности, установленные в пункте 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ в целях применения пункта 8 части 1 той же статьи.

Более того, в сумме доходов, входящих в объект налогообложения, в общем объеме доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, но не учитываются доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ (не учитываются средства целевого финансирования); определяются виды деятельности организации в соответствии с ОКВЭД; определяется доход от реализации в рамках данного вида деятельности в соответствии с правилами статей 346.15 и 249 НК РФ; определяется доля дохода от реализации данного вида услуг в общем объеме доходов если она не менее 70 процентов.

Заявитель указывает, что доля доходов от реализации услуг в рамках прочей деятельности в области спорта у Учреждения составила 100 %, что и было правомерно отражено им в таблице 4.3 формы 4-ФСС.

При этом, ранее при камеральных проверках расчетов формы 4-ФСС за предыдущие периоды, и в том числе, за 3 месяца, 6 месяцев и 9 месяцев 2014 года, Территориальный орган ФСС не указывал на наличие ошибок в применении Учреждением пониженных тарифов страховых взносов, и соответственно, подтверждал их правильность.

Кроме этого, пониженные тарифы страховых взносов Учреждением применены на основании п.8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, а не на основании п. 11 ч. 1 той же статьи.

Более того, для Заявителя сумма начисленной недоимки 293 331,44 рублей, сумма штрафа 58 856,29 рублей и сумма пени 13 062,66 рублей являются исключительными и чрезмерными, следует учитывать социальную значимость Учреждения, которое осуществляет спортивную подготовку молодежи.

Представителем заявителя в ходе рассмотрения дела были представлены письменные пояснения, в которых Учреждение более подробно раскрывает свою позицию с указанием нормативно-правовых актов, которыми последний руководствовался при применении пониженного тарифа.

Подробнее позиция Учреждения отражена в заявлении, письменных пояснениях.

Фонд в отзыве на заявление от 24.09.2015 просил в удовлетворении предъявленного требования отказать.

Средства бюджетного финансирования подпадают под понятие дохода в целом согласно статье 41 Налогового кодекса РФ, следовательно, должны быть включены в общий доход учреждения, при определении доли доходов учреждения от основного вида экономической деятельности - прочей деятельности в области спорта - субсидии и иные виды целевого финансирования, выделенные учреждению, включаются в общую долю доходов учреждения, но не учитываются при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности, поскольку они не являются доходом учреждения от реализации продукции или оказанных услуг.

На основании представленных учреждением к проверке бухгалтерских документов выявлено, что общий объем доходов плательщика страховых взносов за 2014 год составил 17 107 967,87 руб., доходы учреждения в большей части складываются из целевого бюджетного финансирования и субсидий на выполнение муниципальных заданий (81,3% от общего объема доходов), а также доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении прочей деятельности в области спорта (8,7% от общего объема доходов).

Такими образом, с учетом положений статей 41, 249, 250, 251 Налогового кодекса РФ в расчете 4- ФСС за 2014 плательщику страховых взносов в таблице 4.3 следует указывать общий объем доходов с учетом целевого финансирования в размере 17107967,87 руб. В таком случае доходы от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении прочей деятельности в области спорта составят 8,7% от общего дохода учреждения, то есть менее 70 % в общем объеме всех доходов организации.

Фонд оплаты труда работников плательщика страховых взносов, непосредственно выполняющих полученное учреждением муниципальное задание, формируется из средств целевого бюджетного финансирования, как и фонд оплаты обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, по утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год.

Более того, у плательщика страховых взносов, применяющего упрощенную систему налогообложения, осуществляющего деятельность в сфере образования и имеющего основной доход за счет средств, полученных в рамках целевого бюджетного финансирования, не имелось правовых оснований для применения пониженного тарифа страховых взносов в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ ко всем выплата в пользу своих работников.

В частности, вопрос о возможности применения муниципальными автономными учреждениями пониженных тарифов был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (определение № 2335-0 от 23.10.2014г.), Высшего арбитражного суда РФ (определение № ВАС-6754/14 от 09.06.2014г.), Верховного суда РФ (определение № 307-КГ14-5622 от 25.12.2014г.).

Подробнее позиция административного органа отражена в отзыве на заявление, а также в дополнении к отзыву.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Филиалом № 10 Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации проведена камеральная проверка Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа № 6» им. Манеева В.П. по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2014 по 31.12.2014.

В ходе проверки органом контроля выявлен факт занижения плательщиком страховых взносов в 2014 году базы для начисления страховых взносов ввиду необоснованного применения пониженного тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении выплат всем работникам, установленные пунктом 8 части 1 и части 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2006г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки органом контроля принято решение от 10.06.2015г. № 2473осс/в о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в порядке статьи 47 Федерального закона от 24.07.2006 № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 58 866,29 руб. Также решением органа контроля плательщику страховых взносов предложено уплатить дополнительно начисленные страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2014 год в сумме 294331,44 руб. и пени в размере 13062,66 руб.

Учреждение, считая решение Фонда незаконным и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" данный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

На основании ст. 12 Федерального закона №212-ФЗ если иное не предусмотрено Федеральным законом № 212-ФЗ, применяется следующий тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента.

Частью 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011 - 2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Закона.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрошенную систему налогообложения, осуществляющие как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ.

Согласно ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, страхователь-организация имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: нахождение на упрощенной системе налогообложения; наличие основного вида деятельности согласно ОКВЭД - образование; долю доходов от реализации образовательных услуг не менее 70 процентов в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Перечень льготных видов деятельности приведен в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.

Для определения основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов применяется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001, принятый постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (раздел "Введение" к ОКВЭД).

Основанием для доначисления страховых взносов послужили выводы заинтересованного лица о том, что Учреждение не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленных статьей 58 Федерального закона N 212-ФЗ.

Оценивая доводы и возражения сторон, исследовав представленные со стороны заявителя и административного органа доказательства, а также материалы дела, суд соглашается с позицией Учреждения по следующим основаниям.

Статья 58 Закона № 212-ФЗ устанавливает два условия для применения пониженных тарифов в соответствии с пунктом 8 части 1 данной статьи: применение упрощенной системы налогообложения; вхождение основного вида деятельности, определенного в соответствии с п. 1.4 данной статьи, в установленный перечень и расчет в соответствии с ч. 1.4 ст. 58 Закона № 58-ФЗ.

Так, следует обратить внимание на то, что в части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ предусмотрено значительное число оснований для применения пониженных тарифов.

Из них Заявитель применяет основание, установленное в п.п. «ф» пункта 8, а именно в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых являются прочая деятельность в области спорта.

Кроме того, существует отдельное основание для применения пониженных тарифов, установленное иной нормой п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, а именно устанавливает право на применение пониженного тарифа страховых взносов с учетом условий, установленных частями 5.1 - 5.3 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, для некоммерческих организаций, не относящихся к государственным (муниципальным) учреждениям.

Вместе с тем, исходя из положений пункта 8 части 1 и части 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, для организаций (независимо от их организационно-правовой формы), применяющих УСН и осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах установлен пониженный тариф страховых взносов в Фонд в размере 0,0 процентов.

При этом для применения указанного пониженного тарифа упомянутым плательщикам следует соблюдать в отношении вида экономической деятельности, перечисленного в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, критерий о доле доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг при его осуществлении, установленный частью 1.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.

Следует отметить, что Учреждение, находясь на упрощенной системе налогообложения, применяет ее в отношении всей деятельности, вне зависимости от источника ее финансирования. Налоговое законодательство не предусматривает применения одним налогоплательщиком наряду с упрощенной системой налогообложения еще и других систем в зависимости от источника финансирования.

Аналогичным образом и применение пониженного тарифа страховых взносов в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ в связи с применением упрощенной системы налогообложения никак не разделяется законодателем в зависимости от источника финансирования деятельности если выполняется условие о том, что основной вид деятельности, определенный в соответствии с п. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (а соответственно, с применением ст. 346.15 НК РФ) входит в установленный перечень, то пониженный тариф применяется в отношении всего фонда оплаты труда, даже при наличии финансирования еще и из других источников и/или от иных видов деятельности.

Какое-либо разделение (применение пониженного тарифа только в отношении некоей части выплат, а в остальном применение общего тарифа) противоречило бы положениям Закона № 212-ФЗ.

Суд отмечает, что статья 58 Закона № 212-ФЗ устанавливает только один порядок определения основного вида деятельности для установления права на применение п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

Этот порядок установлен в п. 1.4 указанной статьи, и представляет собой математическую формулу с двумя величинами, одна из которых - доход от реализации товаров (работ, услуг) в рамках конкретного вида деятельности, а вторая - общий объем доходов, определяемый в соответствии со ст. 346.15 НК РФ (то есть, не включая в него все перечисленное в статье 251 НК РФ).

Этот порядок определения основного вида деятельности подразумевает один из двух результатов:

у организации имеется основной вид деятельности (если в рамках какого-либо вида деятельности полученные доходы от реализации товаров, работ и услуг составляют 70 и более процентов от общего объема доходов, определенного в соответствии со ст. 346.15 НК РФ);

у организации не имеется основного вида деятельности (если в рамках каждого вида деятельности полученные доходы от реализации товаров, работ и услуг составляют менее 70 процентов от общего объема доходов, определенного в соответствии со ст. 346.15 НК РФ).

Соответственно, после проведения расчетов в соответствии с порядком, указанным в п. 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, из всех видов деятельности организации, по которым имеются некие доходы от реализации товаров, работ, услуг, выбирается такой, доля которого в общем объеме доходов, определенном в соответствии со ст. 346.15 НК РФ составляет 70% и более, и он для целей применения пониженных тарифов страховых взносов по п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ признается основным.

Согласно части 1.1 пункта1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российский Федерации при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ, в том числе в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами: в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям.

МАОУДО «ДЮСШ №6» ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Однако Заинтересованное лицо полагает, что доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования не учитываются в части величины доходов от реализации товаров, работ услуг от данного вида деятельности.

Фонд указывает, что субсидии и иные виды целевого финансирования, выделенные учреждению, не учитываются при определении суммы дохода от основного вида деятельности, поскольку они не являются доходом учреждения от реализации продукции или оказанных услуг; для определения основного вида экономической деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых взносов следует суммировать только доходы от реализации товаров, работ, услуг, полученные в рамках указанного вида деятельности.

Однако, доходы от реализации услуг определяются в соответствии со ст. 249 НК РФ и Учреждение именно таким образом и определяло указанную величину. В расчетах Фонда и Учреждения эта величина совпадает.

Фонд утверждает, что субсидии и иные виды целевого финансирования, выделенные учреждению, включаются в общую долю доходов учреждения. Управление приводит конкретные цифры - «в расчете 4-ФСС за 2014 год плательщику страховых взносов в таблице 4.3 следует указать общий объем доходов с учетом целевого финансирования в размере 17 107 967,87 руб.».

Как следует из указанных Заявителем норм права, расчет доли доходов, в соответствии с которым определяется основной вид деятельности, производится следующим образом:

определяется величина «доход от реализации товаров, работ, услуг в рамках данного вида деятельности». Никакие другие доходы здесь не учитываются;

определяется величина «общий объем доходов». Она определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ, то есть, в ее составе учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг и внереализационные доходы (ч. 1 ст. 346.15) и не учитываются доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ, в том числе и средства, полученные в порядке целевого финансирования (ч. 1.1 ст. 346.15).

Соответственно, в этом расчете «средства, полученные в рамках целевого финансирования» не участвуют ни в одной из двух величин, и никакого значения для результатов расчета не имеют.

В отзыве Фонд делает вывод, что средства бюджетного финансирования подпадают под понятие дохода в целом согласно статье 41 НК РФ.

При этом, законодателем прямо установлено, что в объект налогообложения по УСН в соответствии со статьей 346.15 НК РФ они не включаются (ч. 1.1 ст. 346.15 и пп. 1 п. 14 ст. 251 НК РФ), а поскольку именно по статье 346.15 НК РФ определяется и величина «общий объем доходов» для целей применения ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, то и в эту величину «средства целевого финансирования» также не входят.

Иными словами, законодатель прямо предусмотрел, что в понятие «общий объем доходов» входит только определенный перечень доходов в строгом соответствии со статьей Налогового Кодекса РФ.

В части ссылки заинтересованного лица на определение Конституционного суда РФ №2335-О от 23.10.2014 суд указывает следующее.

Предметом исследования в данном определении были пункты 8 и 11 части 1 статьи 58, части 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212- ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Важно отметить, что Конституционный суд в одном определении рассматривал два различных основания для применения пониженного тарифа страховых взносов это в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, другое – п. 11части 1 статьи 58 указанного Закона.

При этом, как ранее указывал арбитражный суд, эти основания совершенно независимы и не взаимосвязаны.

Муниципальные учреждения не вправе использовать в качестве основания применения пониженных тарифов страховых взносов п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, поскольку в указанном пункте это установлено, но вправе применять п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, в котором никаких ограничений нет.

Соответственно, выводы Конституционного суда РФ сводятся к тому, что ограничение «за исключением государственных и муниципальных учреждений», установленное законодателем в пункте 11 части 2 статьи 58 Закона № 212-ФЗ не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Более того, эти выводы не касаются пункта 8 части 2 статьи 58 Закона № 212-ФЗ. Конституционный суд РФ разъясняет положения о допустимости установления законодателем исключения в применении пониженных тарифов для муниципальных и государственных учреждений, но это исключение законом установлено только в отношении пункта 11 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.

Соответственно, данное Определение Конституционного суда РФ от 23.10.2014 года № 2335-О не имеет отношения к настоящему делу.

В своем дополнении к отзыву Фонд указывает на наличие у Заявителя бюджетного финансирования в связи с выполнением муниципального задания, причем отмечает, что из этого источника частично финансируются и затраты на оплату труда работников Заявителя.

Следует отметить, что Учреждение действительно получало средства в рамках исполнения муниципального задания (в том числе, по одной статье бюджетных расходов и одному году КОСГУ - расходы на оплату труда и на оплату начислений и в рамках этой статьи возможно перераспределение на те или иные выплаты), и полностью использовало их по назначению.

Однако, статья 58 Закона 212-ФЗ не упоминает источник финансирования затрат на оплату труда в качестве условия применения пониженных тарифов.

Также Фонд отмечает, что льготный тариф применен Учреждением к общему фонду оплаты труда.

При этом, Законом № 212-ФЗ не предусмотрено применение плательщиком страховых взносов одновременно нескольких тарифов и льготного и общего. Плательщик, имеющий право на применение пониженного тарифа страховых взносов, применяет его в отношении всех выплат.

 Пункт 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ не делает различий между теми плательщиками страховых взносов, которые имеют бюджетное финансирование и теми, которые не имеют такового. Соответственно, утверждение о невозможности применения пониженных тарифов страховых взносов при наличии у плательщика финансирования из бюджета, необоснованно.

Административный орган ошибочно указывает, что основным видом деятельности Учреждение является осуществление образовательной деятельности в рамках выполняемого задания, которая не подлежит налогообложению.

Во-первых, Учреждением осуществляется деятельность по коду ОКВЭД «прочая деятельность в области спорта», и в рамках этого вида деятельности имеются поступления как в виде субсидии на возмещение расходов на выполнение муниципального задания, так и от платных услуг. Виды деятельности не подразделяются в зависимости от источников финансирования.

Во-вторых, закон для применения п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ выделяет только один способ определения основанного вида деятельности - в соответствии с частью 1.4 этой статьи.

Таким образом, только в соответствии с порядком, определенным законом, мог быть определен основной вид деятельности Учреждения, и это именно «прочая деятельность в области спорта», что дает право на применение пониженных тарифов страховых взносов.

Далее в своем дополнении к отзыву Фонд утверждает, что рассматриваемая льгота введена для целей уменьшения бремени уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.

В действительности, законодатель установил условием для применения пониженных тарифов в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ - применение упрощенной системы налогообложения - и это условие Заявителем полностью выполняется.

Условие наличие статуса субъекта малого предпринимательства в указанной норме права законодатель не установил, наличие или отсутствие такого статуса для применения пониженного тарифа страховых взносов не имеет значения.

В соответствии со статьей 5 Закона № 212-ФЗ, Учреждение признается плательщиком страховых взносов.

Согласно статье 7 указанного Закона, базой для исчисления страховых взносов являются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц.

Следует также отметить в совокупности с иными доказательствами и доводами, описанными в решении, и то обстоятельство, что при применении Учреждением тех же пониженных тарифов страховых взносов при проведенных ранее камеральных и выездных проверках Фонд социального страхования и Пенсионный фонд РФ не указывали на отсутствие права на их применения.

В подтверждение этого довода суду были представлены копии расчетов формы 4-ФСС, представленные в Фонд с указанием на применение пониженных тарифов страховых взносов по результатам камеральных проверок которых никаких актов не составлялось, и соответственно, Фондом подтверждалась их правильность.

Также из представленного заявителем протокола о рассмотрении результатов документальной выездной проверки страхователя от 13 марта 2012 года № 11 осс/в в рамках указанной проверки со стороны филиала № 10 КРО ФСС РФ исследовалась правильность отражения и уплаты страховых взносов Учреждением в 2011 году (в котором Заявитель такое применял пониженные тарифы страховых взносов) и указано на наличие определенных нарушений, но никаких ошибок в применении пониженных тарифов страховых взносов не указано.

Следует отметить, что право на применение пониженных тарифов страховых взносов не зависит от вида страхового взноса (от фонда, в который он зачисляется), соответственно, заявитель, имеющий право на их применение, применяет их как по страховым взносам, администрируемым Пенсионным фондом РФ (взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование), так и по страховым взносам, администрируемым Фондом социального страхования РФ.

Исходные данные для определения права на применение пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ у Учреждения на 2011 год не отличались от имеющихся в спорном периоде, Учреждение также использовало упрощенную систему налогообложения, и 100 процентов от общего объема доходов, определяемого в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, составляли доходы от реализации услуг по виду прочая деятельность в области спорта.

Поскольку Учреждение ведет деятельность, определяемую по ОКВЭД как «прочая деятельность в области спорта», и применяет упрощенную систему налогообложения, то в соответствии с подп. «ф» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, имеет право на применение указанных пониженных тарифов в 2014 году, с учетом расчета, выполненного в соответствии с п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, статьями 346.15, 249-251 НК РФ.

Поскольку 100 процентов доходов Общества, учитываемых в соответствии с указанными нормами права, были получены Учреждением в 2014 году именно от реализации услуг в сфере «прочая деятельность в области спорта», то этот вид деятельности является для Учреждения основным, что подтверждает право на применение пониженных тарифов страховых взносов.

Оценивая иные доводы административного органа применительно к изложенным выше обстоятельствам суд с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемого решения и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания их обоснованными.

Установив совокупность вышеуказанных обстоятельств, суд удовлетворяет  требование заявителя о признании недействительным решения Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиала № 10) № 2473 осс/в от 10.06.2015 «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку требования заявителя удовлетворены, расходы по уплате государственной пошлины, в общей сумме 3 000 рублей, суд относит на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 65,  110, 167-170, 180, 181,  200, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявленное требование  удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал №10) от 10.06.2015  № 2473 осс/в «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».

 Взыскать с Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (650066, город Кемерово, пр. Ленина, 80А, ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) в пользуМуниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско–юношеская спортивная школа №6» имени Манеева В.П., г. Новокузнецк (ОГРН 1024201472272, ИНН 4217023473) 3000 (три тысячи) рублей судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины.

После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в  месячный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный  апелляционный суд.

Судья                                                                                                    В.В. Власов