ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-18155/16 от 01.11.2016 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

                                         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город  Кемерово                                                                                     Дело № А27-18155/2016

«01» ноября 2016 года

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи  Власова В.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление

Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (Кузбассобрнадзор), г. Кемерово

к Обществу с ограниченной ответственностью "Старт", г. Кемерово (ОГРН 1124205004978, ИНН 4205240650) 

о привлечении к административной ответственности

без вызова сторон

установил:

Государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (Кузбассобрнадзор) (далее – административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Старт" (далее – правонарушитель, общество, ООО «Старт») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены в порядке  статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Правонарушитель представил в отзыв в котором указал, что не смотря на факт наличия лицензии, Общество не оказывает услуги по реализации образовательных программ, а так же не занимается реализацией дополнительных образовательных программ; правонарушитель от своей организации не выдает никаких документов, указывающих на получение специальности либо профессии по окончании курсов дайвинга и не присваивает никаких квалификаций.

Осуществляемая ООО «Старт» деятельность, а именно ознакомление с начальными навыками плавания с аквалангом (дайвинг) не относится к образовательным программам и, следовательно, получение лицензии для данного вида деятельности не требуется.

Общество ведет коммерческую деятельность по оказанию услуг населению, для чего был заключен договор оказания услуг № 24/07-2014 от 24.07.2014 между ООО «Старт» и ООО «ГУСК «Лазурный» о предоставлении места в чаше плавательного бассейна для проведения занятий по дайвингу.

При этом, не смотря на факт наличия Договора о сетевом взаимодействии, такая форма деятельности не велась, так как Общество не занимается осуществлением образовательной деятельности, а сетевая форма реализации образовательных программ характерна для организаций, занимающихся образовательной деятельностью, исходя из этого, наличие совместно разработанных и утверждённых Программ подготовки подводных пловцов CMAS не обязательны.

В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Как установлено материалами дела,  с 19.08.2016 по 29.08.2016 в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «Старт» согласно ежегодному плану проведения проверок Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, согласованному с прокуратурой Кемеровской области, в соответствии с приказом Кузбассобрнадзора от 22.07.2016 № 2136/02, были выявлены нарушения требований и условий действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

По факту обнаружения данных обстоятельств должностным лицом административного органа в отношении общества 29.08.2016 был составлен протокол об административном правонарушении, которым нарушения квалифицированы по ч. 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол и материалы административного дела  направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества  к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

 Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд признал требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензировании.

Частью 2 статьи 8 Закона о лицензировании установлено, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.

В силу п. 40 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 1.1 устава ООО «Старт», зарегистрированного Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Кемерово 26.03.2012, целью деятельности данной организации является извлечение прибыли от его предпринимательской деятельности.

ООО «Старт» осуществляет образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам на основании бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности серии 42Л01 № 0001841 регистрационный номер 14819, предоставленной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области 29.12.2014.

В ходе проведения плановой выездной проверки ООО «Старт» обнаружены следующие нарушения обязательных требований, зафиксированные в акте проверки от 29.08.2016.

В соответствии с требованиями подпункта «г» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие договора, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утверждённых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - для образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ.

При проверке установлено, что на основании договора о сетевом взаимодействии и сотрудничестве от 24.07.2014 № 24/07-2014, заключенного между ООО «Старт» и ООО «Универсальный Спортивный Комплекс «Лазурный», последнее предоставляет правонарушителю беспрепятственный доступ к чаше плавательного бассейна.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

В нарушение требований части 2 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отсутствуют совместно разработанные и утверждённые организациями, осуществляющими образовательную деятельность в форме сетевого взаимодействия (ООО «Старт» и ООО «УСК «Лазурный»), образовательные программы.

Кроме того, в нарушение требований части 3 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве от 24.07.2014 № 24/07-2014, заключенный между ООО «Старт» и ООО «УСК «Лазурный», не содержит сведений о:

виде, уровне и (или) направленности образовательных программ (частей образовательных программ определенных уровня, вида и направленности), реализуемых с использованием сетевой формы;

выдаваемых документе или документах об образовании и (или) о квалификации, документе или документах об обучении, а также организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы.

Данные нарушения являются нарушениями лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, предусмотренных подпунктом «г» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Оценивая доводы правонарушителя, изложенные в отзыве, суд принимает позицию административного органа, на основании нижеследующих обстоятельств:

Частью 2 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ на организации, осуществляющие обучение, распространяются обязанности и ответственность образовательных организаций.

ООО «Старт» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, следовательно данное юридическое лицо является лицензиатом и на него возложена (при осуществлении лицензируемого вида деятельности) обязанность соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.

На основании вышеуказанной лицензии ООО «Старт» имеет право реализовывать образовательные программы, относящиеся к виду образования - дополнительное образование, подвиду - дополнительное образование детей и взрослых.

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ, частью 1 статьи 91 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Пунктом 17 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ определено, что образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ, следовательно, реализация любых образовательных программ вне зависимости от того выдаются или не выдаются по окончании их освоения документы об образовании возможна только при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.

При проведении проверки установлено, что ООО «Старт» реализуется образовательная программа «Программа подготовки подводных пловцов CMAS», относящаяся к виду образования - дополнительное образование, подвиду - дополнительное образование детей и взрослых.

Копия данной образовательной программы прилагалась также к заявлению о предоставлении ООО «Старт» лицензии от 07.11.2014, в котором данная программа была отнесена заявителем к виду образования «Дополнительное образование», подвиду «Дополнительное образование детей и взрослых».

Факт осуществления ООО «Старт» образовательной деятельности по реализации образовательной программы «Программа подготовки подводных пловцов CMAS» не отрицался при проведении проверки, а также подтверждается содержанием Журнала проведения теоретических и практических занятий на 2016 год.

Факт использования при осуществлении образовательной деятельности ООО «Старт» чаши плавательного бассейна ООО «УСК «Лазурный» на основании договора о сетевом взаимодействии и сотрудничестве от 24.07.2014 № 24/07-2014, при проведении проверки не отрицался.

Кроме того директором ООО «Старт» Е.С. Нимцович 19.08.2016 было письменно пояснено, что иных документов, подтверждающих законное право пользования ООО «Старт» данным объектом, не имеется.

При этом, договор оказания услуг от 24.07.2014 № 24/07-2014, копия которого прилагается к отзыву, при проведении проверки не представлялся.

Кроме этого, в соответствии с кадровой документацией ООО «Старт» (штатное расписание Дайв-клуба WSООО «Старт», подписанное генеральным директором Нимцовичем Ю.А.) в Дайв-клубе WSООО «Старт» имеются должности именно педагогических работников, таких как «Инструктор CMAS»; «Тренер-преподаватель». Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 29.08.2016 и материалами административного дела.

Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 658-ст утвержден и введен в действие «ГОСТ Р ИСО 24801-1-2008 (ISO 24801-1:2007). Национальный стандарт Российской Федерации. Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 1. Уровень 1. Дайвер под наблюдением».

Настоящий стандарт устанавливает уровень компетентности, который аквалангист (дайвер) обязан достичь для того, чтобы обучающая организация могла провести его сертификацию, подтверждающую достижение им соответствующего уровня, 1-го уровня аквалангиста - "Дайвер под наблюдением", и порядок оценки этой компетентности.

Также, стандарт устанавливает условия, в которых должно проходить обучение, в дополнение к общим требованиям предоставления услуг в области дайвинга (подводного плавания с аквалангом) для активного отдыха и развлечений в соответствии с ИСО 24803.

Пунктом 3.1 указного документа, предусмотрено, что  Обучающая организация - структура, предоставляющая системы обучения дайвингу для активного отдыха и развлечений и услуги по сертификации, которая несет ответственность за осуществление и качественное управление процессом обучения аквалангистов (дайверов).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что навыки дайвинга с учетом всех установленных и изложенных обстоятельств можно отнести к образовательной деятельности.

На основании вышеизложенного следует, что осуществляя на основании имеющейся лицензии образовательную деятельность по реализации образовательной программы дополнительного образования детей и взрослых «Программа подготовки подводных пловцов CMAS» с использованием ресурсов ООО «УСК «Лазурный» на основании договора о сетевом взаимодействии и сотрудничестве от 24.07.2014 № 24/07-2014 при несоответствии содержания данного договора требованиям статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ, а также отсутствии совместно разработанных и утверждённых организациями, осуществляющими образовательную деятельность в форме сетевого взаимодействия  образовательных программ, ООО «Старт» нарушает лицензионные требования при осуществлении образовательной деятельности, предусмотренные подпунктом «г» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества события административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административным органом также доказана вина Общества, которая заключается в том, что у последнего имелась возможность для соблюдения обязательных требований и лицензионных условий, но им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований и лицензионных условий в области радиовещания.

Факт совершения лицом, привлекаемым к административной ответственности, правонарушения, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей, доказаны материалами административного дела, в том числе протоколом от 29.08.2016, актом проверки от 29.08.2016, пояснениями генерального директора от 19.08.2016,  и иными материалами административного дела, в связи с чем суд приходит к выводу, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, имеется событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протокол составлен должностным лицом в пределах его компетенции и компетенции административного органа. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

При указанных обстоятельствах заявление о привлечении к административной ответственности суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, суд назначает минимальное наказание, предусмотренное санкцией данной статьи для юридических лиц.

Руководствуясь статьями   167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

            Привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Общество с ограниченной ответственностью «Старт» (650024, Кемеровская область, город Кемерово, улица Базовая, 6А; ОГРН 1124205004978, ИНН 4205240650, запись внесена 26.03.2012) и назначить наказание в виде штрафа в размере 30 000 (тридцати  тысяч) рублей.

             Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

            В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу. Доказательства уплаты штрафа в пятидневный срок представить административному органу и арбитражному суду.

При отсутствии доказательств уплаты штрафа в добровольном порядке решение будет направлено для принудительного исполнения в соответствующее подразделение Федеральной службы судебных приставов.

Реквизиты для перечисления штрафа:

УФК по Кемеровской области (Государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области)

л/с 04392003720 ИНН 4207058999  КПП 420501001

Р/счет № 40101810400000010007 в ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской обл. г. Кемерово

БИК 043207001, ОКТМО плательщика, КБК: 853 1 16 90040 04 0000 140

Назначение платежа: Оплата штрафа

Судья                                                                          В.В. Власов