ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-18156/16 от 31.10.2016 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово

                                 Дело № А27-18156/2016

«08» ноября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена «31» октября 2016 года

Полный текст решения изготовлен «08» ноября 2016 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Смычковой Ж.Г.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Авдониной Т.Г. рассмотрел в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы  по надзору и контролю  в сфере образования Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Старт», г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности

от административного органа -  представители ФИО1 (доверенность от 11.01.2016 № 14/08-02), ФИО2  (доверенность  от 12.01.2016 № 14/06-02);

от ООО «Старт» -  генеральный директор  ФИО3 (паспорт), представитель ФИО4 (доверенность от 28.10.2016, б/н)

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (далее – административный орган, Кузбассобрнадзор) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Старт» (далее - ООО «Старт») к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Представитель административного органа в судебном заседании требование о привлечении к административной ответственности ООО «Старт» поддержал.

ООО «Старт» в письменном отзыве, законный представитель и представитель ООО «Старт» в судебном заседании с требованием не согласились. Указывают, что ООО «Старт» не только не является образовательным учреждением, оно также не осуществляет образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам на основании бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности серии 42Л01 № 0001841 регистрационный номер 14819, предоставленной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области 29.12.2014. ООО «Старт», не смотря на факт наличия лицензии, не оказывает услуги по реализации образовательных программ, а так же не занимается реализацией дополнительных образовательных программ. При таких условиях наличие педагогических работников, имеющих профессиональное образование и соответствующих лицензионным требованиям в штате ООО «Старт» не обязательно. Исходя из этого заключение трудовых договоров между ООО «Старт» и инструкторами ФИО4 и ФИО5 не обязательно. ООО «Старт» от своей организации не выдает документов, указывающих на получение специальности либо профессии по окончании курсов дайвинга, и не присваивает никаких квалификаций. Осуществляемая ООО «Старт» деятельность, а именно ознакомление с начальными навыками плавания с аквалангом (дайвинг) не относится к указанным образовательным программам и, следовательно, получение лицензии для данного вида деятельности не требуется вообще. ООО «Старт» обычную коммерческую деятельность по оказанию услуг населению, для чего был заключен договор оказания услуг № 24/07-2014 от 24.07.2014  между ООО «Старт» и ООО «ГУСК «Лазурный» о предоставлении места в чаше плавательного бассейна для проведения занятий по дайвингу. Также был заключен гражданско-правовой договор с инструктором ФИО4, который обладает достаточным практическим опытом и компетентностью, а также имеет сертификат инструктора CMASRUS/F00/P3/13/023374, выданный Конфедерацией подводной деятельности России (КПДР) 06.12.2012. При этом факт наличия у ООО «Старт» лицензии на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ не свидетельствует о фактическом ведении данной деятельности.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, судом установлено следующее.

С 19 августа 2016 по 29 августа 2016 на основании ежегодного плана проведе­ния плановых проверок Государственной службой по надзору и контролю в сфере образо­вания Кемеровской области, согласованного с Прокуратурой Кемеровской области, в со­ответствии с приказом Кузбассобрнадзора от 27.07.2016 № 2136/02 была проведена плано­вая выездная проверка в отношении ООО «Старт» по адресам: ул. Красноармейская, 50а, на 1 этаже здания - кабинет № 6, <...> г. Кемерово.

В соответствии с пунктом 1.1 устава общества целью деятельности данной организации является извлечение при­были от его предпринимательской деятельности.

В ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что ООО «Старт» осуществляет образователь­ную деятельность по дополнительным образовательным программам на основании бес­срочной лицензии на осуществление образовательной деятельности серии 42Л01 № 0001841 регистрационный номер 14819, предоставленной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области 29.12.2014.

В деятельности общества обнаружены следующие нарушения обязательных требований, за­фиксированные в акте проверки от 29.08.2016.

В соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензиро­вании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельно­сти», одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образователь­ной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицен­зиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соот­ветствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соот­ветствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Рос­сийской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» номенк­латура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организа­ций утверждается Правительством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 21 Федерального закона Российской Федера­ции от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на организации, осуществляющие обучение, распространяются обязанности и ответственность об­разовательных организаций.

В соответствии с кадровой документацией ООО «Старт» (штатное расписание Дайв-клуба WS ООО «Старт» подписанное генераль­ным директором ФИО4) в Дайв-клубе WS ООО «Старт» имеются следую­щие должности педагогических работников: «Инструктор CMAS»; «Тренер-препода­ватель».

Предусмотренная штатным расписанием ООО «Старт» должность «Инструктор CMAS» номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятель­ность, должностей руководителей образовательных организаций, утверждённой поста­новлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организа­ций», не предусмотрена.

Таким образом, в штатном расписании Дайв-клуба WS Общества с ограниченной ответственностью «Старт» указана должность педагогического работника, не соответст­вующая номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образова­тельных организаций, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федера­ции от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических ра­ботников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей ру­ководителей образовательных организаций».

В соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении об­разовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образо­вательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессио­нальное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

В соответствии с частью 21 статьи 2 педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляю­щей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера­ции».

Согласно статье 15 Трудового Кодекса Российской Федерации заключение граж­данско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

На основании вышеизложенного привлечение к осуществлению образователь­ного процесса физических лиц, фактически исполняющих функции педагогических работников (тренеров-преподавателей), на основании договоров гражданско-право­вого характера противоречит действующему законодательству Российской Федера­ции в сфере образования.

Представленные при проверке договоры подряда, заключенные между ООО «Старт» и гражданами ФИО4 (от 01.07.2016 № 2) и ФИО5 (от 01.07.2016 № 3), не яв­ляются трудовыми договорами, заключенными с данными лицами как с педагогиче­скими работниками.

Трудовые договоры с вышеуказанными лицами как с педагогическими работни­ками при проверке не представлены.

В соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензи­ровании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной дея­тельности», одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образо­вательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное об­разование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, не­обходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образова­тельным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессио­нальное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

В соответствии с требованиями к квалификации, указанными в квалификацион­ной характеристике должности «Тренер-преподаватель», утверждённой приказом Мини­стерства здравоохранения и социального развития Российской Федера­ции от 26.08.2010 №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные харак­теристики должностей работников образования», лицо, замещающее должность «Препо­даватель», должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в об­ласти физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.

Согласно документам, представленным при проверке, в ООО «Старт» функции тренера-преподавателя исполняет ФИО4 (на основании договора подряда от 01.07.2016 № 2), имеющий высшее обра­зование по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство».

Высшего профессионального образования или среднего профессионального обра­зования в области физкультуры и спорта, а также дополнительного профессиональ­ного образования в области физкультуры и спорта ФИО4 не имеет.

Пунктом 9 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификацион­ного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квали­фикационные характеристики должностей образования» предусматривается, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требова­ния к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентно­стью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, мо­гут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Информация о наличии рекомендации аттестационной комиссии о назначении ФИО4 на должность «Тренер-преподаватель» в порядке исклю­чения при проведении проверки ООО «Старт» представлена не была.

Исполнение ФИО4 функций тренера-преподавателя в нарушение требований к квалификации, указанных в квалификационной характеристике должности «Тренер-преподаватель», утверждённой приказом Министерства здравоохра­нения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761 н «Об утвер­ждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специали­стов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей образования», является нарушением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, предусмотренных подпунктом «л» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионных требований, предусмотренных, в том числе и подпунктом «д» пункта 6 Положения о ли­цензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

В связи с указанным, административным органом установлено, что  в действиях ООО «Старт» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам проверки в отношении ООО «Старт» составлен протокол об административном правонарушении, административный орган обратился в арбитражный суд  с  заявлением о привлечении ООО «Старт» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд признал, что административным органом доказано событие административного правонарушения.

Согласно материалам дела, ООО «Старт» осуществляет образовательную деятельность, осуществляемую образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, лицензирование которой осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования. Данный вывод подтверждается актом проверки б/н от 29.08.2016, протоколом об административном правонарушении от 29.08.2016, лицензией №14819 от 29.12.2014, штатным расписанием №1 от 29.12.2015, договором о сетевом взаимодействии и сотрудничестве от 24.07.2014 №24/07-2014. Указанные документы свидетельствуют о фактическом осуществлении ООО «Старт» образовательной деятельности.

Кроме того, частью 14 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на лицензиата, имеющего намерение прекратить лицензируемых вид деятельности, возложена обязанность не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения этого вида деятельности представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, что заявителем не было сделано.

Следовательно, из совокупности всех доказательств суд приходит к выводу о доказанности административным органом осуществления ООО «Старт» образовательной деятельности с грубым нарушением условий лицензии и несостоятельности возражений общества.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ  при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункту 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, осуществление лицензиатом образовательной деятельности с нарушением (грубым нарушением) лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Вина ООО «Старт» выразилась в том, что имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (доказательств иного в материалы дела не представлено).

На основании изложенного суд считает, что ООО  «Старт»  подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ заявителем не пропущен.

Нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В протоколе об административном правонарушении от 29.08.2016 не установлено, что выявленные нарушения обществом лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан в связи с чем, суд считает возможным назначение ООО «Старт» административного наказания в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд         

Р Е Ш И Л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Старт», г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде предупреждения.

        Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд. 

       Судья                                                                                                   Ж.Г. Смычкова