АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
Тел. (384-2) 45-10-22
http://www.kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-18222/2021
«26» ноября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена «23» ноября 2021 года
Полный текст решения изготовлен «26» ноября 2021 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Власова В.В., при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Минаковой В.Л., рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании и открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Кемеровской области по адресу: 650000, <...> дело по заявлению
Прокуратуры Кемеровской области – Кузбасса, город Кемерово (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)
к Администрации Крапивинского муниципального округа, посёлок городского типа Крапивинский (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)
о признании незаконным бездействия администрации Крапивинского муниципального округа,
при участии:
от Прокуратуры Кемеровской области – Кузбасса: ФИО1, удостоверение;
от Администрации Крапивинского муниципального округа: не явились, заявление о рассмотрении в отсутствие;
у с т а н о в и л:
Прокуратура Кемеровской области – Кузбасса (далее – заявитель, Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Крапивинского муниципального округа (далее – Администрация), выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению муниципального правового акта, регламентирующего выдачу письменных разъяснений налогоплательщику по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренного статьями 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 23.11.2021.
В предварительном судебном заседании заявитель требования поддержал.
Администрация, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствии Администрации Крапивинского муниципального округа.
С учетом отсутствия возражений лиц, участвующих в деле, судом завершено предварительное судебное заседание, открыто судебное заседание в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ.
Рассмотрев и исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Прокуратурой Крапивинского района проведен мониторинг действующих муниципальных правовых актов администрации Крапивинского муниципального округа, принятых по вопросам дачи письменных разъяснений налогоплательщикам в сфере применения правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, по результатам которого установлен факт бездействия администрации Крапивинского муниципального округа, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению данного нормативного правового акта.
Полагая, что бездействие Администрации Крапивинского муниципального округа является незаконным, Прокуратура Кемеровской области – Кузбасса обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу статей 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон №210-ФЗ) под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Нормами статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ определен круг вопросов местного значения муниципального городского округа.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона №131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Согласно п. 2 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Пунктом 3 ст. 34.2 НК РФ установлено, что Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В силу п.п. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Таким образом, финансовые органы муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязаны предоставлять государственную услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 части 1 статьи 6 Федерального закона №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст. 2 Федерального закона №210-ФЗ).
Согласно требованиям статьи 35 Устава Крапивинского муниципального округа, утвержденного решением Совета народных депутатов от 26.02.2020 № 87, администрация Крапивинского муниципального округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органамместного самоуправления муниципального округа. Администрацией руководит глава Крапивинского муниципального округа (статья 32 Устава Крапивинского Муниципального округа).
На территории Крапивинского муниципального округа действуют нормативные правовые акты о местных налогах и сборах: решение Совета народных депутатов Крапивинского муниципального округа от 28.07.2020 № 166 «Об установлении на территории Крапивинского муниципального округа налога на имущество физических лиц», решение Совета народных депутатов Крапивинского муниципального округа от 28.07.2020 № 165 «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории Крапивинского муниципального округа».
При этом в целях расширения полномочий органов местного самоуправления по регулированию налоговой нагрузки на территории муниципального образования на федеральном уровне установлены лишь предельные значения налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц. Для индивидуальных предпринимателей, использующих принадлежащее им имущество в предпринимательской деятельности и применяющих специальные налоговые режимы, предусмотрены налоговые преференции. Обязанность предоставления муниципальной услуги в виде письменных разъяснений налогоплательщикам обусловлена сложностью применения налогового законодательства.
В соответствии с письменной информацией администрации Крапивинского муниципального округа от 01.06.2021 № 1708, меры по разработке и утверждению нормативного правового акта, регламентирующего выдачу письменных разъяснений налогоплательщику по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, не принимались.
Прокурором района по результатам мониторинга муниципальных правовых актов 01.06.2021 главе Крапивинского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений закона № 7-1-2021. По результатам его рассмотрения, администрация муниципального округа полагает, что утверждение муниципального правового акта, регламентирующего выдачу письменных разъяснений налогоплательщику по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, нецелесообразно, поскольку дача письменных разъяснений органа местного самоуправления о налогах и сборах в виде предоставления муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не будет востребовано (информация администрации Крапивинского муниципального округа от 25.06.2021 № 1962).
Прокуратурой установлено, что в нарушение действующего законодательства администрацией Крапивинского муниципального округа не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-коммуникационной сети «Интернет» отсутствуют.
Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность в деятельности финансового органа по предоставлению данной муниципальной услуги, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если он полагает, что решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» предусмотрено, что приведенные в нем разъяснения применяются и при оспаривании действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия. К бездействию относится неисполнением соответствующими органами, осуществляющими публичные полномочия, обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими их полномочия.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01,1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
С учетом вышеизложенного, оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 9, 52, 65, 137, 167-171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявленное требование удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Крапивинского муниципального округа, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципального правового акта, регламентирующего выдачу письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренного ст. ст. 21,
Обязать Администрацию Крапивинского муниципального округа разработать и утвердить в течение трех месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу муниципальный правовой акт, регламентирующий выдачу письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренный ст. ст. 21,34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья В.В. Власов