АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., 8, Кемерово, 650000
http://www.kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27- 18284/2015
18 января 2016 года
Резолютивная часть решения оглашена 11 января 2016 г.
Полный текст решения изготовлен 18 января 2016 г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи Изотовой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тумановой Я.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Жилищник», г. Новокузнецк, Кемеровская обл. (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал», г. Новокузнецк, Кемеровская обл. (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора
при участии
от истца – ФИО1, представителя, по доверенности от 10.03.2015, паспорт;
от ответчика – ФИО2, представителя, по доверенности от 30.12.201 № 4, паспорт;
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Жилищник» обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее также - организация ВКХ) об урегулировании разногласий по абзацу 3 раздела 1 главы 1, пунктам 8, 12, 13 главы 3, подпункту «д» пункта 14, подпункту «ф» пункта 16 главы 4, пунктам 18, 20, 21, 26 главы 5, подпункту «а» пункта 27 главы 6, приложениям №№ 1, 2, 5 к договору холодного водоснабжения и водоотведения от 20.07.2015 № 5219 (далее – договор), о дополнении пункта 13 главы 3, пункта 12 главы 3 подпунктом «а», пункта 14 главы 4 подпунктом «с», пункта 16 главы 4 договора подпунктом «х», просит принять указанные пункты в предложенной истцом редакции.
Определением от 02.11.2015 дело назначено к судебному разбирательству, которое откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для уточнения требований, урегулирования разногласий.
В настоящем судебном заседании истцом заявлено об отказе от требования в части урегулирования разногласий по абзацу третьему раздела 1 главы 1, пунктам 8, 12, 13 главы 3, подпункту «д» пункта 14, подпункту «ф» пункта 16 главы 4, пунктам 18, 20, 21, 26 главы 5, подпункту «а» пункта 27 главы 6 договора, приложению № 5 к договору, а также от дополнения пункта 13 главы 3 договора, пункта 12 главы 13 подпунктом «а», пункта 14 главы 4 договора подпунктом «с» в предложенной истцом редакции.
В силу части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении спора в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела, отказаться от иска полностью или частично.
Изучив материалы дела, установив, что отказ от иска заявлен полномочным представителем истца, не противоречит закону и не нарушает права других лиц, при отсутствии возражений ответчика суд в порядке частей 2, 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял отказ.
Производство по делу в части требования об урегулировании разногласий по указанным пунктам договора и дополнениям подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На требовании о дополнении пункта 16 главы 4 договора подпунктом «х» и урегулировании разногласий по приложения №№ 1 и 2 договора (по пунктам 1, 2 раздела «Канализование» актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности к договору), истец настаивает.
Ответчик с требованиями истца не согласился, представил отзыв, представитель ответчика в судебном заседании возражения, изложенные в отзыве на иск, поддержала.
Изучив материалы дела, доводы и возражения сторон, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил.
При заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения от 20.07.2015 № 5219 (т. 1 л.д. 17-26) между обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал» (организация ВКХ) и ООО «Жилищник» (абонент) возникли разногласия по пункту 16 главы 4 договора, пунктам 1, 2 раздела «Канализование» актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности к договору (приложения № 1 и № 2 к договору), что отражено в протоколе разногласий (т.1 л.д. 27-33) и протоколе согласования разногласий (т. 1 л.д. 34).
Разногласия по указанным пунктам договора сторонами не урегулированы, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Абонент просит:
дополнить пункт 16 главы 4 договора подпунктом «х» следующего содержания:
«При поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги, связанной с подачей ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, Исполнитель обязан выявлять совместно с ресурсоснабжающей организацией причины предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме путем составления двустороннего акта о ненадлежащем качестве коммунальной услуги и (или) ее ненадлежащем объеме. В указанном акте указываются нарушения, повлекшие предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, а также определяется сторона настоящего договора, чьи действия привели к предоставлению коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме. При поступлении жалоб от потребителей на ненадлежащее качество оказанной коммунальной услуги и (или) ее ненадлежащий объем, а также на оказание коммунальной услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность, исполнитель направляет в адрес ресурсоснабжающей организации уведомление о составлении акта о ненадлежащем качестве коммунальной услуги и (или) ее ненадлежащем объеме. В случае неявки представителя ресурсоснабжающей организации в течение 1 (одного) рабочего дня с даты получения уведомления исполнитель составляет указанный акт самостоятельно с привлечением потребителей. Исполнитель направляет указанный акт ресурсоснабжающей организации в течение 3 (трех) рабочих дней с даты его составления. Акт является основанием для производства ресурсоснабжающей организацией перерасчета в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего договора. При этом размер платы за поданный коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354»;
в приложении № 1 к договору холодного водоснабжения и водоотведения от 20.07.2015 № 5219 (Акт о разграничении балансовой принадлежности) пункт 1 (ул. Косыгина, 41, жилой дом), раздел «Канализация» истец просит изложить:
«Водоканал обслуживает сети канализации до внешней стены многоквартирного дома.
Абонент обслуживает внутренние сети канализации от внешней границы стены многоквартирного дома, состоящие из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников) стояков, заглушек, вытяжных труб»;
пункт 2 (ул. Авиаторов, 118, жилой дом), раздел «Канализация» изложить:
«Водоканал обслуживает сети канализации до внешней стены многоквартирного дома.
Абонент обслуживает внутренние сети канализации от внешней границы стены многоквартирного дома, состоящие из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников) стояков, заглушек, вытяжных труб»;
в Приложении № 2 к договору холодного водоснабжения и водоотведения от 09.06.2015 № 5161 (Акт разграничения эксплуатационной ответственности) пункт 1 (ул. Косыгина, 41, жилой дом), раздел «Канализация» изложить:
«Водоканал обслуживает сети канализации до внешней стены многоквартирного дома.
Абонент обслуживает внутренние сети канализации от внешней границы стены многоквартирного дома, состоящие из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников) стояков, заглушек, вытяжных труб»;
пункт 2 (ул. Авиаторов, 118, жилой дом), раздел «Канализация» изложить:
«Водоканал обслуживает сети канализации до внешней стены многоквартирного дома.
Абонент обслуживает внутренние сети канализации от внешней границы стены многоквартирного дома, состоящие из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников) стояков, заглушек, вытяжных труб».
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как указано в статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Указанные нормы предусматривают право стороны на обращение в суд с иском об урегулировании разногласий по договору на стадии его заключения.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Кодекса).
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод, регулируются нормами Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, действующими с 14.08.2013 (далее - Правила № 644).
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (статья 7 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В силу пункта 3 статьи 13 и пункта 3 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункта 18 Правил № 644 договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
В пункте 1 статьи 15 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
Из пункта 1 статьи 432 Кодекса следует, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Рассмотренный судом договор является единым договором, предусматривающим урегулирование отношений сторон, как по водоснабжению, так и по водоотведению, поэтому необходимо руководствоваться нормами, устанавливающими правила для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о водоснабжении и водоотведении по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В силу части 1 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Как следует из материалов дела (протоколы внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, т. 1 л.д. 53-59), истец является управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг в отношении домов, расположенных по адресам: <...>
Водоканал является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, владеющей сетями водоснабжения и водоотведения на основании договора аренды имущества от 30.10.2015 № 82/314, заключенного с собственником - ООО «Инвестор» (т. 2 л.д. 1-15).
В силу положений статей 161 и 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) договоры энергоснабжения многоквартирных жилых домов заключаются энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домом собственниками помещений), либо с управляющей организацией (товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом и иной организацией).
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 4, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правоотношения сторон регулируются также нормами жилищного законодательства, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
Согласно пункту 16 Правил № 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, названными Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Пункт 17 Правил № 124 определяет существенные условия договора ресурсоснабжения. Пункт 18 данных Правил содержит перечень условий, которые должны быть предусмотрены в договоре ресурсоснабжения.
Возражая против предложенной истцом редакции подпункта «х» пункта 16 главы 4 договора, ответчик указал, что истец не указывает, на какие пункты Правил № 124 и Правил № 354 он ссылается, полагает, что условия Правил № 354 регулируют отношения исполнителя и потребителей коммунальных услуг (п.1 правил предоставления коммунальных услуг) на отношения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией Правила № 354 распространяется только в части, предусмотренной Правилами № 124, указание на необходимость соответствия договора на поставку ресурса Постановлению Правительства № 354 типовым договором не предусмотрено. Возложение на организацию ВКХ дополнительных обязанностей связано с дополнительными затратами времени и средств.
К соглашению по предложенной истцом редакции подпункта «х» пункта 16 главы 4 договора стороны не пришли. Учитывая, что истец не обосновал редакцию спорного пункта со ссылками на конкретные нормы права, при отсутствии согласия ответчика суд не находит оснований для удовлетворения требования истца в этой части.
Вместе с тем, доводы ответчика о неприменении в данном случае Правил № 354 суд считает необоснованными. Из Правил № 354 следует, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (абзац 1 пункта 13 Правил № 354). В силу абзаца 2 пункта 13 правил № 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативно-правовому акту.
Согласно подпункту "б" пункта 18 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения также предусматривается порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги. В силу пункта 23 Правил № 124 при определении в договоре ресурсоснабжения порядка взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги предусматривается обязательность выявления причин предоставления коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме и порядок выявления этих причин, устанавливаемый с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг
Разделом X Правил № 354 (пункты 104-113) предусмотрен порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В частности в силу пунктов 108 и 109 Правил № 354 в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя коммунальных услуг не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
По окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Согласно пункту 113 Правил № 354 после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.
Если исполнитель не имеет возможности установить период нарушения качества коммунальной услуги на основе сведений, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 112 настоящих Правил, то исполнитель обязан провести проверку устранения причин нарушения качества коммунальной услуги потребителю, который обращался с сообщением в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя.
Для этого исполнитель в согласованное с потребителем время обязан прибыть в помещение потребителя, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации для подтверждения качества предоставляемой коммунальной услуги требуется проведение экспертизы, исполнитель организует проведение такой экспертизы и несет расходы на ее проведение.
При уклонении потребителя от согласования времени проведения проверки исполнителем, а равно при уклонении потребителя от подписания акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель составляет такой акт, который подписывается исполнителем и не менее 2 незаинтересованными лицами. Указанный акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю).
При проведении указанной проверки и составлении акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги могут участвовать также представители ресурсоснабжающей организации, лица, привлеченного собственниками для обслуживания внутридомовых систем, государственной жилищной инспекции Российской Федерации, общественного объединения потребителей, если они принимали участие в проверке факта нарушения качества коммунальной услуги или если их участие в проверке устранения причин нарушения качества коммунальной услуги инициировано потребителем или исполнителем. В этом случае исполнитель обязан уведомить указанных лиц о дате и времени проведения проверки устранения причин нарушения качества коммунальной услуги. Указанные лица вправе отказаться от участия в такой проверке, уведомив об этом исполнителя.
Таким образом, Правила № 354 не устанавливают обязанности организации ВКХ участвовать в проведении проверки, после получения уведомления управляющей компании ответчик вправе отказаться от участия в проверке.
В соответствии с пунктом 46 договора при исполнении договора стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в связи с чем суд считает, что при отсутствии в договоре согласованного сторонами условия, конкретизирующего порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги, подлежат применению положения Правил № 354.
Подпунктом "д" пункта 22 Правил № 124 императивно определено, что в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг, применение указанного положения не требует специального указания на это в договоре.
При заключении договора у сторон возникли разногласия по вопросу определения границы балансовой принадлежности канализационных сетей, а также границы эксплуатационной ответственности в отношении этих сетей.
Ответчик не согласился с предложенной истцом редакцией приложений №№ 1 и 2 к договору, определяющих границы балансовой и эксплуатационной ответственности по внешней стене дома, полагает, что организация ВКХ должна обслуживать дворовую сеть канализации, а абонент – внутренние сети канализации и выпуск от жилого дома до колодца на дворовой канализации.
Ссылаясь на пункты 2, 31, 32 Правил № 644, пункты 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее Правила № 491), ответчик указал, что ООО «Водоканал» владеет только дворовой сетью канализации, выпуски от жилого дома не относятся к дворовой системе канализации, а являются внутридомовым инженерным оборудованием, к балансовой принадлежности ООО Водоканал не могут быть отнесены сети, не находящиеся в собственности или владении на ином основании у ООО Водоканал, представив договор аренды имущества от 30.10.2015 № 82/314 с актом приема-передачи, инвентарные карточки, схемы присоединения сетей (т. 2 л.д.1-19).
Истец является исполнителем коммунальных услуг. Для осуществления деятельности но поставке коммунальных услуг исполнитель таких услуг обязан содержать в надлежащем состоянии внутридомовые инженерные системы, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения). В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг. Граница принадлежности определяется по признаку собственности, владения на ином законном основании, и перенос ее действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен. Следовательно, как считает ответчик, граница балансовой принадлежности между ООО «Водоканал» и ООО «Жилищник» не может быть установлена до стены МКД, так как выпуск канализации не принадлежит на праве собственности ООО Водоканал, а является общедомовым имуществом всех собственников МКД.
По мнению ответчика, выпуск канализации также не может быть включен в объем эксплуатационной ответственности ООО «Водоканал», так как эта ответственность действующим законодательством закреплена за исполнителем коммунальных услуг (пункт 10 раздела II Правил № 491), Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003года №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищною фонда» в пунктах 2.6.6., 2.6.11,4.1.9 установлена обязанность организации, которая занимается эксплуатацией жилищного фонда, обеспечить бесперебойную работу канализационных выпусков, смотровых колодцев дворовой сети и общих выпусков в торцах здания от общего трубопровода, проложенного в подвале. ООО «Водоканал» не имеет законного права и обязанности осуществлять ремонтные работы на местах общего пользования, а внутридомовые инженерные сети, к которым относится и выпуск канализации, являются именно местами общего пользования (СНИП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий», учебник « Канализация» автор ФИО3, ФИО4, учебник «Канализация» автор ФИО5, Г.Г.Шигории, ФИО5). Распоряжением администрации г. Новокузнецка от 07.06.1995 года № 481 «О создании новых муниципальных предприятий но обслуживанию дворовых и внутриквартальных сетей водоснабжения, водоотведния, тепловых и газовых» установлены границы обслуживания дворовых и внутриквартальных сетей - от границ ответственности подающих организаций (в том числе Водоканал) до наружной стены здания, а сетям водоотведения - до внутренней стены «красного» колодца.
Рассмотрев доводы ответчика, суд находит их необоснованными, исходя из следующего.
Согласно части 5 статьи 13, части 5 статьи 14 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении условия о границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям и сетям водоотведения абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства являются существенными условиями для договора холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу подпункта "а" пункта 18 Правил № 124 ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).
Требование об определении границ раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения содержится в пункте 21 Правил № 354.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 644 граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил № 491, в состав общего имущества многоквартирного жилого дома входят: внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях, внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе, а также внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пункт 8 Правил № 491 устанавливает, что внешней границей сетей водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Следовательно, канализационный выпуск на основании абзаца 2 пункта 5 Правил № 491 является частью внутридомовой инженерной системы водоотведения, относящейся к общему имуществу многоквартирного дома и находящейся внутри дома до внешней границы его стены.
Доказательства, подтверждающие принадлежность истцу канализационных сетей, расположенных за пределами внешних границ многоквартирного жилого дома (от жилого дома до колодца на дворовой канализации) на каком-либо вещном праве или ином законном основании, отсутствуют.
Установление границ эксплуатационной ответственности не по внешней границе многоквартирного жилого дома возможно только при наличии общедомового прибора учета, установленного за пределами данной границы. Коллективные (общедомовые) приборы учета водоотведения на домах, находящихся в управлении истца, отсутствуют, что ответчиком не оспаривается.
С учетом положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и приведенных норм права нет оснований для возложения обязанностей по содержанию участков канализационных сетей, не относящихся в общему имуществу собственников, на управляющую организацию и на собственников помещений многоквартирных домов.
В силу части 5 статьи 8 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Действующим законодательством установлен определенный порядок передачи бесхозяйных объектов органом местного самоуправления организации ВКХ.
Вместе с тем, отсутствие акта о передаче сетей ответчику не может выступать безусловным основанием для отнесения этих сетей к общему имуществу собственников многоквартирного дома и возложения обязанности по содержанию таких сетей на управляющую организацию, собственников помещений жилого дома.
В пунктах 28 и 29 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении указано, что централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Организация ВКХ является лицом, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере водоснабжения (водоотведения), которая предполагает наличие у нее организационных и технических возможностей для обеспечения надлежащей эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры, посредством которой организация ВКХ осуществляет коммерческую деятельность по обеспечению абонентов водой и отводу от абонентов сточных вод.
Из статей 12, 13 и 14 Закона о водоснабжении и водоотведении следует обязанность гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение обеспечить абонента соответствующим ресурсом (услугой). Договоры водоснабжения (водоотведения) и единый договор водоснабжения (водоотведения) являются публичными, то есть организация, осуществляющая соответствующую деятельность не вправе отказать абоненту от заключения таких договоров за исключением случаев подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения (водоотведения) с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.
Следовательно, по общему правилу названные организации имеют экономический и юридический интересы в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости с целью решения вопроса передачи таких сетей для их эксплуатации и включения соответствующих затрат в тариф).
Ссылки истца на СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий" отклонены, поскольку распространяются на проектируемые и реконструируемые внутренние системы холодного и горячего водоснабжения, канализации и водостоков зданий и сооружений. Ссылка на пункт 2.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170) ошибочна, так как данный пункт регламентирует порядок подготовки жилищного фонда к работе в зимний период. Пунктом 4.1.9 указанных Правил не предусмотрена обязанность управляющей организации по обслуживанию систем канализации, не относящихся к общему имуществу дома. Распоряжение Администрации города Новокузнецка от 07.06.1995 № 481 применению не подлежит, поскольку в данном случае границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности определяются на основании положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 8 Правил № 491.
На основании изложенного доводы ответчика судом отклонены спорные пункты приложений №№ 1 и 2 принимаются в редакции истца.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению частично с отнесением на ответчика расходов по уплате государственной пошлины согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 150 (пункт 4 части 1), 167–170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
иск удовлетворить частично.
В приложении № 1 к договору холодного водоснабжения и водоотведения от 20.07.2015 № 5219 (Акт о разграничении балансовой принадлежности) пункт 1 (ул. Косыгина,41, жилой дом), раздел «Канализация» изложить:
«Водоканал обслуживает сети канализации до внешней стены многоквартирного дома.
Абонент обслуживает внутренние сети канализации от внешней границы стены многоквартирного дома, состоящие из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников) стояков, заглушек, вытяжных труб»;
пункт 2 (ул. Авиаторов, 118, жилой дом), раздел «Канализация» изложить:
«Водоканал обслуживает сети канализации до внешней стены многоквартирного дома.
Абонент обслуживает внутренние сети канализации от внешней границы стены многоквартирного дома, состоящие из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников) стояков, заглушек, вытяжных труб.
В Приложении № 2 к договору холодного водоснабжения и водоотведения от 20.07.2015 № 5219 (Акт разграничения эксплуатационной ответственности) пункт 1 (ул. Косыгина,41, жилой дом), раздел «Канализация» изложить:
«Водоканал обслуживает сети канализации до внешней стены многоквартирного дома.
Абонент обслуживает внутренние сети канализации от внешней границы стены многоквартирного дома, состоящие из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников) стояков, заглушек, вытяжных труб»;
пункт 2 (ул. Авиаторов, 118, жилой дом), раздел «Канализация» изложить:
«Водоканал обслуживает сети канализации до внешней стены многоквартирного дома.
Абонент обслуживает внутренние сети канализации от внешней границы стены многоквартирного дома, состоящие из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников) стояков, заглушек, вытяжных труб».
В удовлетворении требования о дополнении пункта 16 главы 4 договора подпунктом «X» в предложенной истцом редакции: «При поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги, связанной с подачей Ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, Исполнитель обязан выявлять совместно с Ресурсоснабжающей организацией причины предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме путем составления двустороннего акта о ненадлежащем качестве коммунальной услуги и (или) ее ненадлежащем объеме. В указанном акте указываются нарушения, повлекшие предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, а также определяется Сторона настоящего договора, чьи действия привели к предоставлению коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме. При поступлении жалоб от потребителей на ненадлежащее качество оказанной коммунальной услуги и (или) ее ненадлежащий объем, а также на оказание коммунальной услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность, Исполнитель направляет в адрес Ресурсоснабжающей организации уведомление о составлении акта о ненадлежащем качестве коммунальной услуги и (или) ее ненадлежащем объеме. В случае неявки представителя Ресурсоснабжающей организации в течение 1 (одного) рабочего дня с даты получения уведомления, Исполнитель составляет указанный акт самостоятельно с привлечением потребителей. Исполнитель направляет указанный акт Ресурсоснабжающей организации в течение 3 (трех) рабочих дней с даты его составления. Акт является основанием для производства Ресурсоснабжающей организацией перерасчета, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего договора. При этом размер платы за поданный коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354» отказать.
В остальной части производство по делу прекратить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Водоканал», г. Новокузнецк, Кемеровская обл. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилищник», г. Новокузнецк, Кемеровская обл. 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья И.А. Изотова