АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
http://www.kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово
Дело № А27-18642/2020
«01» декабря 2020 года
Резолютивная часть решения оглашена «25» ноября 2020 года
Полный текст решения изготовлен «01» декабря 2020 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Власова В.В., при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи в режиме он-лайн заседания секретарем судебного заседания Гончаровой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Регион развития», г. Новокузнецк (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению государственного автодорожного надзора по Кемеровской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Кемерово (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
об оспаривании постановления №44855 от 22.05.2020
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – открытое акционерное общество "Пассажирское автотранспортное предприятие №4" (654044, Кемеровская область - Кузбасс, <...> (Новоильинский р-н), 9, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
при участии:
от заявителя (в режиме онлайн): ФИО1, представитель по доверенности от 24.11.20 г., удостоверение адвоката;
от административного органа: ФИО2 по доверенности от 09.01.20 г. № 1 (допущен качестве специалиста), сл. удостоверение;
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Регион развития» (далее – заявитель, ООО «Регион развития», общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению государственного автодорожного надзора по Кемеровской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – административный орган, Южно-Сибирского МУГАДН ФСНСТ) об оспаривании постановления №44855 от 22.05.2020, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ и назначено административное наказание в размере 300 00 рублей.
Представитель заявителя поддержал в судебном заседании заявленные требования в полном объеме.
Заявленные требования мотивированы тем, что заявитель считает оспариваемое постановление незаконным в связи с отсутствием в действиях ООО «Регион развития» состава административного правонарушения. Более подробно доводы Общества изложены в заявлении.
Административный орган в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просили отказать. В отзыве на заявление Южно-Сибирский МУГАДН ФСНСТ указывает, что действия Территориального отдела госавтодорнадзора по Кемеровской области по привлечению ООО «Регион развития» имеют законные основания. Нарушения требований Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ, допущенные ООО «Регион развития», имеют достаточно доказательств. Пояснил, что в бланке свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в графе «перевозчик» указано ОАО «ПАТП №4», в то время как перевозку осуществляло ООО «Регион Развития», то есть общество осуществляло перевозки без карты маршрута. Более подробно доводы изложены в отзыве на заявление.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, судом установлено следующее:
Согласно протоколу № 45233 об административном правонарушении от 20 мая 2020 года: в результате проверки информации от 06.05.2020г. №96/1027 поступившей из Управления Федерально службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (Отдел в городе Новокузнецке) установлено, что 24.04.2020 г. в процессе эксплуатации транспортных средств выявлен факт перевозки пассажиров с нарушениями действующего законодательства, а именно: осуществлялась перевозка пассажиров и багажа автобусами: ПАЗ 3205 г/н <***>, ПАЗ 320302 г/н <***>, Ютонг г/н Н535К0142 по регулярному маршруту № 87, при отсутствии карт маршрута регулярных перевозок.
22.05.2020 административным органом вынесено постановление №44855,которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ и назначено административное наказание в размере 300 00 рублей.
Несогласие заявителя с указанным постановлением послужило основанием для его обращения с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административномправонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с п. 10.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» по общему правилу сбор доказательств осуществляется в рамках дела о привлечении к административной ответственности: по правилам главы 26 КоАП РФ в рамках производства по делу об административном правонарушении административный орган осуществляет сбор доказательств для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; равным образом право представлять доказательства (а также, в числе прочего, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства) частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ дано лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В силу статьи 26.11 КоАП РФ лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Соответственно, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела на основе имеющихся доказательств, в силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ отражаются в постановлении по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.
Из содержания данных норм следует, что при проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит самостоятельное установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Согласно ч. 4 ст.11.33 КоАП РФ использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
В примечании к данной статье указано, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в сфере законодательного регулирования порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса.
Объективная сторона правонарушения заключается в использовании для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
Субъектами правонарушения выступают лица, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров автобусами, трамваями и троллейбусами по регулярным маршрутам.
Федеральный закон от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон №220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок.
Согласно частей 1, 2, 8 статьи 14 Закона №220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок.
Под картой маршрута регулярных перевозок понимается, документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 29 часть 1 статья 3 Закона №220-ФЗ).
Согласно частям 2, 3 статьи 17 Закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 19 Закона №220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты, по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Статья 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон №220-ФЗ) устанавливает, что предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
При этом статья 23 Закона №220-ФЗ устанавливает требования к участникам открытого конкурса.
Порядок оформления карты маршрута регулярных перевозок предусмотрен статьей 28 Закона №220-ФЗ, в которой предусматривается, что карта маршрута регулярных перевозок оформляется на бланке или в форме электронной карты. Бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки. Форма бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Сведения, которые необходимо указывать в карте маршрута регулярных перевозок, определены частью 4 статьи 28 Закона №220-ФЗ.
На основании изложенного, карта маршрута регулярных перевозок выдается юридическому лицу либо одному из участников договора простого товарищества, в которой указываются соответствующие сведения в отношении каждого участника договора простого товарищества. Такая карта подтверждает право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.
С 15.07.2016 вступила в силу статья 35 Закона №220-ФЗ, которая предусматривает, что к полномочиям Российской Федерации относится осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия технических характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок (пункт 1 части 1).
Статья 29 Закона №220-ФЗ предусматривает основания прекращения или приостановления действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок, в которые не входит привлечение третьих лиц для осуществления перевозок.
Из положений указанного закона видно, что карта маршрута и свидетельство выдаются на транспортное средство, а не на перевозчика (п. 20 ст. 3 Закона №220-ФЗ 20 - карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту).
В силу части 2 статьи 35 Закона №220-ФЗ указанные в части 1 настоящей статьи полномочия осуществляются органом государственного транспортного контроля. Водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (часть 3 статьи 35 Закона №220-ФЗ).
Таким образом, наличие у лица, осуществляющего перевозку пассажиров автомобильным транспортом, карты маршрута регулярных перевозок является обязательным.
Согласно части 3 статьи 39 Закона №220-ФЗ до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3Приказа Минтранса России от 10.11.2015 N 331 (ред. от 04.05.2018) "Об утверждении формы бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и порядка его заполнения" установлено, что в пункте 2 свидетельства указываются: наименование и место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя и, если имеется, отчество, а также место жительства - для индивидуального предпринимателя, которым выдано свидетельство, то есть не перевозчика.
Оказание услуг по осуществлению пассажирских перевозок по регулируемым тарифам регулируется не только Федеральным законом № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 220), но и Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно нормам ПС РФ, а именно пункту 1 статьи 313 ГК РФ, обязательство может быть исполнено третьим лицом, если только из норм законодательных и подзаконных актов, а также из самого обязательства не вытекает, что оно должно исполняться лично тем лицом, на которое оно возложено.
Как следует из материалов дела, 30.12.2019 года между Управлением по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка и ОАО «ПАТП №4» был заключен Договор № 02/2020 на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах (Приложение «1 к Договору), то есть, включая маршрут №87 по регулируемым тарифам, согласно пункту 5.3.5. указанного договора: исполнитель вправе привлекать к исполнению договора субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с Договором от 31.12.2019 №1966/2019/Ю, заключенного между ОАО «ПАТП №4» и ООО «Группа компаний «ПРОФИ» перевозчик обязуется оказать услуг по перевозке пассажиров на городских маршрутах, указанных в Приложении №1
(маршрут №87).
В соответствии с Договором от 16.03.2020 №87/16032020, заключенного между ООО «Группа компаний «ПРОФИ» и ООО «Регион Развития» перевозчик обязуется оказать услуг по перевозке пассажиров на городских маршрутах, указанных в Приложении №1 (маршрут №87).
ООО «Регион Развития» имеет лицензию на осуществление пассажирских перевозок от 22.06.2019 №АК-42-000792, категория субъекта - микропредприятие, что видно из Сведений Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 7).
Как следует из представленных в материалы дела доказательств на выше указанные транспортные средства Управлением по транспорту и связи администрации города Новокузнецка 01 января 2020 были выданы карты маршрута регулярных перевозок: 42 №0013667 (государственный номер <***>), 42 №0013673 (государственный номер <***>) и 42 №0013726 (государственный номер <***>).
Таким образом, на транспортные средства Паз-3205 регистрационный знак <***>, Паз-3203 регистрационный знак <***>, Ютонг регистрационный знак <***>, на которых осуществлялась перевозка пассажиров и багажа по маршруту №87, имели карты маршрута, оформленные в установленном законом порядке. Изменение перевозчика не отменяет действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок.
С учетом изложенного, ООО «Регион развития», не заключая Муниципальный контракт, имеет законное основание осуществлять перевозку пассажиров по маршрутной сети г. Новокузнецка.
В связи с изложенным довод административного органа о том, что ООО «Регион развития» не прошло процедуру отбора (закупок), предусмотренных законодательством РФ, а так же не заключало контракт на осуществление перевозок по маршрутной сети г. Новокузнецка судом отклонен.
Довод административного органа о том, что в представленных картах маршрута регулярных перевозок ООО «РЕГИОН РАЗВИТИЯ» не указано судом также отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ст. 19 ФЗ № 220: «По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса», а п. 6 ч. 2 ст. 28 ФЗ № 220 гласит, что в карте маршрута указывается наименование, место нахождения для юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту (при этом отсутствует информация, осуществляет ли юридическое лицо перевозку по данному маршруту по заключенному муниципальному контракту или же фактически является перевозчиком по маршруту), так же об этом говорится и в Приказе Минтранса от 10 ноября 2015 г. N332, который регламентирует порядок заполнения карт маршрута регулярных перевозок, а именно: в пункте 2 карты маршрута указываются данные юридического лица, которому выдана карта маршрута. Если карта маршрута выдана участникам простого товарищества, в пункте 2 указываются сведения об уполномоченном участнике данного товарищества (сведения о прочих участниках простого товарищества указываются на оборотной стороне карты маршрута), а в незаполненных строках на оборотной стороне карты маршрута ставятся прочерки (отсутствие в представленных картах прочерков, говорит о возможности перевозки пассажиров по данному маршруту третьими лицами (соисполнителями), не являющихся участниками простого товарищества).
Представленные ООО «РЕГИОН РАЗВИТИЯ» карты маршрута выданы Управлением по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка победителю конкурса ОАО «ПАТП № 4», которым в последствии были привлечены соисполнители для осуществления пассажирских перевозок по регулируемым тарифам.
П. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ устанавливает обязанность прекращения производства по делу в случае отсутствия события административного правонарушения.
Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
При этом КоАП РФ не дает определения события административного правонарушения, однако изучение его содержания, а также изучение судебной практики позволяет сделать вывод, что событие административного правонарушения – это состоявшийся факт нарушения каких-либо норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. Соответственно, отсутствие события административного правонарушения - это отсутствие факта нарушения норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность.
Кроме того суд отмечает, что в соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления
В нарушение указанных норм оспариваемое постановление данных сведений не содержит. А именно отсутствует: дата и место рассмотрения дела; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения.
С учетом изложенного суд признает оспариваемое постановление не мотивированным.
На основании вышеизложенного, суд считает, что представленными административным органом доказательствами не подтверждается наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.11.33 КоАП РФ.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности согласно ст. 210 АПК РФ, возлагается на административный орган, принявший решение.
Соответственно, в данном конкретном случае не представляется возможным признать обоснованными выводы управления о совершении предпринимателем правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ.
Кроме того, согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, исследование вопроса о наличии события административного правонарушения, о вине лица, привлеченного к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В нарушение ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении о привлечении к административной ответственности вопрос вины заявителя в совершении вменяемого противоправного деяния управлением при рассмотрении административного дела не исследовался и в оспариваемом постановлении не отражен. Административный орган при вынесении постановления вопрос наличия объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а равно вопрос о принятии заявителем всех зависящих от него мер по исполнению требований законодательства и недопущению правонарушения, не исследовался, также не учтены доводы общества об отсутствии состава правонарушения. Оспариваемое постановление содержит только описание события правонарушения, но причинно-следственная связь между действиями предпринимателя и нарушениями требований законодательства не установлена. При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. Рассматривая дело об обжаловании постановления об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины лица в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. При проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности суды не должны подменять административный орган в вопросе установления вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежат исследованию административным органом при вынесении постановления.
В нарушение приведенных норм права административный орган фактически уклонился от вынесения именно мотивированного постановления по делу об административном правонарушении, ограничившись констатацией фактов, установленных органами безопасности без отражения в оспариваемом постановлении состава административного правонарушения, включая событие правонарушения, установление субъекта ответственности, места и время совершения правонарушения, проверки всех обстоятельств, включая наличие договорных отношений правонарушителя с третьим лицом по делу, состав административного органа не раскрыт и не описан, доказательства, подтверждающие выявленное правонарушения в постановлении также не отражены.
Оценивая доводы представителя административного органа, приведенные в отзыве и в ходе судебного разбирательства, суд отмечает, что ссылаться на законность оспариваемого постановления административный орган может только тогда, когда данные обстоятельства, мотивы и основания, включая все признаки состава административного правонарушения, отражены в оспариваемом постановлении и были установлены в ходе производства по делу об административном правонарушении. Действующее законодательство не предусматривает обязанности суда подменять собой административный орган и устанавливать наличие административного правонарушения в действиях правонарушения, такие процессуальные действия суд вправе осуществлять только когда сам суд выступает в качестве органа, осуществляющего привлечение к административной ответственности. Кроме этого, суд указывает, что оспариваемое постановление вынесено формально, без установления всех значимых для дела обстоятельств и фактов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая вышеизложенные обстоятельства, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО «Регион развития» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ. При изложенных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 65, 167-170, 180, 181, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление №44855 от 22.05.2020 года вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Регион развития», г. Новокузнецк о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья В.В. Власов