ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-18893/14 от 18.12.2014 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-18893/2014

«22» декабря 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена «18» декабря 2014 года

Полный текст решения изготовлен «22» декабря 2014 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Конкиной И.В., при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Смирновой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Айзенхаус Сибирь», г. Новокузнецк,

к Кемеровской таможне, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании постановления

при участии:

от заявителя: арбитражный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Айзенхаус Сибирь» ФИО1 (определение по делу о банкротстве, паспорт),

от Таможни: представители ФИО2 (доверенность от 16.06.2014, сл. удостоверение), Грозная Ж.Г. (доверенность от 05.03.2014, сл. удостоверение),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Айзенхаус Сибирь» (далее – заявитель, ООО «Айзенхайз Сибирь», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Кемеровской таможни (далее – административный орган) № 10608000-398/2014 от 23.09.2014 г.

В обоснование заявленных требований Общество указывает, что декларантом ООО «Айзенхаус Сибирь» не осуществлялось таможенное декларирование товара по ДТ № 10609040/060213/0000168, в связи с чем ООО «Айзенхаус Сибирь» не является субъектом ответственности за правонарушение, предусмотренного ч. 5 ст. 16.12 Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).

Административный орган с заявлением не согласен, доводы Общества считает необоснованными. Кроме того, указывает, что общество пропустило установленный законом срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, в связи, с чем просит в удовлетворении требований отказать. Более подробно возражения изложены в письменном отзыве на заявление.

Заявленное таможенным органом ходатайство о прекращении производства по делу в связи с пропуском срока на обжалование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судом установлено, что Постановление по делу об административном правонарушении №10608000-398/2014 вынесено Кемеровской таможней 23.09.2014. Копия постановления по делу об административном правонарушении №10608000-398/2014 получена конкурсным управляющим ООО «Айзенхаус Сибирь» ФИО1 29.09.2014 (по юридическому адресу ООО «Айзенхаус Сибирь» 30.09.2014). Заявление ООО «Айзенхаус Сибирь» об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении №10608000-398/2014 направлено в суд 03.10.2014 согласно почтовому штемпелю на конверте. Таким образом, установленный для подачи заявления срок заявителем не пропущен.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, исследовав в представленных сторонами документах объяснения, возражения и доводы, суд признал требование заявителя не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Постановлением Кемеровской таможни от 23.09.2014 по делу об административном правонарушении № 10608000-398/2014 Общество привлечено к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 200 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ООО «Айзенхаус Сибирь» обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.

Частью 5 статьи 16.12 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение лицами, в том числе осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля, хранение которых является обязательным.

Объектом административного правонарушения, установленного частью 5 статьи 16.12 КоАП РФ, являются общественные отношения в области таможенного дела.

Объективную сторону правонарушения, установленного частью 5 статьи 16.12 КоАП РФ, образует противоправное бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по хранению документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, хранение которых является обязательным.

Субъективная сторона правонарушения юридического лица выражается в непринятии данным лицом всех мер, необходимых для обеспечения соблюдения таможенных правил и норм законодательства Таможенного союза. Вина Общества в совершении административного правонарушения выражается в отсутствии объективных препятствий для надлежащего исполнения возложенной на него таможенным законодательством публично-правовой обязанности. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7-П такие препятствия определяются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц. Такие обстоятельства в данном случае отсутствовали.

Субъектом ответственности является юридическое лицо, на которое возлагается обязанность по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля, хранение которых является обязательным. Субъектом административного правонарушения по настоящему делу является проверяемое лицо - декларант ООО «Айзенхаус Сибирь».

В соответствии со статьей 98 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля в устной, письменной и (или) электронной формах. В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами. Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств - членов Таможенного союза.

Согласно статье 166 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться декларантами и иными заинтересованными лицами, а также таможенными органами не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем.

В соответствии со статьями 99, 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) Новосибирской таможней проводилась камеральная таможенная проверка в отношении товаров, продекларированных в ДТ № 10609040/060213/0000168 (проверяемое лицо, декларант - ООО «Айзенхаус Сибирь»).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 98 ТК ТС декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

В соответствии со ст. ТК ТС декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 134 ТК ТС при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам.

Форма требования о представлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке утверждена приказом ФТС России от 30.12.2010 № 2713 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок» (зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 за № 19737).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 135 ТК ТС проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе.

Согласно пункту 1 статьи 185 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» проверяемое лицо при проведении таможенной проверки должно выполнять обязанности, установленные статьей 135 ТК ТС, а также в случае отсутствия документов (информации) и (или) возникновения иных обстоятельств, препятствующих их предоставлению в установленные сроки, предоставить до истечения установленного срока предоставления документов (информации) письменное объяснение причин неисполнения запроса.

В рамках проведения камеральной таможенной проверки в адрес ООО «Айзенхаус Сибирь» было выставлено требование о представлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке от 16.01.2014 № 07-08/00564 (далее - Требование), с указанием срока предоставления документов и сведений в течение 7 дней с даты получения требования. Документы и сведения должны быть представлены по адресу: 630015, <...>, каб. 803а.

В соответствии с Требованием от 16.01.2014 № 07-08/0564 таможенным органом были запрошены сведения и документы, которые необходимы для проведения таможенной проверки, а именно следующие документы: устав, учредительный договор, учетную политику; документы, подтверждающие полномочия директора (протокол собрания учредителей, решение собрания учредителей о назначении директора), приказ о
 назначении на должность директора, главного бухгалтера; документы, подтверждающие сведения, заявленные в ДТ № 10609040/060213/0000168, представленные при таможенном декларировании, а так же отражающие сведения о ввезённом товаре: внешнеэкономический контракт от 01.08.2012 № AS-KS со всеми дополнительными соглашениями и приложениями, спецификации, инвойсы (счет-фактуры), товарные накладные, упаковочные листы, сертификат соответствия ГОСТ РФ на товар, экспортную декларацию; платежные документы (платежные поручения, заявления на перевод и т.п.), отражающие оплату за ввезенный товар; договор на оказание услуг по получению и экспедированию груза, заключенного ООО «Айзенхауз Сибирь» с ООО «КонАкри» со всеми приложениями, изменениями, дополнениями и подтверждающими документами:
 бланк - заявку на перевозку контейнера GATU0948448 из Кореи до Новосибирска
 по морю (т/х VULKAN 1218) и железной дороге (вагон № 59998500), коносамент,
 транспортную железнодорожную накладную на перевозку контейнера, протоколы
 согласования состава и стоимости оказываемых услуг (работ), счета на услуги по
 организации транспортировки и вознаграждения, счет - фактуры (с разбивкой до
 границы России, по территории России), товарные накладные, акты сдачи-приемки
 выполненных работ (услуг) работ, отчеты экспедитора об оказанных услугах; платежные документы, отражающие оплату услуг по доставке груза; в случае страхования, документы, отражающие страхование груза: заявка, счет, генеральный полис, страховой полис, счет-фактуру, платежные поручения, подтверждающее оплату страховых услуг. Техническую документацию на товар (резцы) от производителя с информацией об их функциональном назначении и оборудовании для которого резцы предназначены. Регистры бухгалтерского учета, отражающие оприходование товаров, продекларированных по ДТ 10609040/060213/0000168, на счетах бухгалтерского учета (карточки счета 41. 10 в аналитическом учете). Документы, отражающие реализацию товара (договор на реализацию (купли-продажи), счет-фактуры, товарные накладные, платежный документ об оплате), а так же регистры бухгалтерского учета, отражающие реализацию товара на счетах бухгалтерского учета (счета 62, 90 в аналитическом учете). Представить пояснения по вопросу расхождения наименования упаковки «ящики из стальной проволоки», указанной в заявке Б/Н от 18.12.2012 и «пластиковая коробка», указанной в дополнительном соглашении спецификация №. 2 от 25.10.2012 к контракту AS-KS.

Данное требование получено 01.02.2014 директором ООО «Айзенхаус
 Сибирь» ФИО3 лично, согласно подписи в уведомлении, а так же
 вручено лично должностным лицом Кемеровской таможни директору ООО
 «Айзенхаус Сибирь» ФИО3 - 05.02.2014.

В установленный в требовании срок ООО «Айзенхаус Сибирь» документы представлены не были. Обращений о продлении срока предоставления документов в Новосибирскую таможню от ООО «Айзенхаус Сибирь» не поступало.

Согласно пояснению ФИО3, документы потеряны.

Таким образом, в действиях юридического лица ООО «Айзенхаус Сибирь» было усмотрено наличие события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.5 ст. 16.12 КоАП РФ - неисполнение лицами, в том числе осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля, хранение которых является обязательным.

В соответствии п. 5 ст. 98 ТК ТС, документы, необходимые для проведения
 таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в
 течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным
 контролем, если иной срок не установлен законодательством государств - членов
 таможенного союза. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного
 дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в
 течение 5 (пяти) лет после года, в течение которого проводились таможенные
 операции. Согласно п. 3 с. 166 Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11.2011 «О
 таможенном регулировании в Российской Федерации» документы, необходимые
 для проведения таможенного контроля, должны храниться декларантами и иными
 заинтересованными лицами, а также таможенными органами не менее трех
 календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус
 находящихся под таможенным контролем.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Правовая обязанность ООО «Айзенхаус Сибирь» как лица, ответственного за исполнение требований таможенного органа, вытекает из общеправового принципа, закрепленного ст. 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, а соответственно установленные законодательством обязанности, т.е. не только знать об их существовании, но и обеспечивать их исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости, какая требуется для надлежащего исполнения лежащих на нем обязанностей.

Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, независящих от воли обязанного лица. Постановлением Конституционного суда РФ от 27.04.2001 № 7-П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц. С учетом смысла норм ст.401 Гражданского Кодекса РФ, определяющих понятие непреодолимой силы, можно утверждать, что под характеристикой обстоятельств, названных Конституционным Судом РФ «чрезвычайными, объективно непредотвратимыми» понимается непреодолимая сила. Под обстоятельствами, имеющими характер "непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля обязанных лиц", следует понимать обстоятельства, которые не явились непреодолимой силой, но сродни ей по степени своего влияния на надлежащее исполнение обязанностей обязанным лицом, и находятся за пределами влияния и возможностей лица на их преодоление.

Вступая в соответствующие правоотношения ООО «Айзенхаус Сибирь» должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в обеспечении сохранности документов, необходимых для проведения таможенного контроля, хранение которых является обязательным.

Поскольку в соответствии с общими принципами права знание законов презюмируется, особенно лицами, на которых оно распространяется, то у ООО «Айзенхаус Сибирь» имелись все возможности, используя свои права и реализуя свои обязанности, соблюсти таможенные правила по хранению документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.

В нарушение норм действующего законодательства, юридическое лицо ООО «Айзенхаус Сибирь», являющееся декларантом, не исполнило обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля, хранение которых является обязательным.

В ходе административного расследования объективных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля ООО «Айзенхаус Сибирь», препятствующих выполнению «Айзенхаус Сибирь» возложенной на него, как на декларанта, обязанности по хранению и предоставлению документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, не установлено, то есть юридическое лицо было обязано, имело реальную возможность выполнить таможенные обязанности, однако не предприняло достаточных соответствующих мер к их выполнению. Таким образом, не сохранив документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, хранение которых является обязательным, ООО «Айзенхаус Сибирь» совершило административное правонарушение по ч. 5 ст. 16.12 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с определением понятия вины юридического лица, приведенного в ч. 2. ст. 2.1. КоАП России, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина юридического лица ООО «Айзенхаус Сибирь» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.5 ст. 16.12 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами: докладной запиской отдела таможенного контроля после выпуска товаров от 12.07.2013 № 07-11/0400дз; ДТ № 10609040/060213/0000168; требованием о представлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке от 16.01.2014 № 07-08/0564; служебной запиской ОДО Новосибирской таможни от 11.09.2014 № 01-68/0236; объяснением законного представителя ООО «Айзенхаус Сибирь» ФИО3; пояснениями конкурсного управляющего ООО «Айзенхаус Сибирь» ФИО1 и другими материалами дела.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований для признания его незаконным и отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявленное требование оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в десятидневный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья И.В. Конкина