Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
http://www.kemerovo.arbitr.ru
город Кемерово Дело № А27-19530/2015
«29» апреля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 апреля 2016 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Власова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самойловой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Розница К-1», г. Барнаул (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представитель, доверенность от 30.09.2015, паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО2 – заместитель руководителя Кемеровостата, доверенность от 11.11.2015 (копия в деле), паспорт; ФИО3 – начальник отдела статистики предприятий, торговли, услуг, доверенность от 09.10.2015 (копия в деле), паспорт; ФИО4 – ведущий специалист-эксперт административного отдела Кемеровостата, доверенность от 26.04.2016 (оригинал приобщен к материалам дела), паспорт.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Розница К-1» (далее – заявитель, ООО «Розница К-1») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действия Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (далее – заинтересованное лицо, Кемеровостат), выразившиеся в определении (формировании) и распространении (письмо от 25.06.2015 №03-130/261) недостоверных данных об объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2013 финансовый год по Междуреченскому городскому округу в размере 5 553 343 тыс. рублей.
В судебном заседании представитель Общества на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, при этом ссылаясь на следующие обстоятельства:
Представленные сведения об обороте розничной торговли продовольственными товарами в размере 5 553 343 000 рублей, являются данными, только об обороте хозяйствующих субъектов, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства и не учитывают объем оборота хозяйствующих субъектов, не относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства и оборота розничных рынков и ярмарок;
Заявитель осуществляет розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами (торговая сеть «Мария-Ра») на территории различных субъектов Российской Федерации, в том числе в Кемеровской области (г. Междуреченск), непосредственным последствием оспариваемого действия Кемеровостата является превышение доли хозяйствующего субъекта на рынке продовольственных товаров 25% порога, установленного ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, что, в свою очередь, послужило основанием для обращения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области к ООО ПКФ «Мария-Ра» о признании недействительными договоров аренды недвижимого имущества по признаку нарушения ст. 14 Закона № 381-ФЗ и применении последствий недействительности сделки в виде реституции (дело № А27-12737/2015, А27-12681/2015 , А27-12680/2015);
Факт не размещения на сайте Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области оспариваемых сведений подтверждается Протоколом осмотра письменного доказательства от 21.07.2015 года.
Также заявитель просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи заявления о признании незаконными решений и действий государственных органов в виду того, что только 15.07.2015 ООО «Розница К-1» ознакомившись с материалами дела №А27-12737/2015, №А27-12680/2015, №А27-12681/2015 узнало о наличии оспариваемых сведений.
Более подробно доводы Общества изложены в заявлении, а также письменных дополнениях к нему.
Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Указали, что информация об общем объеме оборота розничной торговли предоставлена администрации Междуреченского городского округа в рамках заключенного Договора №34 от 30 декабря 2013 года «Об информационных взаимоотношениях». Общий объем оборота розничной торговли за 2013 год по Междуреченскому городскому округу составил 16566101 тыс. рублей. Данный показатель не включен в перечень официальной статистической информации. Оценка общего объема оборота розничной торговли сделана на основе имеющихся информационных ресурсов, дополнительной косвенной информации, административных данных и экспертной оценки объемов сокрытой деятельности. Данные рассчитаны в аналитических целей, в качестве оценочных,без передачи третьим лицам.
При определении доли оборота продовольственных товаров по Междуреченскому городскому округу заявителем использована доля (59%) продовольственных товаров в общем объеме оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам, не относящимся к малому предпринимательству, т.е. по крупным и средним предприятиям. Проведенный истцом самостоятельныйрасчет не соответствует Методике, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2010 года №305.
Также пояснили, что всем категориям пользователям обеспечена возможность получения официальной статистической информации непосредственно на официальном сайте в любое время. Обязанность, установленная Согласно ч.1.ст.14 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года №381-Ф3, предполагает контроль хозяйствующего субъекта, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, за долей объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации. Неисполнение данной обязанности заявителем и послужило основанием для подачи искового заявления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области.
Статистические данные рассчитывается в автоматическом режиме через специализированное лицензионное программное обеспечение под управлением квалифицированных специалистов. Объёмы данных и сложность алгоритмов расчёта не позволяют проводить эти вычисления в ручном режиме.
Рассчитать в ручном режиме оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия имея первичные данные (формы - № П-1; № П-5(м); № ПМ -торг; № МП (микро); № ПМ; № 1-ИП (торговля); № 3-рынок»; №№ Б-1с, Б-1п, Б-1в, Б-1сельхоз, Б-1 строй; № 1-ТОРГ) не представляется возможным.
В целях обеспечения требований Федерального закона № 282-ФЗ, Кемеровостат не в праве предоставлять первичные статистические данные, полученные от респондентов, по запросу пользователей для контрольных, фискальных и иных управленческих целей, проверки фактов нарушения законодательства конкретными лицами, а формы федерального статистического наблюдения - служить документированным основанием для этих целей.
В данном случае отказ Кемеровостата предоставить запрашиваемые судом
сведения основан на положениях статьи 9 Федерального закона от 29.11.2007 N282-ФЗ и не может расцениваться как неисполнение обязанности предоставить истребуемое доказательство без уважительных причин.
Более подробно доводы заинтересованного лица изложены в отзыве на заявление и дополнении к нему.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.
25.06.2015 года Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области было направлено письмо, содержащее сведения о том, что объем всех продовольственных товаров, реализованных за 2013 финансовый год по Междуреченскому городскому округу, составил 5553343 тыс. руб.
01 июля 2015 года, на основании указанных данных, Управление ФАС по Кемеровской области обратилось с исковыми заявлениями о признании недействительным и применении последствий ничтожности договоров аренды, заключенных между ООО «Розница К-1» и ООО «Междуреченскторг», ООО «ПКФ Мария-Ра».
Считая действие Кемеровостата по определению объема всех продовольственных товаров незаконными и необоснованными, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности ООО «Розница К-1», создающими препятствия для ее осуществления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, изучив доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, суд признает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Удовлетворяя заявленное Обществом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд исходит из следующих установленных и подтвержденных обстоятельств дела:
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
При этом нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, определенный данной статьей. Право установления этих причин и их оценка принадлежит суду.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 N 367-О указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.
Несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Кодекса, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Такое правовое регулирование отличается, в частности, как от установленного Гражданским кодексом Российской Федерации общего правила течения срока исковой давности (пункт 1 статьи 200), так и от предусмотренного самим Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для ряда других случаев порядка определения процессуально-давностных сроков для обращения в суд.
По своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК Российской Федерации для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Вводя такой порядок исчисления срока для обращения в суд, законодатель учитывал, что относящиеся к сфере правоприменительной деятельности решения и действия органов публичной власти и их должностных лиц оказывают не всегда непосредственное - в том числе во временном проявлении - влияние на интересы субъектов, статус которых они затрагивают.
Иными словами, они могут проявлять свое регулятивно-правовое воздействие на заинтересованных лиц (независимо от их статусной принадлежности к частноправовой или публично-правовой сфере) и становиться известными не сразу, а спустя определенное, порой весьма продолжительное время после их принятия (совершения).
Соответственно, исчисление в данном случае сроков для обращения в суд возможно с учетом особенностей этих отношений и имея в виду, в конечном счете, необходимость восстановления нарушенных прав участников правоотношений и недопустимость отказа в этом исключительно по формальным основаниям вопреки требованиям Конституции Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2; статья 46, части 1 и 2).
В качестве основания для восстановления процессуального срока заявитель указал на то, что о наличии оспариваемых сведений ООО «Розница К-1» узнал 15.07.2015 года при ознакомлении с материалами дела №А27-12737/2015, №А27-12680/2015, №А27-12681/2015, а именно:
06.07.2015 ООО «Розница К-1» получило исковые заявления от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (на каждом заявлении есть штамп с входящим номером и датой).
Исковые заявления были получены без приложений к ним.
13.07.2015 Общество обратилось с ходатайством об ознакомлении с материалами дела №А27-12737/2015, №А27-12680/2015, №А27-12681/2015, после чего 15.07.2015 ознакомилось с ними и узнало о наличии оспариваемых сведений.
Таким образом, трехмесячный срок для подачи заявления о признании незаконным действия государственных органов должен исчисляться с 15.07.2015 года.
Иным образом ООО «Розница К-1» об указанных сведениях узнать не могло, так как обязанности хозяйствующего субъекта контролировать информацию, размещаемую на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (ее территориальными органами) в сети Интернет, нормативными актами не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает возможным удовлетворить заявленное Обществом ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования действий Кемеровостата, признав указанные заявителем обстоятельства уважительными причинами пропуска процессуального срока в целях реализации гарантированного права на судебную защиту своих интересов.
Далее, по существу заявленных Обществом требований:
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт.
Статьей 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 года №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Закон №282-ФЗ) официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.
Согласно пункту 4 статьи 2 субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.1. Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года №420 (далее - Постановление №420) Росстат представляет в установленном порядке официальную статистическую информацию пользователям.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 5 Закона №282-ФЗ официальный статистический учет осуществляется в соответствии с Федеральным планом статистических работ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года №671-р (с изменениями и дополнениями) (далее - Распоряжение №671-р) в целях реализации Закона №282-ФЗ утвержден Федеральный план статистических работ, содержащий перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации (по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям), группировки этой информации согласно классификационным признакам и сроков ее предоставления (распространения) пользователям официальной статистической информации.
В целях реализации Федерального плана статистических работ Приказом Федеральной службы государственной статистики от 26.10.2011 № 440 утвержден «Производственный план работ Федеральной службы государственной статистики на 2012, 2013, и 2014 годы» (далее - Производственный план), представляющий собой перечень системных статистических работ, выполняющиеся на районном, региональном и федеральном уровнях, на основе организации, сбора и обработки первичных форм федерального статистического наблюдения и указаний по заполнению (утвержденных в установленном порядке Приказами Росстата) с использованием специализированного программного обеспечения и сроки передачи информационных массивов на федеральный уровень.
Кроме того, этим приказом п. 4.2. Росстатом на основе автоматизированного контроля в ежемесячном режиме ведутся контрольные мероприятия.
Ежеквартальным информационным письмом Федеральной службы государственной статистики до Территориальных органов доводится справка о выполнении работ в соответствии с Производственным планом и наличии ошибок.
Формирование оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями за отчетный год по муниципальным образованиям осуществляется на основе оперативных и годовых данных (код работы по Производственному плану 13012025) по следующим формам федерального статистического наблюдения, включенных в Производственный план:
унифицированные формы №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», предусмотрена кодом работы 13417074;
№1-ТОРГ «Сведения о продаже товаров в организациях оптовой и розничной торговли» код работы 13012016;
№ПМ - торг «Сведения об обороте торговли малого предприятия» код работы 21402023;
унифицированная форма №ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» код работы 14242004;
по микропредприятиям - №МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», код работы 14012014;
по индивидуальным предпринимателям - специализированная форма №1-ИП (торговля) «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле» код работы 13022018;
по специализированным формам №3-рынок «Сведения о числе торговых мест на рынках», код работы 13012004;
№3-ярмарка «Сведения о числе торговых мест на ярмарках», код работы 13242026;
Б-lc, Б-1п, Б-1в «Блокнот регистрации объемов продажи товаров на розничном рынке» код работы 13247080.
В соответствии со ст. 8 Закон №282-ФЗ респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 июля 2010 года №1280-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации» в Федеральный план статистических работ внесен пункт 1.33.50.1. «Расчет объема всех реализованных населению продовольственных товаров в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год» со сроком предоставления официальной статистической информации ежегодно 1 мая.
Расчет данного показателя регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2010 года №305 «Об утверждении методики расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год» (далее – Методика расчета).
Согласно пункту 5.2. Постановления №420 Росстат разрабатывает и утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики.
Формирование официальной статистической информации об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в границах муниципальных образований, осуществляется в соответствии с «Указаниями по расчету объема всех реализованных продовольственных товаров в границах муниципальных районов и городских округов в денежном выражении» (письмо №АК-11-2/1393-ТО от 1 апреля 2013 года).
Указания подготовлены для формирования статистической информации в соответствии с алгоритмами, приведенными в Методике расчета, утвержденной Постановлением №305.
Согласно п. 7 Методики общий оборот розничной торговли продовольственными товарами, определяется как сумма общих оборотов розничной торговли продовольственными товарами хозяйствующих субъектов, предусмотренных пунктами 4 - 6 Методики, на соответствующей территории.
То есть, общий оборот розничной торговли продовольственными товарами определяется как сумма общих оборотов розничной торговли продовольственными товарами:
- Хозяйствующих субъектов, не относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства и формируется на основе прямого свода данных федерального статистического наблюдения.
- Хозяйствующих субъектов, относящихся в соответствии с Законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства и формируется на основе данных федерального статистического наблюдения, проводимого в отношении этих хозяйствующих субъектов путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований, а также ежегодных обследований их деятельности на основе представительной (репрезентативной) выборки с распространением полученных результатов на генеральную совокупность объектов наблюдения.
- Розничных рынков и ярмарок и формируется на основе данных федерального статистического наблюдения, проводимого путем ежеквартальных обследований деятельности хозяйствующих субъектов и граждан, осуществляющих продажу таких товаров на розничных рынках и ярмарках, на основе представительной (репрезентативной) выборки с распространением полученных результатов на генеральную совокупность объектов наблюдения.
Согласно пункту 8 Методики расчета общий оборот розничной торговли продовольственными товарами хозяйствующих субъектов, не относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, формируется на основе прямого свода данных федерального статистического наблюдения, проводимого в отношении этих хозяйствующих субъектов путем ежемесячных обследований: унифицированные формы №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», №П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», специализированная годовая форма №1-ТОРГ «Сведения о продаже товаров в организациях оптовой и розничной торговли».
В соответствии с пунктом 9 Методики расчета формирование оборота розничной торговли продовольственными товарами по субъектам малого предпринимательства за отчетный год осуществляется расчетным путем по данным выборочных наблюдений, порядок проведения которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №79 «О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства».
Обследование проводится по следующим формам федерального статистического наблюдения:
по малым предприятиям - специализированная форма №ПМ - торг «Сведения об обороте торговли малого предприятия» (ежемесячная), унифицированная форма №ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» (квартальная);
по микропредприятиям - №МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», (годовая);
по индивидуальным предпринимателям - специализированная форма № 1 -ИП (торговля) «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле»;
розничные рынки и ярмарки - по специализированным формам №3-рынок «Сведения о числе торговых мест на рынках», №3-ярмарка «Сведения о числе торговых мест на ярмарках», формы Б-1с, Б-1п, Б-1в «Блокнот регистрации объемов продажи товаров на розничном рынке».
Согласно Методике, расчет оборота розничной торговли продовольственными товарами по субъектам малого предпринимательства происходит по следующей схеме:
на первом этапе муниципальные образования группируются по показателю «численность постоянного населения»;
на втором этапе по каждой группе муниципальных образований рассчитывается оборот розничной торговли продовольственными товарами: на одно малое предприятие – на основе пообъектных данных ф. №ПМ-торг «Сведения об обороте торговли малого предприятия»; на одно микропредприятие – на основе пообъектных данных №МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия»; на один торговый объект индивидуального предпринимателя — ф. №1-ИП (торговля) «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле»;
На третьем этапе общий оборот розничной торговли продовольственными товарами субъектов малого предпринимательства формируется как сумма произведений среднегодовых оборотов малых предприятий, микропредприятий, торговых объектов индивидуальных предпринимателей на общее число, указанных хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами на территории городского округа.
Оборот розничной торговли продовольственными товарами на рынках и ярмарках рассчитывается исходя из среднемесячного оборота розничной торговли продовольственными товарами и числа фактически использованных мест, отведенных под торговлю продовольственными товарами (пункт 10).
В силу пункта 11 Общий оборот розничной торговли продовольственными товарами определяется как сумма общих оборотов розничной торговли продовольственными товарами хозяйствующих субъектов, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, и хозяйствующих субъектов, относящихся к субъектам малого предпринимательства, на розничных рынках по формуле:
Омг = Оо + Ом + Ор , где
Омг - общий оборот розничной торговли продовольственными товарами по муниципальному району, городскому округу за отчетный год;
Оо - общий оборот розничной торговли продовольственными товарами хозяйствующих субъектов, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по муниципальному району, городскому округу за отчетный год;
Ом - общий оборот розничной торговли продовольственными товарами хозяйствующих субъектов, относящихся к субъектам малого предпринимательства, по муниципальному району, городскому округу за отчетный год;
Ор - общий оборот розничной торговли продовольственными товарами на розничных рынках по муниципальному району, городскому округу за отчетный год.
При этом, помимо перечисленных выше форм федерального статистического наблюдения, в расчетах используются большое количество дополнительной информации.
Как утверждает представитель Кемеровостата, Общий оборот розничной торговли продовольственными товарами хозяйствующих субъектов, не относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства за 2013 год составил в Междуреченском городском округе 2420573 тыс. рублей, оборот розничной торговли продовольственными товарами субъектов малого предпринимательства- 3081849 тыс. рублей, Оборот розничной торговли продовольственными товарами на рынках и ярмарках составил 50921 тыс. рублей.
Данные, сформированные с помощью указанных выше специализированных и унифицированных форм суммируются, к ним применяется формула, указанная в п. 11 Методики.
Общий оборот розничной торговли продовольственными товарами по Междуреченскому городскому округу в 2013 году по сведениям заинтересованного лица составил 5553343 тыс. рублей.
Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пить процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
Непосредственным последствием оспариваемого действия Кемеровостата является превышение доли хозяйствующего субъекта на рынке продовольственных товаров 25% порога, установленного ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, что, в свою очередь, послужило основанием для обращения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области к ООО ПКФ «Мария-Ра» о признании недействительными договоров аренды недвижимого имущества и применении последствий недействительности сделки в виде реституции (дело № А27-12737/2015, А27-12681/2015 , А27-12680/2015).
Таким образом, для проверки достоверности в рамках настоящего дела общего оборота розничной торговли продовольственными товарами на территории Междуреченского городского округа, определенного Кемеровостатом в размере 5 553 343 тыс. рублей необходимо:
установить наличие или отсутствие у ответчика указанных выше специализированных и унифицированных форм;
соблюдались ли при получении указанных выше специализированных и унифицированных форм требования к их получению, установленные нормативными актами;
использовались ли указанные выше специализированные и унифицированные формы при определении общего оборота розничной торговли продовольственными товарами на территории Междуреченского городского округа;
проверить наличие ошибок в расчетах.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.02.2016 у заинтересованного лица истребованы в качестве доказательств первичные документы, на основании которых был произведен расчет оспариваемых сведений.
Однако данные документы суду не предоставлены со ссылкой на их конфиденциальность, указав при этом, что предоставление форм федерального статистического наблюдения, содержащих первичные статистические данные организаций, нарушают права и законные интересы Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов в сфере статистического учета и создают препятствия для осуществления ими полномочий по обеспечению конфиденциальности первичных статистических данных и формирование на их основе официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических и других общественных процессов в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, Имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказываниясоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые принялиакт, решение или совершили действия (бездействия).
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N6, Пленума ВАС РФ N8 от 01.07.1996 (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа иди органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При этом, суд не только предлагал заинтересованному лицу представить такие доказательства для подтверждения своей позиции по спору, но и истребовал их с органа статистики первичные и учетные данные в порядке ст. 66 АПК РФ, однако со стороны Кемеровостата доказательства так представлены и не были.
В соответствии с распределением бремени доказывания (п. 2 ст. 65 АПК РФ), заявитель должен доказать нарушение его прав и интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, заинтересованное лицо должно доказать соответствие оспариваемого ненормативного акта закону.
В соответствии со ст.ст. 8 и 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон и состязательности.
Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Довод Кемеровостата с приложением письма Росстата от 04.03.2016 №АК-15-6/1069-ТО по результатам проведенной экспертизы данных об объеме всех продовольственных товаров, реализованных в границах Междуреченского городского округа за 2013 год содержащее вывод о том, что первичная статистическая информация является информацией ограниченного доступа и не может быть предоставлена по запросу суда, подлежит отклонению, поскольку Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» не содержит положений о недопустимости истребования первичной статистической информации судом и запрета на ее предоставление.
Между тем, суд считает необходимым разъяснить, что ошибочность позиции Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области об отсутствии у него обязанности по предоставлению первичной статистической информации как информации ограниченного доступа подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 N 11890/12 по делу N А80- 346/2011.
В частности указано, что статья 9 Закона о статистическом учете относит первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, к категории информации ограниченного доступа, но при этом не содержит положений о недопустимости истребования указанной информации соответствующими государственными органами в рамках проводимых ими контрольных мероприятий и запрета на ее предоставление.
Таким образом, незаконное установление объема продовольственных товаров, реализованных в 2013 г. по Междуреченскому городскому округу в размере 5 553 343 тыс. руб. при условии его не подтверждения документально, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности заявителя в виде невозможности осуществлять торговлю в магазинах сети «Мария-Ра» и нарушает права заявителя свободно и беспрепятственно реализовывать свои права на осуществление предпринимательской деятельности. Кроме этого, суд соглашается с тем, что доказательством нарушения прав и законных интересов заявителя является инициирование антимонопольным органом трех судебных разбирательств в отношении заявителя, а также определение заявителя как нарушителя антимонопольного законодательства основываясь на сведения, предоставленных органом статистики.
В части обязания органа статистики в порядке статьи 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем направления в антимонопольный орган письма о недостоверности предоставленной письмом от 25.06.2015, суд указывает, что достаточным и разумным способом устранения нарушенного права будет являться признание действий заинтересованного лица незаконными, при этом опровергать данную информацию, в том числе перед антимонопольным органом, заявителю достаточно путем представления вступившего в законную силу судебного акта по настоящему делу, при этом суд отмечает, что суд не признал данные сведения ( объем реализации товара на соответствующем рынке) недостоверными, а лишь установил факт недоказанности этого объема со стороны заинтересованного лица первичными статистическими данными.
Довод представителей заинтересованного лица не нарушении оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд признает необоснованным, так как доказательств отсутствия этих нарушений заинтересованным лицом не представлено.
При таких обстоятельствах действия Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, выразившиеся в определении (формировании) и распространении (письмо от 25.06.2015. № 03-130/261) недостоверных данных об объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2013 финансовый год по Междуреченскому городскому округу, в размере 5553343 тыс.руб. подлежат признанию незаконными.
Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано статьей 110 АПК РФ.
В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Принимая во внимание, что заявленные требования подлежат удовлетворению, понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. (платежное поручение от 02.10.2015 №42954) относятся на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявленное требование удовлетворить.
Признать незаконными действия Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, выразившиеся в определении (формировании) и распространении (письмо от 25.06.2015. № 03-130/261) недостоверных данных об объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2013 финансовый год по Междуреченскому городскому округу, в размере 5553343 тыс.руб.
Взыскать с Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, г.Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Розница К-1», г.Барнаул (ОГРН <***>, ИНН <***>) 3000 (три тысячи) рублей уплаченной государственной пошлины.
После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в месячный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья В.В. Власов