АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
http://www.kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-19543/2020
07 декабря 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2020 года
Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2020 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Дружининой Ю.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Соловьевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибресурс», город Новосибирск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Сибирскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконными предписания №П28-197 от 20.02.2020 (в части пунктов 4, 5, 8, 9, 10)
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 20.01.2020, паспорт, диплом;
от заинтересованного лица: ФИО2 – представитель по доверенности от 31.12.2019, паспорт; ФИО3 – представитель по доверенности от 31.12.2019, паспорт, диплом,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Сибресурс» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибисркой области с заявлением о признании незаконным предписания Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заинтересованное лицо, Управление) №П28-197 от 20.02.2020 (в части пунктов 4, 5, 8, 9, 10).
Требования мотивированы следующим:
Пунктом 101 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утверждённых Приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 N 559 (далее так же ФНП), расположенным в разделе V. Требования к системам контроля, управления, сигнализации...(общие требования ко всем типам ХОПО) предусмотрено, что для контроля загазованности по предельно допустимой концентрации (ПДК) в производственных помещениях, рабочей зоне открьггых наружных установок ХОПО должны быть предусмотрены средства автоматического непрерывного газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин и c выдачей сигналов в систему ПАЗ. При этом все случаи загазованности должны регистрироваться приборами c автоматической записью и документироваться.
Пунктами 148 и 149 ФНП, расположенными в разделе VII. Специфические требования к отдельным ХОПО. ХОПО, связанные с получением, использованием, переработкой, образованием, хранением, транспортированием, уничтожением неорганических кислот и щелочей), конкретизированы требования пункта 101 ФНП применительно для хранения неорганических кислот (в т.ч. серной кислоты).
Пунктом 148 ФНП предписано, что в помещениях, где ведутся работы с использованием кислот, должен быть организован регулярный контроль. Автоматический контроль следует предусматривать только там, где в условиях эксплуатации возможно выделение паров кислоты.
В силу пункта 149 ФНП на складах, расположенных на открытых площадках, где в условиях эксплуатации возможно поступление в воздух рабочей зоны паров кислот необходимо предусматривать автоматический контроль с сигнализацией превышения ПДК.
Пункты 148 и 149 ФНП содержат специальные требования и имеют приоритет по отношению к пункту 101 ФНП, содержащему общие требования.
Кроме того, пункт 101 ФНП описывает правила безопасности по отношению к открытым наружным установкам, то есть установкам, расположенным вне зданий, сооружений с открытым доступом к опасному веществу.
В настоящем случае наружная установка - склад серной кислоты, является герметично закрытой и не относится к открытым установкам, а значит, пункт 101 ФНП на неё не распространяется.
Таким образом, пункты 148 и 149 ФНП предписывают осуществлять непрерывный газовый контроль только на тех складах, расположенных на открытых площадках, и в тех помещениях, где в условиях эксплуатации возможно выделение паров серной кислоты.
Серная кислота в условиях эксплуатации не выделяет паров в силу своих физико-химических свойств, а также применяемых технологических режимов.
Серная кислота - нелетучая и в обычных условиях не образует паров (ГОСТ Р ИСО 21438-1 -2011 «Воздух рабочей зоны. Определение неорганических кислот методом ионной хроматографии. Часть 1. Нелетучие кислоты (серная и фосфорная)).
Таким образом, ни на складе серной кислоты, ни в помещении насосной в условиях эксплуатации невозможно выделение (поступление в воздух рабочей зоны) паров серной кислоты.
Соответственно, требования пунктов 4 и 9 предписания незаконны и необоснованно возлагают на заявителя не предусмотренную ФНП обязанность по обеспечению непрерывного автоматического газового контроля на складе серной кислоты и в помещении насосной.
Пункты №5, 8, 10 предписания вытекают из ошибочного предположения о необходимости обеспечения автоматического газового контроля и, соответственно, также незаконны.
В адрес заинтересованного лица была направлена жалоба, которая была отклонена. По мнению заинтересованного лица в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88 «ССБТ. Общие санитарно - гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», под парами кислот и щелочей следует понимать их агрегатное состояние, наиболее характерное для данного опасного вещества. При этом в ответе на жалобу не указан пункт приведённого ГОСТа, где закреплено это определение.
Напротив, в Приложении 2 (обязательное) чётко и однозначно различаются состояния пара, условное обозначение «п», аэрозоля, условное обозначение «a», смеси пара и аэрозоля, условное обозначение «п+а».
Кроме того, в примечании к Приложению 2 указанного ГОСТа сказано, что знак «О» в столбце «Особенности воздействия на организм» означает, что данное вещество является веществом c остронаправленным механизмом действия, требующие автоматического контроля за их содержанием в воздухе.
По отношению к серной кислоте в Приложении указано, что преимущественное агрегатное состояние в условиях производства — аэрозоль, по воздействию на организм не является остронаправленным и не требует обеспечения автоматического контроля за содержанием кислоты в воздухе.
Такие же сведения в отношении серной кислоты приведены в «Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р.2.2.2006-05». Таким образом, незаконные требования Управления основаны на расширительном толковании пункта 101 ФНП, неверном понимании терминов: «пары», и «аэрозоль».
Заинтересованное лицо в письменном отзыве, представитель заинтересованного лица в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, указали, что в соответствии с требованиями пунктом 101 ФНП, для контроля загазованности по предельно допустимой концентрации (ПДК) в производственных помещениях, рабочей зоне открытых наружных установок химически опасных производственных объектов (ХОПО) должны быть предусмотрены средства автоматического непрерывного газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин и с выдачей сигналов в систему ПАЗ.
При этом все случаи загазованности должны регистрироваться приборами с автоматической записью и документироваться. Согласно пункту 7 ФНП, процессы хранения и слива-налива химически опасных веществ относятся к технологическим процессам, поэтому требования общих разделов ФНП распространяются на все технологические процессы, а пункты 148, 149 ФНП в данном случае дополняют и конкретизируют пункт 101 ФНП.
Ссылка заявителя на ГОСТ 12.1.005-88 «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», в части того, что серная кислота не является веществом, с условным обозначением «О - вещества с остронаправленным механизмом действия, требующие автоматического контроля за их содержанием в воздухе», не является обоснованной.
В ФНП пункты 148 и 149 изложены в редакции, введённой в действие c 10.04.2018 Приказом Ростехнадзора от 18.09.2017 № 365, и прямого указания о выделении паров кислот и щелочей остронаправленного механизма действия в них на актуальную дату не содержится.
ФНП имеют большую юридическую силу, чем ГОСТ 12.1.005-88, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «O промышленной безопасности опасных производственных объектов» правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
При этом в силу требований пункта 1 статьи 3 указанные выше нормативные правовые акты, в том числе, федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, устанавливают условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования.
Тем самым обязательность применения федеральных норм и правил в области промышленной безопасности обуславливается тем, что они относятся к нормативным правовым актам, содержащим обязательные для исполнения условия, запреты и ограничения. По общему правилу документы в области стандартизации носят добровольный характер.
Обязательный характер соответствующие документы могут носить только в случаях, установленных федеральными законами и принятыми во исполнении их подзаконными нормативными правовыми актами.
Таким образом, системное толкование требований пунктрв 73, 101-102 Правил позволяет говорить о том, что средства автоматического непрерывного газового контроля должны предусматриваться для контроля загазованности по предельно-допустимой концентрации в производственных помещениях, рабочей зоны открытых наружных установок ХОПО вне зависимости от класса опасности веществ. При этом нормы указанных ФНП обладают приоритетом перед положениями ГОСТ 12.1.005-88 «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». Указанное не позволяет говорить o юридической коллизии норм, на которые ссылается заявитель.
В соответствии с Временным технологическим регламентом производства сульфата алюминия технического, очищенного, утверждённым генеральным директором OOO «Сибресурс» 02.05.2017, на предприятии транспортируется, хранится и используется серная кислота, соответствующая требованиям и нормам ГОСТ 2184-2013. Межгосударственный стандарт. Кислота серная техническая. Технические условия.
Содержание термина «наружная установка» приведено в пункте 13 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в соответствии с которым наружная установка это комплекс аппаратов и технологического оборудования, расположенных вне зданий и сооружений.
Понятие «открытая наружная установка» означает, что установка находится вне помещения и не связано с непременным условием открытого доступа к опасному веществу, например, в случае пунктов налива кислоты, приводящих к возможному поступлению паров серной кислоты в воздух рабочей зоны, как утверждает заявитель.
В пункте 101 ФНП, помимо указания на открытые наружные установки, содержится указание на производственные помещения, в соответствии с пунктом 4.3.1. Г ОСТ Р 58033-2017 Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины. помещение производственное (activity space): помещение, в котором размещено технологическое оборудование и осуществляется трудовая деятельность персонала. Таким образом, помещение насосной является производственным помещением, в котором должен быть обеспечен автоматический непрерывный газовый контроль.
В пункте 15 ФНП определена обязательность герметичности технических устройств, а именно: химико-технологические системы, в которых обращаются токсичные продукты (газообразные, жидкие, твёрдые) должны быть герметичными и исключать создание опасных концентраций этих веществ в окружающей среде во всех режимах работы.
Необходимость в организации автоматического непрерывного газового контроля обусловлена возможной аварийной разгерметизацией ёмкостей для хранения кислот, насосов по перекачке кислот, технологических трубопроводов в условиях эксплуатации и созданием тем самым опасных концентраций токсичных (высокотоксичных) веществ.
Под парами кислот и щелочей следует понимать их агрегатное состояние, наиболее характерное для данного опасного вещества. B соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ 2184-2013 предельно допустимая концентрация паров серной кислоты в воздухе рабочей зоны производственных помещений - 1 мг/кубм по ГОСТ 12.1.005-88».
В вышеуказанном Г ОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» в графе «Преимущественное агрегатное состояние в условиях производства» для серной кислоты указано агрегатное состояние - «аэрозоль», то есть основным поражающим фактором является серная кислота в состоянии аэрозоля.
Аэрозоль это дисперсная система, состоящая из взвешенных в газовой среде (в данном случае - в воздухе) частиц жидкой дисперсной фазы (в данном случае — капелек серной кислоты). Аэрозоль серной кислоты образуется в случае неконтролируемых выбросов значительных объёмов кислоты в результате аварийной разгерметизации ёмкостей для хранения кислот, насосов по перекачке кислот, технологических трубопроводов и диспергирования (рассеивания) жидкой дисперсной фазы серной кислоты в окружающую среду. Поражающее действие в данных условиях (при температуре окружающего воздуха) будет жидкой дисперсной фазой серной кислоты. В результате аварии серная кислота в виде аэрозоля может вызвать тяжёлые химические ожоги кожных покровов, глаз и верхних дыхательных путей с возможным смертельным исходом для персонала.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал, представитель заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласился.
Исследовав представленные доказательства, оценив их в соответствии со статьёй 71 АПК РФ, суд установил следующее.
На основании распоряжения Сибирского управления Ростехнадзора от 30.01.2020 № РП-340-197-О в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности.
По результатам проверки составлен акт от 20.02.2020 №А28-197, выдано предписание от 20.02.2020 № П28-197.
Не согласившись с указанным предписанием в части пунктов 4, 5, 8, 9 и 10, общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области.
Определением от 27.07.2020 дело передано на рассмотрение Арбитражного суда Кемеровской области.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведённых норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) опасными производственными объектами (далее – ОПО) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Согласно приложению 1 к Закону № 116-ФЗ к ОПО относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к Закону № 116-ФЗ опасные вещества, в частности, токсичные вещества, то есть вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить их к гибели.
Статьёй 3 Закона № 116-ФЗ определено, что требования промышленной безопасности это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Статьёй 6 Закона № 116-ФЗ предусмотрено, что к видам деятельности в области промышленной безопасности относится, в частности, эксплуатация опасного производственного объекта.
В соответствии со статьёй 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности:
- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
- иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
- обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
- обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
- выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
При проведении проверки заинтересованным лицом выявлены нарушения, в том числе, требований статьи 9 Закона № 116-ФЗ, пунктов 5, 75, 101, 161 Правил безопасности химически опасных производственных объектов, утверждённых приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 № 559, выдано предписание, в соответствии с которым подлежат устранению следующие нарушения:
Пункт 4. На открытой площадке хранения серной кислоты не обеспечен автоматический непрерывный газовый контроль и анализ за содержанием в воздухе с сигнализацией превышения ПДК для контроля загазованности по ПДК.
Пункт 9. В помещении насосной для перекачки серной кислоты не обеспечен автоматический непрерывный газовый контроль и анализ за содержанием в воздухе с сигнализацией превышения ПДК для контроля загазованности по ПДК.
Согласно пункту 1 ФНП настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на химически опасных производственных объектах (ХОПО), на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные, высокотоксичные, окисляющие и представляющие опасность для окружающей среды химически опасные вещества (далее - химически опасные вещества), указанные в приложении 1 к Закону N 116-ФЗ.
Согласно пункту 101 ФНП для контроля загазованности по предельно допустимой концентрации (ПДК) в производственных помещениях, рабочей зоне открытых наружных установок химически опасных производственных объектов (ХОПО) должны быть предусмотрены средства автоматического непрерывного газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин и с выдачей сигналов в систему противоаварийной защиты (ПАЗ).
При этом все случаи загазованности должны регистрироваться приборами с автоматической записью и документироваться.
Согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» наружная установка представлет собой комплекс аппаратов и технологического оборудования, расположенных вне зданий и сооружений.
Таким образом, пункт 101 ФНП распространяется как на производственные помещения ОХПО, так и на рабочие зоны открытых наружных установок ОХПО.
При этом вопреки доводам заявителя законодательство не разграничивает такие явления как открытые установки ОХПО и закрытые установки ОХПО. Так же в пункте 15 ФНП содержится требование о том, что химико-технологические системы, в которых обращаются токсичные продукты (газообразные, жидкие, твёрдые) должны быть герметичными и исключать создание опасных концентраций этих веществ в окружающей среде во всех режимах работы.
Вместе с тем разделом VII ФНП установлены специальные требования к технологическим производствам, в том числе, связанным с производством неорганических жидких кислот и щелочей.
В соответствии с пунктом 148 ФНП в помещениях, где ведут работы с использованием кислот и щелочей, должен быть организован регулярный контроль за состоянием воздушной среды. В помещениях, где в условиях эксплуатации возможно выделение паров кислот и щелочей, должен быть обеспечен автоматический контроль за их содержанием в воздухе с сигнализацией превышения ПДК. При превышении ПДК в указанных помещениях должны включаться:
а) световой и звуковой сигналы в помещении управления и по месту;
б) аварийная вентиляция, сблокированная при необходимости с системой аварийного поглощения выбросов вредных веществ в атмосферу.
Согласно пункту 149 ФНП на складах, пунктах слива-налива, расположенных на открытых площадках, где в условиях эксплуатации возможно поступление в воздух рабочей зоны паров кислот и щелочей, необходимо предусматривать автоматический контроль с сигнализацией превышения ПДК. При превышении ПДК в указанных местах должны включаться световой и звуковой сигналы в помещении управления и по месту. При этом все случаи загазованности должны регистрироваться приборами. Порог чувствительности датчиков, их количество и место расположения должны быть обоснованы и определены в документации на ХОПО.
По мнению заявителя поскольку на открытой площадке хранения серной кислоты и в помещении насосной для перекачки серной кислоты поступление в воздух рабочей зоны паров серной кислоты невозможно, при применении пунктов 148 и 149 ФНП автоматический контроль с сигнализацией превышения ПДК не требуется.
ГОСТом 12.1.005-88. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны, утверждённым Постановлением Госстандарта СССР от 29.09.1988 N 3388 (далее - ГОСТ 12.1.005-88), установлены общие санитарно-гигиенические требования к показателям микроклимата и допустимому содержанию вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
Согласно пункту 4.2.4 ГОСТ 12.1.005-88 при возможном поступлении в воздух рабочей зоны вредных веществ с остронаправленным механизмом действия должен быть обеспечен непрерывный контроль с сигнализацией о превышении ПДК.
В соответствии с пунктом 4.2.5 периодичность контроля (за исключением веществ, указанных в 4.2.4) устанавливается в зависимости от класса опасности вредного вещества: для I класса - не реже 1 раза в 10 дней, II класса - не реже 1 раза в месяц, III и IV классов - не реже 1 раза в квартал.
В соответствии с Приложением №2 к ГОСТ 12.1.005-88 (строка №566) серная кислота относится ко II классу опасности, ее преимущественное агрегатное состояние в условиях производства - аэрозоль, не является веществом с остронаправленным механизмом действия.
До вступления в силу Приказа Ростехнадзора от 18.09.2017 N 365 «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утверждённые приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 ноября 2013 г. N 559» пункты 148 и 149 ФНП так же содержали ограничения, связанные с обязанностью автоматического контроля лишь в отношении паров кислот остронаправленного действия. Однако с 10.04.2018 (даты вступления в силу Приказа Ростехнадзора от 18.09.2017 N 365) такой контроль в соответствии с ФНП обеспечивается в отношении паров любых кислот, в том числе и не остронаправленного действия.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона №116-ФЗ требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В настоящем случае имеется противоречие между требованиями ГОСТ 12.1.005-88 и ФНП, однако данные нормативные акты имеют различную область применения. ГОСТ 12.1.005-88 устанавливает общие санитарно-гигиенические требования к показателям микроклимата и допустимому содержанию вредных веществ в воздухе рабочей зоны, в то время как ФНП устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности. Поскольку предметом проверки, по результатам которой было выдано оспариваемое предписание, являлось соблюдение требований норм промышленной безопасности, то контролю подлежало соблюдение требований, установленных ФНП, независимо от требований в области охраны труда, при этом, по мнению суда, необходимость соответствия ФНП требованиям в области охраны труда применительно к части 3 статьи 3 Закона №116-ФЗ не может толковаться как невозможность ФНП устанавливать более строгие требования, нежели установлены нормативными актами в области охраны труда.
Что касается довода заявителя о том, что в условиях существующего технологического процесса невозможно образование паров серной кислоты, а лишь её выделение в форме аэрозоля суд отмечает следующее.
Как следует из пункта 4.3 ГОСТ 2184-2013. Межгосударственный стандарт. Кислота серная техническая. Технические условия (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1834-ст) предельно допустимая концентрация паров серной кислоты в воздухе рабочей зоны производственных помещений - 1 мг/м3 по ГОСТ 12.1.005-88. Контроль вредных веществ в воздухе рабочей зоны производства серной кислоты осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005-88.
В вышеуказанном ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» в графе «Преимущественное агрегатное состояние в условиях производства» для серной кислоты указано агрегатное состояние - «аэрозоль», то есть основным поражающим фактором является серная кислота в состоянии аэрозоля.
В связи с указанным суд приходит к выводу о том, что, несмотря на то, что с точки зрения научной терминологии термины «пар» и «аэрозоль» неравнозначны и описывают различные агрегатные состояния веществ, термин «пары», используемый ФНП в совокупности с ГОСТ 2184-2013 и ГОСТ 12.1.005-88 должен включать как пар, так и аэрозоль.
С учётом указанного основания для признания пунктов 4 и 9 предписания не соответствующими требованиям законодательства отсутствуют.
2. Пункт 5. Не организована работа по обеспечению требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте «Склад сырьевой по хранению соляной и серной кислот», рег. № A60-05142-0003, III класс опасности, a именно: не разработан комплекс компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации в отсутствие газоанализаторов на открытой площадке хранения серной кислоты.
Пункт 8. Не организована работа по обеспечению требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте «Склад сырьевой по хранению соляной и серной кислот», рег. № А60-05142—0003, III класс опасности, a именно: не разработан комплекс компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации в отсутствии автоматической записи всех случаев загазованности воздушной среды на открытой наружной установке.
В соответствии с пунктом 5 ФНП в целях приведения ХОПО в соответствие с требованиями настоящих Правил и других нормативных правовых актов в области промышленной безопасности организация, эксплуатирующая ХОПО, должна провести комплексное обследование фактического состояния ХОПО, при выявлении отклонений разработать комплекс компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, организовать внесение изменений в документацию или разработку документации вновь.
Результаты анализа риска аварий на ХОПО и связанных с ними угроз, условия безопасной эксплуатации ХОПО должны быть внесены в декларацию промышленной безопасности ХОПО.
Поскольку заинтересованное лицо пришло к выводу о нарушении требований ФНП в части отсутствия газоанализаторов, оно обоснованно указало на необходимость разработки комплекса компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, организации внесения изменений в документацию или разработки документации вновь.
Пункт 10. Помещение насосной не оборудовано световой сигнализацией о превышении уровня загазованности у входных дверей.
В соответствии с пунктом 75 ФНП световая и звуковая сигнализация о загазованности воздушной среды ХОПО необходимо предусматривать: у входных дверей - снаружи, для предупреждения персонала об опасности, внутри помещения - в рабочих зонах.
Согласно пункту 161 ФНП производственные помещения, предназначенные для использования и хранения кислот и щелочей, должны быть оборудованы общеобменной вентиляцией в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов и настоящих Правил. Помещения для хранения кислот и щелочей в таре (без постоянных рабочих мест) допускается не оборудовать общеобменными вентиляционными системами. В этом случае у входов в помещение хранения кислот необходимо предусматривать световую сигнализацию о превышении уровня загазованности в помещении.
Поскольку заинтересованное лицо пришло к выводу о нарушении требований ФНП в части отсутствия газоанализаторов, оно обоснованно указало на необходимость оборудования помещения насосной световой сигнализацией.
С учётом указанного основания для признания пунктов 5,8 и 10 предписания не соответствующими требованиям законодательства отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьёй 110 АПК РФ суд относит на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Вернуть обществу с ограниченной ответственностью «Сибресурс» из федерального бюждета излишне уплаченную платежным поручением №822 от 21.09.2020 государственную пошлину в размере 3 000 руб.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьёй 177 АПК РФ.
Судья Ю.Ф. Дружинина