АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27-19574/2021
Резолютивная часть решения объявлена «29» октября 2021 года
Полный текст решения изготовлен «29» октября 2021 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Н.Н. Гатауллиной, при ведении протокола и использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания А.Ю. Гончаровой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области-Кузбассу, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к акционерному обществу «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности
при участии
от АО «Почта России»: ФИО1, представитель по доверенности от 01.10.2019
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области-Кузбассу (далее – Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества «Почта России» (далее – АО «Почта России», общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителя заявителя.
Представитель АО «Почта России» в настоящем судебном заседании, не отрицая факт допущенного правонарушения, просит признать выявленное правонарушение малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ. Подробно изложено в письменном отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя общества, суд установил следующее.
В адрес Управления Роскомнадзора по Кемеровской области-Кузбассу поступило обращение ФИО2 (входящий от 12.08.2021 № 05-39-1803/42), содержащее информацию, указывающую на наличие события административного правонарушения.
По результатам рассмотрения указанного обращения Управлением был
установлен факт осуществления предпринимательской деятельности АО «Почта
России» с нарушением пункта 5 Лицензионных требований в соответствии с
лицензией Роскомнадзора № 162571 на оказание услуг почтовой связи; пп. «б» п. 46
Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых Приказом Минкомсвязи
России от 31.07.2014 № 234.
По факту обнаружения данных обстоятельств должностным лицом административного органа в отношении АО «Почта России» 20.09.2021 был составлен протокол №АП-42/2/906 об административном правонарушении, которым указанные нарушения квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд признал требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), для юридических лиц в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Субъектами ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ могут быть, в том числе юридические лица.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций АО «Почта России» выдана лицензия № 162571 от 11.04.2018 на оказание услуг почтовой связи. Срок действия лицензии до 11.04.2023.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу подпункта 36 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ оказание услуг связи подлежит обязательному лицензированию.
Согласно пункту 5 Лицензионных требований в соответствии с
лицензией Роскомнадзора № 162571 на оказание услуг почтовой связи лицензиатобязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой
связи, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и
пользователями услуг почтовой связи, регулируются Федеральным законом от
07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон № 126-ФЗ), Федеральным законом от
17.07.1993 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Закон № 176-ФЗ), Правилами
оказания услуг почтовой связи, утверждённых Приказом Минкомсвязи России от
31.07.2014 № 234 (далее - Правила № 234).
В силу статьи 2 Закона № 176-ФЗ, услуги почтовой связи - это действия или
деятельность по приёму, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых
отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
В соответствии со статьёй 16 Закона № 176-ФЗ, ст. 2 Правил № 234 услуги
почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По
договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по
заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или
осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем
адресу и доставить (вручить) их адресату.
Пунктом 15 Правил № 234 определено, что операторы почтовой связи вправе
установить разряды почтовых отправлений в зависимости от категории
отправителей, приём, пересылка и доставка которых осуществляются в
приоритетном порядке по установленным тарифам, предусмотренным для
соответствующих видов почтовых отправлений (в том числе «Отправления 1
класса»).
Таким образом, по выбору отправителя оператор почтовой связи может
осуществлять приём почтовых отправлений в объектах почтовой связи, как
отправлений категории «Заказное», так и категории «Отправление 1 класса», при
условии, что такая услуга входит в перечень оказываемых услуг почтовой связи для
данного объекта почтовой связи.
Пунктом 32 Правил № 234 определено, что почтовые отправления
доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в
объектах почтовой связи. Срок доставки и срок хранения почтового отправления
исчисляется с даты поступления его в объект почтовой связи. Доставка
осуществляется в соответствии с установленным режимом работы отделения
почтовой связи в пункте назначения, при этом день приёма почтовых отправлений в
объекте почтовой связи не включается в срок доставки. В связи с отсутствием
адресата на момент доставки почтовых отправлений в ячейку абонентского
почтового шкафа опускаются извещения с информацией о месте и времени
получения поступивших почтовых отправлениях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29.07.2011 в адрес гр. ФИО2 отправлено почтовое отправление 1 класса № 65091461095879, которое 31.07.2021 поступило в отделениипочтовой связи № 650003 Кемеровского почтамта, в последующей обработке и выдаче по документам не значится.
На официальном сайте оператора почтовой связи АО «Почта России» в
разделе «отслеживание почтовых отправлений» внесены данные об отправление 1
класса, что оно получено адресатом 31.07.2021 (том №1, л.д. 28), однако получение почтового отправления 1 класса № 65091461095879 адресат отрицает.
Подпунктом «б» пункта 46 Правил № 234 установлена обязанность
операторов почтовой связи обеспечивать сохранность принятых от пользователей
почтовых отправлений. В нарушение указанной нормы, по информации УФПС
Кемеровской области АО «Почта России» (исх. № Ф-42-05/1734 от 09.09.2021,
входящий в Управление Роскомнадзора по Кемеровской области-Кузбассу №
47645/42 от 09.09.2021), почтовое отправление 1 класса № 65091461095879
признано утраченным в ОПС № 650003, информация о вручении заказного письма
адресату внесена в общероссийскую автоматизированную систему отслеживания
регистрируемых почтовых отправлений ошибочно.
Таким образом, АО «Почта России» нарушен подпункт «б» пункта 46 Правил
№ 234, а, следовательно, пункт 5 Лицензионных требований в соответствии с
лицензией Роскомнадзора № 162571 на оказание услуг почтовой связи, а именно: не
обеспечена сохранность почтового отправления 1 класса.
Факт выявленного нарушения подтвержден материалами дела и не оспаривается обществом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным органом доказано нарушение АО «Почта России» лицензионных требований в сфере связи, что свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами настоящего дела подтверждается, что общество имело возможность соблюдения лицензионных условий, однако не приняло все зависящие от него меры для предупреждения правонарушения, не обеспечив контроль за соблюдением требований законодательства о лицензировании. В действиях общества присутствует состав вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Процессуальных нарушений при составлении протокола должностным лицом судом не установлено. Протокол № АП-42/2/906 от 20.09.2021 об административном правонарушении составлен должностным лицом в пределах его компетенции и компетенции административного органа в присутствии представителя юридического лица.
Срок давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ), на момент вынесения решения не истек, иных обстоятельств, исключающих ответственность общества, не установлено.
С учетом изложенного, АО «Почта России» подлежит привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Общество настаивает на малозначительности правонарушения ввиду отсутствия негативных последствий.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда личности, обществу, государству. При оценке малозначительности должен быть также решен вопрос о социальной опасности деяния.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (абзац 3 пункта 21 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Таким образом, применение данной нормы является правом, а не обязанностью административного органа и, следовательно, неприменение административным органом этой нормы не влечет за собой незаконность постановления о привлечении к административной ответственности.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В пункте 18.1 названного Постановления Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в частности указал, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Суд считает, что имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы заявителя не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
Доводы АО "Почта России", изложенные в отзыв на заявление, о том, что в рассматриваемом случае административным органом не установлены какие-либо неблагоприятные последствия или факты причинения ущерба в результате нарушения обществом лицензионных условий осуществления соответствующего специального вида деятельности, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении АО "Почта России" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Состав административного правонарушения, предусмотренного 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является формальным и для привлечения лица к административной ответственности достаточно самого факта нарушения вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.
При этом выявленные нарушения являются существенными, так как посягают на установленный законодательными и нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере осуществления лицензируемого вида деятельности.
На основании изложенного, суд, оценив обстоятельства рассматриваемого дела, не усмотрел исключительности в характере совершенного административного правонарушения.
Положениями части 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу частей 1, 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая то обстоятельство, что правонарушение совершено АО "Почта России" не впервые, ранее общество неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (информация доступна по адресу: https://kad.arbitr.ru/), назначение наказания в виде предупреждения недопустимо.
При этом, определяя размер административного штрафа, суд учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, в связи с чем, считает возможным назначить АО "Почта России" административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, а именно в сумме 30 000 руб.
Указанное административное наказание является соразмерным допущенному обществом правонарушению с учетом его последствий и отвечает превентивной функции применяемой санкции.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
заявленное требование удовлетворить.
Привлечь акционерное общество «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу. Доказательства уплаты штрафа в пятидневный срок представить административному органу и арбитражному суду.
При отсутствии доказательств уплаты штрафа в добровольном порядке решение будет направлено для принудительного исполнения в соответствующее подразделение Федеральной службы судебных приставов.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Получатель: Управление Федерального казначейства по Кемеровской области- Кузбассу (Управление Роскомнадзора по Кемеровской области – Кузбассу)
Лицевой счет <***>
ИНН <***>; КПП 420501001
Наименование банка получателя Отделение Кемерово Банка России/УФК по Кемеровской области – Кузбассу г. Кемерово
БИК 013207212
Единый казначейский счет 40102810745370000032
Казначейский счет 03100643000000013900
ОКТМО 32701000
КБК 09611601141019002140
УИН 09600000000035734348
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья Н.Н. Гатауллина