ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-19851/20 от 03.11.2020 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8,  г. Кемерово, 650000

http://www. kemerovo. arbitr. ru/

тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05

e-mail: info@kemerovo. arbitr. ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

город Кемерово                                                                                     Дело №А27-19851/2020

09 ноября 2020 года

Резолютивная часть решения оглашена 03 ноября 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 09 ноября 2020 года.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи  Кормилиной Ю.Ю. 

при ведении  аудиозаписи и протокола  судебного заседания секретарем судебного заседания Брызгаловой Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании с использованием  системы веб-конференции  информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседание)

дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, город Челябинск (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к прокуратуре Кемеровской области – Кузбасса, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице прокуратуры города Анжеро-Судженска

о признании недействительным представления от 19.08.2020 № 7-2-2020,

при участии:

(онлайн) от заявителя: ФИО2 – представитель (доверенность от 21.06.2020 №107, копия диплома, копия паспорта);

ФИО3 – прокурор  гражданского-судебного отдела  прокуратуры Кемеровской области -  Кузбасса (удостоверение, доверенность от 01.10.2020 №172),

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1) обратился с заявлением в Арбитражный суд Кемеровской области о признании недействительным представленияпрокуратуры города Анжеро-Судженска (далее – заинтересованное лицо, прокуратура) от 19.08.2020 №7-2-2020.

Определением суда от 16.09.2020 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 01.10.2020.

В связи с  отсутствием   технической  возможности обеспечения участия  заявителя в предварительном судебном  заседании с использованием  системы веб-конференции  информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседание), предварительное судебное заседание отложено на 03.11.2020.

В предварительном судебном заседании  от 03.11.2020 представитель заявителя поддержал заявленные требования. В обоснование требования указывает, что магазин «RBT.ru» не является местом массового пребывания людей. Мониторинг пребывания  людей  органами власти субъекта РФ    или  местного  самоуправления не проводился. Согласно информации,  полученной с  использованием  электронных счетчиков в  течение трех дней (в период с 16 по 18  августа 2020 года)  одновременное  пребывание  и (или) передвижение  людей на территории магазина составляет менее 50  человек.  ИП ФИО1 собственником  объекта  не  является. Полагает, что у заявителя отсутствует обязанность по созданию комиссии и категорированию объекта.

Представитель прокуратуры по существу требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Считает доводы, изложенные в заявлении ошибочными, основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства и определении фактических обстоятельств дела. Оспариваемое представление является законным.

С согласия  лиц, участвующих в  деле,   суд вынес протокольное определение о  завершении  предварительного судебного заседания и  перешел к  судебному  разбирательству в  судебном  заседании в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее -  АПК РФ).

Исследовав материалы дела,  заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

По поручению заместителя прокурора Кемеровской области -  Кузбасса от 22.07.2020 №27-2-2020 прокуратурой г. Анжеро-Судженска проведена проверка соблюдения требований антитеррористического законодательства объектами торговли  в связи с поступившей информацией Управления по Кемеровской области - Кузбассу Федеральной службы войск национальной гвардии  Российской Федерации (далее - Росгвардия).

Из информации следует, что правообладателями торговых объектов с марта 2020  года не формируются комиссии для проведения категорирования объекта в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 (далее - Требования по антитеррористической защищенности).

В ходе проверки установлено, что на территории Анжеро-Судженского городского округа по ул. Горняцкая, д.4, расположен принадлежащий ИП ФИО1 объект торговли - магазин «RBT.ru».

В ходе проведения обследования установлено, что на указанном объекте не соблюдаются требования антитеррористического законодательства.

19.08.2020   заместителем прокурора города Анжеро-Судженска в отношении ИП ФИО1 вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризма.

Не согласившись с вышеуказанным представлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и отмене.

В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акт, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу своей правовой природы представление является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требования об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.

Требованиями по антитеррористической защищенности торгового объекта установлен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организаций и проведения работ в области обеспечения, антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий) (далее - паспорт безопасности).

Пунктом 3 Требований к антитеррористической защищенности установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается: на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий), на ином законном основании (далее -  правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).

Из материалов дела следует, что ИП ФИО1 является правообладателем торгового объекта - магазина «RBT.ru».       Указанное помещение принадлежит предпринимателю на основании договора аренды нежилого помещения от 30.05.2016, заключенного с индивидуальным предпринимателем ФИО4

Пунктом 5 Требований к антитеррористической защищенности установлено, что перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постановлением Губернатора Кузбасса от 18.09.2019     №65-ПГ Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области-Кузбасса (далее - Департамент) определен уполномоченным органом по формированию  перечня торговых объектов (территорий), расположенных на территории Кемеровской области – Кузбасса.

Указанным нормативным правовым актом определен Порядок взаимодействия органа государственной власти Кемеровской области - Кузбасса, уполномоченных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований при организации работы по реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торговых (объектов) территорий, находящихся на территории Кемеровской области (далее -  Порядок взаимодействия).

Пунктом 7 Порядка взаимодействия установлено, что Департамент в течение 5 календарных дней после утверждения перечня торговых объектов (территорий) письменно уведомляет соответствующих правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торгового объекта (территорий) в указанный перечень.

26.02.2020 Департаментом сформирован и представлен на утверждение Губернатору Кузбасса перечень торговых объектов подлежащих антитеррористической защите.

В марте 2020 года Департаментом собственникам (правообладателям) торговых объектов направлены уведомления о внесении торговых объектов в Перечень торговых объектов (территорий) подлежащих категорированию, что следует из письма Росгвардии.

Администрацией Анжеро-Судженского городского округа в период с 31.03.2020 по 07.04.2020 с правообладателями объектов, включенных в перечень торговых объектов подлежащих категорированию, проведена работа, доведена информация о включении их в перечень, вручены рекомендации, образец акта обследования и категорирования объекта, в том числе с заместителю директора магазина «RBT.ru» ФИО5, о чем свидетельствует подпись в реестре ознакомления 07.04.2020.  Ссылаясь на  отсутствие  сведений о получении указанных документов,  заявитель полномочия должностного лица, расписавшегося в  их получении, документально не опроверг.

В нарушение пунктов 14, 18, 21 Требований к антитеррористической защищенности ИП ФИО1 в течение месяца со дня получения уведомления о включении объекта в перечень комиссионное обследование объекта не организовано и не проведено, паспорт безопасности не составлен, с уполномоченными органами не согласован,  в связи с чем прокуратурой г. Анжеро-Судженска 19.08.2020 вынесено оспариваемое представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризма.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с пунктом 2 Требований   к антитеррористической защищенности   для целей настоящих требований под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Доводы заявителя о неприменении к спорным правоотношениям требований антитеррористического законодательства, поскольку магазин «RBT.ru» не является местом массового пребывания людей, одновременное  пребывание  и (или) передвижение  людей на территории магазина составляет менее 50  человек,  судом отклонены.

Предусмотренные пунктом 12Требований           к антитеррористической защищенности    характеристики учитываются для отнесения торговых объектов к одной из трех категорий, а не для включения их в Перечень.

Согласно пункту 14Требований     к антитеррористической защищенности    для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в Перечень. Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней.

Таким образом, только комиссия, созданная правообладателем торгового объекта, по результатам проведенного обследования торгового объекта может принять решение рекомендательного характера о необходимости исключения торгового объекта из Перечня.

Суд также отклоняет доводы заявителя о том, что указанная  обязанность не  может быть возложена на  арендатора торгового помещения.

В соответствии с пунктом 3 Требований к антитеррористической защищенности ответственность за  обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на правообладателей торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).

Кроме того, на правообладателя торгового объекта (территории) возлагается организация работы по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) и за разработку Паспорта безопасности торгового объекта (территории).

Таким образом, ИП ФИО1, являясь правообладателем торгового объекта и использующий его в торговых целях, должен обеспечить его антитеррористическую защищенность.

Указанная правовая позиция   подтверждена судебной практикой (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 и Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.06.2020 по делу №А75-15742/2019).

Кроме того, из пункта 4.1.7 договора аренды недвижимого имущества от 30.05.2016 следует, что в течение всего срока аренды арендатор - ИП ФИО1 обязуется соблюдать обязательные требования и правила, установленные законодательством для видов деятельности, осуществляемых Арендатором в  помещении. Арендатор самостоятельно несет всю полноту ответственности за нарушениеправилпожарнойбезопасности, санитарныхправилииныхобязательныхтребованийиправил.

В части доводов заявителя о противоречии мероприятий по созданию комиссии по обследованию объекта требованиям распоряжения Губернатора Кузбасса от 14.03.2020 №21-рг «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции» необходимо учесть, что пунктом 11 указанного распоряжения   юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в местах массового скопления людей (в том числе на торговых объектах, в местах проведения театрально-зрелищных,   культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных мероприятий) рекомендовано ежедневно проводить мероприятия по дезинфекции.

Распоряжение Губернатора Кузбасса от 14.03.2020 №21-рг   не содержит запрета на создание комиссий  при условии соблюдения установленных дезинфекционных требований.

Из положений пункта 15 Требований к антитеррористической защищенности следует, что в состав комиссии включаются: представители торгового объекта (территории), отвечающие за безопасность и инженерно- технические средства охраны, а также иные специалисты по решению правообладателя объекта (территории), в том числе представители организации, осуществляющие техническую эксплуатацию торгового объекта (территории); представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения торгового объекта (территории) (по согласованию); представители уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию).

Таким образом, состав комиссии по обследованию торгового объекта составляет не более 5-10 человек, что в условиях соблюдения мер защиты от распространения новой коронавирусной инфекции не могло повлечь негативных последствий.

Ошибочное указание  в представлении  от  19.08.2020 даты  постановления  Правительства  РФ №1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)":  «25.03.2015» вместо «19.10.2017», суд расценивает как  опечатку, не влекущую  незаконности оспариваемого постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые ненормативные акты соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах, правовые основания для признания незаконным  представления прокуратуры об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризма от 19.08.2020 отсутствуют, требования ИП ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Расходы от уплаты государственной  пошлины  относятся на заявителя (ст. 110  АПК РФ).

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявления отказать.

Расходы от уплаты государственной   пошлины отнести на заявителя.

Решение в месячный срок с момента его принятия  может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск. Апелляционная  жалоба подаётся через Арбитражный  суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                       Ю.Ю. Кормилина