ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-198/2018 от 17.05.2018 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город  Кемерово                                                                               Дело № А27-198/2018

«18» мая 2018 года

Резолютивная часть объявлена 17 мая 2018 года

Полный текст решения изготовлен 18 мая 2018 года

           Арбитражный суд Кемеровской области  в составе  судьи  Конкиной И.В.,

при ведении  протокола секретарем судебного заседания Ионовой А.А., помощником судьи Войновой А.С.,  рассмотрев в судебном заседании заявление акционерного общества «Кузнецкие ферросплавы», г.Новокузнецк, Кемеровская область (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным отказа Управления Росприроднадзора по Кемеровской области, изложенного в письме от 04.10.2017 № 06-05/6662,

при участии:

от заявителя – представитель ФИО1 (доверенность №1 от 28.11.2017, паспорт);

от заинтересованного лица – представитель ФИО2 (доверенность №18 от 23.04.2018, сл. удостоверение); представитель ФИО3 (доверен. № 41 от 01.09.2017, сл. удостоверение); после перерыва представитель ФИО2 (доверенность №23 от 14.05.2018, сл. удостоверение),

                                                        установил:

               акционерное общество «Кузнецкие ферросплавы» (далее – заявитель, АО «Кузнецкие ферросплавы») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (далее - Росприроднадзор) о признании незаконным отказа Управления Росприроднадзора по Кемеровской области, изложенного в письме от 04.10.2017 № 06-05/6662.

Общество заявленные требования мотивирует тем, что Управление Росприроднадзора не издавало приказа о частичном отказе в утверждении лимитов на размещение отходов филиала «Антоновское рудоуправление» АО «Кузнецкие ферросплавы» и не предоставляло такого документа Заявителю.

Как следует из оспариваемого отказа Управления Росприроднадзора от 04.10.2017, каких-либо нарушений порядка оформления Проекта НООЛР филиала «Антоновское рудоуправление» АО «КФ», а также несоответствия его содержания требованиям Методических указаний №349 Управлением Росприроднадзора не установлено.

Управление Росприроднадзора не направляло Обществу никаких замечаний к составу и содержанию Проекта НООЛР, принятому 02.06.2017, а также уведомлений о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений.

Полученный Обществом Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 10.08.2017 не содержал никакой информации об отказе в утверждении нормативов и лимитов по отходам, указанным в строках 36 и 39 этого Документа. Сам приказ Управления Росприроднадзора от 10.08.2017 № 961-рд, на основании которого были утверждены нормативы и лимиты, Обществу не выдавался.

В связи с тем, что вышеуказанным Документом от 10.08.2017 были утверждены нормативы образования отходов по всем указанным в нем отходам, в том числе по 36 и 39 строкам, Общество сочло технической ошибкой Управления Росприроднадзора отсутствие информации в графах 15-23 строк 36 и 39 по лимитам размещения отходов, которую попросило исправить письмом № 28/5809 от 04.09.2017.

Факт наличия технической ошибки был признан Управлением Росприроднадзора путем внесения 04.10.2017 соответствующих изменений в графы 15-23 строки №36 Документа от 10.08.2017. Однако письмом № 06-05/6662 от 04.10.2017 Управление Росприроднадзора уведомило АО «КФ» об отказе в части утверждения лимита на размещения отхода, указанного в строке №39 Документа от 10.08.2017, норматив образования которого был утвержден ранее.

При этом, Управлению Росприроднадзора для утверждения норматива образования отхода - «отходы добычи прочих полезных ископаемых, не вошедшие в другие группы (Щебень нефракционный от дробления и фракционирования кварцита)», не помешал факт отсутствия этого отхода в ФККО.

Таким образом, несмотря на предоставление Обществом надлежащего заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также Проекта НООЛР, разработанного в соответствии с Методическими указаниями №349, территориальный орган Росприроднадзора отказал Заявителю в утверждении лимитов на размещение отхода по строке №39 по основаниям, не указанным в пункте 11 Порядка №50 и без оформления предусмотренного Порядком №50 решения, а неточности и (или) неполноту сведений, предположительно содержащихся в представленных документах, не предложил устранить в течение 10 рабочих дней соответствующим уведомлением, предусмотренным пунктом 9 Порядка №50.

При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ Управления Росприроднадзора не соответствует Закону №89-ФЗ, Порядку №50 и Методическим указаниям №349, что свидетельствует о нарушении Управлением Росприроднадзора прав и законных интересов Заявителя.

О неправомерности разъяснений Минприроды России требований законодательства об отходах производства и потребления, изложенных в письме Минприроды России от 18.05.2015г. №АА-03-04-36/8203, было указано начальником отдела Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.09.2015 №74/3-341-2015 (Приложение №9).

Как указано в разъяснении Генеральной прокуратуры РФ от 25.09.2015 №74/3-341-2015, в силу пунктов 5, 11 Порядка №50, п.21 Методических указаний по разработке НООЛР, утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 №349, отсутствие отходов в ФККО при наличии реквизитов письма о направлении заявителем в территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение отхода к конкретному классу опасности, обосновывающих состав и свойства отходов расчетов и документов, не является основанием для отказа в утверждении НООЛР.

Кроме того, согласно требованиям п.п. 10, 11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции РФ.

Письмо Росприроднадзора № АА-03-04-36/8203 от 18.05.2015г. не зарегистрировано в Министерстве Юстиции РФ. Следовательно, указанное разъяснительное письмо не является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Отсутствие у Заявителя утвержденных лимитов на размещение отходов по строке 39 создает риск привлечения АО «Кузнецкие ферросплавы» к административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства, платы за сверхнормативное размещение данного вида отхода и лишают возможности пользоваться понижающим коэффициентом платы, предусмотренным п. 10 ст.23 Закона №89-ФЗ, и осуществлять свою хозяйственную деятельность на законных основаниях.

Управление Росприроднадзора в отзыве и его представители в судебном заседании  с требованием не согласились, ссылаясь на то, что 01.06.2017 г. Общество обратилось в Управление с заявлением № 19-767 об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается согласно Методическим    указаниям по разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение утверждены приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. N 349.

Проверка проекта осуществляется на основании положений Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010г. №50 Приказом Минприроды России от 25.02.2010г. №50.

Указанное заявление и Проект были рассмотрены Управлением в соответствии с п. 9 Порядка № 50.

По результатам рассмотрения на основании Приказа от 10.08.2017 № 961-рд Обществу утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение и выдан документ об утверждении НООЛР № 5/отхА-С.

Указанным приказом были утверждены нормативы образования отходов по всем видам отходов, заявленным в Проекте. Однако, лимиты на размещение отходов были установлены не в полном объеме.

После получения документа об утверждении НООЛР, в адрес Управления Общество направило письмо № 10-5/10354 от 05.09.2017г. с изложением замечаний к выданному Документу.

Управление устранило ошибку, допущенную специалистом в строке 36 в графах 15-23, о чем уведомило Заявителя письмом от 04.10.2017 № 06-05/6662. Однако отсутствие лимита на размещение в сроке 39 графах 15-23 не являлось технической ошибкой. Лимиты на размещение отхода «Отходы добычи полезных ископаемых, не вошедшие в другие группы (Щебень нефракционный от дробления и фракционирования кварцита) код по ФККО 23950000000, Управлением не были установлены в связи с неисполнением хозяйствующего субъекта требований, установленных в п. 1 ст. 14 89-ФЗ, в п. 10 Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», в Приказе Минприроды России от 5 декабря 2014 г. № 541.

Согласно Методическим указаниям сведения об отходах при заполнении форм в приложениях к проекту приводятся с обязательным указанием наименования и кода отхода по федеральному классификатору отходов (ФККО), формируемому Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792. Указанное подтверждается также и позицией Минприроды России от 13.05.2015 № 05-12-44/11312, направленной в адрес Росприроднадзора для руководства в работе.

То есть, в соответствии с п.9 Приказа Минприроды от 22.05.2017 г. № 242 «Об утверждении федерального классификационного отхода» (ФККО), код вида отходов имеет 11-значную структуру, где последний (11-ый знак) используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.

Согласно Методическим указаниям сведения об отходах при заполнении форм в приложениях к проекту приводятся с обязательным указанием наименования и кода отхода по ФККО, формируемому Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (далее Порядок ведения государственного кадастра отходов). Указанное подтверждается позицией Минприроды России, изложенной в письме от 13.05.2015 №05-12-44/11312.

Из пункта 21 Методических рекомендаций следует, что для всех отходов, включенных и не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, указывается класс опасности, определенный в соответствии с порядком ведения государственного кадастра отходов, отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и (или) критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, при этом, в приложениях N 8 и N 9 к Методическим указаниям указываются реквизиты письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности.

Таким образом, в случае указания в проекте НЛООР реквизитов письма, свидетельствующего о намерении Общества присвоить определенный класс опасности отходу и о совершении действия по направлению документов для установления класса опасности, Управление не может отказать во включении этого отхода (без присвоенного класса опасности) в Документ НЛООР.

Общество обратилось в Управление с заявлением от 30.06.2017 г. 28/4242 о подтверждении отнесения видов отходов к конкретному классу опасности.

От указанной даты Управлением приняты к рассмотрению документы Общества по согласованию Проекта НООЛР.

Срок рассмотрения проекта НООЛР, согласно п. 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010г. №50, составляет 30 рабочих дней.

Приказ об утверждении НООЛР №961-рд издан 10.08.2017 г., а результат рассмотрения материалов обоснования классов опасности отходов для окружающей среды (отрицательный) поступил в Управление от Федеральное Бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа техногенного воздействия» (далее - ФБУ ФЦАО) 06.09.2017 г. (т.е. по истечении срока рассмотрения проекта).

В соответствии с Приказом Минприроды России от 05.12.2014 г. №541 «Об утверждении порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, органом, в полномочия которого входит отнесение отходов к классам опасности, является ФБУ ФЦАО.

Согласно п.1 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об отходах производства и потребления"  индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 10 Правил проведения паспортизации отходов I-IVклассов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 г. №712, на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов. Как установлено отчетом 2 -ТП отходы, предоставленным Обществом за 2016 год, отход щебня образовывался у Общества


 уже в 2016 году, однако обращение для присвоения класса опасности было осуществлено обществом в июне 2017г.

Общество могло заблаговременно обратиться с процедурой присвоения класса опасности отходу Щебень нефракционный от дробления и фракционирования кварцита.

Учитывая тот факт, что отход щебня образуется у Общества регулярно в течение длительного времени, что подтверждено отчетом «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» по форме 2-ТП (отходы) за 2016 год, в котором указано образование отхода «Отходы ДОФ» (щебень), Управление включило в НООЛР в строку 39 графу 4 (норматив образования отходов) данный отход как образующийся, однако при условии фактического отсутствия присвоенного класса опасности отходу, в графах 15-23 (отходы, размещаемые на эксплуатируемых объектах) строки 39 указанный отход включен быть не может.

Общество обратилось в Управление с заявлением от 30.06.2017 г. 28/4242 о подтверждении отнесения видов отходов к конкретному классу опасности. Наряду с другими отходами в заявлении указан отход - щебень нефракционный от дробления и фракционирования кварцита.

Федеральным бюджетным учреждением «Федерального центра анализа и оценки техногенного воздействия во исполнение Приказа Росприроднадзора от 24.12.2010 г. № 441 «Об организации работы по паспортизации отходов» 06.09.2017 г. рассмотрены материалы обоснования классов опасности отходов для окружающей среды АО «Кузнецкие ферросплавы» с отрицательным результатом относительно присвоения класса опасности отходу щебень нефракционный от дробления от дробления и фракционирования кварцита.

Общество повторно обратилось в Управление с Заявлением о присвоении классов опасности 07.11.2017 г.

Результат рассмотрения ФБУ «ФЦАО» обосновывающих материалов, вновь оказался отрицательным.

Таким образом, учитывая фактическое образование отхода и то, что Общество, на момент проверки Проекта НЛООР, предприняло действия для присвоения класса опасности, данный отход указан в Документе НЛООР, как образующийся, в тоже время, процедура присвоения класса опасности не окончена, класс опасности отходу не присвоен, соответственно лимит на его размещение в Документе НЛООР не указан.

Фактически, до момента установления класса опасности на отход - щебень не фракционный от дробления и фракционирования кварцита не представляется возможным указать данный отход в Документе НЛООР ввиду того, что в случае присвоения отходу, к примеру, IV класса опасности, Обществу, в силу п. 30 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ, необходимо будет включить отход щебня в лицензию, так как деятельность по размещению отходов I-IV классов опасности является лицензируемой.

Также, из заявления Общества следует, что согласно письму Генеральной
прокуратуры РФ от 25.09.2015 г. №74/3-341-2015, отсутствие отходов в ФККО при
наличии реквизитов письма о направлении заявителем в территориальный орган
Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение отхода к конкретному
классу опасности, обосновывающих состав и свойства отходов расчетов и
документов, не является основанием для отказа в утверждении НООЛР.

Однако данное письмо Генеральной прокуратуры РФ не может быть рассмотрено в качестве исключительной позиции, являющейся безоговорочным руководством к применению при согласовании Проектов НООЛР.

В силу того, что данное письмо не является даже рекомендациями, а является письмом, изданным для вынесения прокурорского представления Министру природных ресурсов и экологии с целью устранения нарушений, у Управления по настоящее время не имеется распоряжений по исключению или изменению трактования разъяснительных писем.

В случае отмены и/или изменения тех или иных как нормативных, так и ненормативных актов, все территориальные подразделения Росприроднадзора РФ информируются Федеральной службой путем направления информации. Относительно разъяснений от 15.09.2014 N 05-12-44/20925, 04.12.2014 N 05-12-44/27813, от 13.05.2015 N05-12-44/11312, письмо Росприроднадзора от 18.05.2015 N АА-03-04-36/8203, 16.07.2015 N АА-03-04-36/12324 никаких отменяющих документов не поступало. О результатах рассмотрения Министром природных ресурсов представления Генерального прокурора у Управления не имеется.

Поэтому, рассматривая письмо Генеральной Прокуратуры РФ с точки зрения беспрекословного исполнения, необходимо, также, учитывать тот факт, что указанное письмо выражает лишь очередную трактовку Федеральных законов и однозначно утверждать о конечном принятии, указанной в письме позиции не представляется возможным до фактического разрешения вопроса.

Как следует из материалов дела, 02.06.2017 года Акционерное общество «Кузнецкие ферросплавы (далее - Заявитель, Общество, АО «КФ») обратилось в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области (далее - Управление Росприроднадзора) с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение филиала «Антоновское рудоуправление».

К заявлению был приложен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выполненный в соответствии с требованиями Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 (далее Методические указания №349) и указанных в п.5 Порядка №50.

Заявление Общества и Проект НООЛР были приняты Управлением Росприроднадзора 02.06.2017 года, что подтверждается отметкой о приеме №10-5/7092 от 02.06.2017 года на описи документов к заявлению (Приложение №2).

  На основании приказа Управления Росприроднадзора от 10.08.2017 № 961-рд.  были  утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение Акционерное общество Кузнецкие ферросплавы» филиал «Антоновское рудоуправление».

В строках 36 и 39 Документа в графе 4 утверждены нормативы образования отходов, однако в графах 15-23 вышеуказанных строк отсутствовали сведения о количестве отходов, подлежащих размещению на собственных объектах размещения отходов АО «КФ», а также не указаны заявленные в Проекте НООЛР собственные объекты размещения отходов, зарегистрированные в государственном реестре объектов размещения отходов под номерами: № 42-00320-Х-00377-300415 для отвала вскрышных пород № 9, № 42-00017-Х-00479-010814 для отвала вскрышных пород № 10, № 42-00330-Х-00625-310715 для внешнего отвала №11.             

04.09.2017 года Общество обратилось в Управление Росприроднадзора с просьбой об устранении данных технических ошибок (письмо АО «КФ» № 28/5809 от 04.09.2017.

Управление Росприроднадзора своим письмом № 06-05/6662 от 04.10.2017 уведомило АО «КФ» об устранении технической ошибки и внесении в Документ об утверждении нормативов и лимитов от 10.08.2017 года изменений по графам 15-23 строки 36.

Тем же письмом № 06-05/6662 от 04.10.2017 Управление Росприроднадзора отказало во внесении изменений в  графы 15-23 строки 39, указав, что: «в представленном проекте НООЛР АО «Кузнецкие ферросплавы» Филиал «Антоновское рудоуправление» имеется отход «отходы добычи прочих полезных ископаемых, не вошедшие в другие группы (Щебень нефракционный от дробления и фракционирования кварцита)» с кодом 2 39 500 00 00 0, который не включен в ФККО, что является причиной для отказа в установлении лимита на размещение отхода (письмо Минприроды России от 18.05.2015г. №АА-03-04-36/8203).»

АО «Кузнецкие ферросплавы», считая, что отказ в установлении лимита на размещение отхода – щебня является не законным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, заслушав доводы и пояснения представителей сторон, суд признал требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению частично, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Судом установлено, что Обществу стало известно о нарушении его прав из письма от 04.10.2017,  заявление в суд поступило 10.01.2018, то есть в пределах предусмотренного ст.198 АПК РФ срока.

 Из положений  статьи 13 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании  оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской  или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входит проверка  соответствия  оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым  актом, решением, действиями или бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьёй 18 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ):

-           нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Законом №89-ФЗ,

-применительно к юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение,

-юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон №89-ФЗ).

Согласно ст.1 Закона № 89-ФЗ под нормативами образования отходов понимается установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (абзац тринадцатый). Лимит на размещение отходов представляет собой предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории (абзац двенадцатый).

Как предусмотрено п. 2 ст. 11 Закон №89-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с п.4 ст. 18 Закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Деятельность объектов филиала «Антоновское рудоуправление» АО «Кузнецкие ферросплавы» подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в связи с чем подлежат применению требования пунктов 4, 5 ст. 18 Закона №89-ФЗ.

Согласно требованиям п.5.2.59 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее Минприроды России), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 №1219, принятие нормативных правовых актов в сфере установления порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отнесено к компетенции Минприроды РФ. Указанный пункт соответствует п.5.2.56.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 №404.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается согласно Методическим    указаниям по разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение утверждены приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. N 349 (далее - Методические указания).

Проверка проекта осуществляется на основании положений Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010г. №50 Приказом Минприроды России от 25.02.2010г. №50 (далее - Порядок № 50).

Заявление Общества и Проект были рассмотрены Управлением в соответствии с п. 9 Порядка № 50.

По результатам рассмотрения на основании Приказа от 10.08.2017 № 961-рд Обществу утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - Документ НООЛР) и выдан документ об утверждении НООЛР № 5/отхА-С.

Указанным приказом были утверждены нормативы образования отходов по всем видам отходов, заявленным в Проекте. Однако, лимиты на размещение отходов были установлены не в полном объеме.

В силу п.2 Методических указаний №349 они устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Проект НООЛР), в котором обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения.

Порядок оформления Проекта НООЛР и содержание такого проекта предусмотрен разделом II Методических указаний №349 (пункты 16-28).

Согласно абзацу второму п.21 Методических указаний №349 для всех отходов, включенных и не включенных в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), формируемый Росприроднадзором в соответствии с Порядком, указанным в пункте 6 Методических указаний N 349, в Проекте НООЛР указывается класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и (или) критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

При этом в приложениях №8 и №9 к Методическим указаниям №349 отражаются реквизиты письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности.

Реквизиты этого письма были указаны АО «КФ» в таблицах 4.3 и 4.11. раздела 4 Проекта НООЛР филиала «АРУ», оформленных согласно приложениям № 8 и № 9 к Методическим указаниям №349. Данный факт не оспаривался Управлением Росприроднадзора в отказе от 04.10.2017 года, а также не оспаривался в судебном заседании.

Как следует из оспариваемого отказа Управления Росприроднадзора от 04.10.2017, каких-либо нарушений порядка оформления Проекта НООЛР филиала «Антоновское рудоуправление» АО «КФ», а также несоответствия его содержания требованиям Методических указаний №349 Управлением Росприроднадзора не установлено.

Согласно п.5 ст. 18 Закона №89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Минприроды России приказом от 25.02.2010 №50 утвердило соответствующий Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Порядок №50), пунктом 5 которого предусмотрено, что территориальный орган Росприроднадзора утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого в соответствии с утвержденными Минприроды России методическими указаниями.

В п.7 Порядка №50 определен перечень документов, представляемых в территориальный орган Росприроднадзора индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами (их филиалами и другими территориально обособленными подразделениями), в результате деятельности которых образуются отходы:

заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка

В силу пункта 8 Порядка №50 перечень документов, установленных в п.7 данного Порядка, является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов не допускается.

В случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в указанных заявлении и проекте, а также некомплектности проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, территориальные органы Росприроднадзора в течение 5 рабочих дней с даты их приема вручают индивидуальным предпринимателям и юридическим  лицам уведомление о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов или направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (пункт 9 Порядка №50).

Любая опечатка либо техническая ошибка в указании кода ФККО должна расцениваться, как неточность, подлежащая устранению. Однако в нарушение п.9 Порядка №50 Управление Росприроднадзора не направляло Обществу никаких замечаний к составу и содержанию Проекта НООЛР, принятому 02.06.2017, а также уведомлений о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений.

Согласно п. 11 Порядка №50 территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных заявления и проекта, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или решение об отказе в их утверждении.

В соответствии с п.11 Порядка №50 основаниями для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение являются:

наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка;

отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов;

превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).

Полученный Обществом Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 10.08.2017 не содержал никакой информации об отказе в утверждении нормативов и лимитов по отходам, указанным в строках 36 и 39 этого Документа.

В связи с тем, что вышеуказанным Документом от 10.08.2017 были утверждены нормативы образования отходов по всем указанным в нем отходам, в том числе по 36 и 39 строкам, Общество сочло технической ошибкой Управления Росприроднадзора отсутствие информации в графах 15-23 строк 36 и 39 по лимитам размещения отходов, которую попросило исправить письмом № 28/5809 от 04.09.2017.

Факт наличия технической ошибки был признан Управлением Росприроднадзора путем внесения 04.10.2017 соответствующих изменений в графы 15-23 строки №36 Документа от 10.08.2017. Однако письмом № 06-05/6662 от 04.10.2017 Управление Росприроднадзора уведомило АО «КФ» об отказе в части утверждения лимита на размещения отхода, указанного в строке №39 Документа от 10.08.2017, норматив образования которого был утвержден ранее.

Таким образом, несмотря на предоставление Обществом надлежащего заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также Проекта НООЛР, разработанного в соответствии с Методическими указаниями №349, территориальный орган Росприроднадзора отказал Заявителю в утверждении лимитов на размещение отхода по строке №39 по основаниям, не указанным в пункте 11 Порядка №50 и без оформления предусмотренного Порядком №50 решения, а неточности и (или) неполноту сведений, предположительно содержащихся в представленных документах, не предложил устранить в течение 10 рабочих дней соответствующим уведомлением, предусмотренным пунктом 9 Порядка №50.

Как следует из оспариваемого отказа Управления Росприроднадзора от 04.10.2017, каких-либо нарушений порядка оформления Проекта НООЛР филиала «Антоновское рудоуправление» АО «Кузнецкие ферросплавы», а также несоответствия его содержания требованиям Методических указаний №349 Управлением Росприроднадзора не установлено. В случае необходимости уточнения кода отхода по строке 39 это должно было быть сделано Росприроднадзором в соответствии с п.9 Порядка №50 путем направления уведомления и предоставления Обществу предусмотренного законом срока.

При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ Управления Росприроднадзора не соответствует Закону №89-ФЗ, Порядку №50 и Методическим указаниям №349, что свидетельствует о нарушении Управлением Росприроднадзора прав и законных интересов Заявителя.

Довод Росприоднадзора о том, что в случае присвоения отходу, к примеру, IV класса опасности, Обществу, в силу п. 30 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ, необходимо будет включить отход щебня в лицензию, так как деятельность по размещению отходов I-IV классов опасности является лицензируемой, судом отклоняется.

Ни суд, ни контролирующий орган не могут руководствоваться предположениями, а должны исходить из тех обстоятельств, которые существуют на момент принятия соответствующего решения,  и тех документов, которые необходимы для принятия этого решения и установлены законодательством.

Предположения контролирующего органа об осуществлении какой-либо запрещенной деятельности в будущем, не могут служить законным основанием для отказа в предоставлении лимитов в настоящий момент.

 Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности отказа Росприроднадзора, а, следовательно, об удовлетворении требований заявителя.

Поскольку требование заявителя в отношении Росприроднадзора удовлетворено,  то расходы по оплате госпошлины в размере 3000 рублей подлежат взысканию с Росприроднадзора в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования  удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Росприроднадзора по Кемеровской области в утверждении АО «Кузнецкие ферросплавы» лимитов на размещение отхода «щебень нефракционный от дробления и фракционирования кварцита» на внешнем отвале № 11 филиала «Антоновское рудоуправление» АО «Кузнецкие ферросплавы», изложенный в письме от 04.10.2017 № 06-05/6662.

Обязать Управление Росприроднадзора по Кемеровской области внести изменения в Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение peг. № 5/отхА-С сроком действия с 10.08.2017 года по 10.08.2022 года в части утверждения лимитов на размещение отхода «щебень нефракционный от дробления и фракционирования кварцита» на внешнем отвале № 11 филиала «Антоновское рудоуправление» АО «Кузнецкие ферросплавы» (графы 15-23 строки 39 Документа) в соответствии с Проектом НООЛР филиала «Антоновское рудоуправление» АО «Кузнецкие ферросплавы».

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродонадзора) по Кемеровской в пользу Акционерного общества «Кузнецкие ферросплавы» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

  После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.

  Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в  месячный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный  апелляционный суд.

Судья                                                                                     И.В.Конкина