Красная ул., д. 8, г. Кемерово, 650000
сайт: http://www.kemerovo.arbitr.ru,
т. (8-3842) 58-17-59, ф. 58-37-05
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-20344/2014
11 марта 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2015 года
Полный текст решения изготовлен 11 марта 2015 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи И.А. Конаревой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосовой В.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области «Кемеровский областной клинический наркологический диспансер» г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (г. Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным бездействия
при участии:
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области «Кемеровский областной клинический наркологический диспансер»: представитель ФИО1 по доверенности №1 от 05.11.2014, паспорт,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области: представитель ФИО2 по доверенности №171 Д от 29.12.2014, удостоверение,
у с т а н о в и л:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Кемеровский областной клинический наркологический диспансер» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным бездействия, а именно уклонения от государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее- ЕГРП) в отношении амбулаторного наркологического кабинета, расположенного по адресу: г. Кемерово, Кировский район, ул. Потемкина, 8 «А», а также просит обязать Управление Росреестра внести изменения в ЕГРП.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что Учреждение обратилось в Управление Росреестра за государственной регистрацией внесения изменений в ЕГРП, которые не были осуществлены Управлением Росреестра в виду отсутствии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. Между тем, Учреждение полагает, что в Федеральном законе от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее- Федеральный закон №122-ФЗ) не содержится однозначного указания на то, что при подаче заявления о государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП и выдаче свидетельств о праве должен предоставляться документ об уплате государственной пошлины. Согласно пункта 2 статьи 17 Федерального закона №122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Заявитель полагает, что у Учреждения как государственного органа, действующего в сфере властных, публичных отношений, отсутствует обязанность по уплате государственной пошлины, соответственно нет обязанности представлять документ, подтверждающий ее уплату. Кроме того, указывает заявитель, Федеральный закон №122-ФЗ не содержит перечня документов, представляемых для государственной регистрации категорий заявителей, освобожденных от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 4.4. пункта 3, подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4.1. пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации. Также заявитель указывал, что в соответствии с подпунктом 4.4. пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина не уплачивается при внесении изменений в ЕГРП в случае изменения законодательства Российской Федерации. В связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее- Федеральный закон №83-ФЗ), Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области издан приказ от 16.11.2011 № 1278, в соответствии с пунктом 2 которого государственное учреждение здравоохранения «Кемеровский областной клинический наркологический диспансер» переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Кемеровский областной клинический наркологический диспансер». В связи с указанным, Учреждение также должно быть освобождено от уплаты государственной пошлины при внесении изменений в ЕГРП. Поскольку Учреждением были представлены все необходимые для проведения государственной регистрации документы, бездействие Управления Росреестра является незаконным. Подробнее доводы Учреждения изложены в заявлении и заявлении об уточнении заявленных требований.
Управление Росреестра в письменном отзыве и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления Учреждения, указали на отсутствие оснований для государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП при отсутствии уплаты государственной пошлины. Полагают, что внесение изменения в наименование Учреждения не являлось обязательным в силу Федерального закона №83-ФЗ, в данном случае был издан приказ Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области. Таким образом, необходимость внесения изменения в ЕГРП связана с реализацией права по изменению типа государственного учреждения, а не обязанности, возникшей в силу закона, соответственно государственная пошлина должна уплачиваться согласно подпункта 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ. Подробнее доводы Управления Росреестра изложены в отзыве на заявление.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле арбитражный суд установил следующее.
17.04.2014 в Управление Росреестра поступили заявления Учреждения о внесении изменений в записи ЕГРП по субъекту с выдачей свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества, в том числе на объект недвижимого имущества: амбулаторный наркологический кабинет, расположенный по адресу: г. Кемерово, Кировский район, ул. Потемкина, 8 «А» и заявления о выдаче свидетельства о государственной регистрации права. В подтверждение получения документов на государственную регистрацию Учреждению были выданы соответствующие расписки.
Действия по внесению изменений в ЕГРП и выдаче свидетельств о государственной регистрации права Управлением Росреестра осуществлено не было в виду отсутствия оплаты государственной пошлины за внесение изменений в записи ЕГРП.
Также Управлением Росреестра письмом от 13.08.2014 №01-09-01/07251 Учреждению было разъяснено, что за внесение изменений в ЕГРП и выдачу свидетельства о государственной регистрации права организациями должна быть уплачена государственная пошлина в установленном Налоговым кодексом РФ размере.
Заявитель, полагая, что бездействием Управления Россреестра нарушены его права и законные интересы обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд признал заявленное требование необоснованным и неподлежащим удовлетворению, исходя из нижеследующего.
Согласно статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовое регулирование отношений, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной Федеральным законом №122-ФЗ системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в ЕГРП.
ЕГРП предназначен для ведения унифицированной в пределах Российской Федерации системы записей о правах на недвижимое имущество, о сделках с ним, а также об ограничениях (обременениях) этих прав.
ЕГРП состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Каждый раздел реестра содержит описание объекта, записи о праве собственности и иных вещных правах на этот объект, имя (наименование) правообладателя, записи об ограничениях (обременениях) этих прав и наличии сделок с этим объектом.
Государственная регистрация для заявителей и третьих лиц выражается в совершении регистрационной записи и или выдаче свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Внутренним выражением государственной регистрации является внесение записей о государственной регистрации в ЕГРП.
Порядок внесения записей в ЕГРП предусматривается Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 №219 (действовавшими в спорный период).
ЕГРП содержит сведения о правообладателе (лице, права которого ограничиваются (обременяются), лице, в пользу которого права ограничиваются (обременяются), стороне сделки), при этом в записях ЕГРП указываются: в отношении российского юридического лица - полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, дата государственной регистрации, наименование органа, осуществившего такую регистрацию, код причины постановки на учет, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности).
Соответственно, при изменении таких сведений, в том числе в наименовании правообладателя, вносятся соответствующие изменения в записи ЕГРП.
Отсутствие в Федеральном законе №122-ФЗ специальных норм, регулирующих порядок действий при предоставлении документов для государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП и выдаче свидетельств о праве не означает, что совершение таких действий должно производится регистрирующим органом без оплаты государственной пошлины.
В соответствии с частью 1 статьи 333.16 Налогового кодекса РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Плательщики государственной пошлины, порядок и сроки уплаты государственной пошлины, размеры государственной пошлины уплачиваемой за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий, льготы для льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций устанавливаются главой 25.3 Налогового кодекса РФ.
Подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ, на момент подачи Учреждением заявления о внесении изменений в записи ЕГРП, размер государственной пошлины за внесение изменений в записи ЕГРП с ним, составлял для организаций - 600 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ государственная пошлина не уплачивается за внесение изменений в ЕГРП в случае изменения законодательства Российской Федерации.
Доводы Учреждения о том, что оно освобождено от уплаты государственной пошлины, поскольку является государственным органом, являются необоснованными.
Учреждение в соответствии с его уставом является некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации –Кемеровской областью. Выполнение Учреждением работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) не придает ему статуса самого органа государственной власти. Внесение изменения в записи в ЕГРП в связи с изменением наименования Учреждения не связано с выполнением работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий государственных органов. Соответственно Учреждение не может быть освобождено от уплаты государственной пошлины, установленной главой 25.3 Налогового кодекса РФ именно как орган государственной власти (государственного органа).
В отношении отсутствия обязанности Учреждения уплаты государственной пошлины за внесение изменений в записи ЕГРП в случае изменения законодательства Российской Федерации суд отмечает следующее.
Подпунктом «а» пункта 3 статьи 5 Федерального закона №83-ФЗ в абзац 2 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации вносятся изменения, согласно которым государственные (муниципальные) учреждения могут осуществлять свою деятельность исключительно в статусе автономных, бюджетных и казенных учреждений.
В соответствии с подпунктом 4.4 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ установлено, что государственная пошлина не уплачивается за внесение изменений в ЕГРП в случае изменения законодательства Российской Федерации.
Таким образом, государственная пошлина не должна уплачиваться в случае изменения законодательства Российской Федерации, влекущего необходимость внесения изменений в записи ЕГРП по независящим от правообладателей, владельцев или пользователей недвижимого имущества причинам.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Федерального закона №83-ФЗ установлен исчерпывающий перечень федеральных государственных учреждений, действующих на момент официального опубликования Федерального закона №83-ФЗ, тип которых должен быть изменен исключительно на федеральные казенные учреждения.
При этом, изменение типа существующего бюджетного, казенного или автономного учреждения в целях создания учреждения иного типа не является следствием изменения законодательства Российской Федерации. В данном случае необходимость внесения изменений в записи ЕГРП связана с реализацией права по изменению типа государственного и муниципального учреждения.
В рассматриваемом случае был издан приказа Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области, то есть необходимость внесения изменения в записи ЕГРП связана с реализацией права по изменению типа государственного учреждения, а не обязанности, возникшей в силу закона.
Также необходимо иметь в виду, что положениями статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» исключается обязательность указания в наименовании некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, ее типа.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительными документами некоммерческих организаций является устав, утвержденный ее учредителями.
Устав бюджетного или казенного учреждения должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.
Таким образом, законодательно установлена только обязанность включения в Устав бюджетного учреждения указания на его тип. В наименовании такого учреждения обязанность указывать тип исключена.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 31 Федерального закона №83-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и должны были внести изменения в уставы подведомственных учреждений.
Соответственно, Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области не обязан был вносить изменение в наименование Учреждения относительно указания типа учреждения.
Исходя из изложенного, внесение изменений в записи ЕГРП в данном случае не связано с возложение обязанностей по изменению типа учреждения в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Федерального закона №83-ФЗ. Необходимость внесения изменений в записи ЕГРП связана с реализацией права по изменению типа государственного и муниципального учреждения, соответственно, государственная пошлина должна уплачиваться согласно подпункту 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ.
Доводы заявителя об отсутствии обязанности уплачивать государственную пошлину за выдачу свидетельства о государственной регистрации права в связи с внесением изменений в записи ЕГРП также являются необоснованными.
Согласно подпункта 33 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ за повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (взамен утерянного, пришедшего в негодность, в связи с внесением в содержащуюся в ЕГРП запись о праве изменений, в том числе с исправлением в данной записи технической ошибки, за исключением ошибок, допущенных по вине органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним) государственная пошлина уплачивается организациями - в размере 600 рублей (в спорный период).
Льгот по уплате государственной пошлины за выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество в случае внесения изменений в ЕГРП, связанных с изменением законодательства Российской Федерации, главой 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса РФ не предусмотрено.
Таким образом, в отсутствии документа, подтверждающего государственную пошлину государственная регистрация изменений в записи ЕГРП производится не должна.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Управление Россрестра правомерно не произвело государственную регистрацию изменений в записи ЕГРП, его действия не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Учреждения.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая результаты рассмотрения настоящего дела, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлине за рассмотрение дела относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
р е ш и л:
в удовлетворении заявленных государственным бюджетным учреждением здравоохранения Кемеровской области «Кемеровский областной клинический наркологический диспансер» (г. Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>) требований отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в месячный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья И.А. Конарева